Занятие по формированию лексико-грамматических категорий
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Осинцева Ирина Алексеевна

Тема: "Домашние животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_teme_dom.zhivotnye.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: актуализация словаря детей по теме “Домашние животные” на логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры.

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепление представлений о домашних животных. Уточнение и расширение словаря по теме “Домашние животные”.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать артикуляционную моторику, мимическую мускулатуру, мелкую моторику. Развивать зрительное, речеслуховое, слуховое, тактильное восприятие, творческое воображение. Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-воспитательные задачи:прививать любовь к домашним животным.

Оборудование: цветные карандаши, альбомный лист, ножницы, иллюстрации (плакат с изображением домашних животных, картинки с изображением домашних животных), письмо в конверте.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Ко мне сегодня утром в окошко залетела сорока – белобока и принесла на хвосте письмо от бабушки и дедушки. Давайте его прочтем! (Достает письмо и читает: - Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики. У нас случилась беда – разбежались все животные с нашего двора. Помогите, пожалуйста, их найти. А чтобы найти, вам нужно будет отгадать загадки.)

2. Отгадывание загадок. (По мере отгадывания на доску вывешиваются изображения домашних животных)

Рыльце лепешкой,
С копытцами ножки,
Толстое брюшко,
Хвост, как стружка.
(Свинья)      Он рогат и бородат,
                                                        Строго смотрит на ребят.
                                                        Если кто озорничает –
                                                        Забодает, забодает! (
Козел)            Ходит печка
                                                                                                                    Вся в колечках. (
Овца)

Кто меняет
Молоко на сено? (
Корова)          Скор, как стрела,
                                                       Силен, как вол.
                                                       В поле – бурлак,
                                                       В бою – орел. (
Конь)              К “своим” ласкается,
                                                                                                         На “чужих” ругается.
                                                                                                         В своем же теремочке
                                                                                                         Сидит на замочке. (
Собака.)

Пан шагает по дороге.
У него, как ласты ноги.
Шея длинная дугой,
Защипает, если злой! (
Гусь.)

Ходит на рыбалку
Неспеша в развалку;
Сама себе удочка,
Сама себе лодочка. (
Утка.)

Наша добрая подружка
Даст нам перьев на подушку,
Даст яичек для блинов,
Куличей и пирогов. (
Курица.)

Воевода голосист,
А вотчина его
Квокчатая. (
Петух.)

Всегда на всех
Надут как мех. (
Индюк.)

Глазки изумрудные,
Шубушкапуховая,
Песенки любезные,
Коготки железные. (
Кошка.)

Педагог: – Молодцы ребята, всех животных вернули обратно во двор. Бабушка и дедушка довольны вашей работой. Давайте вспомним, каких животных мы помогли вернуть? (Свинья, козел, овца, корова, конь, собака, гусь, утка, курица, петух, индюк, кошка.)

– А как можно всех этих животных назвать одним словом? (Домашние.)

– А почему? (Потому что они живут рядом с человеком, который за ними ухаживает…)

3. Пальчиковая гимнастика:  «Собака»

У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

4. Логопедическое лото “У кого какой малыш?”

Педагог: Во дворе перепутались все детеныши наших животных. Давайте поможем вернуть детенышей их мамам и папам.

(На фланелеграфе выставлены изображение животных и детенышей вразброс. Нужно собрать их вместе: детенышей со своими мамами.)

Собака – щенок
Овца – ягненок
Корова – теленок
Свинья – поросенок
Лошадь – жеребенок
Курица – цыпленок
Утка – утенок
Коза – козленок
Кошка – котенок
Индюк – индюшонок
Гусь – гусенок

(Можно повторить – назвать хором.)

Педагог: Молодцы!

Стихотворение “Моя мама лучше всех”.

Может строго и сурово
На других смотреть Корова.
Лишь Теленком целый
Любоваться ей не лень.

Мама – Лошадь так красива!
Пышный хвост, густая грива.
Посмотрите как она
Грациозна и стройна!

Постоим еще минутку –
Поглядим на маму – Утку:
Пусть нагреется вода
Возле берега пруда

– Пи-пи-пи! – поет Цыпленок.
Голосок на редкость звонок.
Мама рада: – Ко-ко-ко!
Полетит он высоко.

Смотрит мама на ягнят.
Полон ласки мамин взгляд.

Нет козы на свете краше
И добрей чем мама наша!

5. Назови ласково:

Щенок – щеночек
Теленок – теленочек
Поросенок – поросеночек
Жеребенок – жеребеночек
Козленок – козленочек
Ягненок – ягненочек и т. д.

Молодцы вы справились и с этим заданием. Но у меня для вас есть еще одно задание, оно называется “Что не так?”. Найдите ошибку, скажите правильно.

6. Игра “Кто так говорит?”

– Корова – хрю-хрю – мычит
– Лошадь – ме-е – ржет
– Свинья – му-у – хрюкает
– Козел – ку-ка-ре-ку – блеет
– Овца – и-го-го – блеет
– Собака – кле-кле – лает
– Гусь– ко-ко – гогочет
– Утка – мяу-мяу – крякает
– Курица – гав-гав – клокочет
– Петух – кря-кря – кукарекает
– Индюк – хрю-хрю – клокочет
– Кошка – бе-е – мяукает

(Дети исправляют, и говорят правильно: – Корова – му-у – мычит; и т.д.)

Педагог: Молодцы, ребята, вы справились с заданием.

7. Игра “Кто что ест?”

Необходимо распределить животных по группам питания.

Корова – сено и т. д.

