РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ)
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Захарова Галина Викторовна

РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6-7.docx47.13 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ КАРТА

РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ)

ФИО ребенка__________________________________________

Схема обследования

ФИО ребенка

Дата рождения

Группа

Датаобследования

Н.г

С.г

К.г

Исследование поведения и эмоциональной сферы

Особенности коммуникативной сферы: сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм

Адекватность эмоциональных реакций:

Устойчивость эмоциональных реакций:(наличие импульсивности или эмоциональная стабильность

Внимание: соответствует возрасту, неустойчивое, часто отвлекается

Память: соответствует возрасту, снижен объем кратковременной, долговременной памяти

Мышление: соответствует возрасту, развито недостаточно

Исследование неречевых психических функций

Исследование слухового восприятия.

Н.г

С.г

К.г

Исследование зрительного восприятия

Н.г

С.г

К.г

Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов)

Различение цвета, умение соотносить цвета (подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам шарфики) красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный

Определение направления звука

Показ цветов красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный

Восприятие и воспроизведение ритма

Восприятие формы (показать геометрические фигуры и формы) круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник, шар, куб, цилиндр

Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и

наглядно-образного мышления.

Н.г

С.г

К.г

Н.г

С.г

К.г

Ориентировка в пространстве: показать предметы, которые находятся показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу

Складывание картинок из частей: 6—8 частей, вертикальный, горизонтальный, диагональный и фигурный разрезы

Ориентировка в схеме собственного тела: показать правой рукой левый глаз, левой рукой —правое ухо

Складывание фигур из палочек по образцу: «елочка» и «дерево» из шести палочек, «лодочка» и «лесенка» из семи палочек

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ___________________________________________________

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)____________

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)________________

Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)

Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)________________

Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка)

Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области__________________________________________________________________________________

Громкость голоса (громкий, тихий, высокий, низкий, назальный, глухой,  монотонный) ______________

Просордика. Темп (ускоренный, замедленный)_____________ Ритм (дисртимия) ___________________

Паузация(правильность расстановки пауз в речевом потоке)_____________ Интонация _____________

Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)

Объем дыхания (достаточный, недостаточный )________________________________________

Продолжительность речевого выдоха__________________________________________________

Сила голоса

Модуляция голоса ________________

Исследование состояния моторной сферы

Н.г

С.г

К.г

Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений, темп, активность, координация движений): попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; под бросить и поймать мяч; влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее

Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии

Кинестетическая основа движений: одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом — на левой 

Кинетическая основа движений: упражнение «Игра на рояле», проба «кулак — ребро — ладонь» правой рукой, левой рукой 

Навыки работы с карандашом:

умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека 

Манипуляции с предметами: умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата

Состояние мимической мускулатуры

наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок — заполняется после проведения тестовых упражнений.

Н.г

С.г

К.г

Мимическая мускулатура: закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза, нахмурить брови, поднять брови, надуть правую щеку, левую щеку, втянуть правую щеку, левую щеку

Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений

 Движения нижней челюсти: открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков; подвигать нижней челюстью вправо-влево Движения мягкого нёба: широко открыть рот и зевнуть

 Движении губ: 

растянуть губы в «улыбку»

вытянуть губы вперед «трубочкой»

чередовать выполнение указанных упражнений поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы;опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы

 Движения языка: 

широкий язычок — «лопату»

 узкий язычок «маятник»

 «жало»

 «качели»

 «вкусное варенье»

Исследование состояния импрессивной речи

Пассивный словарь.

Н.г

С.г

К.г

Понимание различных форм словоизменения.

Н.г

С.г

К.г

Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов

Дифференциация ед. и мн. ч

существительных (показать по картинкам): рукав — рукава, пень — пни, гнездо — гнезда, перо —перья, ухо — уши

Умение обобщать (показать несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию) :

игрушки,

Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:

в

обувь

 у

посуда

на

одежда

под

мебель

за

овощи

над

фрукты

по

домашние птицы

с

дикие птицы

из

домашние животные

из-за

дикие звери

из-под

транспорт

Понимание действий (показать по предложенным картинкам):
строитель строит, уборщица убирает, продавец продает, покупатель покупает

Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных: нож — ножик, рукавица — рукавичка, одеяло — одеяльце

Понимание признаков (показать по предложенным картинкам):
прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка; молодой человек, старый человек; веселый мальчик, грустный мальчик; высокий дом, низкий дом

Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам): мальчик читает — мальчики читают, девочка ест —девочки едят

Дифференциация   глаголов  с  различными   приставками (показать по предложенным картинкам): мальчик переходит дорогу, мальчик перебегает дорогу, мальчик подбегает к дому

Понимание отдельных предложений и связной речи.

Н.г

С.г

К.г

Состояние фонематического восприятия.

Н.г

С.г

К.г

Понимание предложений (показать по предложенным картинкам): Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам): мышка — мошка , пашня — башня , сова — софа,  крот — грот                      

Понимание текста: сказка «Теремок»

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам): лук — люк, марка — майка, ель — гель, плач — плащ                       

Исследование состояния экспрессивной речи

Активный словарь.

