Конспект логопедического занятия "Мебель.Звук [ч]"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Подгрупповое занятие в подготовительной к школе группе по коррекции лексико - грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Тема: Лексическая тема «Мебель». Звук [ч].
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Физическое развитие
Художественно - эстетическое развитие
Цель: Уточнение звука [ч] по акустическим и артикуляторным признакам.
Уточнение и активизация словаря по теме «Мебель» (научить различать по видам и назначению).
Коррекционно-образовательные задачи:
Уточнение и активизация словаря по теме «Мебель» (научить различать мебель по видам и назначению).
Уточнение звука [ч] по акустическим и артикуляторным признакам.
Совершенствование лексико-грамматических категорий и навыков словообразования (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными).
Совершенствование слогового анализа слов и предложений.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие связной речи, фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза слов, мышления, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать навыки сотрудничества в игре на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Планируемые результаты (целевые ориентиры):
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- достаточно хорошо владеет устной речью, используя умение строить разные типы высказываний;
- использует опорную схему и умеет следовать заданному алгоритму при составлении описательных рассказов;
- может выделять звук [ч] в словах в спонтанной речи;
- развита мелкая моторика;
- умеет доказывать свои суждения, отстаивать свое мнение;
- позитивно настроен на успех.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОВЗ | 48.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Кротова Наталья Александровна, учитель – логопед КОУ ОО «АШДС № 301»
«Мебель. Звук [ч]»
Подгрупповое занятие в подготовительной к школе группе по коррекции лексико - грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Тема: Лексическая тема «Мебель». Звук [ч].
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Физическое развитие
Художественно - эстетическое развитие
Цель: Уточнение звука [ч] по акустическим и артикуляторным признакам.
Уточнение и активизация словаря по теме «Мебель» (научить различать по видам и назначению).
Коррекционно-образовательные задачи:
Уточнение и активизация словаря по теме «Мебель» (научить различать мебель по видам и назначению).
Уточнение звука [ч] по акустическим и артикуляторным признакам.
Совершенствование лексико-грамматических категорий и навыков словообразования (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными).
Совершенствование слогового анализа слов и предложений.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие связной речи, фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза слов, мышления, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать навыки сотрудничества в игре на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Планируемые результаты (целевые ориентиры):
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- достаточно хорошо владеет устной речью, используя умение строить разные типы высказываний;
- использует опорную схему и умеет следовать заданному алгоритму при составлении описательных рассказов;
- может выделять звук [ч] в словах в спонтанной речи;
- развита мелкая моторика;
- умеет доказывать свои суждения, отстаивать свое мнение;
- позитивно настроен на успех.
Оборудование:
Мультимедийная доска, компьютер, магнитная доска, предметные и разрезные картинки с изображением мебели, раздаточный материал с графическим изображением звука (зелёные квадраты), образ буквы Ч, артикуляционный профиль звука, инд. зеркала, массажные мячики, стимульный материал для оценки (камешки Марблс круглые и полукруглые), плакат с упражнением для глаз;
Колокольчики для обозначения звонкости-глухости согласных (раздаточный материал)
Ход занятия:
I.Организационный момент:
Итак, сядет тот, кто скажет…
1) - Какой сегодня день недели? - Правильно, сегодня … Садись!
2) - Как называется месяц? (Сейчас идёт ...)
3) - Какое время года? (Время года...)
4) – Какое сейчас время суток? (Сейчас...)
- На все вопросы вы ответили верно! Замечательно!
-Ребята, по какой теме мы работали на прошлом занятии? («Бытовые приборы. Электроприборы».)
- Верно!
II. Сообщение темы и цели занятия:
-Что вы видите на плакате?? (Дети перечисляют названия предметов мебели)
-Назовите все это одним словом. (Это мебель)
-Скажите, для чего нужна мебель? (Мебель нужна для того, чтобы сидеть, лежать…и т.п.)
-Правильно, ребята! Значит, о чем мы будем говорить сегодня? (Мы будем говорить о мебели.)
Слайд 2.
-Рассмотрите мебель. Подумайте и скажите, какую мебель вы поставите в детскую комнату? (Столик, стульчик, кроватку, шкафчик и диванчик я поставлю в детскую комнату).
– В каких словах вы услышали звук ч? (Стульчик, шкафчик, диванчик)
Я четко повторяю за детьми вновь слова и выделяю в этих словах звук [Ч]:
СтульЧик, шкафЧик, диванЧик.
-Как можно назвать эти предметы одним словом? (Это детская мебель.)
-Кто внимательный? Какой звук я выделяла голосом в каждом слове?
