РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Крюкова Мария Алексеевна

Речевая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_karta_zpr.docx34.66 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ КАРТА

РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ЗПР

Ф.И. РЕБЕНКА ________________________________________________________________________

ГРУППА ______________________________________________________________________________

ДАТА ЗАЧИСЛЕНИЯ __________________________________________________________________

ДАТА ВЫПУСКА _____________________________________________________________________

РЕЧЕВАЯ КАРТА

РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ЗПР

Фамилия, имя: __________________________________________________________________________

Дата рождения__________________________________________________________________________

Домашний адрес ________________________________________________________________________

Откуда поступил ребенок ________________________________________________________________

СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ

Ф.И.О родителей:

Мать __________________________________________________________________________________

Отец __________________________________________________________________________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА, ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ И ПРОСОДИКИ

Общее звучание речи:

  • Голос нормальный (тихий, звонкий, хриплый, монотонный, назализованный);
  • Четкая (невнятная, смазанная);
  • Темп нормальный (быстрый, замедленный);
  • Чрезмерно быстрая;
  • Малоразговорчив;
  • Паузы и ударения употребляет правильно.

Тип дыхания:

  • Диафрагмальный;
  • Речевое дыхание плавное (недостаточно плавное);
  • Речевой выдох продолжительный (не продолжительный).

Строение артикуляционного аппарата:

  • Строение языка не нарушено; нарушения – толстый, маленький, массивный, узкий, раздвоенный, укороченная связка.
  • Подвижность языка не нарушена; нарушения – гиперкинезы, тремор, девиация, объем артикуляционных движений ограничен, малоподвижный, испытывает трудности в удержании и переключении позы, нарушены движения кончика языка, саливация, спастичность, гипотония, дистония.
  • Строение неба не нарушено.
  • Прикус правильный; нарушения -  передний открытый, боковой открытый, прогения, прогнатия.
  • Строение зубов нормальное; нарушения - крупные, мелкие, редкие, кривые, диастема, отсутствие резцов (верхних/нижних), кариес.
  • Строение губ нормальное; нарушения массивные, наличие расщелины, послеоперационных рубцов. 
  • Подвижность губ не нарушена/нарушена.

Состояние артикуляционной моторики (мимическая мускулатура и оральный праксис)

Движения

Развита достаточно/в пределах нормы/недостаточно. Выполняет основные артикуляционные движения губами, языком. Движения замедленные. Трудность в удержании артикуляционной позы. Нарушена координация движений языка и губ. Объем движений языка полный/неполный. Тонус нормальный/вялый. Длительность выполнения движений и темп движений в норме. Синкенезии, замены движений не отмечаются/отмечаются.

4 года

5 лет

6+ лет

Поднять брови

Нахмуриться

«Толстячок»

«Худышка»

«Толстячок»/ «Худышка»

«Лопаточка»

«Иголочка»

«Лопаточка»/ «Иголочка»

Состояние общей моторики (координация движений, состояние мелкой моторики, доминантность): ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________

ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Разговорно-описательная беседа.

Как тебя зовут? ____________________________________________________________

Сколько тебе лет (сейчас, было в прошлом году, будет в следующем)?_______________

Где ты живешь? _____________________________________________________________

Как зовут маму? ______________________________________________________________

Как зовут папу? ______________________________________________________________

Есть ли у тебя друзья? Кто они? __________________________________________________

  • Конструктивная деятельность: _____________________________________________
  •  Счѐт прямой ______________________; обратный (с 6 лет) _____________________
  • Счѐтные операции: ______________________________________________________
  • Геометрические формы: __________________________________________________
  •  Величина: большой - маленький, низкий – высокий; широкий – узкий, толстый – тонкий.
  • Основные цвета (4-5 лет): _________________________________________________
  • Оттеночные цвета (5-7 лет): __________________________________________________
  •  Выделение четвертого лишнего: ___________________________________________
  • Ориентировка во времени (времена года, времена суток, дни недели): _______________________________________________________________________
  •  Ориентировка в пространстве: верх – низ, лево – право, спереди – сзади
  • Понимание речи нарушено (ограничено – в пределах ситуации; на бытовом уровне; выполняет речевые инструкции в полном объеме)
  • Понимание сложноподчиненных предложений и сложных логико-грамматических конструкций (5-6 лет):

- Мальчик бежит от собаки. Кто бежит сзади? ____________________________________________

     - Папа читал газету после того, как пообедал. Когда папа читал газету: до обеда или после? _______________________________________________________________________________________

  1. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
  1. Звукопроизношение

С

СЬ

З

ЗЬ

Ц

Ш

Ж

Щ

Ч

Л

ЛЬ

Р

РЬ

Й

Т

ТЬ

Д

ДЬ

К

КЬ

Г

ГЬ

В

ВЬ

Ф

ФЬ

М

МЬ

Н

НЬ

Х

ХЬ

Б

БЬ

П

ПЬ

  1. Звуко-слоговая структура.

