Коррекция нарушений употребления падежных окончаний существительных детьми с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по логопедии
Коррекция нарушений употребления падежных окончаний существительных детьми с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекция нарушений употребления падежных окончаний существительных детьми с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи характеризуется отставанием в сроках усвоения языка и патологическим усвоением норм языка.
Дети с ОНР совершают специфические замены окончаний одного падежа на окончания другого, что не соответствует закономерностям нормального онтогенеза. При специфических заменах должное окончание заменяется:
- окончаниями других падежей;
- окончанием, относящимся к разным падежам;
- окончаниями, не существующими в парадигме склонения.
Названные замены часто доминируют у детей с ОНР. Больше ошибок в употреблении окончаний наблюдается в дательном, творительном и предложном падежах.
Анализ ошибок у детей с ОНР выявляет наряду с названными еще две существенные особенности в склонении существительных.
Первая, свойственная всем детям — это непостоянство в маркировке падежных значений. При выражении значений слов в одном и том же падеже ребенок один раз может употребить правильное окончание, другой раз - неправильное, третий раз — также неправильное, но иное, отличающееся от предыдущего.
Вторая особенность, которая отмечается у большинства детей с ОНР, — это наличие у них полной парадигмы окончаний, но неумение пользоваться ею, незнание, в каких случаях какие окончания следует употреблять.
В моей работе успешно используется метод моделирования. Так как использование различных моделей и условных заместителей позволяет зрительно представить ребенку с ОНР абстрактные понятия и научится работать с ними, ведь наглядный материал усваивается лучше вербального.
Для коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. мною используются карточки-схематичное изображение "человечка" выполняющего определенные действие
Эти карточки используются при составлении словосочетаний и предложений.
Модель именительного падежа- У меня есть(кто? что?)…
Модель родительного падежа- У меня нет ( кого? чего?)….
Модель дательного падежа- Рад (кому? чему?)…
Модель винительного падежа- Вижу (кого? что?)…
Модель творительного падежа- Любуюсь (кем? чем?)…
Модель предложного падежа -Думаю (о ком? О чем?)…
На пустое поле прикладывается любая картинка для отработки склонения существительного.
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ
У меня есть (кто? что?)… | ПОЛЕ ДЛЯ КАРТИНКИ ИЛИ ИГРУШКИ |
РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ
У меня нет (кого, чего?) … | ПОЛЕ ДЛЯ КАРТИНКИ ИЛИ ИГРУШКИ |
ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ
Вижу (кого? что?)… | ПОЛЕ ДЛЯ КАРТИНКИ ИЛИ ИГРУШКИ |
ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ
Думаю (о ком? о чем?)… | ПОЛЕ ДЛЯ КАРТИНКИ ИЛИ ИГРУШКИ |
ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ
Рад (кому? чему?)… | ПОЛЕ ДЛЯ КАРТИНКИ ИЛИ ИГРУШКИ |
ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ
Любуюсь (кем? чем?)… | ПОЛЕ ДЛЯ КАРТИНКИ ИЛИ ИГРУШКИ |
В коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных нужно придерживаться определенной последовательности. Формировать у детей правильные окончания сначала желательно внутри определенного падежа. Скажем, внутри винительного падежа сначала формируется окончание -у для существительных женского рода с окончанием -а в именительном падеже. Аналогично поступаем с существитеными, имеющими другие признаки (языковые, семантические и формальные).
После усвоения двух (и более) флексий, относящихся к определенному падежу, нужно переходить к их дифференциации. Например, дифференцируются флексии винительного падежа. Последовательность формирования падежей должна соответствовать последовательности их усвоения в нормальном онтогенезе речи: винительный — родительный — дательный, предложный — творительный. Это, однако, не означает, что к следующему падежу нужно приступать лишь после того, как полностью усвоены значения и формы предыдущего. Можно одновременно работать с несколькими падежами, но на первых этапах работы желательно не более чем с двумя.
Данная система работы положительно зарекомендовала себя в коррекционной работе над автоматизацией звуков, когда на пустое поле прикладывается карточка или игрушка с автоматизируемым звуком.
Список используемой литературы:
1.Ковшиков В. А. « Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных». — СПб.: КАРО, 2006
2.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Образование грамматических форм имени существительного с детьми с общим недоразвитием речи –3 уровня».
Из опыта работы....
Особенности нарушения предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи.
Нарушения употребления предложно-падежных конструкций являются видом ошибок грамматического строя речи, которое проявляется в случае несформированности операции грамматического структурирования ...
Обобщение педагогического опыта.Тема: «Использование игровых приёмов при коррекции лексико - грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня»
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами система дидактических игр, основанная на использовании различных игровых приемов, влияющих на развитие лексико-грамматического ...
Методика работы по усвоению предложно-падежных конструкций детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)
Значимость речевого недоразвития определяется не только речевой патологией у детей, но и тем, какое оно оказывает влияние на общее психическое и интеллектуальное развитие ребенка. Усвоение грамм...
Перспективный план по развитию понимания и употребления предложно - падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи посредством системы специальных упражнений.
Планирование работы по развитию предложно - падежных конструкций, подготовительная к школе группа....
Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи
Причины нарушений слоговой структуры слова.Анализ литературы по этому вопросу свидетельствует о том, что существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприя...
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Материал из опыта работы по проекту...