РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ)
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ)
ФИО ребенка__________________________________________
Схема обследования
ФИО ребенка | Дата рождения | ||||
Группа | Датаобследования | Н.г | С.г | К.г | |
Исследование поведения и эмоциональной сферы
Особенности коммуникативной сферы: сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм |
Адекватность эмоциональных реакций: |
Устойчивость эмоциональных реакций:(наличие импульсивности или эмоциональная стабильность |
Внимание: соответствует возрасту, неустойчивое, часто отвлекается |
Память: соответствует возрасту, снижен объем кратковременной, долговременной памяти |
Мышление: соответствует возрасту, развито недостаточно |
Исследование неречевых психических функций
Исследование слухового восприятия. | Н.г | С.г | К.г | Исследование зрительного восприятия | Н.г | С.г | К.г |
Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов) | Различение цвета, умение соотносить цвета (подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам шарфики) красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный | ||||||
Определение направления звука | Показ цветов красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный | ||||||
Восприятие и воспроизведение ритма | Восприятие формы (показать геометрические фигуры и формы) круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник, шар, куб, цилиндр |
Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и
наглядно-образного мышления.
Н.г | С.г | К.г | Н.г | С.г | К.г | ||
Ориентировка в пространстве: показать предметы, которые находятся показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу | Складывание картинок из частей: 6—8 частей, вертикальный, горизонтальный, диагональный и фигурный разрезы | ||||||
Ориентировка в схеме собственного тела: показать правой рукой левый глаз, левой рукой —правое ухо | Складывание фигур из палочек по образцу: «елочка» и «дерево» из шести палочек, «лодочка» и «лесенка» из семи палочек |
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ___________________________________________________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)____________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)________________
Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)
Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)________________
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка)
Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области__________________________________________________________________________________
Громкость голоса (громкий, тихий, высокий, низкий, назальный, глухой, монотонный) ______________
Просордика. Темп (ускоренный, замедленный)_____________ Ритм (дисртимия) ___________________
Паузация(правильность расстановки пауз в речевом потоке)_____________ Интонация _____________
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)
Объем дыхания (достаточный, недостаточный )________________________________________
Продолжительность речевого выдоха__________________________________________________
Сила голоса
Модуляция голоса ________________
Исследование состояния моторной сферы
Н.г | С.г | К.г | |
Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений, темп, активность, координация движений): попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; под бросить и поймать мяч; влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее | |||
Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии Кинестетическая основа движений: одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом — на левой Кинетическая основа движений: упражнение «Игра на рояле», проба «кулак — ребро — ладонь» правой рукой, левой рукой Навыки работы с карандашом: умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека Манипуляции с предметами: умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата |
Состояние мимической мускулатуры
наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок — заполняется после проведения тестовых упражнений.
Н.г | С.г | К.г | |
Мимическая мускулатура: закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза, нахмурить брови, поднять брови, надуть правую щеку, левую щеку, втянуть правую щеку, левую щеку | |||
Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений Движения нижней челюсти: открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков; подвигать нижней челюстью вправо-влево Движения мягкого нёба: широко открыть рот и зевнуть Движении губ: растянуть губы в «улыбку» вытянуть губы вперед «трубочкой» чередовать выполнение указанных упражнений поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы;опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы Движения языка: широкий язычок — «лопату» узкий язычок «маятник» «жало» «качели» «вкусное варенье» |
Исследование состояния импрессивной речи
Пассивный словарь. | Н.г | С.г | К.г | Понимание различных форм словоизменения. | Н.г | С.г | К.г |
Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов | Дифференциация ед. и мн. ч существительных (показать по картинкам): рукав — рукава, пень — пни, гнездо — гнезда, перо —перья, ухо — уши | ||||||
Умение обобщать (показать несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию) : игрушки, | Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами: | ||||||
в | |||||||
обувь | у | ||||||
посуда | на | ||||||
одежда | под | ||||||
мебель | за | ||||||
овощи | над | ||||||
фрукты | по | ||||||
домашние птицы | с | ||||||
дикие птицы | из | ||||||
домашние животные | из-за | ||||||
дикие звери | из-под | ||||||
транспорт | |||||||
Понимание действий (показать по предложенным картинкам): | Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных: нож — ножик, рукавица — рукавичка, одеяло — одеяльце | ||||||
Понимание признаков (показать по предложенным картинкам): | Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам): мальчик читает — мальчики читают, девочка ест —девочки едят | ||||||
Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предложенным картинкам): мальчик переходит дорогу, мальчик перебегает дорогу, мальчик подбегает к дому | |||||||
Понимание отдельных предложений и связной речи. | Н.г | С.г | К.г | Состояние фонематического восприятия. | Н.г | С.г | К.г |
Понимание предложений (показать по предложенным картинкам): Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился | Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам): мышка — мошка , пашня — башня , сова — софа, крот — грот | ||||||
Понимание текста: сказка «Теремок» | Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам): лук — люк, марка — майка, ель — гель, плач — плащ |
Исследование состояния экспрессивной речи
Активный словарь. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ | |||||||||||
Назвать по 4—5 имен существительных | Н.г | С.г | К.г | Назвать части тела | Н.г | С.г | К.г | части предметов (по картинкам) | Н.г | С.г | К.г |
ягоды | локоть | манжета | |||||||||
насекомые | ладонь | петля для пуговицы | |||||||||
животные | затылок | фары | |||||||||
транспорт | висок | мотор | |||||||||
Назвать одним словом (обобщить) | Н.г | С.г | К.г | Подобрать антонимы (слова «наоборот») | Н.г | С.г | К.г | Н.г | С.г | К.г | |
клубника, смородина, черника | друг | ||||||||||
поднимать | |||||||||||
муха, комар, бабочка | добро | ||||||||||
давать | |||||||||||
кошка, собака, корова | горе | ||||||||||
горячий | |||||||||||
самолет, автобус, машина | легкий | ||||||||||
длинный | |||||||||||
ГЛАГОЛЫ ответить на вопросы логопеда): Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (кукует)__ | |||||||||||
волк? (воет) | лошадь? (ржет) | овца? (блеет) | |||||||||
Врач лечит. А что делает учитель? (учит) | продавец? (продает) | маляр? (красит) | |||||||||
швея? (шьет) | |||||||||||
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ | |||||||||||
Назвать цвета. | Н.г | С.г | К.г | Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки). | Н.г | С.г | К.г | ||||
красный оранжевый синий зеленый желтый голубой белый черный фиолетовый розовый коричневый | Руль какой? (круглый) Окно какое? (квадратное)Флажок какой? (треугольный Слива какая? (овальная) Одеяло какое? прямоугольное |
Состояние грамматического строя речи.
