Создание условий для развития лидерских проявлений ребенка старшего дошкольного возраста.
консультация (подготовительная группа)

Аугайтене Татьяна Анатольевна

Воспитание ребенка-лидера требует от воспитателя и родителей особого подхода. Как выявить лидерские задатки у ребенка, как действовать, учитывая его психологические особенности?

Конечно же, первые проявления лидерских задатков у ребенка легко можно увидеть в процессе ежедневного наблюдения. В этом помогают знания личностных параметров лидера:

- Лидер действует не истериками и приказами

- Ребенок-лидер умеет завлечь в игру других детей, объяснить правила, не боится ответственности, конфликтов.

- Настоящий лидер - лидер везде (и дома, и в детском саду).

- Ребенок - лидер имеет особый стиль мышления (склонен планировать, просчитыать различные варианты решения проблемы).

- Ребенок-лидер самостоятелен, не ждет, когда за него что-то решит взрослый, может и сам организовать игру, чем-то себя занять.

- Маленькие лидеры - прекрасные наблюдатели.

- В детском коллективе ребенок-лидер часто берет на себя функции «судьи», посредника при разрешении конфликтов.

В дошкольном возрасте в эталон лидера в первую очередь входят навыки межличностного общения.

Поэтому помимо ежедневного наблюдения за детьми для изучения социального статуса, положения каждого ребенка в группе применяется достаточно простая методика «Секрет» (Т. А. Репина). Она направлена на изучение межличностных отношений дошкольников в группе детского сада, включая избирательные отношения.

Инструкция: Воспитатель находится в раздевалке, где размещаются шкафчики для детской одежды. Он предлагает ребенку поиграть в игру «Секрет». «Сейчас я дам тебе 3 картинки, ты их можешь подарить тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Можно положить картинки и тем ребятам, которые болеют». Затем взрослый говорит ребенку: «Теперь хорошо подумай, кому из ребят ты хочешь подарить картинки, и положи их им в шкафчик, а другие ребята положат картинки тебе».

Данная методика позволяет определить, кто выбирает, кого выбирают, какое количество выборов получает каждый ребенок от сверстников и соответственно этот социометрический метод позволяет определить социальный статус каждого ребенка группы, его место в иерархии внутригруппового общественного мнения:

- Звезды (лидеры) - 5 и более выборов

- Предпочитаемые – 3-4 выбора

- Пренебрегаемые – 1-2 выбора

- Изолированные – нет выборов

После проведения данного социометрического метода особое внимание необходимо уделить группе пренебрегаемых и изолированных детей, так как они держатся обособленно, находятся в изоляции коллектива, что в дальнейшем может привести к негативным последствиям, к формированию негативных качеств личности. Разработать план индивидуальной работы с этой категорией детей, подобрать игры, направленные именно на развитие их социально-коммуникативных качеств, таких, как навыков общения, навыков сотрудничества в коллективе. Например:

- «Мои хорошие качества» (учит преодолевать застенчивость, помогает осознать свои положительные качества, повышает самооценку)

Ход игры: каждый ребенок в течение нескольких минут должен вспомнить свои лучшие качества. Затем все садятся в круг и по очереди рассказывают о себе (дать возможность высказаться всем желающим и не заставлять, если кто-то отказывается.)

- «Заколдованная тропинка» (развивает умение работать в команде, оказывать поддержку товарищам)

Ход игры: один из детей – ведущий, он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут. Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в «елочку». Задача команды – спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.

 

Помимо коммуникативных игр, в план работы обязательно должны включаться сюжетно-ролевые игры, театрализация, праздники, развлечения, спортивные досуги. Данные виды деятельности позволяют детям проявить свои способности, преодолеть застенчивость, раскрепоститься, почувствовать себя нужными, стать неотъемлемой частью коллектива, команды и тем самым повысить свою самооценку.

Также в работе с данной категорией детей можно использовать такой прием, как чтение художественной литературы и обсуждение историй, в которых звучит тема отвержения, конфликтов, ссор, неуважительного отношения. Например:

- Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок» (формирует представления о конфликте, его причинах и способах разрешения, обучает анализу конфликтных ситуаций, проявлению чувств доброты, состраданию);

- Н. Носов «На горке» (воспитывает взаимоуважение, взаимовыручку, умения работать дружно, согласованно со сверстниками);

Основываясь на особенностях проявлений лидерских качеств, применительно к дошкольному возрасту определено 4 стиля лидерства: харизматик, демократ, диктатор и анархист.

