Коррекционно – развивающая технология по формированию плавной речи у заикающихся школьников.
статья по логопедии (старшая группа)
Коррекционно – развивающая технология по формированию плавной речи у заикающихся школьников.
Работа над плавностью речи начинается с формирования у детей понятия о гласных как основе нашей речи. Логопед объясняет детям,, что от пра-вильного произношения всех гласных звуков зависит полнозвучность голоса, плавность и темп речи. Воздух расходуется в основном на гласные звуки, они произносятся широко и громко, в каждом слове обязательно выделяется ударный гласный.
Плавность речи отрабатывается сначала в элементарных речевых формах:
• на произнесении отдельных гласных звуков;
• на сочетаниях гласных звуков (двух, трех, четырех, пяти);
• на слоговых сочетаниях согласных звуков с гласными;
• на произнесении фраз из одного слова;
• на произнесении коротких фраз;
• на произнесении длинных фраз с логической паузой.
Параллельно проводится работа по развитию интонационно-выразительной стороны речи (пролонгированное произнесение гласных звуков, повышение, понижение голоса в конце фразы). Логопед предлагает детям свои речевые образцы, наглядно-иллюстративный материал, используется конкретная ситуация. Основными видами упражнений являются: произнесение речевого материала вместе с логопедом, вслед за ним, называние предметов и действий по кар-тинке или в конкретной ситуации. Во всех этих упражнениях отрабатывается важнейший элемент плавной речи — слитность. Это значит, что все звуки должны как бы вливаться один в другой и все сочетание должно произно-ситься как один долгий звук.
При выполнении заданий на сочетание гласных звуков важно следить за тем, чтобы при переходе от одного звука к другому голос звучал непрерывно, а менялось только положение губ и языка. При произнесении сочетаний гласных звуков с согласными прежде всего необходимо соблюдать все требования, предъявляемые к произнесению гласных. Тогда вместе с ними будут свободно произноситься и согласные звуки. Чтобы эти звуки не вызывали затруднений, нужно произносить их легко и без напряжения (слегка смыкать губы, слегка касаться кончиком языка зубов и т. п.)..
В работе над фразами соблюдаются следующие речевые правила: ко-роткие предложения произносятся на одном выдохе; длинные предложения делятся на смысловые отрезки (3—4 слова), между которыми выдерживается пауза и делается новый вдох; слова внутри короткого предложения произносятся слитно. Логопед должен объяснить детям важность пауз и на доступных примерах показать их значение.
Затем отрабатывается чтение заученных стихотворных текстов. Бла-годаря тому, что в стихах наблюдается строгое чередование ударных и безударных слогов, что они очень ритмичны, что окончания строк рифмуются и каждая строка в стихах чаще совпадает со смысловым отрезком, они удобны для закрепления всех элементов правильной речи: упорядоченного дыхания, неторопливого темпа, слитности, выделения грамматического и логического ударения, деления на смысловые отрезки.
Только потом переходят к пересказу коротких текстов с делением на смысловые и логические отрезки. Работа над пересказом прослушанного текста облегчается тем, что здесь присутствует опора на готовый языковой материал и определен сюжет последовательности событий. Для подготовительной работы и в случаях затруднений детей используются наводящие вопросы, опорные слова, предметные картинки.
Работа над пересказом прослушанного текста включает:
• пересказ текста с опорой на наглядный материал;
• пересказ текста по плану;
• пересказ прослушанного текста без опоры;
• пересказ текста сюжетно-ролевого содержания. Следующий этап работы над плавностью речи является переходной ступенью к самостоятельной речи и охватывает нижеследующие виды работ:
• работа над вопросно-ответной формой речи;
• ответы на вопросы по картине;
• ответы на вопросы по тексту;
• составление вопросов к картине;
• составление вопросов к тексту.
Затем плавность речи формируется в более сложных видах монологической речи — самостоятельное составление рассказов:
• по предметной картине с использованием схемы;
• по серии сюжетных картин (от трех до восьми);
• по сюжетной картине;
• по описанию пейзажной картины.
