Коррекция нарушений употребления падежных окончаний существительных детьми с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по логопедии

Лытаева Ирина Валериевна

Коррекция нарушений употребления падежных окончаний существительных детьми с общим недоразвитием речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция нарушений употребления падежных окончаний существительных детьми с общим недоразвитием речи.

Общее недоразвитие речи характеризуется отставанием в сроках усвоения языка и  патологическим  усвоением норм языка.

Дети с ОНР совершают специфические замены окончаний одного падежа на окончания другого, что не соответствует закономерностям нормального онтогенеза. При специфических заменах должное окончание заменяется:

  1. окончаниями других падежей;
  2. окончанием, относящимся к разным падежам;
  3. окончаниями, не существующими в парадигме склонения.

Названные замены часто доминируют у детей с ОНР. Больше ошибок в употреблении окончаний наблюдается в дательном, творительном и предложном падежах.

Анализ ошибок у детей с ОНР выявляет наряду с названными еще две существенные особенности в склонении существительных.

Первая, свойственная всем детям — это непостоянство в маркировке падежных значений. При выражении значений слов в одном и том же падеже ребенок один раз может употребить правильное окончание, другой раз - неправильное, третий раз — также неправильное, но иное, отличающееся от предыдущего.

Вторая особенность, которая отмечается у большинства детей с ОНР, — это наличие у них полной парадигмы окончаний, но неумение пользоваться ею, незнание, в каких случаях какие окончания следует употреблять.

В моей работе успешно используется метод моделирования. Так как использование различных моделей и условных заместителей позволяет зрительно представить ребенку с ОНР абстрактные понятия и научится работать с ними, ведь наглядный материал усваивается лучше вербального. 

Для коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. мною используются карточки-схематичное изображение "человечка" выполняющего определенные действие

Эти карточки используются при составлении словосочетаний и предложений.

Модель именительного падежа-  У меня есть(кто? что?)…

Модель родительного падежа- У меня нет ( кого? чего?)….

Модель дательного падежа- Рад  (кому? чему?)…

 Модель винительного падежа-  Вижу (кого? что?)…

Модель творительного падежа- Любуюсь (кем? чем?)…

Модель предложного падежа -Думаю (о ком? О чем?)…

На пустое поле прикладывается любая картинка для отработки склонения существительного. 

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

https://st.depositphotos.com/1654249/1263/i/950/depositphotos_12630038-stock-photo-3d-man-holding-your-product.jpg

У меня есть (кто? что?)…

ПОЛЕ

ДЛЯ

КАРТИНКИ

 ИЛИ

 ИГРУШКИ

РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

https://4.bp.blogspot.com/-_a8NJAxl6Fk/V4ON3wxfagI/AAAAAAAAA7s/8h-2KFfZlzMLehoSwtHJ4kyZYseGfLJ3gCLcB/s1600/failure-is-part-of-the-process.jpg

У меня нет (кого, чего?) …

ПОЛЕ

ДЛЯ

КАРТИНКИ

 ИЛИ

 ИГРУШКИ

ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

http://forex-brokers.pro/Foto/Forex/Otzyvi/644000/644850_A_vdrug_Quick_Option___sleduyuschiy_kto_ubezhit_s_rynka__.jpg

Вижу (кого? что?)…

ПОЛЕ

ДЛЯ

КАРТИНКИ

 ИЛИ

 ИГРУШКИ

 ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ

http://smesecurityframework.com.au/wp-content/uploads/2015/05/bigstock-Bubble-20564510.jpg

Думаю (о ком? о чем?)…

ПОЛЕ

ДЛЯ

КАРТИНКИ

 ИЛИ

 ИГРУШКИ

ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

https://img11.postila.ru/resize?w=660&src=%2Fdata%2F4f%2F75%2Fac%2Faf%2F4f75acaf77b3987e54a128898d576d85ce1067f1bfc73fde7fe53301b14bc431.png

Рад  (кому? чему?)

ПОЛЕ

ДЛЯ

КАРТИНКИ

 ИЛИ

 ИГРУШКИ

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

http://prom-gp.ru/wp-content/uploads/2018/01/cool-1015375_1920.jpg

Любуюсь (кем? чем?)…

ПОЛЕ

ДЛЯ

КАРТИНКИ

 ИЛИ

 ИГРУШКИ

В коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных нужно придерживаться определенной последовательности. Формировать у детей правильные окончания сначала желательно внутри определенного падежа. Скажем, внутри винительного падежа сначала формируется окончание -у для существительных женского рода с окончанием -а в именительном падеже. Аналогично поступаем с существитеными, имеющими другие признаки (языковые, семантические и формальные).

После усвоения двух (и более) флексий, относящихся к определенному падежу, нужно переходить к их дифференциации. Например, дифференцируются флексии винительного падежа. Последовательность формирования падежей должна соответствовать последовательности их усвоения в нормальном онтогенезе речи: винительный — родительный — дательный, предложный — творительный. Это, однако, не означает, что к следующему падежу нужно приступать лишь после того, как полностью усвоены значения и формы предыдущего. Можно одновременно работать с несколькими падежами, но на первых этапах работы желательно не более чем с двумя.

Данная система работы положительно зарекомендовала себя в коррекционной работе над автоматизацией звуков, когда на пустое поле прикладывается карточка или игрушка с автоматизируемым звуком.

Список используемой литературы:

1.Ковшиков В. А. « Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных». — СПб.: КАРО, 2006

2.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности нарушения предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи.

Нарушения употребления предложно-падежных конструкций являются видом ошибок  грамматического строя речи, которое проявляется в случае несформированности операции грамматического структурирования ...

Обобщение педагогического опыта.Тема: «Использование игровых приёмов при коррекции лексико - грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня»

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами система дидактических игр, основанная на использовании различных игровых приемов, влияющих на развитие лексико-грамматического ...

Методика работы по усвоению предложно-падежных конструкций детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)

Значимость речевого недоразвития определяется не только речевой патологией  у детей, но и тем, какое оно оказывает влияние на общее психическое и интеллектуальное развитие ребенка. Усвоение грамм...

Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи

Причины нарушений слоговой структуры слова.Анализ литературы по этому вопросу свидетельствует о том, что существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприя...