МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование коррекционно-развивающих технологий в формировании лексико- грамматического строя речи у детей с ТНР»
статья по логопедии (подготовительная группа)
Цель мастер-класса: повышение компетентности педагогов по вопросу использование коррекционно-развивающих технологий в формировании лексико-грамматического стороя речи у детей с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_seminar_24g.docx | 27.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Использование коррекционно-развивающих технологий в формировании лексико- грамматического строя речи у детей с ТНР»
Подготовил: учитель-логопед МБДОУ № 13., А.С. Дубинец.
Ход мастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас приветствовать на нашем мастер-классе.
Цель мастер-класса: повышение компетентности педагогов по вопросу использование коррекционно-развивающих технологий в формировании лексико- грамматического строя речи у детей с ТНР.
Задачи:
-познакомить педагогов с разнообразными коррекционно-развивающими технологиями, которые оказывают положительное воздействие на формирование лексико- грамматического строя речи у детей с ТНР;
- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.
Нарушение лексико- грамматического строя речи ведет к тому, что ребенок неправильно овладевает речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания, что приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения. Одной из существенных задач по коррекции речи и активизации словарного запаса является работа над грамматическим оформлением речи.
При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико- грамматических навыков — это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.
Я хочу познакомить вас с некоторыми коррекционно-развивающими технологиями, которые способствуют формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР.
В своей логопедической практике я убедилась, что использование метода наглядного моделирования позволяет, в большей степени решить проблемы детей, испытывающих трудности в развитии лексико-грамматической строя речи. Этот метод помогает ребёнку представить абстрактные понятия зрительно, учит работать с ними, а так же облегчает и ускоряет процесс запоминания, помогает усвоить новый материал, развивает память, учит видеть главное, систематизирует полученные знания.
На помощь приходит одно из направлений метода моделирования «дидактический синквейн». Использование синквейна в формировании лексико-грамматического строя речи способствует расширению знаний по лексическим темам, обогащает пассивный и активный словарный запас.
Схема создания синквейна следующая:
1 строка - одно слово, существительное (Кто? Что), отражающее главную идею;
2 строка - два прилагательных (Какой? Какая? Какое), характеризующих первую строчку;
3 строка – три слова, глаголы (Что делает?), описывают действия данной темы;
4 строка - состоит из нескольких слов, фразы, имеющее отношение к теме;
5 строка – одно слово или словосочетание – суть темы, ассоциация.
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам принять участие в моём мастер-классе.
Сейчас мне бы хотелось попросить Вас назвать слова, которые очень точно выражают главное в нашей работе. (Ответы)
Самое главное в нашей работе - это дети. Давайте сейчас мы все вместе попробуем составить синквейн на слово дети.
Первая строка - Кто? Дети
2 строка два слова определения - Какие?
3 строка три слова действия - Что делают?
4 строка - Фраза со словом дети.
5 строка слово - ассоциация, выражающая всю сущность данной темы.
Давайте посмотрим, что же у нас получилось? (логопед озвучивает ответы участников мастер-класса).
Как вы считаете у нас получилось? Я с вами согласна.
В работе с детьми с ТНР я использую приемы мнемотехники, которые очень эффективны в развитии связной речи, но не менее эффективны эти приемы в коррекции лексико-грамматической строя речи.
Использование картинно-графических схем в речевых упражнениях формирует и закрепляет навыки словообразования.
Игра «Семья слов»
Цель: закрепление навыков образования родственных слов
Логопед: перед вами картинка дома, в котором «живут» слова. На окнах дома картинки-символы: зеленый прямоугольник, главное слово (рыба); маленький треугольник, слово, обозначающее уменьшённый предмет (рыбка); красная лента, слово-признак (рыбный); параллельные линии, слово- (рыбак); действие (рыбачит), три прямоугольника, слово, которое говорят, когда предметов много (рыбы); картинка человека, слово, образующееся от взаимодействия человека (рыбак).
А теперь поработаем все вместе. Я предлагаю вам придумать родственные слова к слову «цветок».
Как известно, для того, чтобы ребёнок усвоил нужную грамматическую категорию, необходимо неоднократно упражнять его в повторении нужной словоформы. Чтобы этот процесс был для ребёнка интересен, неоднообразен, нужно искать вариативные пути решения.
Для отработки падежных окончаний имён существительных использую в своей работе дидактическое пособие «Грамматический коврик». Каждый падеж на коврике выделен своим цветом. Ребенок в движении отрабатывает окончания падежей.
Начинаю работу с игрушками, обозначающие существительные женского рода, например: лиса, сова, утка, корова, и т. д. Второй набор игрушек – мужского рода: бык, жираф, слон, еж, тигр и т. д.
Вначале отрабатываем изменение окончаний с игрушками, затем по картинкам.
Именительный падеж: Скажи, кто это? Ребенок называет: Это лиса. Это сова.
