Творческие проявления в старшем дошкольном возрасте.
статья

Наталья Алексеевна Фаткина

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сущность понятия «творческие проявления» и проблема активизации творческих проявлений детей в психолого-педагогической литературе

В психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к определению творчества.

Понятие «творчество» характеризуется широтой содержания и употребления в различных значениях, что отражается в различных позициях исследователей. Различают творчество в широком смысле как создание материальных и духовных ценностей вообще и творчество в узком смысле слова как создание таких материальных ценностей, какие до этого вообще не существовали .

Различные аспекты творчества  исследовали многие отечественные ученые. Философскую сторону проблемы раскрыли В. С. Библер, Л. П. Буева, Т. П. Воронина, В.М. Димов, Л. А. Микешина, Ф. Т. Михайлов и другие .

Анализ трудов известных ученых показывает, что психологические основы творческой деятельности разработаны в трудах Л.И. Божович, Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, И. М. Розет, В. А. Петровского, Я.А. Пономарева, В. Н. Пушкина, С. Л. Рубинштейна, В. А. Сластенина, О. К. Тихомирова, М. Г. Ярошевского, Д. Б. Эльконина, Д. И. Фельдштейна, М. Я. Якиманской, П. М. Якобсона .

Данные ученые едины во мнении, что творчество - одно из самых загадочных проявлений личности . Творчество ими понимается как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью .Таким образом, творчество включает в себя множество разных составляющих, в том числе определение творческой деятельности, творческих способностей и творческих проявлений, и об этом изложим подробнее.

Говоря о творческой деятельности, отдельные ученые полагают, что эта деятельность – процесс, в котором человек использует свои интеллектуальные и эмоциональные способности для создания новых и оригинальных идей, концепций, произведений и решений . Так, в частности, Л.С. Выготский определяет творческую деятельность  как «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» . Он отмечал, что творческая деятельность возникает не сразу, а медленно и постепенно, развиваясь из более простых форм в более сложные .

В отечественной психологии изучением творчества, творческой деятельности занимались такие классики психологии, как С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев. Общим у этих авторов было выделение активности субъекта, понимание творческого мышления и воображения как активной деятельности, которая включает в значительной мере использование прошлого опыта. Они понимали творческие способности из общего принципа творческой самодеятельности субъекта. Суть принципа было выделение активности субъекта как внутренней потребности, понимание творческого мышления и воображения как активной деятельности, которая включает в себя способность использования прошлого опыта индивида .

В педагогике творческая деятельность неразрывна, связана с проявлением творческих способностей.

Выдающийся педагог Я.А. Пономарев, основоположник философско-психологической теории деятельности, определял творческую способность как сложное образование, содержащее ряд психологических особенностей личности, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые в процессе этой деятельности и вырабатываются . Противопоставил свое мнение Я.А. Понамареву, Б. М. Теплов, он считает, что под творческими способностями подразумеваются определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения, а Большакова Л. А. творческие способности определяет как сложное личное качество, отражающее способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также позволяет оказывать поддержку в творческой самореализации другим людям. Это высокая степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности .

Л. А. Венгер считал что, творческие способности и творческие проявления являются равноценными понятиями - это процесс желания и  создания человеком объективно или субъективно качественного нового посредством специфических интеллектуальных процедур, которые нельзя представить как точно описываемые и строго регулируемые системы операций или действий» .

В научной литературе творческие проявления – это отношение субъекта деятельности к своему труду, удовлетворенность своей работой, стремление к самостоятельности в ее выполнении, положительная мотивация, перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию, видения проблемы, видение новой функции известного объекта .

Ряд ученых занимался изучением творческих проявлений. Многие из них считают что, человек, обладающий творческими проявлениями, почти всегда и везде стремится проявить себя, найти свое собственное решение. Его отличает способность видеть объект под новым углом зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта, способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей .

Г. М. Ярошевский утверждал, что творческие проявления - это желание проявить себя, попытки создать что то новое. Исходя из этого творческие проявление - это что-то качественно новое, отличающееся своей неповторимостью, уникальностью.  А В.Н. Дружинина предполагает, что творческие проявления – это свойства, от которых зависит то, насколько успешно человек выполняет деятельность, имеющую творческий характер .

В педагогике бытует мнение, что активизации творческих проявлений способствует творческое мышление .В психолого-педагогической литературе творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Это мышление которое, в конечном счете, приводит к новым, оригинальным идеям или практическим действиям .

 Человек, у которого преобладает творческое мышление, стремится к разработке конструктивных идей, но при этом не уделяет должного внимания тем недостаткам, которые содержатся в них, что также негативно отражается на разработке оригинальных идей .

