РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ)
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Захарова Галина Викторовна

Речевая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5-6.docx43.25 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ КАРТА

РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ)

ФИО ребенка__________________________________________

Схема обследования

ФИО ребенка

Дата рождения

Группа

Дата обследования

Н.г

С.г

К.г

Исследование поведения и эмоциональной сферы

Особенности коммуникативной сферы: сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм

Адекватность эмоциональных реакций:

Устойчивость эмоциональных реакций:(наличие импульсивности или эмоциональная стабильность

Внимание: соответствует возрасту, неустойчивое, часто отвлекается

Память: соответствует возрасту, снижен объем кратковременной, долговременной памяти

Мышление: соответствует возрасту, развито недостаточно

Исследование неречевых психических функций

Исследование слухового восприятия.

Н.г

С.г

К.г

Исследование зрительного восприятия

Н.г

С.г

К.г

Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов)

Различение цвета, умение соотносить цвета (подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам шарфики)

Определение направления звука

Показ цветов красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, белый, розовый, черный

Восприятие и воспроизведение ритма

Восприятие формы (показать геометрические фигуры и формы) круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб

Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и

наглядно-образного мышления.

Н.г

С.г

К.г

Н.г

С.г

К.г

Ориентировка в пространстве: показать предметы, которые находятся показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа

Складывание картинок из частей: 4—6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы

Ориентировка в схеме собственного тела: показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо  

Складывание фигур из палочек по образцу: («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ___________________________________________________

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)____________

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)________________

Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)

Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)________________

Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка)          Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области__________________________________________________________________________________

Громкость голоса (громкий, тихий, высокий, низкий, назальный, глухой, монотонный) ______________

Просордика. Темп (ускоренный, замедленный)_____________ Ритм (дисртимия) ___________________

Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_____________ Интонация _____________

Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)

Объем дыхания (достаточный, недостаточный ) ________________________________________

Продолжительность речевого выдоха__________________________________________________

Сила голоса_________________________________Модуляция голоса ________________

Исследование состояния моторной сферы

Н.г

С.г

К.г

Н.г

С.г

К.г

Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений, темп, активность, координация движений): попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку

Кинетическая основа движений: упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак — ребро — ладонь» ведущей рукой

Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии

Навыки работы с карандашом:

умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека  

Кинестетическая основа движений: одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук

Манипуляции с предметами: умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки

Состояние мимической мускулатуры

наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок — заполняется после проведения тестовых упражнений.

Н.г

С.г

К.г

Н.г

С.г

К.г

Мимическая мускулатура: закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос

Движения нижней челюсти: открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков 

Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений

Движения мягкого нёба: широко открыть рот и зевнуть

Движении губ: 

Движения языка:

растянуть губы в «улыбку»

широкий язычок — «лопату»

вытянуть губы вперед «трубочкой»

узкий язычок — «жало»

чередовать выполнение указанных упражнений

«качели»

«маятник»

Исследование состояния импрессивной речи

Пассивный словарь.

Н.г

С.г

К.г

Понимание различных форм словоизменения.

Н.г

С.г

К.г

Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов

Дифференциация единственного и множественного числа

существительных (показать по картинкам): глаз — глаза, стул — стулья, лист — листья, окно —окна

Умение обобщать (показать несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию)

Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:

в

игрушки,

 у

обувь,

На

посуда

под

одежда,

за

мебель

овощи

фрукты

птицы

Понимание действий (показать по предложенным картинкам):
птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет

Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных: носок — носочек, чашка — чашечка, окно — окошечко

Понимание признаков (показать по предложенным картинкам):
круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье

Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам): птица летит — птицы летят, машина едет — машины едут

Дифференциация   глаголов  с  различными   приставками (показать по предложенным картинкам): птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку

Понимание отдельных предложений и связной речи. 

Н.г

С.г

К.г

Состояние фонематического восприятия.

Н.г

С.г

К.г

Понимание предложений (показать по предложенным картинкам): Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам): мышка — мишка, почка-бочка, катушка — кадушка,

 корка — горка        

Понимание текста: сказка «Колобок»

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам): речка — редька,  цвет — свет       челка — щелка, рейка — лейка                       

Исследование состояния экспрессивной речи

Активный словарь.