Данный вид работы облегчается опорой на наглядный материал, однако отсутствует языковой материал и сюжет последовательности событий. Если дети испытывают трудности при составлении рассказов, им можно предложить образец рассказа логопеда по картине или ее отдельной части; наводящие вопросы, а затем предваряющий план рассказа; составление рассказа по фрагментам картины; коллективное составление рассказа.
Конструирование рассказа предполагает его составление в рамках известного начала или конца, либо того и другого, составление по серии опорных слов.
Выполнение данных видов работ часто вызывает трудности у детей. Для облегчения выполнения данных заданий проводится подготовительная работа по актуализации словарного запаса; по формированию устойчивых словосочетаний, характерных для выбранных тем рассказов. Учащимся, испытывающим затруднения в составлении рассказов по известным началу и концу, опорным словам можно предложить предметные или сюжетные картинки.
Завершающим этапом в коррекционной работе с заикающимися является закрепление полученных навыков плавной речи. Они составляют самостоятельно рассказы на заданную тему о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанными, о событиях дома, составляются творческие рассказы и инсценировки на заданную тему.
В процессе формирования плавности речи в различных формах логопед знакомит детей с правилами речи. В них содержатся правила поведения во время разговора с собеседником, основы правильного речевого дыхания в процессе произнесения слов, фраз.
Логопед объясняет и показывает детям своим примером, как нужно вести себя с собеседником: во время разговора смотреть в лицо слушающему человеку, не опускать голову и держаться прямо и уверенно, не делать лишних движений, не спешить с ответом и проговорить его сначала про себя. Говорить только на выдохе и выделять в каждом слове ударный гласный звук, гласные произносить широко и протяжно, короткие предложения произносить на одном выдохе, а длинные фразы делить на смысловые отрезки, между которыми выдерживается пауза и делается новый вдох. Говорить громко, четко, выразительно.
Правила речи постоянно напоминаются детям или заучиваются наизусть.
Коррекционная работа по развитию речи должна быть дифференцированной в зависимости от степени отклонения от нормы.
Специфика работы с детьми, имеющими разные уровни сформированности речи, заключается в преимуществе отдельных направлений работы, в степени самостоятельности детей, в дифференцированном подборе речевого материала.
Те дети, у которых речевое развитие условно приближается к норме, могут более интенсивно работать над плавностью речи. Но поскольку обнаруживаются некоторые затруднения в построении связного речевого высказывания с ними проводятся дополнительные логопедические занятия по развитию устной связной речи.
Для детей, речь которых характеризуется явлениями нерезко выраженного ее недоразвития, в логопедические занятия по развитию речи включаются специальные задания и упражнения по коррекции нарушений отдельных компонентов речи.
Дети, в речи которых наблюдаются все признаки ее общего недоразвития, требуют значительной индивидуализации занятий, тщательного выбора материала в зависимости от речевых возможностей этих детей, включения в логопедическую работу развития всех сторон речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекционно – развивающая технология по формированию плавной речи у заикающихся школьников. | 16.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно – развивающая технология по формированию плавной речи у заикающихся школьников.
Работа над плавностью речи начинается с формирования у детей понятия о гласных как основе нашей речи. Логопед объясняет детям,, что от пра-вильного произношения всех гласных звуков зависит полнозвучность голоса, плавность и темп речи. Воздух расходуется в основном на гласные звуки, они произносятся широко и громко, в каждом слове обязательно выделяется ударный гласный.
Плавность речи отрабатывается сначала в элементарных речевых формах:
• на произнесении отдельных гласных звуков;
• на сочетаниях гласных звуков (двух, трех, четырех, пяти);
• на слоговых сочетаниях согласных звуков с гласными;
• на произнесении фраз из одного слова;
• на произнесении коротких фраз;
• на произнесении длинных фраз с логической паузой.
