РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ЗПР
Ф.И. РЕБЕНКА ________________________________________________________________________
ГРУППА ______________________________________________________________________________
ДАТА ЗАЧИСЛЕНИЯ __________________________________________________________________
ДАТА ВЫПУСКА _____________________________________________________________________
РЕЧЕВАЯ КАРТА
РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ЗПР
Фамилия, имя: __________________________________________________________________________
Дата рождения__________________________________________________________________________
Домашний адрес ________________________________________________________________________
Откуда поступил ребенок ________________________________________________________________
СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ
Ф.И.О родителей:
Мать __________________________________________________________________________________
Отец __________________________________________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА, ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ И ПРОСОДИКИ
Общее звучание речи:
- Голос нормальный (тихий, звонкий, хриплый, монотонный, назализованный);
- Четкая (невнятная, смазанная);
- Темп нормальный (быстрый, замедленный);
- Чрезмерно быстрая;
- Малоразговорчив;
- Паузы и ударения употребляет правильно.
Тип дыхания:
- Диафрагмальный;
- Речевое дыхание плавное (недостаточно плавное);
- Речевой выдох продолжительный (не продолжительный).
Строение артикуляционного аппарата:
- Строение языка не нарушено; нарушения – толстый, маленький, массивный, узкий, раздвоенный, укороченная связка.
- Подвижность языка не нарушена; нарушения – гиперкинезы, тремор, девиация, объем артикуляционных движений ограничен, малоподвижный, испытывает трудности в удержании и переключении позы, нарушены движения кончика языка, саливация, спастичность, гипотония, дистония.
- Строение неба не нарушено.
- Прикус правильный; нарушения - передний открытый, боковой открытый, прогения, прогнатия.
- Строение зубов нормальное; нарушения - крупные, мелкие, редкие, кривые, диастема, отсутствие резцов (верхних/нижних), кариес.
- Строение губ нормальное; нарушения массивные, наличие расщелины, послеоперационных рубцов.
- Подвижность губ не нарушена/нарушена.
Состояние артикуляционной моторики (мимическая мускулатура и оральный праксис)
Движения | Развита достаточно/в пределах нормы/недостаточно. Выполняет основные артикуляционные движения губами, языком. Движения замедленные. Трудность в удержании артикуляционной позы. Нарушена координация движений языка и губ. Объем движений языка полный/неполный. Тонус нормальный/вялый. Длительность выполнения движений и темп движений в норме. Синкенезии, замены движений не отмечаются/отмечаются. | ||
4 года | 5 лет | 6+ лет | |
Поднять брови | |||
Нахмуриться | |||
«Толстячок» | |||
«Худышка» | |||
«Толстячок»/ «Худышка» | |||
«Лопаточка» | |||
«Иголочка» | |||
«Лопаточка»/ «Иголочка» |
Состояние общей моторики (координация движений, состояние мелкой моторики, доминантность): ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________
ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Разговорно-описательная беседа.
Как тебя зовут? ____________________________________________________________
Сколько тебе лет (сейчас, было в прошлом году, будет в следующем)?_______________
Где ты живешь? _____________________________________________________________
Как зовут маму? ______________________________________________________________
Как зовут папу? ______________________________________________________________
Есть ли у тебя друзья? Кто они? __________________________________________________
- Конструктивная деятельность: _____________________________________________
- Счѐт прямой ______________________; обратный (с 6 лет) _____________________
- Счѐтные операции: ______________________________________________________
- Геометрические формы: __________________________________________________
- Величина: большой - маленький, низкий – высокий; широкий – узкий, толстый – тонкий.
