Занятие по формированию лексико-грамматических категорий
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Цель: актуализация словаря детей по теме “Домашние животные” на логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры.
Коррекционно-образовательные задачи: Закрепление представлений о домашних животных. Уточнение и расширение словаря по теме “Домашние животные”.
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать артикуляционную моторику, мимическую мускулатуру, мелкую моторику. Развивать зрительное, речеслуховое, слуховое, тактильное восприятие, творческое воображение. Совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно-воспитательные задачи:прививать любовь к домашним животным.
Оборудование: цветные карандаши, альбомный лист, ножницы, иллюстрации (плакат с изображением домашних животных, картинки с изображением домашних животных), письмо в конверте.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Ко мне сегодня утром в окошко залетела сорока – белобока и принесла на хвосте письмо от бабушки и дедушки. Давайте его прочтем! (Достает письмо и читает: - Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики. У нас случилась беда – разбежались все животные с нашего двора. Помогите, пожалуйста, их найти. А чтобы найти, вам нужно будет отгадать загадки.)
2. Отгадывание загадок. (По мере отгадывания на доску вывешиваются изображения домашних животных)
Рыльце лепешкой,
С копытцами ножки,
Толстое брюшко,
Хвост, как стружка. (Свинья) Он рогат и бородат,
Строго смотрит на ребят.
Если кто озорничает –
Забодает, забодает! (Козел) Ходит печка
Вся в колечках. (Овца)
Кто меняет
Молоко на сено? (Корова) Скор, как стрела,
Силен, как вол.
В поле – бурлак,
В бою – орел. (Конь) К “своим” ласкается,
На “чужих” ругается.
В своем же теремочке
Сидит на замочке. (Собака.)
Пан шагает по дороге.
У него, как ласты ноги.
Шея длинная дугой,
Защипает, если злой! (Гусь.)
Ходит на рыбалку
Неспеша в развалку;
Сама себе удочка,
Сама себе лодочка. (Утка.)
Наша добрая подружка
Даст нам перьев на подушку,
Даст яичек для блинов,
Куличей и пирогов. (Курица.)
Воевода голосист,
А вотчина его
Квокчатая. (Петух.)
Всегда на всех
Надут как мех. (Индюк.)
Глазки изумрудные,
Шубушкапуховая,
Песенки любезные,
Коготки железные. (Кошка.)
Педагог: – Молодцы ребята, всех животных вернули обратно во двор. Бабушка и дедушка довольны вашей работой. Давайте вспомним, каких животных мы помогли вернуть? (Свинья, козел, овца, корова, конь, собака, гусь, утка, курица, петух, индюк, кошка.)
– А как можно всех этих животных назвать одним словом? (Домашние.)
– А почему? (Потому что они живут рядом с человеком, который за ними ухаживает…)
3. Пальчиковая гимнастика: «Собака»
У собаки острый носик, | Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. |
4. Логопедическое лото “У кого какой малыш?”
Педагог: Во дворе перепутались все детеныши наших животных. Давайте поможем вернуть детенышей их мамам и папам.
(На фланелеграфе выставлены изображение животных и детенышей вразброс. Нужно собрать их вместе: детенышей со своими мамами.)
Собака – щенок
Овца – ягненок
Корова – теленок
Свинья – поросенок
Лошадь – жеребенок
Курица – цыпленок
Утка – утенок
Коза – козленок
Кошка – котенок
Индюк – индюшонок
Гусь – гусенок
(Можно повторить – назвать хором.)
Педагог: Молодцы!
Стихотворение “Моя мама лучше всех”.
Может строго и сурово
На других смотреть Корова.
Лишь Теленком целый
Любоваться ей не лень.
Мама – Лошадь так красива!
Пышный хвост, густая грива.
Посмотрите как она
Грациозна и стройна!
Постоим еще минутку –
Поглядим на маму – Утку:
Пусть нагреется вода
Возле берега пруда
– Пи-пи-пи! – поет Цыпленок.
Голосок на редкость звонок.
Мама рада: – Ко-ко-ко!
Полетит он высоко.
Смотрит мама на ягнят.
Полон ласки мамин взгляд.
Нет козы на свете краше
И добрей чем мама наша!
5. Назови ласково:
Щенок – щеночек
Теленок – теленочек
Поросенок – поросеночек
Жеребенок – жеребеночек
Козленок – козленочек
Ягненок – ягненочек и т. д.
Молодцы вы справились и с этим заданием. Но у меня для вас есть еще одно задание, оно называется “Что не так?”. Найдите ошибку, скажите правильно.
6. Игра “Кто так говорит?”
– Корова – хрю-хрю – мычит
– Лошадь – ме-е – ржет
– Свинья – му-у – хрюкает
– Козел – ку-ка-ре-ку – блеет
– Овца – и-го-го – блеет
– Собака – кле-кле – лает
– Гусь– ко-ко – гогочет
– Утка – мяу-мяу – крякает
– Курица – гав-гав – клокочет
– Петух – кря-кря – кукарекает
– Индюк – хрю-хрю – клокочет
– Кошка – бе-е – мяукает
(Дети исправляют, и говорят правильно: – Корова – му-у – мычит; и т.д.)
Педагог: Молодцы, ребята, вы справились с заданием.
7. Игра “Кто что ест?”
Необходимо распределить животных по группам питания.
Корова – сено и т. д.
8. Рисование или раскрашивание домашних животных.
А каких домашних животных вы хотели бы иметь у себя дома, нарисуйте, пожалуйста!
9. Итог занятия.