-Правильно, значит мы еще будем говорить о звуке [Ч].
-Сегодня на занятии мы научимся различать мебель по видам и ее назначению, и вы сможете потом самостоятельно узнавать и называть мебель в различных помещениях, где бы ни были и возможно даже выбирать ее по вашему вкусу.
-Научимся слышать и выделять звук [Ч] в словах и определять место звука в словах, составлять предложения, для того чтобы не путать звук Ч с другими звуками.
-Будем работать по одному, парами и все вместе. (Показ символов: «Поднятая рука», «Работа в паре», «Хор», «Ловушка»)
- Как всегда, мы будем оценивать себя! Сегодня мы будем собирать камешки! (Показ камешков Марблс)
-Если будете очень хорошо и правильно выполнять упражнения и отвечать на вопросы полным ответом, то будете брать целый камешек и класть в свой лоточек. Это 1 балл
-А если вдруг не получилось ответить хорошо, и кому-то пришлось помогать, то берете половинку камешка. Это половина балла!
-В конце занятия мы посчитаем ваши драгоценные баллы и выявим победителей!
-Ребята, все понятно? У кого есть вопросы?
- Для чего на каждом занятии мы выполняем артикуляционную гимнастику?
- Сейчас приготовим наши органы речи к работе.
- С чего начинаем? (С массажа лица)
II. Артикуляционная гимнастика (перед инд.зеркалами) - Знак «Хор»
1.Массаж лица.
2.Упражнения для губ: «Улыбочка»- (закрытая, открытая) «Трубочка»-«Хоботок» (чередование).
3.Упражнения для языка: «Лопаточка» - «Иголочка» - чередование, «Часики» - челюсть нижняя неподвижна; «Качели» - работает только язычок; («Ловушка») «Чашечка» - удержание, выносим изо рта, заносим в рот; «Лошадка» - «Грибок» - «Гармошка» - чередование; + «Лошадка» - «Останови лошадку»
-Молодцы, ребята! (И также выделять индивидуально, у кого получилось лучше по ходу выполнения упражнений);
4. «Песенки гласных»:
а) Дыхательные упражнения: вдох носом - выдох на гласную (показ буквы на доске);
б) поем с опорой на образ букв (по одной, по две, по три) + анализ:
- Почему эти звуки называются гласными? (Поются, произносятся с голосом, длительно, не встречают преграды).
5. «Звуковые песенки» + массаж пальцев рук массажными мячиками с шипами - уточнение произношения изолированных согласных.
(по карточкам и по слуху по названиям песенок);
-Чем отличаются звуки от букв? (с опорой на картинку-схему и показ руками на, уши, рот, глаза воздух (пишем, читаем)
-Что мы сейчас делали? (Выполняли гимнастику)
-Для чего мы ее выполняли? (Чтобы хорошо разговаривать)
Самооценка.
-Возьмите камешек, который вы заработали!
-Я согласна с вами! Каждый из вас очень старался!
III. Работа по теме: Уточнение артикуляции и произношения звука [Ч]
1.Показ буквы Ч
- Кто знает, какая называется эта буква? (че) – Правильно.
-Произнесите звук [Ч].
-Расскажите, как мы его произносим?
2.Артикуляция звука [Ч] перед зеркалом.
На доске артикуляционный профиль звука [Ч].
Губы слегка вытянуты вперед и округлены («рупором»).
Кончик языка касается неба за бугорочками. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от неба. Это преграда. Значит, звук [Ч]-согласный.
Голосовые связки не работают - звук глухой.
-Покажите нужный колокольчик, если звук [Ч] - глухой. (Колокольчик зачеркнутый)
- Звук [Ч] всегда мягкий! Отмечается зеленым цветом. (Показ на магнитных карточках)
3.Слайд 2. Работа с чистоговорками. Отраженное повторение за логопедом.
Каждому ребенку по одной чистоговорке и сразу оценка!!!
- Я проговариваю чистоговорку, а вы по очереди за мной повторяете.
- Как только услышите звук [Ч], сразу поднимайте зеленую карточку!
-Назовите слова со звуком [Ч] и скажите, в каком месте он слышится.
-Другие ребята внимательно слушают, правильно ли друг выполняет задание. И если нужна помощь, помогают. Задание понятно?
Ча-ча-ча – на столе стоит свеча! (Ча пишется всегда с буквой А!) - Это правило вы узнаете в школе!
Слова: свеЧа (Анализ слова. Определение места звука [Ч] в слове.) Оценка!!!
Чу-чу-чу – на диванчик сесть хочу! (Чу пишется всегда с буквой У!) -И это правило вы тоже узнает в школе!
