«Дизартрия и ее проявления в старшем дошкольном возрасте»
учебно-методический материал по логопедии

Фокина Елена Владимировна

Тема моей работы звучит следующим образом: «Дизартрия и ее проявления в старшем дошкольном возрасте». В данной работе я сделаю теоретический анализ проблемы дизартрии в специальной литературе, а также организую обследование монологической речи детей со стертой формой дизартрии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дизартрия и ее проявления в старшем дошкольном возрасте»

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1. ДИЗАРТРИЯ        5

1.1. Дизартрия как предмет научного исследования        5

1.2. Клинико-физиологическая основа дизартрии        10

1.3. Специфика проявления дизартрии у детей старшего дошкольного возраста        14

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ        17

2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дизартрией        17

2.2. Особенности онтогенеза речи детей, страдающих стертой формой дизартрии        19

2.3. Характеристика речи детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии        24

2.4. Особенности монологической речи детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии        25

ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ        27

3.1.        Организация исследования        27

3.2. Диагностика монологической речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии        28

ВЫВОДЫ        33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        34

ЛИТЕРАТУРА        35

ПРИЛОЖЕНИЕ        37

Введение

Развитие речи составляет важнейшую часть всего психического развития ребенка, поскольку влияет на становление остальных психических процессов. И, следовательно, становится понятным, почему так важна профилактика и коррекция различного рода речевых нарушений.

Речевые нарушения могут иметь совершенно различный характер. Они могут быть общими или частными, тяжелыми или легкими. Но, как ни парадоксально это звучит, именно легкие речевые нарушения могут представлять особую опасность. Дело в том, что они часто не могут быть вовремя распознаны, а порой родители детей с легкими нарушениями речи не обращают на это внимания. Но нарушения есть нарушения. И они все равно оказывают негативное влияние на психическое и личностное развитие ребенка [1; 2].

Особое место среди легких форм речевых нарушений занимает стертая форма дизартрии. Дело в том, что, несмотря на комплексность речевого дефекта, который проявляется в различных речевых ситуациях, диагностика данной формы дизартрии представляет собой определенные трудности. Квалификация речевых нарушений при данной форме дизартрии требует от логопеда высокого профессионализма [3; 5; 8].

Тема моей работы звучит следующим образом: «Дизартрия и ее проявления в старшем дошкольном возрасте». В данной работе я сделаю теоретический анализ проблемы дизартрии в специальной литературе, а также организую обследование монологической речи детей со стертой формой дизартрии.

Сформулирую ниже объект, предмет, цель, задачи, гипотезу, методы своего исследования. Обозначу базу исследования и выборку обследоваемых.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.

Предмет исследования: особенности монологической речи детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.

Цель: выявление особенностей монологической речи детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ проблемы дизартрии у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Осуществить диагностику речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
  3. Проанализировать особенности монологической речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.

Гипотеза: в результате обследования детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии будут обнаружены те или иные нарушения связной монологической речи.

Методы и методики исследования:

1. Диагностический метод:

- логопедическая карта обследования детей при дизартрии.

2. Метод экспертных оценок:

- экспертная оценка связности монологической речи у детей.

База исследования: г. Омск, «Детский сад комбинированного вида №268».

Выборка исследования: в исследовании приняло участие 60 детей старшего дошкольного возраста (5,5–6,5 лет). Из них 20 детей со стертой формой дизартрии. Сформулировав методологический аппарат исследования, перейду к изложению своей работы.

Глава 1. Дизартрия

1.1. Дизартрия как предмет научного исследования

Дизартрия – термин латинский и в переводе означает расстройство членораздельной речи произношения («dis» - нарушение признака или функции, «artron» - сочленение). При определении дизартрии большинство авторов не исходят из точного значения этого термина, а трактуют его более широко, относя к дизартрии расстройства артикуляции, голосообразования, темпа, ритма и интонации речи.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем [14; 16].

Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, смазанная речь; в более тяжелых случаях наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.

Дизартрические нарушения речи наблюдаются при различных органических поражениях мозга, которые у взрослых имеют более выраженный очаговый характер. У детей частота дизартрии, прежде всего, связана с частотой перинатальной патологии (поражением нервной системы плода и новорожденного). Наиболее часто дизартрия наблюдается при детском церебральном параличе, по данным различных авторов, от 65 до 85%. Исследователи отмечают взаимосвязь между степенью тяжести и характером поражения двигательной сферы, частотой и тяжестью дизартрии. При наиболее тяжелых формах детского церебрального паралича, когда отмечается поражение верхних и нижних конечностей и ребенок практически остается обездвиженным (двойная гемиплегия), дизартрия (анартрия) наблюдается практически у всех детей. Отмечена взаимосвязь между тяжестью поражения верхних конечностей и поражением речевой мускулатуры.

 Менее выраженные формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию или родовую травму или имеющих в анамнезе влияние других не резко выраженных неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития или в период родов. В этих случаях легкие (стертые) формы дизартрии сочетаются с другими признаками минимальной мозговой дисфункции.