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Назвать по 4—5 имен

существительных

Н.г

С.г

К.г

Назвать части тела

Н.г

С.г

К.г

части предметов (по картинкам)

Н.г

С.г

К.г

ягоды

локоть

манжета

насекомые

ладонь

петля для пуговицы

животные

затылок

фары

транспорт

висок

мотор

Назвать одним словом (обобщить)

Н.г

С.г

К.г

Подобрать антонимы (слова «наоборот»)

Н.г

С.г

К.г

Н.г

С.г

К.г

клубника, смородина, черника

друг

поднимать

муха, комар, бабочка

добро

давать

кошка, собака, корова

горе

горячий

самолет, автобус, машина

легкий

длинный

ГЛАГОЛЫ

 ответить на вопросы логопеда): Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (кукует)__

волк? (воет)

лошадь? (ржет)

овца? (блеет)

Врач лечит. А что делает учитель? (учит)

продавец? (продает)

маляр? (красит)

швея? (шьет)

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Назвать  цвета.

Н.г

С.г

К.г

Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки).

Н.г

С.г

К.г

красный

оранжевый

 синий            зеленый           желтый

голубой

белый

черный    

фиолетовый          розовый    

коричневый     

Руль какой? (круглый)

Окно какое? (квадратное)Флажок какой? (треугольный

Слива какая? (овальная)

Одеяло какое? прямоугольное

 Состояние грамматического строя речи.

Употребление сущ-х в И.П ед и мн ч

н

с

к

Образование суще-ных мн. ч в Р.П  «Много чего?»

н

с

к

Согласование прилаг с суще

н

с

к

с

к

Глаз — глаза

Карандашей

Фиолетовый колокольчик                    

Лист

Листьев

Серая ворона

Стул

Книг

Розовое платье  

Дерево

Вилок

Пень

Ведер

Воробей

Употребление  предложно-падежных конструкций  

н

с

к

Употребление числительных 2 и 5 с существительными

н

с

к

Образование   сущ  суменьш-ласкатсуффик

н

с

к

Образование названий детенышей животных.

н

с

к

Где лежит мяч? (под столом)

Два пня                          Пять пней

Палец — пальчик                  

У медведицы

Где летает бабочка? (над цветком)

Два воробья                  Пять воробьев

Изба — избушка

У барсучихи

Откуда вылетает птичка? (из клетки)

Две шали___                 Пять шалей

Крыльцо — крылечко          

У собаки                

Откуда прыгает котенок? (с кресла)

Два ведра                       Пять ведер

Кресло — креслице

У коровы          

У бобрихи

Образование притяжательных прилагательных

н

с

к

Образование приставочных глаголов  «Что делает мальчик?»

н

с

к

Образование глаголов совершенного вида (составить предложения по картинкам).

н

с

к

Очки бабушки (чьи?) — бабушкины

Мальчик выходит из дома.

Девочка строит домик.

Туфли мамы (чьи?)

Мальчик отходит от дома.

Девочка построила домик.

Усы кошки (чьи?)

Мальчик подходит к магазину.

Мальчик красит самолет.

Хвост лисы (чей?)

Мальчик переходит улицу.

Мальчик покрасил самолет

Берлога медведя (чья?)

Мальчик обходит лужу.

Гребень петуха (чей?)

Мальчик входит в дом

Состояние связной речи.

Составление рассказа по серии картинок

Исследование фонетической стороны речи.

Тротуар

Градусник

Фотоаппарат

Экскаватор

Виолончелист

Регулировщик  

Виолончелист укладывает инструмент в футляр

Регулировщик руководит движением на перекрестке

У фотографа фотоаппарат со вспышкой

Состояние звукопроизношения (отсутствие, замени ков, возможные искажения, назализованностьротшненазализованность носовых звуков).

звуки

с

сь

з

зь

ц

ш

ж

ч

щ

л

ль

р

рь

%

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

к

н

к

н

к

Н.г

С.г

К.г

(изолированно, в словах, в предложениях)

Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.

Повторение слогов с оппозиционными звуками.

н

с

к

Выделение конечного согласного из слов

н

с

к

Выделение начального согласного из слов

н

с

к

Определение последовательности звуков в слове

н

с

к

Определение количества звуков в словах

н

с

к

са-ша-са          ша-са-ша жа-ша-жа       ша-жа-ша           са-ца-са      ца-са-ца

ча-тя-ча  

 тя-ча-тя

 ла-ля-ла          

 ля-ла-ля

кот    

суп

сом    

лимон

мох      

сок.

мост            банка

пол        

тапки

дом    

нос  

вода    

фартук           кот

год

 хлеб  

кот

вата

дом

дубы

бык

вата

дом банан

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (6-7лет)

Звукопроизношение (дефект полиморфный или мономорфный, характеристика по группам звуков: (сигматизм свистящих, шипящих, ламбдацизм, ротацизм, или др. нарушения; смешения или замена звуков и др) __________________________________________________________________________

Слоговая структура (нарушена в словах, в предложениях, тип нарушений) ____________________

Фонематические представления (сформированы, не сформированы) ___________________________

Лексика (лексический запас не сформирован, ниже нормы, по возрасту) _________________________

Грамматический строй(ошибки в словоизменении, в словообразовании)________________________

 Связная речь(отсутствует, на начальном уровне,с помощью взрослого, по наводящим вопросам, сформирована)___________________________________________________________________________

Логопед__________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.

Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической  группы....

РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)

РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)...

Речевая карта ребенка дошкольного возраста

Образец речевой карты для обследования детей дошкольного возраста...