Слова: диванЧик, хоЧу. (Анализ слов. Определение места звука [Ч] в словах.) Оценка!!!
Ач-ач-ач – под шкафом лежит мой мяч.
Слова: мяЧ (Анализ слова. Определение места звука [Ч] в слове.) Оценка!!!
Уч-уч-уч – на серванте солнца луч!
Слово: луЧ (Анализ слова. Определение места звука [Ч] в слове.) Оценка!!!
-Какой звук встречался чаще всего? (Звук [ч])
-Для чего мы четко проговаривали звук [Ч] и находили место звука в словах? (Чтобы не путать звук [Ч] с другими звуками!)
-Правильно!
Словарная работа:
- Ребята, а кто из вас, в чистоговорках услышал незнакомое слово? Что такое сервант? ( Род шкафа для посуды и столового белья.)
Это старинное название буфета. (Показ картинки с изображением буфета)
-Но, оказывается, у слова «Буфет» есть несколько значений.
Найдите в Интернете и посмотрите, пожалуйста, вместе с родителями, что же это за значения слова «Буфет».
IV. Лексико-грамматические игры и упражнения.
Слайд 4.
Каждому ребенку по одному заданию.
-Назовите мебель, которую вы видите в комнате, со словами «мой», «моя», «мое», «мои».
-Какие слова использовали с названиями мебели? (Мой, моя, мое, мои)
Самооценка. Анализ действий детей.
2. Слайд 5.
-Посмотрите на слайд и составьте предложения по схемам с использованием предлогов «под», «над», «между», «около».
(Люстра над столом. Мяч под кроватью. Стулья около стола. Стол между стульями.)
-Какие предлоги использовали в предложениях? (около, между, над, под)
-В каком слове есть звук [Ч]? (мяч)
-Какие предложения составляли? (С предлогами)
Самооценка: - Если ответили правильно, возьмите по целому камешку.
-Если ответили не правильно, то возьмите по половинке камешка.
3.Слайд 6. «Игра на внимание»
-Рассмотрите внимательно картинку и назовите все предметы мебели.
Слайд 7. – Назовите, какой детали мебели не хватает? (Спинки кровати, ножки дивана, дверцы тумбочки, столешницы, подлокотника, сиденья стула, ящика шкафа.)
V. Динамическая пауза с элементами логоритмики.
1.Слайд 8.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мебель мы считать:
Кресло, стул, диван, конфетка, («Ловушка»)!!! Нужно кушетка!!!
Полка, шкаф и табуретка.
-Сколько предметов мебели мы проговорили? (7 предметов)
Оценка тех детей, кто обнаружил «Ловушку»!
VI. Развитие связной речи.
9. Слайд 9. - Послушайте рассказ. Запомните его и перескажите с помощью таблицы.
Это кресло. Оно большое, мягкое, кожаное, красное.
У него высокая и широкая спинка, два деревянных закругленных подлокотника и четыре толстые, короткие ножки.
На нем удобно сидеть и отдыхать.
10.Слайд 10. Коллективная работа: - По таблице и образцу расскажите об этом диване (на картинке)
11. Дидактическая игра «Подбери мебель»
- На столе разложены картинки вниз изображением. Среди картинок с изображением мебели есть картинка с бытовым прибором
-Вы должны выбрать нужную мебель для комнат, и обосновать, почему нужны именно эти предметы для данного помещения.
-Первая группа (имена детей) выбирают мебель для спальни. (Кровать,шкаф для одежды, тумбочка….)
-Вторая группа выбирают мебель для гостинной.(Диван,кресло,шкаф книжный)
-Чем занимались сейчас? ( Распределяли мебель по комнатам.)
-Для чего это умение вам может пригодиться?
Самооценка: - Оцените, пожалуйста, себя!
12. Слайд 13. Рефлексия:
-Чему научились на занятии? (Научились различать мебель по виду и назначению)
-Какой звук вспомнили? (Звук [Ч])
-Что вам понравилось на занятии?
-Посчитайте свои драгоценные камешки, выкладывая их поочередно в тарелочку то левой, то правой рукой. Сколько получилось? Оцените, пожалуйста, себя!
-Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"
«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...
Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».
Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...
Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"
Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....
Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Конспект логопедической ритмики « Волшебный карандаш»
Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Учитель-логопед Хакимова Муна...
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ПЕРВЫЕ ШАГИ К ЛОГОПЕДУ».
МДОУ г.БалашоваСаратовской области д/с «Зёрнышко»...
Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"
Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...
Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: Путешествие в Цветочный город.
Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление ...