Коррекционно – развивающая работа по формированию словаря антонимов в речи детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Бижова Надежда Александровна

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Именно дошкольный возраст – это тот период, когда детям свойственна наибольшая чуткость к языковым явлениям. Все психические процессы у ребенка: восприятие, память, внимание, мыслительные операции, воображение – развиваются через речь. Функции речи старшего дошкольника многообразны. Речь используется для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам и переживаниям, организации собственной деятельности, координирования действий своих и товарищей по игре. Речь служит важным источником знаний об окружающем, средством фиксации представлений о природе, мире вещей и мире людей, средством познавательной деятельности. Поэтому развитие и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_slovarya_antonimov.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над словарем детей старшего дошкольного возраста тесно связана с развитием познавательной деятельности, но она должна быть, прежде всего, работой языковой. Из этого следует, что в работе над словом необходимо учитывать собственно языковые характеристики слова, а именно многозначность. Ведь многозначно большинство слов русского языка. Также необходимо учитывать синонимические и антонимические отношения слов. Ведущее место в усвоении многозначности слов отводится синонимам и антонимам.

Работа над антонимами полезна тем, что приучает к сопоставлению предметов и явлений окружающего мира. Кроме того, она способствует активизации таких частей речи, как глаголы и прилагательные. Также антонимы являются и средством выразительности речи.

Давайте остановимся на поисках условий и средств формирования и обогащения словаря антонимов. Коррекционная работа с детьми проводится на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. Все занятия должны быть ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.

К занятиям предъявляются определенные требования:

- цель и тема занятия пронизывают все этапы, все виды работы;

- максимальная насыщенность изучаемым лексическим материалом;

- сочетание учебных и игровых форм (интегрированные, комбинированные занятия);

- наглядность в зависимости от возраста детей, этапа и содержания работы;

- систематическая работа над развитием мышления, внимания, памяти.

Благодаря специфике детского организма новые понятия легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. По мере того, как развёртываются действия по сюжету, дети, играя, постигают новые понятия и закрепляют их. Как пример приведу фрагмент сказки «Как ежик узнал, что такое слова с противоположным значением»:

Каждый вечер ежик устраивался в своей норке спать. И в этот вечер он лег спать, как обычно. Лечь – то он лег, но заснуть не мог, потому что очень любил думать. Ворочался он, ворочался, и вдруг среди ночи послышался какой-то странный грохот: «Бух, бух!» Ежику показалось, что на крышу падают тяжелые камни. «А вдруг эти камни проломят крышу?» - испугался он. Камни все падали и падали, но крыша не ломалась. «Может, эти камни не такие уж тяжелые?» - приободрил себя ежик и осторожно приоткрыл дверь. И тут что-то упало на его макушку. Ежик обернулся и увидел на земле целую кучу желудей.

- Ой-ой-ой! – удивленно воскликнул он. – И эти легкие штучки я принял за тяжелые камни!

На душе у него тоже стало легко-легко: он понял, что это от страха желуди показались тяжелыми. «Больше не буду ничего бояться!» - твердо сказал себе ежик, вернулся в норку и лег в постель.

На закрепление нового материала необходимо задать детям вопросы. Например, каким ежик был в начале, и каким стал в конце сказки (робкий – смелый)?

Для достижения хороших результатов, работу по формированию и развитию словаря антонимов вначале следует производить с опорой на наглядный материал (предметы, картинки). На занятиях я предлагаю детям рассмотреть картинки с изображением большого и маленького гриба, толстого и тонкого гриба и тому подобное. Во время просмотра картинки необходимо задавать вопросы: «Этот гриб большой, а этот …?». Также важны вопросы на уточнение смысла слов противоположного значения. Они звучат в следующей форме: «Что бывает большим? Что бывает маленьким?». Такие упражнения с отдельным словом способствуют уточнению его значения, систематизируют те знания, представления, которые есть у детей.

Задания на подбор антонимов представляют для детей большие трудности, в связи с тем, что они еще не усвоили смысл заданий, не усвоили, что означают слова с противоположным значением, поэтому, вначале занятия я сама называю нужные слова, например: «Заяц трусливый. А наоборот? Какой тогда будет заяц?» Если дети не отвечают, то продолжаю: «Тогда заяц смелый. Трусливый – смелый; это слова противоположные по смыслу, слова – неприятели».

На мой взгляд, в работе по формированию словаря антонимов наиболее эффективны специальные речевые ситуации, когда дети ставятся в условия, требующие точного словесного обозначения. Например, предлагается следующая речевая ситуация: «Пришла Таня с прогулки грустная – котенок убежал. Села она и …(заплакала, загрустила). А если Таня грустит, то какая она? (грустная, печальная). Раздается стук в дверь.

- Это котенок … что сделал? (вернулся). Сначала он … (убежал), а потом … (вернулся).

- Посмотрите на Таню. Она сразу … (повеселела, обрадовалась). Если она повеселела, то какая стала? (веселая)». Подобные задания занимают непродолжительное время и могут быть использованы на прогулке.

Выполнение таких заданий способствует формированию точности словоупотребления, умения выбирать слова, точно обозначающие предмет, действие, качество.

Нельзя забывать и о развитии общей и мелкой моторики. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Планирование физкульминуток в виде подвижных игр и физических упражнений в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Например, речь с движением:

Как на Машины именины

Испекли мы каравай

Вот такой вышины,

Вот такой нижины,

Вот такой ширины,

Вот такой ужины!

Данная физкультминутка будет способствовать не только совершенствованию общей моторики, но и закреплению знаний о словах антонимах. Ещё один пример, изобразить жестом или пантомимой пары антонимов (большой – маленький, высокий – низкий, толстый – тонкий, тяжелый – легкий).

Планирование физкультминуток в виде пальчиковых игр в сочетании с речью способствует совершенствованию мелкой моторики. Если проводить пальцевую гимнастику стоя, примерно в середине занятий, то такая гимнастика послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Для совершенствования мелкой моторики можно использовать также и такие упражнения, как: обведите высокий гриб; обведите тонкую ножку; обведите большую шляпку; рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты); закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом» (упражнения выполняются только карандашом).

Можно говорить о том, что успех коррекционно-развивающей работы по формированию словаря антонимов будет определяться строгой, продуманной системой занятий, которая основывается на тесной взаимосвязи развития речи и познавательных процессов, развития речи и моторики, а также с учётом индивидуальных особенностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) I период обучения(сентябрь, октябрь, ноябрь)...

Консультация для родителей: "Особенности формирования словарного запаса у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста".

В материале дается характеристика словарного запаса детей с нарушениями речи, описаны способы родительского воздействия для преодоления речевых нарушений....

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) на 2016 – 2017 уч. год

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) на 2016 – 2017 уч. год...

Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет

Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО Автор — учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Н. В. Нищева...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2022-2023 учебный год (II год обучения)

          Данная Программа предназначена для обучения и воспитания детей 5 - 6 лет с тяжелыми нарушениями речи.  Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО на ...

Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО

laquo;Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» представляет собо...