Основные логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся.
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
ЦЕЛЬЮ ДАННОЙ СТАТЬИ ЯВЛЯЮТСЯ, обобщение и систематизация представлений, существующих в настоящее время в отечественной логопедии о приемах формирования устойчивой плавной речи у заикающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Основные логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся.
Соловьёва Е.А.
Учитель-логопед МКДОУ №451
ЦЕЛЬЮ ДАННОЙ СТАТЬИ ЯВЛЯЮТСЯ, обобщение и систематизация представлений, существующих в настоящее время в отечественной логопедии о приемах формирования устойчивой плавной речи у заикающихся.
На современном этапе развития логопедии используется комплексный подход к преодолению заикания. Он предполагает систему четко разграниченной, но согласованной работы разных специалистов: логопеда, психолога, врачей разного профиля (обязательно психоневролога для детей и психотерапевта для подростков и взрослых), лого-ритмиста, воспитателя (для детей), специалиста по физическому воспитанию и ряда других специалистов.
Комплексный подход направлен на реализацию трех основных задач, которые решаются одновременно.
Первой задачей является формирование навыка устойчивой плавной речи у заикающихся. Мы определяем плавную речь как возможность произнесения каждой синтагмы на едином речевом выдохе, без пауз и повторов, в процессе беспрерывной артикуляции. Формирование навыка плавной речи осуществляется в основном логопедом и связано с применением целого ряда логопедических техник. Эти техники реализуются в основном на логопедических или логоритмических занятиях.
Вторая задача — это воздействие на личность заикающегося. Она осуществляется в большей мере врачом-психотерапевтом, а также психологом путем проведения психотерапии, психологических тренингов, функциональных тренировок. Усилия специалистов направлены на формирование социальной активности, изменение от-
ношения заикающегося к себе как личности и как к коммуникативному партнеру, а также на изменение отношения к своему речевому дефекту.
Третья задача — профилактика рецидивов заикания связана с лечебно-оздоровительной работой и поддержкой устойчивой плавной речи повторными и поддерживающими курсами реабилитации.
В России существует несколько комплексных систем (в том числе и авторских) реабилитации заикающихся (Л.З.Арутюнян, 1993; Н.М.Асатиани с сотр., 1983; Н.А.Власова, 1983; Ю.Б.Некрасова, 1975; Е.Ф.Рау, 1964; В.И.Селиверстов, 1994; Н.А.Чевелева, 1968; В.М.Шкловский, 1974; Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова, 1998 и др.). В каждой из систем обязательно решаются все три задачи.
Обобщая имеющийся опыт многих авторов, а также опираясь на собственный опыт как исследовательской, так и практической работы с заикающимися, мы выделяем семь основных логопедических техник, направленных на формирование плавной речи у заикающихся
1. ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ РЕЧЕВОЙ РЕЖИМ
Как правило, коррекционный процесс начинается с использования так называемого охранительного речевого режима.
Этот режим включает в себя оздоровительные мероприятия и режим ограничения речи. Заикающегося по возможности ограждают от физических или психических перегрузок. В целом вербальную продукцию заикающегося стараются ограничить. Например, с детьми общаются, используя лишь очень простые формы речи, в которых у них отсутствует заикание (речь шепотом, вопросы и ответы, состоящие из одного слова, или речь, сопряженная с речью взрослого). Подростки и взрослые в период охранительного речевого режима могут переходить на полное молчание. Как дети, так и взрослые ориентируются на общение при помощи невербальной коммуникации (жесты, мимика, и т.д.). Используются разнообразные игры, способствующие развитию невербальных способов коммуникации заикающихся. В этот же период, как правило, начинается работа по овладению начальными элементами всех логопедических техник. В разных системах реабилитации охранительный речевой режим или режим молчания может иметь разную длительность: от 2 — 3 дней до 2 — 3 недель и даже более.
2. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Эта логопедическая техника направлена на снятие напряжения с мышц дыхательного аппарата, а также на создание координации между работой дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов.
Работа включает в себя ряд этапов:
Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата, что связано с постановкой диафрагмального дыхания.
- Формирование длительного фонационного выдоха. Такая тренировка
начинается с длительного произнесения гласных звуков. Это обучает заикающихся экономно распределять выдыхаемый воздух в процессе произнесения гласных звуков, сознательно регулировать длительность выдоха. Этот прием является начальным этапом формирования речевого дыхания. - Формирование речевого выдоха. Упражнения включают специально подобранные слоги, слова и фразы. Работа над формированием дыхания должна быть систематической и продолжаться в течение всего курса реабилитации.
3. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАЦИОНАЛЬНОЙ ГОЛОСОПОДАЧИ И ГОЛОСОВЕДЕНИЯ
Эта техника направлена на снятие локальных напряжений мышц голосового аппарата, дисфонических расстройств, а также на формирование слитного произнесения.
Заикающиеся обучаются подаче голоса на мягкой атаке и использованию в процессе произнесения гласных звуков нижнего (грудного) резонатора. Овладение этой техникой способствует снятию напряжения с мышц голосовых связок, голос становится звучным, полетным, богатым обертонами. Кроме этого, данные приемы в сочетании с использованием диафрагмального дыхания позволяют поставить голос "на опору".
Затем заикающиеся обучаются приему голосоведения, т.е. слитному произнесению длинного ряда гласных при непрерывном артикулировании на одном выдохе. Этот навык в дальнейшем переносится на слитное произнесение словосочетания, а затем синтагмы.
4. РАЗВИТИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Заикающиеся обучаются передавать основные типы интонаций. Вначале только с помощью жестов и мимики, затем подключая голос, используя ряд гласных. Гласные произносятся с разнообразными модуляциями (тише-громче, ниже-выше, имитируются интонации вопроса, ответа, восклицания и т.п.). Такая тренировка часто включается в игровую ситуацию, что способствует более яркому проявлению эмоций, а следовательно, и интонационной выразительности. Затем эта тренировка проходит с использованием слогов, слов и фраз.
Следующим этапом является работа над ритмо-интонационным членением текста. Ритмо-интонационное членение высказывания ведет к формированию артикуляторно-дыхательных циклов в соответствии с синтагматическим членением текста.
5. РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ И РИТМИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ
Эта логопедическая техника направлена на нормализацию состояния моторных функций заикающихся и включает:
- Развитие координации и точности движений рук и ног, пальцев рук и артикуляторных движений.
- Развитие чувства темпоритма речевых и неречевых (общих)движений.
Эта технология частично реализуется на занятиях по логопедической ритмике в системе двигательных упражнений, которые сочетаются с речью и проводятся под музыку. Ритмизация движений положительно влияет на ритм речи.
Одним из важных методов является выработка ритмических речевых артикуляций в сочетании с дополнительной стимуляцией, например движением руки. Известно, что ритмизация движений меняет биоритмическую активность мозга, что положительно влияет на синхронизацию деятельности речевого аппарата. Особенно эффективно для выработки навыка плавной речи использование ритмических движений ведущей руки в сочетании с ритмическим произнесением слогов или слов. Ритмизация речи может быть усилена применением акустических и/или визуальных стимулов. Скорость и темп речевых артикуляций при этом подбираются для заикающихся индивидуально.
6. РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
Основным методом регуляции эмоционального состояния у заикающихся является метод произвольного изменения напряжений мышц, т.е. аутогенная тренировка (AT). Основным приемом аутогенной тренировки является мышечная релаксация и произвольная регуляция вегетативных функций. В России применяются специализированные варианты AT для заикающихся. Методика проведения AT существенно зависит от возраста заикающихся. Дети дошкольного возраста, как правило, овладевают лишь элементами мышечной релаксации, подросткам и взрослым рекомендуется овладение AT в полном объеме. На фоне AT проводится активная речевая работа. Создается двухсторонняя рефлекторная связь между эмоциональным состоянием спокойствия и плавной речью. Навыки релаксации и плавной речи, реализуемые в процессе AT, закрепляются специальными функционалными тренировками сначала в игровых, а затем в реальных ситуациях.
Дополнительным методом, способствующим релаксации, является использование релаксационного массажа дыхательной, вокальной и артикуляционной мускулатуры, а также массажа биологически активных точек.
7. РАЗВИТИЕ ПЛАНИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ
В коррекционный процесс обязательно включается работа по развитию планирующей функции речи. Такую работу, начинают с обучения заикающихся проговариванию фразы про себя. Внутреннее проговаривание дает возможность заикающемуся, выбрать стратегию высказывания, необходимую лексику и грамматические конструкции до включения звучащей речи. Это организует внутренне речевое планирование в целом, в том числе и моторную программу. Эта работа сочетается с обучением заикающихся адекватному речевому паузированию. Они обучаются не только выдерживать паузы в синтагматически обусловленных местах, но и активно формулировать последующую часть высказывания.
При этом используется тренировка на постепенно усложняющемся речевом материале. Это сопряженная речь (т.е. проговаривание фразы совместно с логопедом), отраженная речь (т.е. повторение фразы за логопедом), ответы на вопросы логопеда по знакомой картинке, самостоятельное описание заикающимся картинок, пересказ прослушанного текста. Заключительным этапом работы является спонтанная диалогическая и монологическая речь заикающегося в игровых ситуациях, а затем и в реальных коммуникативных ситуациях.
Все перечисленные логопедические техники решают единую задачу — выработку плавной речи. Обучение этим техникам происходит практически одновременно, т.е. техники направлены не на расчленение психофизиологических параметров, составляющих
устную речь, а, напротив, на их координацию и объединение.
