РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ)
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ)
ФИО ребенка__________________________________________
Схема обследования
ФИО ребенка | Дата рождения | ||||
Группа | Дата обследования | Н.г | С.г | К.г | |
Исследование поведения и эмоциональной сферы
Особенности коммуникативной сферы: сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм |
Адекватность эмоциональных реакций: |
Устойчивость эмоциональных реакций:(наличие импульсивности или эмоциональная стабильность |
Внимание: соответствует возрасту, неустойчивое, часто отвлекается |
Память: соответствует возрасту, снижен объем кратковременной, долговременной памяти |
Мышление: соответствует возрасту, развито недостаточно |
Исследование неречевых психических функций
Исследование слухового восприятия. | Н.г | С.г | К.г | Исследование зрительного восприятия | Н.г | С.г | К.г |
Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов) | Различение цвета, умение соотносить цвета (подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам шарфики) | ||||||
Определение направления звука | Показ цветов красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, белый, розовый, черный | ||||||
Восприятие и воспроизведение ритма | Восприятие формы (показать геометрические фигуры и формы) круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб |
Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и
наглядно-образного мышления.
Н.г | С.г | К.г | Н.г | С.г | К.г | ||
Ориентировка в пространстве: показать предметы, которые находятся показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа | Складывание картинок из частей: 4—6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы | ||||||
Ориентировка в схеме собственного тела: показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо | Складывание фигур из палочек по образцу: («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек |
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ___________________________________________________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)____________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)________________
Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)
Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)________________
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка) Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области__________________________________________________________________________________
Громкость голоса (громкий, тихий, высокий, низкий, назальный, глухой, монотонный) ______________
Просордика. Темп (ускоренный, замедленный)_____________ Ритм (дисртимия) ___________________
Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_____________ Интонация _____________
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)
Объем дыхания (достаточный, недостаточный ) ________________________________________
Продолжительность речевого выдоха__________________________________________________
Сила голоса_________________________________Модуляция голоса ________________
Исследование состояния моторной сферы
Н.г | С.г | К.г | Н.г | С.г | К.г | ||
Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений, темп, активность, координация движений): попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку | Кинетическая основа движений: упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак — ребро — ладонь» ведущей рукой | ||||||
Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии | Навыки работы с карандашом: умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека | ||||||
Кинестетическая основа движений: одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук | Манипуляции с предметами: умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки |
Состояние мимической мускулатуры
наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок — заполняется после проведения тестовых упражнений.
Н.г | С.г | К.г | Н.г | С.г | К.г | ||
Мимическая мускулатура: закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос | Движения нижней челюсти: открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков | ||||||
Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений | Движения мягкого нёба: широко открыть рот и зевнуть | ||||||
Движении губ: | Движения языка: | ||||||
растянуть губы в «улыбку» | широкий язычок — «лопату» | ||||||
вытянуть губы вперед «трубочкой» | узкий язычок — «жало» | ||||||
чередовать выполнение указанных упражнений | «качели» | ||||||
«маятник» |
Исследование состояния импрессивной речи
Пассивный словарь. | Н.г | С.г | К.г | Понимание различных форм словоизменения. | Н.г | С.г | К.г |
Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов | Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам): глаз — глаза, стул — стулья, лист — листья, окно —окна | ||||||
Умение обобщать (показать несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию) | Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами: | ||||||
в | |||||||
игрушки, | у | ||||||
обувь, | На | ||||||
посуда | под | ||||||
одежда, | за | ||||||
мебель | |||||||
овощи | |||||||
фрукты | |||||||
птицы | |||||||
Понимание действий (показать по предложенным картинкам): | Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных: носок — носочек, чашка — чашечка, окно — окошечко | ||||||
Понимание признаков (показать по предложенным картинкам): | Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам): птица летит — птицы летят, машина едет — машины едут | ||||||
Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предложенным картинкам): птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку | |||||||
Понимание отдельных предложений и связной речи. | Н.г | С.г | К.г | Состояние фонематического восприятия. | Н.г | С.г | К.г |
Понимание предложений (показать по предложенным картинкам): Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой | Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам): мышка — мишка, почка-бочка, катушка — кадушка, корка — горка | ||||||
Понимание текста: сказка «Колобок» | Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам): речка — редька, цвет — свет челка — щелка, рейка — лейка |
Исследование состояния экспрессивной речи
Активный словарь. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ | |||||||||||
Назвать по 4—5 имен существительных | Н.г | С.г | К.г | Назвать части тела | Н.г | С.г | К.г | части предметов (по картинкам) | Н.г | С.г | К.г |
мебель | Нос | рукав | |||||||||
овощи | рот | воротник | |||||||||
фрукты | шея | пуговица | |||||||||
птицы | живот | Кабина машины | |||||||||
грудь | руль | ||||||||||
Назвать одним словом (обобщить) | Н.г | С.г | К.г | Подобрать антонимы (слова «наоборот») | Н.г | С.г | К.г | Н.г | С.г | К.г | |
Стул, стол, шкаф | |||||||||||
Огурец, помидор, морковь | |||||||||||
Яблоко, банан, апельсин | |||||||||||
Воробей, голубь, сова | |||||||||||
ГЛАГОЛЫ. | |||||||||||
Как передвигаются птицы? (летают) | Как передвигается змея? (ползает) | Как передвигается человек? (ходит) | |||||||||
Как передвигаются рыбы? (плавают) | Как передвигается лягушка? (прыгает) | Кошка мяукает. А собака что делает? (лает) | |||||||||
А как подает голос корова? (мычит) | А как подает голос петух? (кукарекает) | ||||||||||
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ | |||||||||||
Назвать предъявленные цвета. | Н.г | С.г | К.г | Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки). | Н.г | С.г | К.г | ||||
красный оранжевый синий зеленый желтый голубой белый черный | Солнце какое? (круглое) Печенье какое?(квадратное) Косынка какая? (треуг-я) Огурец какой? (овальный) |
Состояние грамматического строя речи.