Основным направлением работы с «харизматичным» лидером является обучение его приемам конкурентной борьбы. Здесь помогает, конечно же, игровая деятельность. Для данной категории детей в группе подбираются настольные игры: «игры-ходилки», домино, лото, шашки, шахматы. Играя, ребенок учится не сдаваться, не опускать руки, если, казалось бы, он уже проиграл, идти до конца.

В группе регулярно должны проводиться мероприятия соревновательного характера, заставляющие включаться ребенка в борьбу, которые учат его конкурировать, идти к поставленной цели. Это интеллектуальные игры: викторины, «Что? Где? Когда?»; спортивные состязания: эстафеты, веселые старты и т.д.

Самое главное, помочь ребенку понять, что невозможно победить, не рискуя проиграть или отрицательный результат - тоже результат, кто не совершал ошибок? Ну, наверное, тот, кто ничего не делал. Обязательно в доброжелательной форме объяснять, беседовать с детьми, вселять в них веру в себя, свои силы. Большим подспорьем здесь также является чтение художественной литература, рассказы об известных людях, которые, несмотря на провал, все равно шли к своей цели.

В работе с «лидером - диктатором» самое главное научить его использовать лидерские качества в мирных целях, помочь ему справиться с агрессией и гневом. С этой целью применяются игры и игровые упражнения, направленные на обучение приемам саморегуляции, самообладания; на отработку навыков общения; на формирование эмпатии, доверия к людям.

В группе должен быть оборудован «Уголок уединения», который несет большую воспитательную нагрузку. В «уголке» должны находиться:

- пособия для обучения детей способам выражения гнева в приемлемой форме (груша для битья, стаканчик гнева, коробочка «Спрячь все плохое»). - пособия для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции (подушка - антистресс, цветные клубочки, «Волшебный пластилин», «Мешочки настроения», массажные мячики)

- Эмоционально – развивающие игры, направленные на обучение детей бесконфликтному общению («Островок примирения» или «Коврик мира, дружбы», «Коробка примирения (Мирилка)», «Книга добра»…)

Также в работе по развитию лидерских проявлений, формированию межличностных отношений активно применяется технология «Утренний и вечерний круг», которая позволяет преодолевать назревшие трудности у детей с заниженной самооценкой, робостью, застенчивостью в контактах со сверстниками, учит осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.

Какие бы интересные и современные методы и приемы по развитию лидерских проявлений не выбирались, самыми главными условиями остаются:

- предоставление ребенку больше самостоятельности в планировании своих действий и принятии решений. Контроль при этом конечно необходим, но это не должен быть приказной тон или беспрекословное подчинение, потому что такой стиль общения с детьми, как правило, ведет к обратному эффекту.

- создание ситуации успеха. Но так, чтобы ребенок был уверен, что успехом обязан сам себе, а не с подачи взрослого.

- и, конечно же, похвала. Здесь нужно помнить следующее: поддерживать каждый, даже самый маленький успех ребенка; хвалить за конкретное дело, поступок, действие; хвалить публично.

Помните: Важно хвалить действие, а не личность!

Фразы типа "Ты хорошая девочка" или "У тебя хорошая работа" не обеспечивают ребенка конкретной информацией, которая поможет ему дальше развиваться в желаемом направлении. Вместо этого лучше сказать, что мы видим, избегая оценочных слов. Например, «Это очень не просто – вылепить птичку», "У тебя в рисунке много ярких цветов" или "Ты построил такую высокую башню". Даже самое простое "Ты это сделал!" обеспечивает ребенку знание о том, что мы заметили его усилия, но при этом не выставляем ему отметок.

Конечно же, лидерами станут не все, но очень важно создавать условия для стремления к лидерству.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для развития лидерских проявлений ребенка старшего дошкольного возраста.

Воспитание ребенка-лидера требует от воспитателя и родителей особого подхода. Как выявить лидерские задатки у ребенка, как действовать, учитывая его психологические особенности?

