МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование коррекционно-развивающих технологий в формировании лексико- грамматического строя речи у детей с ТНР»
статья по логопедии (подготовительная группа)

Дубинец Анастасия Сергеевна

Цель мастер-класса: повышение компетентности педагогов по вопросу использование коррекционно-развивающих технологий в формировании лексико-грамматического стороя речи у детей с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_seminar_24g.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Использование коррекционно-развивающих технологий в формировании лексико- грамматического строя речи у детей с ТНР»

Подготовил: учитель-логопед МБДОУ  № 13., А.С. Дубинец.

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада вас приветствовать на нашем мастер-классе.

Цель мастер-класса: повышение компетентности педагогов по вопросу использование коррекционно-развивающих технологий в формировании лексико- грамматического строя речи у детей с ТНР.

Задачи:

-познакомить педагогов с разнообразными коррекционно-развивающими технологиями, которые оказывают положительное воздействие на формирование лексико- грамматического строя речи у детей с ТНР;

- создать условия  для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.

Нарушение лексико- грамматического строя речи ведет к тому, что ребенок неправильно овладевает речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания, что приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения. Одной из существенных задач по коррекции речи и активизации словарного запаса является работа над грамматическим оформлением речи.

При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико- грамматических навыков — это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.

Я хочу познакомить вас с некоторыми коррекционно-развивающими технологиями, которые способствуют формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР.

В своей логопедической практике я убедилась, что использование метода наглядного моделирования позволяет, в большей степени решить проблемы детей, испытывающих трудности в развитии лексико-грамматической строя речи. Этот метод помогает ребёнку представить абстрактные понятия зрительно, учит работать с ними, а так же облегчает и ускоряет процесс запоминания, помогает усвоить новый материал, развивает память, учит видеть главное,  систематизирует полученные знания.

На помощь приходит одно из направлений метода моделирования «дидактический синквейн». Использование синквейна в формировании лексико-грамматического строя речи способствует расширению знаний по лексическим темам, обогащает пассивный и активный словарный запас.

Схема создания синквейна следующая:

1 строка - одно слово, существительное (Кто? Что), отражающее главную идею;

2 строка - два прилагательных (Какой? Какая? Какое), характеризующих первую строчку;

3 строка – три слова, глаголы (Что делает?), описывают действия данной темы;

4 строка - состоит из нескольких слов, фразы, имеющее отношение к теме;

5 строка – одно слово или словосочетание –   суть темы, ассоциация.

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам принять участие в моём мастер-классе.

        Сейчас мне бы хотелось попросить Вас назвать слова, которые очень точно выражают главное в нашей работе. (Ответы)

Самое главное в нашей работе - это дети. Давайте сейчас мы все вместе попробуем составить синквейн на слово дети.

Первая строка  - Кто? Дети

2 строка два слова определения - Какие?

3 строка три слова действия - Что делают?

4 строка - Фраза со словом дети.

5 строка слово - ассоциация, выражающая всю сущность данной темы.

Давайте посмотрим, что же у нас получилось? (логопед озвучивает ответы участников мастер-класса).

Как вы считаете у нас получилось? Я с вами согласна.

В работе с детьми с ТНР я использую приемы мнемотехники, которые очень эффективны в развитии связной речи, но не менее эффективны эти приемы в коррекции лексико-грамматической строя речи.

 Использование картинно-графических схем в речевых упражнениях формирует и закрепляет навыки словообразования.

Игра «Семья слов»

Цель: закрепление навыков образования родственных слов

Логопед: перед вами картинка дома, в котором «живут» слова. На окнах дома картинки-символы: зеленый прямоугольник, главное слово (рыба); маленький треугольник, слово, обозначающее уменьшённый предмет (рыбка); красная лента, слово-признак (рыбный); параллельные линии, слово- (рыбак); действие (рыбачит), три прямоугольника, слово, которое говорят, когда предметов много (рыбы); картинка человека, слово, образующееся от взаимодействия человека (рыбак).  

 А теперь поработаем все вместе. Я предлагаю вам придумать родственные слова к слову «цветок».

Как известно, для того, чтобы ребёнок усвоил нужную грамматическую категорию, необходимо неоднократно упражнять его в повторении нужной словоформы. Чтобы этот процесс был для ребёнка интересен, неоднообразен, нужно  искать вариативные пути решения.

Для отработки падежных окончаний имён существительных использую в своей работе дидактическое пособие «Грамматический коврик». Каждый падеж на коврике выделен своим цветом. Ребенок в движении отрабатывает окончания падежей.

Начинаю работу с игрушками, обозначающие существительные женского рода, например: лиса, сова, утка, корова, и т. д. Второй набор игрушек – мужского рода: бык, жираф, слон, еж, тигр и т. д.