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Назвать по 4—5 имен

существительных

Н.г

С.г

К.г

Назвать части тела

Н.г

С.г

К.г

части предметов (по картинкам)

Н.г

С.г

К.г

мебель

Нос

рукав

овощи

рот

воротник

фрукты

шея

пуговица

птицы

живот

Кабина машины

грудь

руль

Назвать одним словом (обобщить)

Н.г

С.г

К.г

Подобрать антонимы (слова «наоборот»)

Н.г

С.г

К.г

Н.г

С.г

К.г

Стул, стол, шкаф

Огурец, помидор, морковь

Яблоко, банан, апельсин

Воробей, голубь, сова

ГЛАГОЛЫ.

Как передвигаются птицы? (летают)

Как передвигается змея? (ползает)

Как передвигается человек? (ходит)

Как передвигаются рыбы? (плавают)

Как передвигается лягушка? (прыгает)

Кошка мяукает. А собака что делает? (лает)

А как подает голос корова? (мычит)

А как подает голос петух? (кукарекает)

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Назвать предъявленные цвета.

Н.г

С.г

К.г

Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки).

Н.г

С.г

К.г

красный

оранжевый  

 синий            зеленый           желтый

голубой

белый

черный              

Солнце какое? (круглое) Печенье какое?(квадратное) Косынка какая? (треуг-я)  

Огурец какой? (овальный)

 Состояние грамматического строя речи.

Употребление сущ-х в И.П ед и мн ч

н

с

к

Образование суще-ных мн. ч в Р.П  «Много чего?»

н

с

к

Образование сущ мн ч в Р.П «Много чего?»

н

с

к

Согласование прилагс сущ ед ч

н

с

к

Рот — рты                            

Шаров;

Оранжевый апельсин          

Лейка

Ключей;

Голубая бабочка

Река

Берез;

Белое блюдце                          

Кольцо

Ложек;

Ухо

Окон.

Окно

Употребление  предложно-падежных конструкций  

н

с

к

Употребление числительных 2 и 5 с существительными

н

с

к

Образование   сущ  с уменьш-ласкат суффик

н

с

к

Образование названий детенышей животных.

н

с

к

Где сидит снегирь? (на дереве)

Два мяча    -    Пять мячей

Забор — заборчик                  

У зайчихи        

Где стоит машина? (в гараже)

Две розы- Пять роз

Носок — носочек

У волчицы

У кого кукла? (у девочки)

Два окна- Пять окон

Лента — ленточка                

У белки         

Где стоит коза? (за забором)

Окно — окошечко

У козы

Где едет машина? (по дороге)

Состояние связной речи.

Пересказ текста из нескольких предложений. Рыбалка

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

Составление рассказа по серии картинок

Исследование фонетической стороны речи.

 Самолет

Скворец

Фотограф

Парашютист

Погремушка

Микстура

Сестренка развешивает простыни.

В универсаме продают продукты

Парашютисты готовятся к прыжку.

Состояние звукопроизношения (отсутствие, замени ков, возможные искажения, назализованность ротш неназализованность носовых звуков).

звуки

с

сь

з

зь

ц

ш

ж

ч

щ

л

ль

р

рь

%

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

к

н

к

н

к

Н.г

С.г

К.г

 (изолированно, в словах, в предложениях)

Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.

Повторение слогов с оппозиционными звуками.

н

с

к

н

с

к

Выделение начального ударного из слов

н

с

к

ба-па-ба             па-ба-па                да-та-да               та-да-та              га-ка-га            

ка-га-ка

за-са-за  

са-за-са

та-тя-та    

 тя-татя             

Астра       арка

Осень     озеро

Улей        уши

Иглы          искры          .

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (4-5 ГОДА) 

Звукопроизношение (дефект полиморфный или мономорфный, характеристика по группам звуков: (сигматизм свистящих, шипящих, ламбдацизм, ротацизм, или др. нарушения; смешения или замена звуков и др) __________________________________________________________________________

Слоговая структура (нарушена в словах, в предложениях, тип нарушений) ____________________

Фонематические представления (сформированы, не сформированы) ___________________________

Лексика (лексический запас не сформирован, ниже нормы, по возрасту) _________________________

Грамматический строй (ошибки в словоизменении, в словообразовании)________________________

 Связная речь (отсутствует, на начальном уровне,с помощью взрослого, по наводящим вопросам, сформирована)___________________________________________________________________________

Логопед __________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.

Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической  группы....

РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)

РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)...

РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ)

РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ)...

Речевая карта ребенка дошкольного возраста

Образец речевой карты для обследования детей дошкольного возраста...