 Нередко дизартрия наблюдается и в клинике осложненной олигофрении, но данные о ее частоте крайне противоречивы.
Клиническая картина дизартрии впервые была описана более ста лет назад у взрослых в рамках псевдобульбарного синдрома.

 В дальнейшем в 1911 г. Н. Gutzmann определил дизартрию как нарушение артикуляции и выделил две ее формы: центральную и периферическую.

 Начальное изучение данной проблемы проводилось в основном невропатологами в рамках очаговых поражений мозга у взрослых больных. Большое влияние на современное понимание дизартрии оказали работы М. С. Маргулиса (1926), который впервые четко отграничил дизартрию от моторной афазии и разделил ее на бульбарную и церебральную формы. Автор предложил классификацию церебральных форм дизартрии на основе локализации очага поражения головного мозга, что в дальнейшем нашло отражение в неврологической литературе, а затем в учебниках логопедии [8; 9; 13; 17; 18].

Важным этапом в развитии проблемы дизартрии является изучение локально-диагностических проявлений дизартрических расстройств. Е.Н. Винарской впервые было проведено комплексное нейролингвистическое изучение дизартрии при очаговых поражениях мозга у взрослых больных.

 В настоящее время проблема дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях. Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин дизартрии важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы. Реже такими причинами являются нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, например врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мебиуса), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем [3; 11; 21].

В зависимости от степени тяжести речевого дефекта различают три уровня речевого развития (Р.Е. Левина и др.), выделяемые на основе анализа степени сформированности различных компонентов языковой системы.

Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием средств общения у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в том возрасте, когда у нормально развивающегося ребенка навыки речевого общения в основном сформированы. Фразовая речь у таких детей почти полностью отсутствует; при попытке рассказать о каком-либо событии они способны назвать лишь отдельные слова или одно-два сильно искаженных предложения.

На втором уровне речевого развития общение осуществляется не только с помощью жестов и несвязных слов, но и путем употребления достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств. Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, беседовать со взрослым по картинке о знакомых событиях окружающей жизни. Однако дети с этим уровнем речевого развития связной речью практически не владеют.

Наиболее распространен у детей 5—6-летнего возраста с ОНР третий уровень речевого развития. Дети уже пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи — описание, пересказ, рассказы по серии картин и др.

Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной [1; 2; 6; 11].

Анализ данных логопедической практики, педагогического опыта изучения детей с ОНР позволил установить, что вариативность проявлений общего недоразвития речи у детей не исчерпывается тремя уровнями речевого развития. Указания на это содержатся в работах ряда исследователей — Т.Б. Филичева, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская и др. В результате длительного комплексного психолого-педагогического изучения детей с ОНР Т.Б. Филичевой была выявлена еще одна категория детей с ОНР, у которых признаки речевого недоразвития оказываются стертыми и не всегда правильно диагностируются как системное и стойкое недоразвитие речи. Автором было организовано углубленное психолого-педагогическое исследование данной категории детей по специально разработанной методике, в результате чего были установлены специфические особенности проявления общего недоразвития речи у этой группы детей, которые могут быть определены как четвертый уровень речевого развития [5; 12; 19] .

Он характеризуется незначительным нарушением в формировании всех компонентов языковой системы, которое выявляется в процессе углубленного логопедического обследования при выполнении детьми специально подобранных заданий. Общее недоразвитие речи четвертого уровня определяется автором как своеобразная стертая или легкая форма речевой патологии, при которой у детей отмечаются неявно выраженные, но стойкие нарушения в овладении языковыми механизмами словообразования, словоизменения, в употреблении слов сложной структуры, некоторых грамматических конструкций, недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем и др. [1; 2; 8; 9].

Особенностью дизартрии у детей является часто ее смешанный характер с сочетанием различных клинических синдромов. Это связано с тем, что при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждение чаще имеет более распространенный характер, и тем, что поражение одних мозговых структур, необходимых для управления двигательным механизмом речи, может способствовать задержке созревания и нарушать функционирование других. Этот фактор определяет частое сочетание дизартрии у детей с другими речевыми расстройствами (задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи, моторной алалией, заиканием). У детей поражение отдельных звеньев речевой функциональной системы в период интенсивного развития может приводить к сложной дезинтеграции всего речевого развития в целом. В этом процессе определенное значение имеет поражение не только собственно двигательного звена речевой системы, но и нарушения кинестетического восприятия артикуляционных поз и движений.

Кинестетическое чувство сопровождает работу всех речевых мышц. Так, в полости рта возникают различные дифференцированные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ, нижней челюсти. Направления этих движений и различные артикуляционные уклады ощущаются при произнесении тех или иных звуков.

