Особенности нарушения предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Нарушения употребления предложно-падежных конструкций являются видом ошибок грамматического строя речи, которое проявляется в случае несформированности операции грамматического структурирования (исходя из модели порождения речевого высказывания А.А.Леонтьева и Т.В.Ахутиной). У детей с ОНР часто нарушена дифференциация грамматических форм, выбор грамматической формы из парадигматического ряда.
предложно-падежные конструкции обозначают как местонахождение предмета, место действия, так и направление. Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения (например: предлог В с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом - местонахождение - “кладет в стол”, но “лежит в столе”). Известно, что у детей с недоразвитием речи наблюдаются трудности, связанные с ориентацией в пространстве, вследствие чего оказываются несформированными пространственные понятия. Это в свою очередь приводит к трудностям формирования навыков правильного употребления грамматических форм (существительных с предлогами), выражающих эти отношения. Методы развития различных систем языка у детей широко представлены в литературе. Многие из них логопеды используют, подбирая для занятий соответствующий дидактический материал. Для достижения лучших результатов в работе с детьми дошкольного возраста требуется создать хорошо оснащенную развивающую среду, необходимую для умственного и речевого развития каждого ребенка. Для осуществления комплекса мероприятий, направленных на развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций используется практический, наглядный и словесный методы обучения в строгом соблюдении основных дидактических методов. Реализация предполагает использование следующих форм работы: логопедических занятий, занятий по развитию речи, закрепление пройденного материала в процессе режимных моментов, занятий по рисованию, лепке, физкультуре, в часы досуга (прогулок, экскурсий, игр и т.д.), что требует тесной взаимосвязи работы логопеда и воспитателя. Работа над предлогами включается в работу по формированию словоизменения. Необходимость включения в логопедические занятия упражнений с предложными конструкциями диктуется практическим усвоением более сложных морфологических закономерностей. Поскольку предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, рекомендуется знакомство с прелогами проводить на материале словосочетаний и несложных фраз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_narusheniya_predlozhno-padezhnykh_konstruktsiy.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности нарушения предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи.
Нарушения употребления предложно-падежных конструкций являются видом ошибок грамматического строя речи, которое проявляется в случае несформированности операции грамматического структурирования (исходя из модели порождения речевого высказывания А.А.Леонтьева и Т.В.Ахутиной). У детей с ОНР часто нарушена дифференциация грамматических форм, выбор грамматической формы из парадигматического ряда.
Следует отметить, что предложно-падежные конструкции обозначают как местонахождение предмета, место действия, так и направление. Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения (например: предлог В с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом - местонахождение - “кладет в стол”, но “лежит в столе”). Известно, что у детей с недоразвитием речи наблюдаются трудности, связанные с ориентацией в пространстве, вследствие чего оказываются несформированными пространственные понятия. Это в свою очередь приводит к трудностям формирования навыков правильного употребления грамматических форм (существительных с предлогами), выражающих эти отношения.
Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок :
а) пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов (“на столе” вместо “над столом”, “по книжке” вместо “под книжкой”). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.
б) замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на реке).
в) неправильное употребление падежного окончания сущесвительного (Мальчик бежит с собака).
г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).
Слова, не имеющие номинативного значения (предлоги, союзы, междометия) выполняют определенную функцию в речи. Без знания этих слов дети не смогут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью. Так, у детей с ОНР наблюдается недостаточно полное понимание прочитанного материала, поскольку для понимания содержания нужны прежде всего определенный лексический запас слов, знание их значений, а также понимание связей между словами и между предложениями.
Методы развития различных систем языка у детей широко представлены в литературе. Многие из них логопеды используют, подбирая для занятий соответствующий дидактический материал. Для достижения лучших результатов в работе с детьми дошкольного возраста требуется создать хорошо оснащенную развивающую среду, необходимую для умственного и речевого развития каждого ребенка. Для осуществления комплекса мероприятий, направленных на развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций используется практический, наглядный и словесный методы обучения в строгом соблюдении основных дидактических методов. Реализация предполагает использование следующих форм работы: логопедических занятий, занятий по развитию речи, закрепление пройденного материала в процессе режимных моментов, занятий по рисованию, лепке, физкультуре, в часы досуга (прогулок, экскурсий, игр и т.д.), что требует тесной взаимосвязи работы логопеда и воспитателя.