– Оцениваются работы детей;
– С какими животными мы с вами сегодня познакомились? (Домашними.)
Цель: актуализация словаря детей по теме “Домашние животные” на подгрупповом логопедическом занятии со старшей возрастной группой.
Образовательные задачи:
- закрепление представлений о домашних животных;
- уточнение и расширение словаря по теме “Домашние животные”.
Развивающие задачи:
- развивать артикуляционную моторику, мимическую мускулатуру, мелкую моторику;
- развивать зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение;
- совершенствовать грамматический строй речи.
Воспитательные задачи:
-прививать любовь к домашним животным;
- учить работать в коллективе.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Ко мне сегодня утром в окошко залетела сорока – белобока и принесла на хвосте письмо от бабушки и дедушки. Давайте его прочтем! (Достает письмо и читает: Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики. У нас случилась беда – разбежались все животные с нашего двора. Помогите, пожалуйста, их найти.) А чтобы найти, нужно отгадать загадки.
2. Отгадывание загадок. (По мере отгадывания появляются изображения домашних животных. Время от времени педагог спрашивает детей, по каким признакам они смогли отгадать загадку.)
Рыльце лепешкой,
С копытцами ножки,
Толстое брюшко,
Хвост, как стружка. (Свинья)
Это кто? Бородка, рожки.
У неё в копытцах ножки.
Даёт великолепное
Молочко целебное.
Хитрые блестят глаза
И зовут её ...(коза).
Быстрее ветра я скачу,
''Цок-цок,'' – копытами стучу,
Я громко ''и-го-го'' кричу,
Садись на спину – прокачу! (Лошадь)
Ходит печка
Вся в колечках. (Овца)
Кто меняет
Молоко на сено? (Корова)
К “своим” ласкается,
На “чужих” ругается.
В своем же теремочке
Сидит на замочке. (Собака)
Глазки изумрудные,
Шубушка пуховая,
Песенки любезные,
Коготки железные. (Кошка)
Педагог: – Молодцы ребята, всех животных вернули обратно во двор. Бабушка и дедушка довольны вашей работой. Давайте вспомним, каких животных мы помогли вернуть? (Свинья, коза, овца, корова, лошадь, собака, кошка.)
– А как можно всех этих животных назвать одним словом? (Домашние.)
– А почему? (Потому что они живут рядом с человеком, который за ними ухаживает…)
3. Логопедическое лото “У кого какой малыш?”
Педагог: Во дворе перепутались все детеныши наших животных, поможем вернуть детенышей их мамам и папам? (Да.)
(На мониторе изображены домашние животные и их детеныши вразброс.Нужно собрать их вместе: детенышей со своими мамами.)
Собака – щенок
Овца – ягненок
Корова – теленок
Свинья – поросенок
Лошадь – жеребенок
Коза – козленок
Кошка – котенок
4. Пальчиковая гимнастика.
«Котята»
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.
У кошечки нашей есть десять котят,
Покачиваем руками, не разъединяя их.
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых,
И самых красивых.
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
«Козочка»
Шел старик дорогою, Идти пальчиками по столу, показать пальчиками
Нашел козу безрогую. рога, постучать пальчиками по столу, снова
Давай коза, попрыгаем, показать рога, погрозить пальчиком.
Ножками подрыгаем.
А коза бодается,
А старик ругается.
Педагог: Молодцы! Люди, которые содержат домашних животных, заботятся о них, любят, и, конечно же, ласково их называют. Давайте и мы назовём ласково детёнышей домашних животных.
5. Назови ласково:
Котёнок – котёночек
Щенок – щеночек
Теленок – теленочек
Поросенок – поросеночек
Жеребенок – жеребеночек
Козленок – козленочек
Ягненок – ягненочек
Педагог: Молодцы, вы справились и с этим заданием. Но у меня для вас есть еще одно задание, оно называется “Что не так?”. Найдите ошибку, скажите правильно.
6. Игра “Кто как говорит?”
– Корова – гав-гав – мычит
– Лошадь – бе-е – ржет
– Свинья – му-у – хрюкает
– Овца – мяу-мяу – блеет
– Собака – хрю - хрю – лает
– Кошка – и-го-го – мяукает(Дети исправляют, и говорят правильно: – Корова – му-у – мычит; и т.д.)
Педагог: Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием.
7. Игра “Кто что ест?” ( Нужно распределить животных по группам питания.)
Корова – сено и т. д.
8. Итоги занятия.
– Вот мы и нашли домашних животных, которые убежали со двора. Без вашей помощи бабушка с дедушкой не справились бы. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме "Грибы" в средней группе
Материал для логопедов, для работы с детьми имеющими ОНР....
Занятие по формированию лексико-грамматических категорий по теме "Осень". Звук О
Занятие в средней логопедической группе. Провдится в парке. Направлено на развитие речи, активизацию словаря, совершенствование навыеков словообразования. развитие артикуляционной и мелкой моторики....
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР
Предлагаю конспект занятия, стержень которого стихотворный текст, ведь поэзия является уникальным средством развития фонематического слуха. Оно представляет собой маленький поэтический спектакль, кото...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР"Цветик-семицветик"
Представлен конспект занятия по формированию лексико-грамматических кактегорий у детей с ОНР. Игровая форма представленного материала позволяет повысить мотивационную готовность логопатов ...
Игровой калейдоскоп "Путешествие в сказочный осенний лес" занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ЗПР
Аттестационное занятие обобщающего характера по теме "Осень"....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Посуда»
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Посуда»...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»
Конспект занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...