При дизартрии четкость кинестетических ощущений часто нарушается и ребенок не воспринимает состояние напряженности, или, наоборот, расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные непроизвольные движения или неправильные артикуляционные уклады. Обратная кинестетическая афферентация является важнейшим звеном целостной речевой функциональной системы, обеспечивающей постнатальное созревание корковых речевых зон. Поэтому нарушение обратной кинестетической афферентации у детей с дизартрией может задерживать и нарушать формирование корковых мозговых структур: премоторно-лобной и теменно-височной областей коры и замедлять процесс интеграции в работе различных функциональных систем, имеющих непосредственное отношение к речевой функции. Таким примером может быть недостаточное развитие взаимосвязи слухового и кинестетического восприятия у детей с дизартрией.
Аналогичная недостаточность интеграции может отмечаться в работе двигательно-кинестетической, слуховой и зрительной систем [13].

В заключение резюмируем, что дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

1.2. Клинико-физиологическая основа дизартрии

Клинико-физиологические аспекты дизартрии определяются локализацией и тяжестью поражения мозга. Анатомическая и функциональная взаимосвязь в расположении и развитии двигательных и речевых зон и проводящих путей определяет частое сочетание дизартрии с двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности.
Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. К таким структурам относятся:
периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата (языка, губ, щек, нёба, нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки); ядра этих периферических двигательных нервов, расположенных в стволе головного мозга; ядра, расположенные в стволе и в подкорковых отделах мозга и осуществляющие элементарные эмоциональные безусловно-рефлекторные речевые реакции типа плача, смеха, вскрикивания, отдельных эмоционально-выразительных восклицаний и др. Поражение перечисленных структур дает картину периферического паралича (пареза): нервные импульсы к речевым мышцам не поступают, обменные процессы в них нарушаются, мышцы становятся вялыми, дряблыми, наблюдается их атрофия и атония, в результате перерыва спинальной рефлекторной дуги рефлексы с этих мышц исчезнут, наступает арефлексия.

Двигательный механизм речи обеспечивается также более высоко расположенными следующими мозговыми структурами:

- подкорково-мозжечковыми ядрами и проводящими путями, которые осуществляют регуляцию мышечного тонуса и последовательность мышечных сокращений речевой мускулатуры, синхронность (координированность) в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, а также эмоциональную выразительность речи. При поражении этих структур наблюдаются отдельные проявления центрального паралича (пареза) с нарушениями мышечного тонуса, усилением отдельных безусловных рефлексов, а также с выраженным нарушением просодических характеристик речи ее темпа, плавности, громкости, эмоциональной выразительности и индивидуального тембра;

- проводящими системами, обеспечивающими проведение импульсов от коры мозга к структурам нижележащих функциональных уровней двигательного аппарата речи (к ядрам черепно-мозговых нервов, расположенных в стволе головного мозга). Поражение этих структур вызывает центральный парез (паралич) речевой мускулатуры с повышением мышечного тонуса в мышцах речевого аппарата, усилением безусловных рефлексов и появлением рефлексов орального автоматизма с более избирательным характером артикуляторных расстройств;

- корковыми отделами головного мозга, обеспечивающими как более дифференцированную иннервацию речевой мускулатуры, так и формирование речевого праксиса. При поражении этих структур возникают различные центральные Моторные расстройства речи [1; 7; 11; 12; 16].

Нарушения артикуляции и фонации, затрудняющие, а иногда и полностью  препятствующие членораздельному звукопроизношению при дизартрии, возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи:

  • периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата (языка, губ, щек, неба, нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки);
  • ядра этих периферических дыхательных нервов, расположенных в стволе головного мозга;
  • ядра, расположенные в стволе и подкорковых отделах головного мозга и осуществляющие элементарные эмоциональные безусловно рефлекторные речевые реакции (плач, смех,…);
  • подкорково-мозжечковые ядра и их проводящие пути, осуществляющие регуляцию мышечного тонуса и последовательность мышечных сокращений речевой мускулатуры, синхронность в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата.

При поражении этих структур, наблюдаются отдельные проявления центрального паралича (пареза) с нарушением мышечного тонуса, усилением отдельных безусловных рефлексов, с выраженным нарушением просодики;

 - проводящие системы, передающие импульсы от коры головного мозга к структурам низлежащих функциональных уровней двигательного аппарата речи (ядрам черепно-мозговых нервов в стволе головного мозга).

При поражении этой системы  возникает центральный паралич (парез) речевой мускулатуры с повышением мышечного тонуса в мышцах речевого аппарата;

  • корковые отделы головного мозга, обеспечивающие более дифференцированную иннервацию речевой мускулатуры и формирование речевого праксиса.

При поражении этих структур возникают различные центральные моторные  расстройства речи.

Дети с различными формами дизартрии отличаются друг от друга специфическими дефектами звукопроизношения, голоса, артикуляционной моторики.

Корковая дизартрия – группа моторных расстройств речи разного патогенеза – проявляется в нарушении произвольной моторики артикуляционного аппарата. У детей, старадющих этой формой дизартрии затруднена динамика переключения от одной артикуляционной позы к другой.

Мозжечковая дизартрия возникает при поражении мозжечка и его связей с другими отделами ЦНС и лобномозжечковых путей. Проявляется в понижении тонуса в мускулатуре языка и губ, язык тонкий распластанный в полости рта, подвижность его ограничена, темп движений замедлен, отмечается трудность удержания артикуляционных укладов и слабость их ощущений. Движения языка неточные, с проявлением гипер- и гипометрии. При более тонких целенаправленных движениях появляется мелкое дрожание языка.