Употребление сущ-х в И.П ед и мн ч | н | с | к | Образование суще-ных мн. ч в Р.П «Много чего?» | н | с | к | Согласование прилаг с суще | н | с | к | с | к | ||
Глаз — глаза | Карандашей | Фиолетовый колокольчик | |||||||||||||
Лист | Листьев | Серая ворона | |||||||||||||
Стул | Книг | Розовое платье | |||||||||||||
Дерево | Вилок | ||||||||||||||
Пень | Ведер | ||||||||||||||
Воробей | |||||||||||||||
Употребление предложно-падежных конструкций | н | с | к | Употребление числительных 2 и 5 с существительными | н | с | к | Образование сущ суменьш-ласкатсуффик | н | с | к | Образование названий детенышей животных. | н | с | к |
Где лежит мяч? (под столом) | Два пня Пять пней | Палец — пальчик | У медведицы | ||||||||||||
Где летает бабочка? (над цветком) | Два воробья Пять воробьев | Изба — избушка | У барсучихи | ||||||||||||
Откуда вылетает птичка? (из клетки) | Две шали___ Пять шалей | Крыльцо — крылечко | У собаки | ||||||||||||
Откуда прыгает котенок? (с кресла) | Два ведра Пять ведер | Кресло — креслице | У коровы | ||||||||||||
У бобрихи | |||||||||||||||
Образование притяжательных прилагательных | н | с | к | Образование приставочных глаголов «Что делает мальчик?» | н | с | к | Образование глаголов совершенного вида (составить предложения по картинкам). | н | с | к | ||||
Очки бабушки (чьи?) — бабушкины | Мальчик выходит из дома. | Девочка строит домик. | |||||||||||||
Туфли мамы (чьи?) | Мальчик отходит от дома. | Девочка построила домик. | |||||||||||||
Усы кошки (чьи?) | Мальчик подходит к магазину. | Мальчик красит самолет. | |||||||||||||
Хвост лисы (чей?) | Мальчик переходит улицу. | Мальчик покрасил самолет | |||||||||||||
Берлога медведя (чья?) | Мальчик обходит лужу. | ||||||||||||||
Гребень петуха (чей?) | Мальчик входит в дом |
Состояние связной речи.
Составление рассказа по серии картинок |
Исследование фонетической стороны речи.
Тротуар | Градусник | Фотоаппарат | |||||||||
Экскаватор | Виолончелист | Регулировщик | |||||||||
Виолончелист укладывает инструмент в футляр | Регулировщик руководит движением на перекрестке | У фотографа фотоаппарат со вспышкой |
Состояние звукопроизношения (отсутствие, замени ков, возможные искажения, назализованностьротшненазализованность носовых звуков).
звуки | с | сь | з | зь | ц | ш | ж | ч | щ | л | ль | р | рь | ||||||||||||||||||||||||||
% | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | к | н | к | н | к | |||
Н.г | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С.г | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К.г |
(изолированно, в словах, в предложениях)
Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.
Повторение слогов с оппозиционными звуками. | н | с | к | Выделение конечного согласного из слов | н | с | к | Выделение начального согласного из слов | н | с | к | Определение последовательности звуков в слове | н | с | к | Определение количества звуков в словах | н | с | к |
са-ша-са ша-са-ша жа-ша-жа ша-жа-ша са-ца-са ца-са-ца ча-тя-ча тя-ча-тя ла-ля-ла ля-ла-ля | кот суп сом лимон мох сок. | мост банка пол тапки дом нос вода фартук кот год хлеб | кот вата дом дубы | бык вата дом банан |
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (6-7лет)
Звукопроизношение (дефект полиморфный или мономорфный, характеристика по группам звуков: (сигматизм свистящих, шипящих, ламбдацизм, ротацизм, или др. нарушения; смешения или замена звуков и др) __________________________________________________________________________
Слоговая структура (нарушена в словах, в предложениях, тип нарушений) ____________________
Фонематические представления (сформированы, не сформированы) ___________________________
Лексика (лексический запас не сформирован, ниже нормы, по возрасту) _________________________
Грамматический строй(ошибки в словоизменении, в словообразовании)________________________
Связная речь(отсутствует, на начальном уровне,с помощью взрослого, по наводящим вопросам, сформирована)___________________________________________________________________________
Логопед__________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.
Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической группы....
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
Речевая карта...
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР
Речевая карта....
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ)
Речевая карта...
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ)
Речевая карта...
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)...
Речевая карта ребенка дошкольного возраста
Образец речевой карты для обследования детей дошкольного возраста...