8. Рисование или раскрашивание домашних животных.

А каких домашних животных вы хотели бы иметь у себя дома, нарисуйте, пожалуйста!

9. Итог занятия.

– Оцениваются работы детей;

– С какими животными мы с вами сегодня познакомились? (Домашними.)

Цель: актуализация словаря детей по теме “Домашние животные” на подгрупповом  логопедическом занятии со старшей возрастной группой.

Образовательные задачи:

- закрепление представлений о домашних животных;

- уточнение и расширение словаря по теме “Домашние животные”.

Развивающие задачи:

- развивать артикуляционную моторику, мимическую мускулатуру, мелкую моторику;

- развивать зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение;

- совершенствовать грамматический строй речи.

Воспитательные задачи:

-прививать любовь к домашним животным;

- учить работать в коллективе.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Ко мне сегодня утром в окошко залетела сорока – белобока и принесла на хвосте письмо от бабушки и дедушки. Давайте его прочтем! (Достает письмо и читает: Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики. У нас случилась беда – разбежались все животные с нашего двора. Помогите, пожалуйста, их найти.) А чтобы найти, нужно отгадать загадки.

2. Отгадывание загадок. (По мере отгадывания появляются  изображения домашних животных. Время от времени педагог спрашивает детей, по каким признакам они смогли отгадать загадку.)

Рыльце лепешкой,
С копытцами ножки,
Толстое брюшко,
Хвост, как стружка.
(Свинья)

Это кто? Бородка, рожки.
У неё в копытцах ножки.
Даёт великолепное
Молочко целебное.
Хитрые блестят глаза
И зовут её ...(коза).

Быстрее ветра я скачу,
''Цок-цок,'' – копытами стучу,
Я громко ''и-го-го'' кричу,
Садись на спину – прокачу! (Лошадь)

Ходит печка
Вся в колечках. (
Овца)

Кто меняет
Молоко на сено? (
Корова)

К “своим” ласкается,
На “чужих” ругается.
В своем же теремочке
Сидит на замочке. (
Собака)

Глазки изумрудные,
Шубушка пуховая,
Песенки любезные,
Коготки железные. (
Кошка)

Педагог: – Молодцы ребята, всех животных вернули обратно во двор. Бабушка и дедушка довольны вашей работой. Давайте вспомним, каких животных мы помогли вернуть? (Свинья, коза, овца, корова, лошадь, собака, кошка.)

– А как можно всех этих животных назвать одним словом? (Домашние.)

– А почему? (Потому что они живут рядом с человеком, который за ними ухаживает…)

3. Логопедическое лото “У кого какой малыш?”

Педагог: Во дворе перепутались все детеныши наших животных, поможем вернуть детенышей их мамам и папам? (Да.)

(На мониторе  изображены домашние животные  и их детеныши  вразброс.Нужно собрать их вместе: детенышей со своими мамами.)

Собака – щенок
Овца – ягненок
Корова – теленок
Свинья – поросенок
Лошадь – жеребенок
Коза – козленок
Кошка – котенок

4. Пальчиковая гимнастика.

«Котята»

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол. 
У кошечки нашей есть десять котят, 

Покачиваем руками, не разъединяя их. 

Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых, 
Два маленьких самых,
И самых красивых. 

Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
 

«Козочка»

Шел старик дорогою,        Идти пальчиками по столу, показать пальчиками

Нашел козу безрогую.        рога, постучать пальчиками по столу, снова

Давай коза, попрыгаем,        показать рога, погрозить пальчиком.

Ножками подрыгаем.

А коза бодается,

А старик ругается.

Педагог: Молодцы! Люди, которые содержат домашних животных, заботятся о них, любят, и, конечно же, ласково их называют. Давайте и мы назовём ласково детёнышей домашних животных.

5. Назови ласково:

Котёнок – котёночек

Щенок – щеночек
Теленок – теленочек
Поросенок – поросеночек
Жеребенок – жеребеночек
Козленок – козленочек
Ягненок – ягненочек

Педагог: Молодцы, вы справились и с этим заданием. Но у меня для вас есть еще одно задание, оно называется “Что не так?”. Найдите ошибку, скажите правильно.

6. Игра “Кто как говорит?”

– Корова – гав-гав – мычит
– Лошадь – бе-е – ржет
– Свинья – му-у – хрюкает
– Овца – мяу-мяу – блеет
– Собака – хрю - хрю – лает

– Кошка – и-го-го – мяукает(Дети исправляют, и говорят правильно: – Корова – му-у – мычит; и т.д.)  

Педагог: Молодцы, ребята, вы справились и с этим  заданием.

7. Игра “Кто что ест?” ( Нужно распределить животных по группам питания.)

Корова – сено и т. д.

8. Итоги занятия.

– Вот мы и нашли домашних животных, которые убежали со двора. Без вашей помощи бабушка с дедушкой  не справились бы. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий по теме "Осень". Звук О

Занятие в средней логопедической группе. Провдится в парке. Направлено на развитие речи, активизацию словаря, совершенствование навыеков словообразования. развитие артикуляционной и мелкой моторики....

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР

Предлагаю конспект занятия, стержень которого стихотворный текст, ведь поэзия является уникальным средством развития фонематического слуха. Оно представляет собой маленький поэтический спектакль, кото...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР"Цветик-семицветик"

Представлен  конспект занятия  по формированию лексико-грамматических кактегорий у детей с ОНР. Игровая форма представленного материала позволяет повысить мотивационную готовность логопатов ...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Посуда»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Посуда»...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»

Конспект  занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...