Бульбарная форма дизартрии представляет собой симптомокомплекс речедвигательных расстройств, развивающихся в результате поражения ядер, корешков или периферических отделов VII, IX, X и XI черепно-мозговых нервов. Характерным является паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого неба. У ребенка нарушается глотание твердой и мягкой пищи, затруднено жевание. Голосовые связки малоподвижны, как и мягкое небо. Наблюдается атрофия мышц языка и глотки, снижается также тонус мышц.

Подкорковая дизартрия возникает при поражении подкорковых узлов головного мозга. Характерным проявлением подкорковой дизартрии является нарушение мышечного тонуса и наличие гиперкинеза в области артикуляционной и мимической мускулатуры. Гиперкинез может наблюдаться в состоянии покоя, но обычно усиливается при речевом акте.

1.3. Специфика проявления дизартрии у детей старшего дошкольного возраста

Прежде чем обратиться к специфике дизартрии у детей старшего дошкольного возраста и проводимой коррекции необходимо, по моему мнению, раскрыть особенности процесса развития речи в дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной [3; 5; 7].

Особое место в дошкольном возрасте, а особенно в старшем дошкольном возрасте имеет развитие связной речи. Как было показано в исследовании А. М. Леушиной, основная линия развития связной речи в этот период состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребенок переходит к речи контекстной. Появление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими. Изменение образа жизни ребенка, усложнение познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требуют более развернутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания. Возникает речь контекстная [4; 5; 11].

Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д. Б. Элъконина, происходит к 4-5 годам. Вместе с тем элементы связной монологической речи появляются уже в 2 - 3 года. Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умения произвольно использовать средства языка. С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся все более развернутыми и связными.

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для нее характерны неполные, неопределенно-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; на­звания предметов заменяются местоимениями. В рассказах ребенка переплетаются факты из материала на заданную тему с всплывающими на поверхность фактами из личного опыта.

Ситуативность речи не является абсолютной принадлежностью возраста ребенка. У одних и тех же детей речь может быть то более ситуативной, то более контекстной. Это определяется задачами и условиями общения.

Вывод А. М. Леушиной нашел подтверждение в исследовании М. И. Лисиной и ее учеников. Ученые доказали, что уровень речевого развития зависит от уровня развития общения у детей. Форма высказывания зависит от того, как понимает ребенка собеседник. Речевое поведение собеседника влияет на содержание и структуру речи ребенка. Например, в общении со сверстниками дети в большей мере используют контекстную речь, поскольку им надо что-то объяснить, в чем-то убедить. В общении со взрослыми, легко понимающими их, дети чаще ограничиваются ситуативной речью [6; 8].

Наряду с монологической речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения.

Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами еще, потом).

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности [3; 4; 5; 12; 15].

Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении.

В старшем дошкольном возрасте среди детей-дизартриков наиболее часто встречается стертая форма дизартрии при которой прежде всего страдает связная монологическая речь. Это может объясняться тем, что именно в дошкольном возрасте начинает формироваться связная речь. А как известно из психологии, те функции, которые находятся в состоянии формирования, более всего подвержены влиянию различного рода негативных факторов. Тем самым коррекционные мероприятия при дизартрии в старшем дошкольном возрасте ориентированы главным образом на обучение детей связной монологической речи [6; 7; 9].

Глава 2. Особенности формирования речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

 Наиболее распространенной в старшем дошкольном возрасте является стертая форма дизартрии. Она проявляются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи – она понятна для окружающих, но нечеткая [2; 6; 9; 17].

Дети со стертой формой дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки - дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребенка хорошо пережевывать и твердую пищу.

Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно. Такого ребенка нужно учить надувать щеки и удерживать воздух, а потом перекачивать его из одной щеки в другую, втягивать щеки при открытом рте и сомкнутых губах. Только после этих упражнений можно приучать ребенка полоскать рот водой [2; 6; 9; 12].

Дети со стертой формой дизартрии не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Одними приказаниями здесь ничего не добьешься. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения. Можно учить ребенка застегивать пуговицы (сначала крупные, потом мелкие) на одежде куклы или на снятом платье, пальто. При этом взрослый не только показывает движения, но и помогает их производить руками самого ребенка. После подобной тренировки дети смогут уже застегивать пуговицы на одежде, надетой на себя. Для тренировки умения шнуровать обувь используются различной формы фигуры (квадрат, круг и др.), вырезанные из плотного картона. По краям фигуры на расстоянии 1см друг от друга делаются дырочки. Ребенок должен последовательно продеть во все дырочки через край длинный шнурок с металлическим концом, как бы обметывая края. Чтобы у ребенка не ослабевал интерес к упражнениям, можно наклеить в середине фигуры какую-нибудь картинку и сказать, что, правильно продев цветной шнурок, малыш сделает таким образом игрушку и сможет подарить ее кому захочет. Затем ему предлагают шнуровать ботинки, сначала снятые с ног, затем непосредственно у себя на ногах [2; 6; 9; 12].

