Занятие по формированию фонетико-фонематической стороны речи
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Осинцева Ирина Алексеевна

Занятие по формированию фонетико-фонематических представлений

(подгрупповое занятие для детей подготовительной группы )

Тема: Дифференциация звуков С-Ш

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s-sh.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по формированию фонетико-фонематических представлений

(подгрупповое занятие для детей подготовительной группы )

Тема: Дифференциация звуков С-Ш

Задачи:

- закреплять умение  различать на слух звуки С – Ш и правильно употреблять  их в речи;

- формировать практические навыки согласования прилагательных с существительными множественного  числа в дательном  падеже;

- обогащать словарный запас путём уточнения  лексических  значений слов.

Оборудование: сундучок, шкатулка, катушка, носки, шарик, карандаш, краски, маска, корзинка, солнышко(мягкая игрушка), зайчик Степашка, сушки, предметные картинки (сосна, мышка, сова, оса; рубашка, шапка, вишня, собака).

   

Ход занятия:

Орг. момент.

Дети рассматривают предметы, которые стоят на столе.

Логопед: «Посмотрите на эти два предмета: справа от меня – сундук, слева – шкатулка. Повторите эти слова за мной. (Дети повторяют.)

- Скажите, чем эти предметы отличаются друг от друга?

(Сундук больше, чем шкатулка. Шкатулка маленькая и красивая. У сундука есть замок…)

- А в чём их сходство?

(Они похожи на ящик с крышкой. В сундуке и шкатулке что-то хранят.)

Логопед обобщает и уточняет значения данных слов (сундук – ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и замком, шкатулка – небольшой закрывающийся ящик для мелких предметов.)

- Произнесите слово «сундук» и выделите 1-й звук.

(С-С-С)

- Теперь произнесите слово «шкатулка» и назовите в нем 1-й звук.

(Ш-Ш-Ш)

- На столе перед вами различные предметы. Если в слове слышится звук С, то положите  его в сундук, а если звук Ш, то в шкатулку. При этом нужно проговаривать, что вы

( Я кладу носки  в сундук. Я кладу катушку в шкатулку.) (Носки, шарик, катушка, карандаш, краски, маска.)

 

 Сообщение темы занятия.

Логопед: Вы, наверное уже догадались, что сегодня мы будем различать звуки С – Ш на слух и учиться правильно их произносить в речи.

 

Актуализация имеющихся знаний у детей.

Логопед: Что делают наши губы, зубы и язык, когда мы произносим звук С?

(Наши губы улыбаются, кончик языка опущен за нижние зубы. Воздушная струя прохладная.)

- А как работают губы и язык при произнесении звука Ш?

(При произнесении звука  Ш  губы вытягиваются в «трубочку», язык поднят «чашечкой» к нёбу.)

- Что ещё можно сказать про эти звуки? Какие они?

(Эти звуки – согласные, глухие.)

- Давайте ещё раз убедимся, что эти звуки – глухие. Как это можно проверить?

Дети прикладывают тыльную сторону ладони к горлу и произносят звуки С, Ш. Логопед обобщает ответы детей.

Основная часть.

Логопед:  Мне кто-то звонит, я чувствую вибрацию телефона. (Делает вид, что разговаривает с кем-то по телефону. Потом встает и берёт с подоконника корзинку.)

 - Сегодня специально к нашему занятию Бабушка – Загадушка передала свой кузовок. Как вы думаете, что в нём лежит?

(Там могут быть игрушки, загадки.)

- Давайте посмотрим, что здесь на этот раз. (Достаёт картинку «солнышко».)

Дети проговаривают слово, затем логопед читает задание.)

Бабушка-Загадушка предлагает вам поиграть в игру «Узнай звук». Когда вы услышите в словах звук С, хлопните в ладоши 1 раз, а когда услышите звук Ш - 2 раза. (Сом, шапка, душ, самолёт, шуба, кошелёк, оса, шлем, пушка, кошка, сук.)

Дети выполняют задание.

Динамическая пауза.

Звучит музыка.

 Логопед: Я буду читать стихи, а вам нужно будет подражать животным, которых я назоваю.

На полочке нашей

Смешные игрушки:

Смешные ежи  

   (Дети бегают мелкими шагами.)

И смешные лягушки.

    (Прыгают, как лягушки.)

Смешные медведи,

     ( Ходят, как медведи.)_

Смешные олени,  

     (Подносят скрещенные руки к голове, пальцы раздвинуты.)

Смешные моржи,    

      (Двигаются боком.)

Смешные тюлени.                    

       (Бегут с подскоком.)

Логопед достаёт из кузовка изображение зайчонка  Степашки. Дети называют героя телепередачи и выполняют следующее задание.

Развитие движений кистей рук.

Логопед: Представим, что ваша кисть – это язык. Если пальчики опущены вниз, то произносим слог со звуком С – (СА,СО,СУ,…), Если пальчики подняты вверх (как наш язычок), то – слоги со звуком Ш.

Дети повторяют за логопедом слоговые ряды (са–ша, со–шо, су–шу, ши-сы-ши, ес-еш-ес. Проговаривание слоговых рядов сопровождается движениями кистей рук (упражнение выполняется  сначала правой, потом – левой, затем обеими руками одновременно.)

 

Логопед достаёт из кузовка сушки, дети называют.

Игра «Четвёртый лишний».

Логопед:  А теперь последнее задание от Бабушки-Загадушки. Перед вами  картинки. Из   4-х штук одна  из них лишняя. Вы должны догадаться - какая и почему.( Сосна, мышка, сова, оса; рубашка, шапка, вишня, собака.)

Итоги занятия.

Логопед: Вот и закончились задания из кузовка. Вам понравилось выполнять их? Я передам Бабушке – Загадушке от вас «спасибо».  А она просила угостить вас сушками за то, что вы очень старались и были внимательными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

«Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Тематический план занятий по формированию фонетико-фонематической стороны речи, подготовки к овладению грамотой детей страшего дошкольного возраста с ОНР

Тематический план занятий по формированию фонетико-фонематической стороны речи, подготовки к овладению грамотой(старшая группа – ОНР)...

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей 5-6 лет на тему: "Звук и буква С"

Занятие 22. Звук и буква СЦели занятия:Коррекционно-образовательные:—   познакомить детей со звуком и буквой С;—   научить характеризовать его по акустиче­ским и ар...

Конспект группового логопедического занятия по формированию фонетико – фонематической стороны речи. Тема: «Звук и буква П»

Тема: Звук [П], [П′]. Буква П Цели занятияКоррекционно – образовательные: - Закрепить умение придумывать слова на заданный слог...

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико - фонематической стороны речи .Тема: « В стране шумов и звуков».

Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей на материале неречевых звуков и слов, близких по звуковому составу....

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи (старший дошкольный возраст). Звук (Ж)

Данный конспект был составлен для проведения открытого мероприятия в рамках нашего детского сада и рассчитан на детей с ТНР (старшая группа). В нем представлены основные этапы логопедической работы с ...

Конспект группового логопедического занятия по формированию фонетико – фонематической стороны речи. Тема: Звук [Л], [Л′]. Буква Л

Тема: Звук [Л], [Л′]. Буква Л Цели занятия 1. Коррекционно – образовательные: - Продолжать закреплять умение различать гласные и согласные звуки- Закрепить умение на слух оп...