Употребление сущ-х в И.П ед и мн ч | н | с | к | Образование суще-ных мн. ч в Р.П «Много чего?» | н | с | к | Образование сущ мн ч в Р.П «Много чего?» | н | с | к | Согласование прилагс сущ ед ч | н | с | к |
Рот — рты | Шаров; | Оранжевый апельсин | |||||||||||||
Лейка | Ключей; | Голубая бабочка | |||||||||||||
Река | Берез; | Белое блюдце | |||||||||||||
Кольцо | Ложек; | ||||||||||||||
Ухо | Окон. | ||||||||||||||
Окно | |||||||||||||||
Употребление предложно-падежных конструкций | н | с | к | Употребление числительных 2 и 5 с существительными | н | с | к | Образование сущ с уменьш-ласкат суффик | н | с | к | Образование названий детенышей животных. | н | с | к |
Где сидит снегирь? (на дереве) | Два мяча - Пять мячей | Забор — заборчик | У зайчихи | ||||||||||||
Где стоит машина? (в гараже) | Две розы- Пять роз | Носок — носочек | У волчицы | ||||||||||||
У кого кукла? (у девочки) | Два окна- Пять окон | Лента — ленточка | У белки | ||||||||||||
Где стоит коза? (за забором) | Окно — окошечко | У козы | |||||||||||||
Где едет машина? (по дороге) |
Состояние связной речи.
Пересказ текста из нескольких предложений. Рыбалка Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху. | |||
Составление рассказа по серии картинок |
Исследование фонетической стороны речи.
Самолет | Скворец | Фотограф | |||||||||
Парашютист | Погремушка | Микстура | |||||||||
Сестренка развешивает простыни. | В универсаме продают продукты | Парашютисты готовятся к прыжку. |
Состояние звукопроизношения (отсутствие, замени ков, возможные искажения, назализованность ротш неназализованность носовых звуков).
звуки | с | сь | з | зь | ц | ш | ж | ч | щ | л | ль | р | рь | ||||||||||||||||||||||||||
% | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | к | н | к | н | к | |||
Н.г | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С.г | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К.г |
(изолированно, в словах, в предложениях)
Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.
Повторение слогов с оппозиционными звуками. | н | с | к | н | с | к | Выделение начального ударного из слов | н | с | к | |
ба-па-ба па-ба-па да-та-да та-да-та га-ка-га | ка-га-ка за-са-за са-за-са та-тя-та тя-татя | Астра арка Осень озеро Улей уши Иглы искры . |
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (4-5 ГОДА)
Звукопроизношение (дефект полиморфный или мономорфный, характеристика по группам звуков: (сигматизм свистящих, шипящих, ламбдацизм, ротацизм, или др. нарушения; смешения или замена звуков и др) __________________________________________________________________________
Слоговая структура (нарушена в словах, в предложениях, тип нарушений) ____________________
Фонематические представления (сформированы, не сформированы) ___________________________
Лексика (лексический запас не сформирован, ниже нормы, по возрасту) _________________________
Грамматический строй (ошибки в словоизменении, в словообразовании)________________________
Связная речь (отсутствует, на начальном уровне,с помощью взрослого, по наводящим вопросам, сформирована)___________________________________________________________________________
Логопед __________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.
Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической группы....
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
Речевая карта...
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР
Речевая карта....
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ)
Речевая карта...
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)...
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ)
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ)...
Речевая карта ребенка дошкольного возраста
Образец речевой карты для обследования детей дошкольного возраста...