Дети-дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того, чтобы быстрее и лучше научить ребенка пользоваться ножницами, надо вложить его пальцы вместе со своими в кольца ножниц и производить совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребенка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений.

Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге. Обычно взрослый помогает ребенку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом - спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно [2; 6; 9; 13].

Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре [6; 17].

В целом, можно отметить, что дети со стертой формой дизартрии – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи [6; 9].

2.2. Особенности онтогенеза речи детей, страдающих стертой формой дизартрии

Прежде чем обратиться собственно к особенностям онтогенеза речи детей, страдающих стертой формой дизартрии, на наш взгляд необходимо кратко рассмотреть основные закономерности развития речи у детей в норме.

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.

Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию. Этот период наиболее подробно, по этапам, описан специалистами в области детской речи.

Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них, прежде всего формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своем языке».

Одна и та же ситуация оречевляется мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: «Дай!», а девочка тихо канючить: «Мячик!». Для родителей разница небольшая, а для специалиста значимая.

Исследователи выделяют следующие признаки благополучного развития речи у ребенка:

- физическое развитие ребенка соответствует возрасту;

- у ребенка нет никаких неврологических заболеваний;

- ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми;

- ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит;

- ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи;

- ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить
свои ошибки сам.

Однако, как мы уже знаем, развитие речи у детей может происходить с определенными нарушениями, представляя собой целый класс синдромов нарушения речевого развития. Специалисты выделяют следующие признаки неблагополучного развития речи у ребенка:

- ребенок развивается с задержкой;

- ребенок перенес тяжелые заболевания;

- у ребенка есть неврологические заболевания;

- ребенок неохотно повторяет за взрослыми слова и предложения, которые он слышит;

- когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто не слышит взрослого;

- он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к взрослым за помощью («самостоятельный» ребенок);
- ребенок одинаково активно общается со знакомыми и не знакомыми людьми;

- ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одном ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует;

- речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Теперь рассмотрим особенности онтогенеза речи детей при стертой форме дизартрии.

Начнем с того, что данная форма дизартрия представляет собой очень сложную проблему, поскольку порой ее не сразу удается диагностировать. Говоря об особенностях онтогенеза речи детей при стертой форме дизартрии необходимо прежде всего говорить о причинах ее возникновения в процессе развития речи.

Как известно, младенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Это так называемая языковая способность, которая реализуется в ходе общения со взрослыми через имитацию ребенком слышимой им речи. При этом большую роль играет языко-рече-мыслительная деятельность ребенка, которая обеспечивает формирование неосознанных языковых обобщений. В результате он осваивает основные единицы языка и законы их функционирования. Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих.

Если в силу каких-либо причин имитационная или языко-речемыслительная деятельности не формируются вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается недоразвитие речи той или степени тяжести, в том числе и стертая форма дизартрии.

В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих возникновение стертой формы дизартрии:
а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;
б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка.

К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором — незачем, все и так будет сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера. Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.
         Стертая форма дизартрии, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.
Если же у ребенка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологические заболевания, то такая дизартрия требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.
Если у ребенка отмечаются проблемы с развитием речи, например в виде стертой формы дизартрии, а родители постоянно просят его: «Скажи», «Повтори», то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребенка стойкого речевого негативизма. Речевой негативизм, или отказ от речи, может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Родители часто описывают такое положение дел, когда ребенок единожды произносит какое-либо слово, как бы пробует его «на вкус», и больше его не повторяет в течение месяцев. Иногда дело доходит чуть ли не до драки. Родители сначала просят повторить за ними слово, потом умоляют, потом требуют, в конце концов, ребенка наказывают — ставят в угол. Но это приводит только к одному: со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно им игнорируются или отвергаются.
         Влияние речевого дефекта в виде стертой формы дизартрии на процесс формирования личности можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей. Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сензитивный для речи период: в возрасте от 2,5 до 5 лет, т.е. в период, когда идет активное становление речевой функции. Мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее, направляя в нужное русло, стимулируя положительные проявления и затормаживая отрицательные. В результате можно добиться полной компенсации дизартрии еще до поступления ребенка в школу.

Необходимо отметить, что еще более эффективно возможно управлять процессом овладения речью в ранние сроки, начиная с одного года, когда у ребенка должны появиться первые лепетные слова. В этом случае появляется возможность «совпасть» с природными сроками формирования начатков речи и избежать вторичных наслоений.

2.3. Характеристика речи детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии

Дизартрия является нарушением речи, которое можно отнести к широкой группе общего недоразвития речи (ОНР). В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи. Наряду с дизартрией в группу с ОНР объединяются дети с различными нозологическими формами речевых нарушений (алалия, ринолалия, афазия) в случаях, когда наблюдается единство патологических проявлений по трем указанным компонентам. В целом для детей с ОНР типично позднее появление экспрессивной речи, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, специфические нарушения слоговой структуры слов. Речевое недоразвитие у детей дошкольного возраста может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с проявлениями лексико-грамматических и в фонетике — фонематических нарушений [6; 9].