- Основные цвета (4-5 лет): _________________________________________________
- Оттеночные цвета (5-7 лет): __________________________________________________
- Выделение четвертого лишнего: ___________________________________________
- Ориентировка во времени (времена года, времена суток, дни недели): _______________________________________________________________________
- Ориентировка в пространстве: верх – низ, лево – право, спереди – сзади
- Понимание речи нарушено (ограничено – в пределах ситуации; на бытовом уровне; выполняет речевые инструкции в полном объеме)
- Понимание сложноподчиненных предложений и сложных логико-грамматических конструкций (5-6 лет):
- Мальчик бежит от собаки. Кто бежит сзади? ____________________________________________
- Папа читал газету после того, как пообедал. Когда папа читал газету: до обеда или после? _______________________________________________________________________________________
- ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
- Звукопроизношение
С | СЬ | З | ЗЬ | Ц | Ш | Ж | Щ | Ч | Л | ЛЬ | Р | РЬ | Й | Т | ТЬ | Д | ДЬ | К | КЬ | Г | ГЬ | В | ВЬ | Ф | ФЬ | М | МЬ | Н | НЬ | Х | ХЬ | Б | БЬ | П | ПЬ | |
4г | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5л | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6л |
- Звуко-слоговая структура.
4 года | Хлеб | 5 лет | Лекарство | ||
Мостик | Скворечник | ||||
Капуста | Сковорода | ||||
Дружба | Велосипед | ||||
Свисток | Сквозняк | ||||
6 лет | Сыворотка | 6 лет | Парикмахер | ||
Сухофрукты | Комбинезон | ||||
Простокваша | Инструменты |
4 года Ребята слепили снеговика___________________________________________________________
Мотоциклист едет на мотоцикле __________________________________________________________
5 лет Водопроводчик чинит водопровод____________________________________________________
Волосы подстригают в парикмахерской_____________________________________________________
6 лет Регулировщик стоит на перекрёстке__________________________________________________
Экскурсовод проводит экскурсию__________________________________________________________
ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
- Дифференциация звуков:
С-З | С-Ш | Ш-Ж | Ж-З | Ш-Щ | Ш-СЬ | Ц-С |
Ц-ТЬ | Ч-С | Ч-ТЬ | Ч-Ш | Щ-Ж | Л-Р | П-Б |
Т-Д | К-Х | Ы-И | ||||
- Повторение слогов с оппозиционными звуками:
та-да-та _________________ са-ша ________________ ба-па ______________________
да-та-та _________________ за-жа _________________ да-та ______________________
ка-га-га _________________ ла-ра _________________ га-ка ______________________
кот - год – кот ______________________ бочка – почка ___________________________
том – дом – ком _____________________ усы – уши _____________________________
лак – рак__________________________ гора – кора ______________________________
- Выделение определенного звука из ряда других звуков: _____________________
- Выделение звука из ряда слов: __________________________________________
- Отобрать картинки на заданный звук: ____________________________________
- Выделение первого звука в слове:
Алик _____________ Утка _______________ Оля ______________ Эхо_____________
- Выделение последнего звука в слове:
пуХ ______ мукА ______ ноС _______ лунА ________ шарЫ ________ коТ _________
- Назови все звуки в слове (6 лет) МАК ____________________________________
- Составь слово из звуков (6 лет) Д О М ____________________________________
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
- Образование множественного числа имен существительных:
4г | 5л | 6л | |||
Ед.ч | Мн.ч | Ед.ч | Мн.ч | Ед.ч | Мн.ч |
Стол | Дом | Пень | |||
Шапка | Лист | Олень | |||
Кольцо | Дятел | Колесо | |||
Жук | Зонт | Воробей |
- Образование уменьшительно-ласкательных форм:
4г | 5л | 6л | |||
Мяч | Кресло | Дерево | |||
Стул | Коляска | Гнездо | |||
Бант | Тапок | Сундук | |||
Шар | Кольцо | Платье | |||
Жук | Зонт | Воробей |
- Согласование существительных с числительными:
4г | 5л | 6л | ||||||
1 | 2 | 5 | 1 | 2 | 5 | 1 | 2 | 5 |
Утка | Лошадь | Гусь | ||||||
Книга | Рыба | Помидор |
- Префиксальное словообразование:
шѐл ___________________________________________________________________________________
едет ___________________________________________________________________________________
летел __________________________________________________________________________________
- Предложно-падежные конструкции:
Где лежит карандаш? (в…) _______________________________________________________________
Откуда я достала карандаш? (из…) ________________________________________________________
Где лежит книга? (под, над …) ___________________________________________________________
Откуда я достала книгу? (из-за…) _________________________________________________________
Где находится книга (между…) ___________________________________________________________
СЛОВАРЬ
- Объяснить значение слов:
Холодильник - _________________________________________________________________________
Листопад - _____________________________________________________________________________
Пылесос - ______________________________________________________________________________
Винегрет - _____________________________________________________________________________
Спица - ________________________________________________________________________________