Работа над предлогами включается в работу по формированию словоизменения. Необходимость включения в логопедические занятия упражнений с предложными конструкциями диктуется практическим усвоением более сложных морфологических закономерностей. Поскольку предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, рекомендуется знакомство с прелогами проводить на материале словосочетаний и несложных фраз.
В соответствии с онтогенетическим принципом сначала отрабатываются предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным значением, а позднее - предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО и др. При этом необходимо учитывать, что с предлогами употребляются следующие падежные формы:
1) Родительный падеж с предлогом У, обозначающий местонахождение, с предлогом С, ИЗ, ДО со значением направления действия (лежит у забора, берет с парты, из портфеля);
2) Дательный падеж с предлогом ПО (значение местонахождения), с предлогом К (значение направления действия).
Например: по дороге, к дому, к машине и т.д.;
3) Винительный падеж с предлогами В, НА, ЗА, ПОД (значение направления действия).
Например: ставит на стол, кладёт на стол, под стол, за стол.;
4) Творительный падеж с предлогами ЗА, НАД, ПОД, ПЕРЕД (значение местонахождения), обозначающий часть пространства, в пределах которого совершается действие.
Например: лежит за книгой, перед книгой;
5) Предложный падеж с предлогами В, НА, обозначающие местонахождение предмета ( лежит на столе).
Из этих примеров также видно, что предложно-падежные конструкции обозначают как местонахождение предмета, место действия, так и направление. Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения. Например, предлог В с Винительным падежом обозначает направление действия, а с Предложным падежом - местонахождение (кладет на стол, но лежит на столе).
Исходя из этого при проведении логопедической работы необходимо уточнить и отдифференцировать различные значения одного и того же предлога.
Так, сначала нужно уточнить понимание и употребление предлога со значением местонахождения (где?), а затем - тот же предлог, но со значением направления действия (куда?).
В большинстве случаев нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется в неправильном употреблении не только предлогов, но и падежных окончаний. В связи с этим проводится работа как над усвоением значения предлогов, так и над правильным оформлением флексий в предложных конструкциях. Первоначально предлог отрабатывается с существительным только одного склонения, постепенно включаются существительные других склонений. Так, например, предлог В со значением направления действия (Винительный падеж) сначала используется с существительными 2-го склонения, затем 3-го, имеющими нулевое окончание в этом падеже (кладет в стол, в шкаф, в ящик, в тетрадь). Впоследствии этот же предлог отрабатывается с существительными 1-го склонения (кладёт в книгу, в машину, в сумку, в парту).
Употребление предложно-падежных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях, так как от характера глагола зависят значения предлога и падежная форма существительного. Например: лежит (где?) в портфеле, кладет (куда?) в портфель.
Особенно это важно в конструкциях, обозначающих направление действия. Употребление того или иного предлога со значением направления действия часто определяется в словосочетании характером глагольной приставки. В русском языке имеется определенное соответствие в использовании глагольных приставок и предлогов: Входит в дом (в-в), выходит из дома (вы-из), подходит к дому (под-к), отходит от дерева (от-от).
В связи с этим необходимо проводить работу по уточнению соответствия в употреблении глагольной приставки и предлога. Можно использовать задания по добавлению предлога к падежной флексии существительного в словосочетаниях с глаголом: влетела ... (клетка), вылетела ... (клетка), подлетела ... (клетка), отлетела ... (клетка), залетела ... (клетка).
Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. Работа над предлогом проводится в двух направлениях: над уточнением его конкретного значения и над падежной формой существительного, с которым он употребляется.
Значение предлога уточняется с помощью графической схемы (рис.). Например:
После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов.
Виды заданий на начальном этапе работы с предлогами .
На первые занятия выносятся наиболее простые предлоги (например: НА, ПОД), обозначающие место действия. Эти предлоги в развитии речи появляются в числе первых. Кроме того, они являются обиходными, легко моделируются в процессе наглядной демонстрации.
Работа над предлогами проводится поэтапно. Сначала уточняется понимание детьми пространственного расположения предметов, выраженного данными предлогами.
Например:
1. Логопед дает детям “усеченное” задание:
- Положи кружок ... стол, а грибок ... стул.
И спрашивает:
- Понятно, как надо выполнить действия? А теперь послушайте ещё раз: “положи кружок на стол, а грибок под стул. - Одинаковые или разные действия с предметами нужно выполнить? Чем они отличаются?
Таким образом, логопед учит детей дифференцировать задания, вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность.