Легкая степень выраженности нарушений речевой моторики получила название – стертая форма дизартрии. При стертой форме дизартрии весь свойственный дизартрии симптомо-комплекс проявляется не ярко. Выраженные парезы в артикуляционной мускулатуре не отмечаются, но произвольные движения выполняются неточно и несоразмерно. Дети слабо ощущают положение языка, губ, направление их движений, с трудом по подражанию воспроизводят и сохраняют артикуляционные позы, быстро устают. Темп выполнения артикуляционных движений заметно снижен. Поставленные звуки обычно очень долго и трудно автоматизируются.

2.4. Особенности монологической речи детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии

Важным показателем освоения связной речи является овладение дошкольниками умением анализировать предмет, описывать его свойства и качества, устанавливать связи и отношения между событиями.

 В исследованиях, посвященных анализу диалогических и монологических высказываний, установлено, что различия между двумя формами речи наиболее ярко проявляются в соотношении языковых и внеязыковых элементов (жестов, пауз).

Согласно А.А. Леонтьеву, текст обладает двумя основными свойствами -  связностью и целостностью. Они качественно характеризует сообщение как смысловое целое.

Дополнительными компонентами монологической речи, по утверждению А.Р. Лурия, являются морфологические, лексические и синтаксические формы. Они обеспечивают ребенку владение речевой деятельностью, направленной известным мотивом, подчиненной определенной задаче высказывания.

Присутствие в речи элементов ситуативности (жестов, пауз нерешительности) негативно отражается на качестве структурно-смыслового, лексико-грамматического, звукового оформления высказывания.

Не менее важной особенностью монологической речи является то, что монолог всегда поддерживается обратной связью со слушателем. Для того, чтобы сообщение воспроизводило впечатление на слушающего, оно должно быть не только понятно, но и содержать что-то новое. Адекватность сообщения нового определяется соответствием замыслу источника информации (Н.И. Жинкин).

Критериями монологической речи являются следующие: связность высказывания, цельность высказывания, разнообразие применяемых лексических средств, грамматическая правильность построения предложений, звуковое оформление высказывания.

Наиболее распространенным дефектом у детей старшего дошкольного возраста при стертой форме дизартрии являются нарушения связности монологической речи, которые проявляются в различных логических и синтаксических ошибках. Например, ребенок испытывает трудности при повествовании о своих игрушках. Часто такой ребенок использует в своих высказываниях простые предложения, он не использует более сложные синтаксические конструкции. Также ребенок испытывает трудности в логическом построении высказывания и может, к примеру, то о чем нужно говорить в начале, сказать в конце. Отметим, что нарушения связности монологической речи при стертой формой дизартрии сопровождаются и другими дефектами, характерными для данной формы.

Например, у всех детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным [6; 10].

Глава 3. Исследование особенностей монологической речи детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии

  1. Организация исследования

Организация нашего эмпирического исследования подчинялась следующей стратегии, которая состоит из нескольких этапов.

На первом этапе мы проводим подбор методик для диагностики формы дизартрии и нарушений монологической речи при дизартрии.

На втором этапе мы формируем группу детей старшего дошкольного возраста при стертой форме дизартрии.

На третьем этапе мы проводим диагностику особенностей монологической речи детей старшего дошкольного возраста при стертой форме дизартрии.

При обследовании речевого развития детей мы применяем следующие методики:

  1. «Логопедическая карта обследования детей при дизартрии».

Данная методика направлена на диагностику формы дизартрии. Она используется для диагностики наиболее общих признаков дизартрии, оценивая по клинической симптоматике глубину конкретных нарушений.

Пример оценочного бланка методики приведен в Приложениях (см. Приложение).

2.) Экспертная оценка связности монологической речи у детей.

Данная методика является произвольной и построена на основе клинических симптомов нарушений связности монологической речи. Ее суть заключается в том, чтобы оценить связность устного монологического повествования ребенка при помощи определенных критериев.

В нашем случае мы использовали следующие критерии: связность высказывания, цельность высказывания, разнообразие применяемых лексических средств, грамматическая правильность построения предложений, звуковое оформление высказывания.

При оценке повествования мы просили ребенка рассказать о своих любимых игрушках: какие они, как выглядят, откуда они у него, давно ли он с ними играет, как он с ними играет и т.д. Кроме того, мы просили ребенка пересказать прослушанный им небольшой рассказ.

Оценка монологического повествования ребенка проводилась по семибальной шкале. Самый низкий балл соответствовал единице, самый высокий балл – семи (от 1 до 7).

3.2. Диагностика монологической речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии

После диагностики детей старшего дошкольного возраста с помощью логопедической карты обследования при дизартрии, я выяснила, что из 60 обследованных детей 20 имеют признаки стертой формы дизартрии.