Конечно же, первые проявления лидерских задатков у ребенка легко можно увидеть в процессе ежедневного наблюдения. В этом помогают знания личностных параметров лидера:

- Лидер действует не истериками и приказами

- Ребенок-лидер умеет завлечь в игру других детей, объяснить правила, не боится ответственности, конфликтов.

- Настоящий лидер - лидер везде (и дома, и в детском саду).

- Ребенок - лидер имеет особый стиль мышления (склонен планировать, просчитыать различные варианты решения проблемы).

- Ребенок-лидер самостоятелен, не ждет, когда за него что-то решит взрослый, может и сам организовать игру, чем-то себя занять.

- Маленькие лидеры - прекрасные наблюдатели.

- В детском коллективе ребенок-лидер часто берет на себя функции «судьи», посредника при разрешении конфликтов.

В дошкольном возрасте в эталон лидера в первую очередь входят навыки межличностного общения.

Поэтому помимо ежедневного наблюдения за детьми для изучения социального статуса, положения каждого ребенка в группе применяется достаточно простая методика «Секрет» (Т. А. Репина). Она направлена на изучение межличностных отношений дошкольников в группе детского сада, включая избирательные отношения.

Инструкция: Воспитатель находится в раздевалке, где размещаются шкафчики для детской одежды. Он предлагает ребенку поиграть в игру «Секрет». «Сейчас я дам тебе 3 картинки, ты их можешь подарить тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Можно положить картинки и тем ребятам, которые болеют». Затем взрослый говорит ребенку: «Теперь хорошо подумай, кому из ребят ты хочешь подарить картинки, и положи их им в шкафчик, а другие ребята положат картинки тебе».

Данная методика позволяет определить, кто выбирает, кого выбирают, какое количество выборов получает каждый ребенок от сверстников и соответственно этот социометрический метод позволяет определить социальный статус каждого ребенка группы, его место в иерархии внутригруппового общественного мнения:

- Звезды (лидеры) - 5 и более выборов

- Предпочитаемые – 3-4 выбора

- Пренебрегаемые – 1-2 выбора

- Изолированные – нет выборов

После проведения данного социометрического метода особое внимание необходимо уделить группе пренебрегаемых и изолированных детей, так как они держатся обособленно, находятся в изоляции коллектива, что в дальнейшем может привести к негативным последствиям, к формированию негативных качеств личности. Разработать план индивидуальной работы с этой категорией детей, подобрать игры, направленные именно на развитие их социально-коммуникативных качеств, таких, как навыков общения, навыков сотрудничества в коллективе. Например:

- «Мои хорошие качества» (учит преодолевать застенчивость, помогает осознать свои положительные качества, повышает самооценку)

Ход игры: каждый ребенок в течение нескольких минут должен вспомнить свои лучшие качества. Затем все садятся в круг и по очереди рассказывают о себе (дать возможность высказаться всем желающим и не заставлять, если кто-то отказывается.)

- «Заколдованная тропинка» (развивает умение работать в команде, оказывать поддержку товарищам)

Ход игры: один из детей – ведущий, он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут. Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в «елочку». Задача команды – спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.

Помимо коммуникативных игр, в план работы обязательно должны включаться сюжетно-ролевые игры, театрализация, праздники, развлечения, спортивные досуги. Данные виды деятельности позволяют детям проявить свои способности, преодолеть застенчивость, раскрепоститься, почувствовать себя нужными, стать неотъемлемой частью коллектива, команды и тем самым повысить свою самооценку.

Также в работе с данной категорией детей можно использовать такой прием, как чтение художественной литературы и обсуждение историй, в которых звучит тема отвержения, конфликтов, ссор, неуважительного отношения. Например:

- Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок» (формирует представления о конфликте, его причинах и способах разрешения, обучает анализу конфликтных ситуаций, проявлению чувств доброты, состраданию);

- Н. Носов «На горке» (воспитывает взаимоуважение, взаимовыручку, умения работать дружно, согласованно со сверстниками);

Основываясь на особенностях проявлений лидерских качеств, применительно к дошкольному возрасту определено 4 стиля лидерства: харизматик, демократ, диктатор и анархист.

Основным направлением работы с «харизматичным» лидером является обучение его приемам конкурентной борьбы. Здесь помогает, конечно же, игровая деятельность. Для данной категории детей в группе подбираются настольные игры: «игры-ходилки», домино, лото, шашки, шахматы. Играя, ребенок учится не сдаваться, не опускать руки, если, казалось бы, он уже проиграл, идти до конца.