2. Постепенно задания усложняются: в ряду “маленьких слов” надо выделить, например, слова ПОД или НА. Услышав их, например, в ряду: на, из, под, на, около, между, над, на, ребенок должен хлопнуть в ладоши.
На этом этапе происходит ориентация на формальные признаки звукового образа предлога.
3. Затем детям предлагается задание на понимание обобщенного значения предлогов НА, ПОД: Книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? ( На стуле, на окне, на полке и т.д.) Мяч упал под стол. Куда он ещё может закатиться? (под шкаф, под кровать, под скамейку и т.д.).
При этом логопеду следует голосом выделять предлог и изменяемое окончание: положить на стол, под стол, лежит на столе, под столом.
Таким образом, большая роль в занятиях отводится слушанию грамматических форм, причем внимание детей направляется интонацией, паузой, ударением.
После обучающего момента в занятия обязательно включаются упражнения на закрепления правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций, составление предложений по демонстрации или по аналогии. Широко используются при этом подстановочные упражнения. Например, детям нужно вставить пропущенный предлог.
Правильность усвоения навыка контролируется заданиями на выбор предлога, соответствующего заданной ситуации, например: Яблоки лежат ПОД столе, кошка сидит НА столом. Какие “маленькие” слова надо изменить?
Можно использовать и такой вид работы: раздать детям по 2 предмета (мяч и игрушка, коробка и карандаш и т.д.), предложить самостоятельно продумать, а затем продемонстрировать ряд действий с использованием этих предметов. Затем предложить им составить предложение так, чтобы в нем обязательно было одно из “маленьких” слов - НА, ПОД. Например: Я положил картинку на книгу, мячик под шкаф и т. д.
Осознанное употребление предложных конструкций помогает вырабатываь у детей языковое чутьё и явление переноса. При подборе упражнений, направленных на формирование грамматических навыков, следует включать лексические единицы, знакомые детям.
Развитие грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения, тесно связано с развитием лексики. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.
С целью уточнения понимания предлогов в импрессивной речи рекомендуются такие задания:
1. Предлагаются картинки с различным пространственным расположением предметов (ложка в стакане, ложка на стакане, ложка под стаканом), а также вопросы к ним: “Где ложка в стакане?, Где ложка на стакане? Где ложка под стаканом?” Ребенок должен показать соответствующую картинку.
2. Выполнить действия с предметами в соответствии с заданиями логопеда. Сначала отрабатывается понимание предлогов, связанных со знакомой ситуацией, например: “Положи карандаш в пенал, под пенал, на пенал”, “Положи ручку на книгу, в книгу, под книгу”, “достань игрушку из шкафа, из-под шкафа” и т.д.
3. Упражнение на дифференциацию предлогов ( В-НА, ПОД - ИЗ-ПОД, ИЗ - ОТ, ОКОЛО - ЗА). На стол ставят две одинаковые коробки, в одну из которых кладут карандаш; такой же карандаш кладут под крышку другой коробки. По просьбе логопеда ребенок подает тот карандаш, который просит взрослый:”Возьми, карандаш, который лежит В коробке (на коробке, около)”.
4. Игра “Правильно подними карточку”.
Логопед называет словосочетания с предлогами (напр.,с предлогами НА, В, ПОД, НАД и др.) Дети поднимают карточку с соответствующей схемой предлога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития связного речевого высказывания у детей с общим недоразвитием речи
Развитие связной речи и ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей ребенка и его познавательной активности...
Особенности формирования художественно – речевых способностей у детей с общим недоразвитием речи.
У дошкольников с общим недоразвитием речи имеются нарушения интонационной выразительности, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения.Cовершенствование...
Тема «Формирование падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи»
Логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука "С" и закреплению падежных конструкций....
Особенности усвоения предложных конструкций у детей с общим недоразвитием речи.
статья об особенностях усвоения предложных конструкций...
Лексические задания, игры и упражнения по развитию понимания предложно - падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи.
Картотека игр, упражнений, заданий по пониманию и развитию предложно - падежных конструкций у детй с общим недоразвитием речи....
Перспективный план по развитию понимания и употребления предложно - падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи посредством системы специальных упражнений.
Планирование работы по развитию предложно - падежных конструкций, подготовительная к школе группа....
Формирование предложно – падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста с применением ИКТ
В статье представлена методическая разработка учителя - логопеда по формированию предложно – падежных конструкций у детей с ОНР (III уровня речевого развития) старшего дош...