У 20-ти детей с признаками стертой формы дизартрии отмечалась ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь таких детей характеризовалась нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у них был тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания был нарушен; речь теряла свою плавность, темп речи мог быть ускоренным или замедленным.

Таким образом, около 33% из общей группы обследованных детей имели те или иные признаки стертой формы дизартрии (Группа А), в то время как у 67% детей нарушений в развитии речи выявлено не было (Группа В). Данные результаты обследования представлены на рис. 1.

Рис. 1. Результаты диагностики детей старшего дошкольного возраста

Т.е.  в обследованной выборке детей старшего дошкольного возраста, которые посещают детский сад комбинированного вида, большую долю составляют дети без признаков нарушений в развитии речи. Тем не менее, значимую долю составляют дети со стертой формой дизартрии.

Исследование особенностей связной монологической речи у детей со стертой формой дизартрии происходило с помощью экспертной оценки. Приводимые нами ниже средние оценки подсчитаны как среднее арифметическое двух оценок данных нами и логопедом.

Обратимся к таблице №1. В ней представлены средние оценки экспертов связной монологической речи у детей со стертой формой дизартрии.

Таблица №1.

Средние оценки связной монологической речи у детей со стертой формой дизартрии

Испытуемые

Оценка

И-1

2,5

И-2

2

И-3

3

И-4

3

И-5

2,5

И-6

2,5

И-7

1,5

И-8

3,5

И-9

4

И-10

3

И-11

2

И-12

3

И-13

1,5

И-14

2

И-15

3

И-16

2,5

И-17

1

И-18

4

И-19

2

И-20

1,5

Как можно заметить из таблицы №1. в целом дети со стертой формой дизартрии характеризовались уровнем связной монологической речи ниже среднего. Отметим, что средним уровнем в нашем исследовании является интервал от 3,5 до 4,5 баллов.

Полученные результаты наглядно представлены на рисунке №2.

Рис. 2.  Средние оценки связной монологической речи у детей со стертой формой дизартрии

Напомним, что в нашем исследовании при оценке особенностей монологической речи мы использовали следующие критерии: связность высказывания, цельность высказывания, разнообразие применяемых лексических средств, грамматическая правильность построения предложений, звуковое оформление высказывания.

Приведем на основании результатов исследования психолого-педагогическую характеристику монологической речи детей со стертой формой дизартрии с учетом заявленных нами критериев оценивания.

В плане связности монологического высказывания обследованные нами старшие дошкольники имеют нарушения в установлении смысловой связи между частями высказывания. Порой создается впечатление отсутствия связи между предложениями. Для монологической речи обследованных детей характерно преимущественное использование формально-сочинительной связи, которая выражается частым употреблением союзов "и", "да", "а", указательными местоимениями "это", "тут", "вот", наречий "здесь", "потом", союзным словом "еще". Цепной местоименной связи в монологическом высказывании данных старших дошкольников не замечено.

У детей нарушена цельность монологической речи при пересказе воспринятого текста. Недостаточно развита способность детей логичного и связного пересказа воспринимаемого текста. Дети не всегда адекватно отражают в своем пересказе действия и отношения героев, не всегда выстраивают сюжет в логической последовательности, хотя более или менее точно отражают структурные звенья рассказа.

В высказываниях дошкольников часто встречаются элементы ситуативности, страдает контекстная сторона речевого высказывания, что свидетельствует о неумении детьми грамматически правильно построить связное монологическое высказывание. В изложении детей присутствуют однообразные синтаксические конструкции; жесты, заменяющие слова; субституты речи, что свидетельствует о нарушении дошкольниками грамматической правильности построения предложений.

В плане разнообразия лексических средств у детей иногда наблюдается неточность словоупотребления, инертность слов, лексические замены, которые искажают замысел высказывания.

У обследованных нами старших дошкольников со стертой формой дизартрии наблюдаются относительно длительные паузы, которые связаны, скорее всего, с выбором языковых единиц в процессе высказывания. Однако это может быть связано и с ограниченной подвижностью речевой и мимической мускулатуры. Возникновению пауз предшествуют у детей особые интонации нерешительности, распевание конечного гласного в слове, находящемся перед паузой, или нефонетические вокальные образования типа: "э-э-э", "м-м-м".

Таким образом, проведенное мной эмпирическое исследование особенностей монологической речи у детей со стертой формой дизартрии показало, что у данной группы детей имеются те или иные нарушения связной монологической речи. Т.е. можно сделать вывод о том, что гипотеза нашего исследования подтвердилась.

Выводы

  1. Дизартрия является нарушением речи, которое можно отнести к широкой группе общего недоразвития речи (ОНР).
  2. Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.
  3. Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.).

развития.

  1. Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит ребенка с дизартрией к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок.
  2. В старшем дошкольном возрасте среди детей-дизартриков наиболее часто встречается стертая форма дизартрии при которой прежде всего страдает связная монологическая речь.
  3. Старшие дошкольники со стертой формой дизартрии имеют те или иные нарушения связной монологической речи, которые и характеризуют ее особенности.

Заключение

Мое исследование базировалось на предварительном теоретическом анализе проблемы дизартрии в науке.