-Винительный падеж. 1) Скажи, кого ты видишь? Лису, сову, рыбу.
Скажи полным предложением. Я вижу лису.
Сначала ребенок отвечает одним словом, затем полным предложением.
Педагог направляет ребенка к нужному падежу, сообщая ему - идти направо или налево, вверх или вниз. Таким образом, отрабатывая нужный падеж, подключается работа с ориентировкой в пространстве.
Логопед: я хочу пригласить для участия одного человека.
Логопед: предлагаю вам поиграть в игру «Стрелочки». Выберите из мешочка игрушку и карточку-схему со стрелками. Подойдите к игровому полю и, начиная с голубого квадрата, двигайтесь по карточке-схеме. Участник мастер-класса двигаясь по карточке-схеме попадает на квадрат с заданием и отвечает на вопросы логопеда.
Логопед: Вы отлично справились с заданием!
В работе с грамматическим ковриком я использую кубик, грани которого соответствуют цвету квадратов на коврике.
Дидактическая игра «Цветок»
Цель: активация словарного запаса детей; развитие активной речи путем образования существительных в различных формах.
Дидактическая игра в себя включает плоскостное изображение цветов, на лепестках картинки.
Сменные фишки с картинками-схемами:
-Игра «Жадина» (развитие умений согласовывать местоимения «мой», «моя», «мои», «моё»). Ребенок кладет в центр цветка фишку и произносит «моя шляпа» и т.д;
-Игра «Чего нет?» (образование форм родительного падежа ед.ч.). Ребенок кладет фишку с одной ладонью и произносит «Нет рыбы, нет робота» и т.д;
-Игра «Скажи ласково» (образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме). Ребенок кладет фишку с сердцем и произносит «Ложка-ложечка».
-Игра «Посчитай-ка» (согласование числительных с существительными). Ребенок кладет фишку с цифрами и считает до 5 «Одна лампа, две лампы и т.д.»
-фишки с девочкой и мальчиком нужны для построения предложения с предлогом У. Например «У Ромы ракета» (даём имя мальчику и девочке на звук, который закрепляем»
Для игры можно взять камни Марблс и закрывать ими картинки на цветке.
Я приглашаю для участия одного человека.
Выбирайте карточку с цветком и фишку с картинками-схемами «Жадина», «Скажи ласково», «Чего нет?», «Посчитайка-ка».
Участник по своему желанию выбирает карточку с цветком и фишку для игры, в которую он хотел бы поиграть.
Сменные фишки с картинками-схемами:
Игра «Жадина» (развитие умений согласовывать местоимения «мой», «моя», «мои», «моё»). Участник кладет в центр цветка фишку и произносит слова, находящиеся на лепестках цветка подбирая местоимения «мой», «моя», «мои», «моё».
-Игра «Чего нет?» (образование форм родительного падежа ед.ч.). Участник кладет фишку в центр цветка и произносит слова, находящиеся на лепестках цветка, используя слово «нет».
-Игра «Скажи ласково» (образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме). Участник кладет в центр цветка фишку и произносит слова, находящиеся на лепестках цветка в уменьшительно-ласкательной форме.
-Игра «Посчитай-ка» (согласование числительных с существительными). Участник кладет в центр цветка фишку и произносит слова, находящиеся на лепестках цветка согласовывая числительные с существительными.
Логопед: Спасибо за участие, вы замечательно справились!
В работе с детьми дошкольного возраста очень важно использовать увлекательные задания и игры, помнить о том, что результатов можно достичь только в том случае, если ребенку интересно.
Спасибо всем за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология формирования лексико-грамматического строя речи у детей Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Технология формирования лексико-грамматического строя речи Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Презентация....
Технология формирования лексико – грамматического строя речи у детей с ОНР (5-6 лет) по теме «Транспорт»
Использование материала по развитию лексико – грамматического строя речи в игровой форме помогает детям овладеть навыками грамматически и фонетически правильной речи и способствует обогащению словаря ...
Методическая разработка для педагогов и родителей «Использование игровых приёмов в формировании лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Формирование грамматического строя речи -это длительный и трудоёмкий процесс.В играх можно помочь ребёнку усвоить разные грамматические категории. Занятия проходят более эффективно и это помогает...
Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста Тема подгруппового занятия: «Продукты питания» Сюжетное занятие: «День рождения Мишки»
Закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Продукты питания"...
Технология формирования лексико – грамматического строя речи у детей с ОНР (5-6 лет) по теме «ДЕРЕВЬЯ»
Использование материала по развитию лексико – грамматического строя речи в игровой форме помогает детям овладеть навыками грамматически и фонетически правильной речи и способствует обогащению сл...
Презентация из опыта работы "Использование игровых технологий при формировании лексико - грамматического строя речи у старших дошкольников"в
Материал из опыта работы....
Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД"
Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД&quo...