Вначале отрабатываем изменение окончаний с игрушками, затем по картинкам.

Именительный падеж: Скажи, кто это? Ребенок называет: Это лиса. Это сова.

-Винительный падеж. 1) Скажи, кого ты видишь? Лису, сову, рыбу.

Скажи полным предложением. Я вижу лису.

Сначала ребенок отвечает одним словом, затем полным предложением.

Педагог направляет ребенка к нужному падежу, сообщая ему - идти направо или налево, вверх или вниз. Таким образом, отрабатывая нужный  падеж, подключается  работа с ориентировкой в пространстве.

 Логопед: я хочу пригласить для участия одного человека.

Логопед: предлагаю вам поиграть в игру «Стрелочки». Выберите из мешочка игрушку и карточку-схему со стрелками. Подойдите к игровому полю и, начиная с голубого квадрата, двигайтесь по карточке-схеме. Участник мастер-класса двигаясь по карточке-схеме попадает на квадрат с заданием и отвечает на вопросы логопеда.  

Логопед: Вы отлично справились с заданием!

В работе с грамматическим ковриком я использую кубик, грани которого соответствуют цвету квадратов на коврике.

         Дидактическая игра «Цветок»

Цель:  активация словарного запаса детей; развитие активной речи путем образования существительных в различных формах.

Дидактическая игра в себя включает плоскостное изображение цветов, на лепестках картинки.

Сменные фишки с картинками-схемами:

-Игра «Жадина» (развитие умений согласовывать местоимения «мой», «моя», «мои», «моё»). Ребенок кладет в центр цветка фишку и произносит «моя шляпа» и т.д;

-Игра «Чего нет?» (образование форм родительного падежа ед.ч.). Ребенок кладет фишку с одной ладонью и произносит «Нет рыбы, нет робота» и т.д;

-Игра «Скажи ласково» (образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме). Ребенок кладет фишку с сердцем и произносит «Ложка-ложечка».

-Игра «Посчитай-ка» (согласование числительных с существительными). Ребенок кладет фишку с цифрами и считает до 5 «Одна лампа, две лампы и т.д.»

-фишки с девочкой и мальчиком нужны для построения предложения с предлогом У. Например «У Ромы ракета» (даём имя мальчику и девочке на звук, который закрепляем»

Для игры можно взять камни Марблс и закрывать ими картинки на цветке.

Я приглашаю для участия одного человека.

Выбирайте карточку с цветком и фишку с картинками-схемами «Жадина», «Скажи ласково», «Чего нет?», «Посчитайка-ка».

Участник по своему желанию выбирает карточку с цветком и фишку для игры, в которую он хотел бы поиграть. 

Сменные фишки с картинками-схемами:

Игра «Жадина» (развитие умений согласовывать местоимения «мой», «моя», «мои», «моё»). Участник кладет в центр цветка фишку и произносит слова, находящиеся на лепестках цветка подбирая местоимения «мой», «моя», «мои», «моё».

-Игра «Чего нет?» (образование форм родительного падежа ед.ч.). Участник кладет фишку в центр цветка и произносит слова, находящиеся на лепестках цветка, используя слово «нет».

-Игра «Скажи ласково» (образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме). Участник кладет в центр цветка фишку и произносит слова, находящиеся на лепестках цветка в уменьшительно-ласкательной форме.

-Игра «Посчитай-ка» (согласование числительных с существительными).  Участник кладет в центр цветка фишку и произносит слова, находящиеся на лепестках цветка согласовывая числительные с существительными.

Логопед: Спасибо за участие, вы замечательно справились!

В работе с детьми дошкольного возраста очень важно использовать увлекательные задания и игры, помнить о том, что результатов можно достичь только в том случае, если ребенку интересно.

Спасибо всем за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология формирования лексико-грамматического строя речи у детей Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

Технология формирования лексико-грамматического строя речи Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Презентация....

Технология формирования лексико – грамматического строя речи у детей с ОНР (5-6 лет) по теме «Транспорт»

Использование материала по развитию лексико – грамматического строя речи в игровой форме помогает детям овладеть навыками грамматически и фонетически правильной речи и способствует обогащению словаря ...

Методическая разработка для педагогов и родителей «Использование игровых приёмов в формировании лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Формирование грамматического строя речи -это длительный и трудоёмкий процесс.В играх можно помочь ребёнку усвоить разные грамматические категории. Занятия проходят более эффективно и это помогает...

Технология формирования лексико – грамматического строя речи у детей с ОНР (5-6 лет) по теме «ДЕРЕВЬЯ»

Использование материала по развитию лексико – грамматического строя речи в игровой форме помогает детям овладеть навыками грамматически и фонетически правильной речи и способствует обогащению сл...

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД"

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД&quo...