В процессе теоретического анализа я выяснила, что дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Также необходимо отметить, что в старшем дошкольном возрасте самой распространенной формой дизартрии является именно ее стертая форма, при которой, прежде всего, нарушается связная монологическая речь ребенка.

В результате моего эмпирического исследования я выяснила, что старшие дошкольники со стертой формой дизартрии имеют определенные особенности связной монологической речи. Данные особенности выражаются в определенных недостатках монологического высказывания детей по следующим аспектам – связность высказывания, цельность высказывания, разнообразие применяемых лексических средств, грамматическая правильность построения предложений, звуковое оформление высказывания.

Мое  эмпирическое исследование носило, скорее всего, диагностический характер. Я лишь сделала попытку выявить определенные особенности связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста. В качестве перспективы моего исследования я рассматриваю обращение к анализу различных коррекционных методов и средств для работы с детьми при стертой форме дизартрии, а также разработку программы коррекционной работы с детьми по исправлению недостатков связной монологической речи.

Литература

  1. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников. М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 1993. С. 4-16.
  2. Бурлакова М.К., Секачёв М.В. Советы логопеда. -  М., 2001.
  3. Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е. Настольная книга педагога-дефектолога. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
  4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. , Филичева Т.Б.  Преодоление общего недоразвития речи. - М., 1990.
  5. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М.: Просвещение, 1982.
  6. Краузе Е.Н. Логопедия. – Санкт-Петербург, Корона принт,  2002.
  7. Логопедия / под ред. Л.С.Волковой, - М.: Владос, 2002.
  8. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок, М., Просвещение, 1982.
  9. Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 576 с.
  10. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 104 с.
  11. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  12. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В.И. Селивестрова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
  13.  Проблемы изучения речи дошкольника. М.: РАО, 1994.
  14.  Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика – Пресс, 1997. – 440 с.
  15.  Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1984.
  16.  Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М. , 1987.
  17.  Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии, М., Просвещение, 1989.
  18. Хватцев М.Е. Логопедия. Пособие для студентов педагогических институтов и учителей специальных школ, изд. 5, М., Учпедгиз, 1959.
  19.  Хрестоматия по логопедии // Под ред. Л.С. Волковой и В.И Селиверстова, Том I. – М.: Владос, 1997.

Приложение

Логопедическая карта обследования детей при дизартрии

Фамилия, имя ребенка:

_________________________________________________________

Дата рождения:

________________________________________________________

Домашний адрес:

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

№ детского сада, группы:

___________________________________________________________

Жалобы родителей:

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Краткие анамнестические данные:

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Неврологическая симптоматика:

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Когда ребенок начал говорить:

______________________________________________________________________________

Особенности строения речевого аппарата:

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Состояние общего слуха:

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Состояние речевого слуха:

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Общее звучание речи (просодическая сторона):

Голос:

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Дыхание:

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Выразительность речи:

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Темп:

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Ритм:

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Дикция:

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Произношение звуков:

1.   Гласные звуки:

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

2.   Свистящие звуки:

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

3.   Шипящие звуки:

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

4.   Аффрикаты:

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

5.   Сонорные звуки:

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

6.   Произношение йотированных гласных:

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

7.   Другие звуки:

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Уподобление звуков:

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________


Артикуляторная моторика:

Состояние и работа мышц лицевой мускулатуры (сглаженность носогубных складок, одной или двух):

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Оскал поднимание бровей:

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Поочередное зажмуривание глаз:

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Замедленность движений глазных яблок, наличие синкинезий, односторонний птоз верхнего века:

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Голос: гнусавый, тихий, неумение говорить шепотом; саливация (слюнотечение).

Язык: размер, точность, объем движений, равномерность работы мышц, способность к переключению и удержанию позы, девиация языка (отклонение в сторону при высовывании), тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы; увеличение гиперкинеза или замедление темпа движения при повторных движениях. Цианичность (посинение языка).

Состояние подъязычной связки:

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Твердое нёбо: нормальное, плоское, готическое, куполообразное, нет ли расщелины нёба.

Мягкое нёбо: активное паретичное (отклонение маленького язычка в здоровую сторону), нет ли расщелины.

Губы (нормальные, толстые, тонкие).

Зубы (мелкие, редкие, кариозные, крупные и др.).

Прикус (нормальный, прогнатия, прогения, открытый передний, боковой).

Диагноз:____________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

"Развитие образных представлений и творческих проявлений детей старшего дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях"

В методической разработке собран обширный методический материал с подробными перспективными планами, конспектами занятий, развлечений, праздников по теме материала....

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

Создание условий для развития лидерских проявлений ребенка старшего дошкольного возраста

Создание условий для развития лидерских проявлений ребенка старшего дошкольного возраста...

Создание условий для развития лидерских проявлений ребенка старшего дошкольного возраста.

Воспитание ребенка-лидера требует от воспитателя и родителей особого подхода. Как выявить лидерские задатки у ребенка, как действовать, учитывая его психологические особенности?Конечно же, первые проя...