Таким образом, динамика обучения технике плавной речи состоит не в последовательности применения той или иной техники, а в постепенном усложнении речевых задач: от произнесения изолированных звуков до контекстной речи. Очевидно, что не может быть единой схемы в применении логопедических техник и преобладания той или иной техники для всех заикающихся. Однако всякая работа с заикающимися начинается, как правило, с практики щадящего режима, а заканчивается активным развитием планирующей функции речи.
Объем работы над каждой техникой и методические приемы зависят как от возраста заикающихся, так и от клинической формы заикания. В отечественной логопедии распространена концепция рассмотрения заикания как системного психоневрологического расстройства. В соответствии с клинической симптоматикой этого нарушения выделяют две основные формы: невротическую и неврозоподобную. Такое разделение подразумевает клиническое содержание патологии,характер плавности, уровень речевого развития у детей, психолингвистические характеристики речи, коммуникативные возможности и в целом особенности личности, а также специфику коррекционной работы.
Современные представления о функциональной системе речи позволяют выделить основное звено патогенетических механизмов, которое ведет к заиканию. При невротической форме заикания это звено структурно и функционально связано с механизмами эмоций. При неврозоподобной форме заикания основное звено связано с нарушением базовых механизмов формирования речевой функции в результате органо-функционального характера поражения ЦНС. Эти представления о разных патогенетических механизмах двух форм заикания, в свою очередь, определяют направление, характер и эффективность каждой из предложенных логопедических техник.
Заикающиеся с невротической формой заикания быстрее овладевают всеми предложенными техниками. Переключение внимания на интонацию значительно улучшает плавность речи. Наиболее эффективной технологией при невротической форме заикания является регуляция эмоционального состояния пациентов. Однако автоматизация речевых навыков плавной речи требует от них длительных тренировок, сохранения строгой последовательности заданий, в противном случае навык быстро теряется и утрачивается.
При неврозоподобной форме заикания, поскольку любые психомоторные автоматизмы вырабатываются с трудом, навыки плавной речи также вырабатываются с трудом. Упражнения необходимо сопровождать не только объяснением, но и многократным показом, подключением различных видов контроля (слуховой, кинестетический, визуальный, использование специализированных компьютерных программ), особенно при формировании речевых ритмов. Работа над формированием новых речевых стереотипов должна быть систематической и длительной. При неврозоподобной форме заикания основное значение имеет техника развития планирующей функции речи.
Таким образом, для достижения наиболее эффективного результата при реабилитации заикающихся должен быть использован как комплексный подход в целом, так и дифференцированное применение логопедических технологий с учетом клинической формы заикания.
Используемая литература:
- Арутюнян /Андронова) Л. 3. Как лечить заикание. — М, 1993.
- Асатиани Н.М. Заикание у взрослых: Заикание / Под ред. Н.А.Власовой, К.-П.Беккера. — М., 1983.
- Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. — М, 1998.
- Власова Н.А.
- Комплексный метод лечения заикания у детей дошкольного
возраста в условиях дневных стационаров и специальных детских садов: Заикание / Под ред. Н.А.Власовой, К.П.Бек-кера. — М, 1983.
- Некрасова Ю.Б. Вариант комплексного метода по устранению заикания у взрослых (в условиях поликлиники): Нарушение речи и голоса у детей / Под ред. С.С.Ляпидевского, С.Н.Шаховской. — М., 1975.
- Pay E. Ф. О заикании детей дошкольного возраста. — М, 1964.
- Селиверстов В,И. Заикание у детей. Психо-коррекционные и М, 1994.
- Шкловский В.М, Заикание. — М., 1994
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по формированию плавной речи у детей с ТНР (заиканием)
Комплексное логопедическое занятие "Путешествие в космос" в группе для детей с ТНР (заиканием).Конспект занятия по развитию речи " Семья" в группе для детей с ТНР (заиканием)Конспект занятия пор...
Использование наглядных методов работы для формирования связной речи у заикающихся дошкольников.
Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив у...
Формирование плавной речи у детей с заиканием
Представлены примерные упражнения по формированию плавной речи у детей с заиканием....
Презентация проекта «Логопедические технологии формирования связной речи дошкольников с ОНР с использованием методов мнемотехники»
В данной презентации проект «Логопедические технологии формирования связной речи дошкольников с ОНР с использованием методов мнемотехники», защищенный на конференции для слушателей курсов повыше...
Коррекционно – развивающая технология по формированию плавной речи у заикающихся школьников.
Коррекционно – развивающая технология по формированию плавной речи у заикающихся школьников.Работа над плавностью речи начинается с формирования у детей понятия о гласных как основе нашей ...
Логопедические технологии в развитии речи дошкольников с ринолалией в процессе индивидуальной работы.
Логопедические технологии в развитии речи дошкольников с ринолалией в процессе индивидуальной работы....
Технология. Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Одной из острых и актуальных проблем, на сегодняшний, день является организация речевого развития детей дошкольного возраста. В чем заключается её актуальность: - в том, что практическая деятельност...