Параллельно проводится работа по развитию интонационно-выразительной стороны речи (пролонгированное произнесение гласных звуков, повышение, понижение голоса в конце фразы). Логопед предлагает детям свои речевые образцы, наглядно-иллюстративный материал, используется конкретная ситуация. Основными видами упражнений являются: произнесение речевого материала вместе с логопедом, вслед за ним, называние предметов и действий по кар-тинке или в конкретной ситуации. Во всех этих упражнениях отрабатывается важнейший элемент плавной речи — слитность. Это значит, что все звуки должны как бы вливаться один в другой и все сочетание должно произно-ситься как один долгий звук.
При выполнении заданий на сочетание гласных звуков важно следить за тем, чтобы при переходе от одного звука к другому голос звучал непрерывно, а менялось только положение губ и языка. При произнесении сочетаний гласных звуков с согласными прежде всего необходимо соблюдать все требования, предъявляемые к произнесению гласных. Тогда вместе с ними будут свободно произноситься и согласные звуки. Чтобы эти звуки не вызывали затруднений, нужно произносить их легко и без напряжения (слегка смыкать губы, слегка касаться кончиком языка зубов и т. п.)..
В работе над фразами соблюдаются следующие речевые правила: ко-роткие предложения произносятся на одном выдохе; длинные предложения делятся на смысловые отрезки (3—4 слова), между которыми выдерживается пауза и делается новый вдох; слова внутри короткого предложения произносятся слитно. Логопед должен объяснить детям важность пауз и на доступных примерах показать их значение.
Затем отрабатывается чтение заученных стихотворных текстов. Бла-годаря тому, что в стихах наблюдается строгое чередование ударных и безударных слогов, что они очень ритмичны, что окончания строк рифмуются и каждая строка в стихах чаще совпадает со смысловым отрезком, они удобны для закрепления всех элементов правильной речи: упорядоченного дыхания, неторопливого темпа, слитности, выделения грамматического и логического ударения, деления на смысловые отрезки.
Только потом переходят к пересказу коротких текстов с делением на смысловые и логические отрезки. Работа над пересказом прослушанного текста облегчается тем, что здесь присутствует опора на готовый языковой материал и определен сюжет последовательности событий. Для подготовительной работы и в случаях затруднений детей используются наводящие вопросы, опорные слова, предметные картинки.
Работа над пересказом прослушанного текста включает:
• пересказ текста с опорой на наглядный материал;
• пересказ текста по плану;
• пересказ прослушанного текста без опоры;
• пересказ текста сюжетно-ролевого содержания. Следующий этап работы над плавностью речи является переходной ступенью к самостоятельной речи и охватывает нижеследующие виды работ:
• работа над вопросно-ответной формой речи;
• ответы на вопросы по картине;
• ответы на вопросы по тексту;
• составление вопросов к картине;
• составление вопросов к тексту.
Затем плавность речи формируется в более сложных видах монологической речи — самостоятельное составление рассказов:
• по предметной картине с использованием схемы;
• по серии сюжетных картин (от трех до восьми);
• по сюжетной картине;
• по описанию пейзажной картины.
Данный вид работы облегчается опорой на наглядный материал, однако отсутствует языковой материал и сюжет последовательности событий. Если дети испытывают трудности при составлении рассказов, им можно предложить образец рассказа логопеда по картине или ее отдельной части; наводящие вопросы, а затем предваряющий план рассказа; составление рассказа по фрагментам картины; коллективное составление рассказа.
Конструирование рассказа предполагает его составление в рамках известного начала или конца, либо того и другого, составление по серии опорных слов.
Выполнение данных видов работ часто вызывает трудности у детей. Для облегчения выполнения данных заданий проводится подготовительная работа по актуализации словарного запаса; по формированию устойчивых словосочетаний, характерных для выбранных тем рассказов. Учащимся, испытывающим затруднения в составлении рассказов по известным началу и концу, опорным словам можно предложить предметные или сюжетные картинки.