- Назвать части предметов и показать их:
Чайник: донышко, носик, ручка, крышка ___________________________________________________
Стул: сиденье, спинка, ножки _____________________________________________________________
Машина: кабина, кузов, колѐса, стекло, сиденье, руль ________________________________________
- Уровень обобщений:
Яблоко, персик, груша, слива, апельсин - ___________________________________________________
Помидор, огурец, репа, свѐкла, лук - _______________________________________________________
Кукла, кубики, машинка, юла, солдатики - __________________________________________________
Свитер, платье, шорты, юбка, шуба, рубашка - ______________________________________________
Блюдце, кастрюля, сковорода, ложка, чашка - _______________________________________________
Шкаф, стол, диван, кресло, тумбочка - _____________________________________________________
Корова, коза, свинья, лошадь, овца - _______________________________________________________
Волк, медведь, лиса, ѐж, заяц, белка - ______________________________________________________
Петух, курица, утка, индюк, гусь - _________________________________________________________
Воробей, ворона, сорока, голубь - _________________________________________________________
Автобус, троллейбус, поезд, самолѐт - ______________________________________________________
- Детѐныши / птенцы у:
коровы - _____________________ свиньи - _________________________ утки - ___________________
лошади - ____________________ собаки - _________________________ гуся - ____________________
козы - _____________________ кошки - ___________________________ индюшки - _______________
овцы - _____________________ курицы - ____________________________ лисы - _________________
зайца - ____________________ ежа - _____________________________ медведя - _________________
волка - __________________________ белки - _______________________________________________
- Подбор прилагательных к им. существительному:
Лимон какой? __________________________________________________________________________
Платье какое? __________________________________________________________________________
Лиса какая? ____________________________________________________________________________
Ёж какой? _____________________________________________________________________________
Чай какой? ____________________________________________________________________________
Цветы какие? ___________________________________________________________________________
- Подбор антонимов:
широкий - ________________________________________ сухой - _____________________________
длинный - _______________________________________ высокий - ____________________________
прямой - __________________________________________ большой - ___________________________
весѐлый - __________________________________________ молодой - ___________________________
светлый - _________________________________________ больной - ____________________________
- Образование притяжательных прилагательных:
Чей хвост? ____________________ Чьи уши? ___________________ Чья лапа? ___________________
- Образование прилагательных от имен существительных:
Банка из стекла _______________________________________________________________________
Книга из бумаги ______________________________________________________________________
Бочка из дерева _______________________________________________________________________
Снеговик из снега _____________________________________________________________________
- Кто как голос подает?
утка _________________________________ собака __________________ кошка __________________
гусь ________________________________ корова _________________ свинья ____________________
петух ______________________________ мышь ___________________ лягушка __________________
- Согласование прилагательных с существительными:
Назови, какой по цвету этот предмет | |||
4 года | 5 лет | 6+ лет | |
Шарик | |||
Тучка | |||
Цветы | |||
Мак | |||
Туфли | |||
Яблоко | |||
Утка | |||
Солнце | |||
Изба |
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
4 года Составление простых предложений по картинке. | 5 лет Составление рассказа по сюжетной картинке. |
6 лет Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | |
Оценка состояния связной речи:
- Самостоятельность (самостоятельно без помощи логопеда, по наводящим вопросам, отсутствие самостоятельного рассказа)
- Характеристика предложений (простые нераспространенные, простые распространённые, сложные предложения)
- Количество предложений в рассказе.
Логопедическое заключение:____________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата__________________________________ Логопед_______________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.
Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической группы....
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР
Речевая карта....
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ)
Речевая карта...
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ)
Речевая карта...
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)...
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ)
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ)...
Речевая карта ребенка дошкольного возраста
Образец речевой карты для обследования детей дошкольного возраста...