Учитывая разные точки зрения, творческие проявления рассматривают как объективную закономерность развития личности, характеризующуюся следующими показателями: интерес к творческой деятельности, творческое мышление, творческое воображение и потребность в создании продукта творческой деятельности . Т.Е.Макарова утверждает, что интерес к творческой деятельности, демонстрирует наличие творческих проявлений. Е.П.Торренс рассуждая о творческом мышлении, говорит, что это способность человека создавать новые идеи, искать нестандартные решения определенных задач . Н.И. Гуткина в своих работах пишет что, инициативность это - стремление проявить себя в какой либо деятельности, что положительно влияет на активизацию творческих проявлении .А По мнению О.М.Дьяченко творческое воображение - это степень новизны, непохожести на то, что уже было известно, а реалистичность определяется. тем, насколько представление, созданное воображением, близко к. действительности .

Психологами и педагогами было затрачено много усилий для того, чтобы понять, как человек творчески проявляет себя. Современная наука располагает лишь отдельными данными, позволяющими частично описать процесс проявления и условия, способствующие или препятствующие активизации творческих проявлений .

Анализ психолого-педагогической литературы представляет интерес к изучению проблемы активизации творческих проявлений детей.

Попытки ответить на вопрос, что мешает активизации творческих проявлений, предприняли психологи Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон. Они обнаружили, что творческому проявлению мешает ряд проблем: недостаточное развитие определенных способностей; наличие определенных личностных черт, в том числе стремление быть похожими на других, не отличаться от большинства людей в своих суждениях и поступках; боязнь показаться глупым или смешным в своих суждениях; – боязнь критиковать других из-за возмездия с их стороны; завышенная оценка значимости своих собственных идей; особый вид контроля, внешний – со стороны взрослых и сверстников и внутренний – самоконтроль .

Кроме этого педагоги и психологи выделяют влияние семейных отношений как одну из проблем, влияющих на активизацию творческих проявлений детей .Анализ фактов семейных отношений позволил В.Н. Дружинину сделать вывод: семейная среда, где, отсутствует внимание к ребенку, и, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где нет  творческих членов семьи пагубно влияет на активизацию творческих проявлений. Такие педагоги и психологи как Д. Манфилда, Р. Альберта и М. Рунко отмечают связь между негармоничными отношениями в семье, и творческими проявлениями детей .

Еще одна проблема – это создание условий, вызывающих наличие определенных переживаний, которые задают тон творческой деятельности. Если развивающая предметно-пространственная среда имеет недостаточное оснащение необходимыми материалами, пособиями, это играет не лучшую роль в развитии творческой деятельности, творческих  проявлений .

Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

 А исходя из трудов педагогов и психологов, творческие проявления это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Изучив литературу по данному вопросу, мы можем утверждать, что творчество, творческие способности, и творческие проявления неразрывно связаны между собой, и в процессе активизации творческих проявлений возникает ряд проблем: недостаточное развитие определенных способностей, наличие определенных личностных черт, стремление быть похожими на других, боязнь показаться глупым или смешным в своих суждениях, боязнь критиковать других из-за возмездия с их стороны, завышенная оценка значимости своих собственных идей, внешний и внутренний контроль, влияние семейных отношений, оснащение предметно-пространственной среды.

Из понимания понятия творческие проявления становится очевидным, что для их активизации необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, а для это отлично подходит старших дошкольный возраст, а выделенные проблемы следует решать с учетом психологических и возрастных особенностей личности, которые рассмотрим подробнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды деятельности, способствующие развитию творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте и развитие творческих способностей на занятиях физкультурой

Психическое и физическое развитие ребёнка находятся в большой взаимосвязи от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но психического и физического раз...

"Развитие образных представлений и творческих проявлений детей старшего дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях"

В методической разработке собран обширный методический материал с подробными перспективными планами, конспектами занятий, развлечений, праздников по теме материала....

творческий проект "Художественное творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе экспереминтирование с изобразительными материалами".

Экспериментирование понимается сегодня как свободная поисковая деятельность, в которой ребенок выступает в роли исследователя, самостоятельно делает открытия, решая задачи и проблемы - познавате...

«Дизартрия и ее проявления в старшем дошкольном возрасте»

Тема моей работы звучит следующим образом: «Дизартрия и ее проявления в старшем дошкольном возрасте». В данной работе я сделаю теоретический анализ проблемы дизартрии в специальной литерат...

«Диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Тест креативности Торранса. Психодиагностика творческого мышления Елены Туник. Опросник креативности Джонсона, в модификации Елены Туник

Предлагаю методики диагностики творческих способностей ребенка, которые позволят педагогам определить уровень развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста....

Создание условий для развития лидерских проявлений ребенка старшего дошкольного возраста

Создание условий для развития лидерских проявлений ребенка старшего дошкольного возраста...

Создание условий для развития лидерских проявлений ребенка старшего дошкольного возраста.

Воспитание ребенка-лидера требует от воспитателя и родителей особого подхода. Как выявить лидерские задатки у ребенка, как действовать, учитывая его психологические особенности?Конечно же, первые проя...