Завершающим этапом в коррекционной работе с заикающимися является закрепление полученных навыков плавной речи. Они составляют самостоятельно рассказы на заданную тему о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанными, о событиях дома, составляются творческие рассказы и инсценировки на заданную тему.
В процессе формирования плавности речи в различных формах логопед знакомит детей с правилами речи. В них содержатся правила поведения во время разговора с собеседником, основы правильного речевого дыхания в процессе произнесения слов, фраз.
Логопед объясняет и показывает детям своим примером, как нужно вести себя с собеседником: во время разговора смотреть в лицо слушающему человеку, не опускать голову и держаться прямо и уверенно, не делать лишних движений, не спешить с ответом и проговорить его сначала про себя. Говорить только на выдохе и выделять в каждом слове ударный гласный звук, гласные произносить широко и протяжно, короткие предложения произносить на одном выдохе, а длинные фразы делить на смысловые отрезки, между которыми выдерживается пауза и делается новый вдох. Говорить громко, четко, выразительно.
Правила речи постоянно напоминаются детям или заучиваются наизусть.
Коррекционная работа по развитию речи должна быть дифференцированной в зависимости от степени отклонения от нормы.
Специфика работы с детьми, имеющими разные уровни сформированности речи, заключается в преимуществе отдельных направлений работы, в степени самостоятельности детей, в дифференцированном подборе речевого материала.
Те дети, у которых речевое развитие условно приближается к норме, могут более интенсивно работать над плавностью речи. Но поскольку обнаруживаются некоторые затруднения в построении связного речевого высказывания с ними проводятся дополнительные логопедические занятия по развитию устной связной речи.
Для детей, речь которых характеризуется явлениями нерезко выраженного ее недоразвития, в логопедические занятия по развитию речи включаются специальные задания и упражнения по коррекции нарушений отдельных компонентов речи.
Дети, в речи которых наблюдаются все признаки ее общего недоразвития, требуют значительной индивидуализации занятий, тщательного выбора материала в зависимости от речевых возможностей этих детей, включения в логопедическую работу развития всех сторон речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления коррекционной-развивающей работы по формированию импрессивной речи в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Импрессивная (от лат. imprtssio - впечатление), или пассивная. речь - восприятие, понимание речи, анализ и синтез разнообразных комбинаций звуков речи или письменных знаков.Устная импрессивная речь (ч...
Конспекты занятий по формированию плавной речи у детей с ТНР (заиканием)
Комплексное логопедическое занятие "Путешествие в космос" в группе для детей с ТНР (заиканием).Конспект занятия по развитию речи " Семья" в группе для детей с ТНР (заиканием)Конспект занятия пор...
Формирование плавной речи у детей с заиканием
Представлены примерные упражнения по формированию плавной речи у детей с заиканием....
Основные логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся.
ЦЕЛЬЮ ДАННОЙ СТАТЬИ ЯВЛЯЮТСЯ, обобщение и систематизация представлений, существующих в настоящее время в отечественной логопедии о приемах формирования устойчивой плавной речи у заикающ...
Конспект коррекционно-развивающей деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи и связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тема: «Какая бывает Весна?»
Цель: Уточнить и расширить знания детей по теме «Весна», активизировать словарь детей по данной теме.Коррекционно-образовательные задачи:- Закрепить знание весенних месяцев, ве...
Конспект коррекционно-развивающей деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР. Тема « Если хочешь быть здоров»
Цель: обобщение знаний детей об овощах и фруктах;Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Активизировать и уточнить словарь по лексическим темам – Осень, овощи, фрукты,2.Закрепить обобща...
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование коррекционно-развивающих технологий в формировании лексико- грамматического строя речи у детей с ТНР»
Цель мастер-класса: повышение компетентности педагогов по вопросу использование коррекционно-развивающих технологий в формировании лексико-грамматического стороя речи у детей с ТНР....