В группе регулярно должны проводиться мероприятия соревновательного характера, заставляющие включаться ребенка в борьбу, которые учат его конкурировать, идти к поставленной цели. Это интеллектуальные игры: викторины, «Что? Где? Когда?»; спортивные состязания: эстафеты, веселые старты и т.д.

Самое главное, помочь ребенку понять, что невозможно победить, не рискуя проиграть или отрицательный результат - тоже результат, кто не совершал ошибок? Ну, наверное, тот, кто ничего не делал. Обязательно в доброжелательной форме объяснять, беседовать с детьми, вселять в них веру в себя, свои силы. Большим подспорьем здесь также является чтение художественной литература, рассказы об известных людях, которые, несмотря на провал, все равно шли к своей цели.

В работе с «лидером - диктатором» самое главное научить его использовать лидерские качества в мирных целях, помочь ему справиться с агрессией и гневом. С этой целью применяются игры и игровые упражнения, направленные на обучение приемам саморегуляции, самообладания; на отработку навыков общения; на формирование эмпатии, доверия к людям.

В группе должен быть оборудован «Уголок уединения», который несет большую воспитательную нагрузку. В «уголке» должны находиться:

- пособия для обучения детей способам выражения гнева в приемлемой форме (груша для битья, стаканчик гнева, коробочка «Спрячь все плохое»). - пособия для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции (подушка - антистресс, цветные клубочки, «Волшебный пластилин», «Мешочки настроения», массажные мячики)

- Эмоционально – развивающие игры, направленные на обучение детей бесконфликтному общению («Островок примирения» или «Коврик мира, дружбы», «Коробка примирения (Мирилка)», «Книга добра»…)

Также в работе по развитию лидерских проявлений, формированию межличностных отношений активно применяется технология «Утренний и вечерний круг», которая позволяет преодолевать назревшие трудности у детей с заниженной самооценкой, робостью, застенчивостью в контактах со сверстниками, учит осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.

Какие бы интересные и современные методы и приемы по развитию лидерских проявлений не выбирались, самыми главными условиями остаются:

- предоставление ребенку больше самостоятельности в планировании своих действий и принятии решений. Контроль при этом конечно необходим, но это не должен быть приказной тон или беспрекословное подчинение, потому что такой стиль общения с детьми, как правило, ведет к обратному эффекту.

- создание ситуации успеха. Но так, чтобы ребенок был уверен, что успехом обязан сам себе, а не с подачи взрослого.

- и, конечно же, похвала. Здесь нужно помнить следующее: поддерживать каждый, даже самый маленький успех ребенка; хвалить за конкретное дело, поступок, действие; хвалить публично.

Помните: Важно хвалить действие, а не личность!

Фразы типа "Ты хорошая девочка" или "У тебя хорошая работа" не обеспечивают ребенка конкретной информацией, которая поможет ему дальше развиваться в желаемом направлении. Вместо этого лучше сказать, что мы видим, избегая оценочных слов. Например, «Это очень не просто – вылепить птичку», "У тебя в рисунке много ярких цветов" или "Ты построил такую высокую башню". Даже самое простое "Ты это сделал!" обеспечивает ребенку знание о том, что мы заметили его усилия, но при этом не выставляем ему отметок.

Конечно же, лидерами станут не все, но очень важно создавать условия для стремления к лидерству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре»

Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медве...

Студия лидерства «Ключ к успеху» как условие развития лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста

Студия лидерства «Ключ к успеху» - это проект, который призван целенаправленно развивать лидерский потенциал детей, считая его одной из важных черт развития ребенка, для будущей жизни ребе...

Презентация "Создание условий для развития финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством применения дидактических игр".

Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме.Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре обще...

Презентация: Создание условий для развития финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством применения дидактических игр

Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить все так, чтобы ребенок был финансово грамотным. Для этого в нашей группе был создан центр финансовой гр...

Создание условий для развития лидерских проявлений ребенка старшего дошкольного возраста

Создание условий для развития лидерских проявлений ребенка старшего дошкольного возраста...

Доклад «Создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре»

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в...