4

года

Хлеб

5

лет

Лекарство

Мостик

Скворечник

Капуста

Сковорода

Дружба

Велосипед

Свисток

Сквозняк

6 лет

Сыворотка

6 лет

Парикмахер

Сухофрукты

Комбинезон

Простокваша

Инструменты

4 года Ребята слепили снеговика___________________________________________________________

Мотоциклист едет на мотоцикле __________________________________________________________

5 лет Водопроводчик чинит водопровод____________________________________________________

Волосы подстригают в парикмахерской_____________________________________________________

6 лет Регулировщик стоит на перекрёстке__________________________________________________

Экскурсовод проводит экскурсию__________________________________________________________

ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

  • Дифференциация звуков:

С-З

С-Ш

Ш-Ж

Ж-З

Ш-Щ

Ш-СЬ

Ц-С

Ц-ТЬ

Ч-С

Ч-ТЬ

Ч-Ш

Щ-Ж

Л-Р

П-Б

Т-Д

К-Х

Ы-И

  • Повторение слогов с оппозиционными звуками:

та-да-та  _________________ са-ша ________________ ба-па ______________________

да-та-та _________________ за-жа _________________ да-та ______________________

ка-га-га _________________ ла-ра _________________ га-ка ______________________

кот - год – кот ______________________ бочка – почка ___________________________

том – дом – ком _____________________ усы – уши _____________________________

лак – рак__________________________ гора – кора ______________________________

  • Выделение определенного звука из ряда других звуков: _____________________
  • Выделение звука из ряда слов: __________________________________________
  • Отобрать картинки на заданный звук: ____________________________________
  • Выделение первого звука в слове:

Алик _____________ Утка _______________ Оля ______________ Эхо_____________

  • Выделение последнего звука в слове:

пуХ ______ мукА ______ ноС _______ лунА ________ шарЫ ________ коТ _________

  • Назови все звуки в слове (6 лет) МАК ____________________________________
  • Составь слово из звуков (6 лет) Д О М ____________________________________

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

  • Образование множественного числа имен существительных:

Ед.ч

Мн.ч

Ед.ч

Мн.ч

Ед.ч

Мн.ч

Стол

Дом

Пень

Шапка

Лист

Олень

Кольцо

Дятел

Колесо

Жук

Зонт

Воробей

  • Образование уменьшительно-ласкательных форм:

Мяч

Кресло

Дерево

Стул

Коляска

Гнездо

Бант

Тапок

Сундук

Шар

Кольцо

Платье

Жук

Зонт

Воробей

  • Согласование существительных с числительными:

1

2

5

1

2

5

1

2

5

Утка

Лошадь

Гусь

Книга

Рыба

Помидор

  • Префиксальное словообразование:

шѐл ___________________________________________________________________________________

едет ___________________________________________________________________________________

летел __________________________________________________________________________________

  • Предложно-падежные конструкции:

Где лежит карандаш? (в…) _______________________________________________________________

Откуда я достала карандаш? (из…) ________________________________________________________

Где лежит книга? (под, над …) ___________________________________________________________

Откуда я достала книгу? (из-за…) _________________________________________________________

Где находится книга (между…) ___________________________________________________________

СЛОВАРЬ

  • Объяснить значение слов:

Холодильник - _________________________________________________________________________

Листопад - _____________________________________________________________________________

Пылесос - ______________________________________________________________________________

Винегрет - _____________________________________________________________________________

Спица - ________________________________________________________________________________

  • Назвать части предметов и показать их:

Чайник: донышко, носик, ручка, крышка ___________________________________________________

Стул: сиденье, спинка, ножки _____________________________________________________________

Машина: кабина, кузов, колѐса, стекло, сиденье, руль ________________________________________

  • Уровень обобщений:

Яблоко, персик, груша, слива, апельсин - ___________________________________________________

Помидор, огурец, репа, свѐкла, лук - _______________________________________________________

Кукла, кубики, машинка, юла, солдатики - __________________________________________________

Свитер, платье, шорты, юбка, шуба, рубашка - ______________________________________________

Блюдце, кастрюля, сковорода, ложка, чашка - _______________________________________________

Шкаф, стол, диван, кресло, тумбочка - _____________________________________________________

Корова, коза, свинья, лошадь, овца - _______________________________________________________

Волк, медведь, лиса, ѐж, заяц, белка - ______________________________________________________

Петух, курица, утка, индюк, гусь - _________________________________________________________

Воробей, ворона, сорока, голубь - _________________________________________________________

Автобус, троллейбус, поезд, самолѐт - ______________________________________________________

  • Детѐныши / птенцы у:

коровы - _____________________ свиньи - _________________________ утки - ___________________

лошади - ____________________ собаки - _________________________ гуся - ____________________

козы - _____________________ кошки - ___________________________ индюшки - _______________

овцы - _____________________ курицы - ____________________________ лисы - _________________

зайца - ____________________ ежа - _____________________________ медведя - _________________

волка - __________________________ белки - _______________________________________________

  • Подбор прилагательных к им. существительному:

Лимон какой? __________________________________________________________________________

Платье какое? __________________________________________________________________________

Лиса какая? ____________________________________________________________________________

Ёж какой? _____________________________________________________________________________

Чай какой? ____________________________________________________________________________

Цветы какие? ___________________________________________________________________________

  • Подбор антонимов:

широкий - ________________________________________ сухой - _____________________________

длинный - _______________________________________ высокий - ____________________________

прямой - __________________________________________ большой - ___________________________

весѐлый - __________________________________________ молодой - ___________________________

светлый - _________________________________________ больной - ____________________________

  • Образование притяжательных прилагательных:

Чей хвост? ____________________ Чьи уши? ___________________ Чья лапа? ___________________

  • Образование прилагательных от имен существительных:

Банка из стекла _______________________________________________________________________

Книга из бумаги ______________________________________________________________________

Бочка из дерева _______________________________________________________________________

Снеговик из снега _____________________________________________________________________

  • Кто как голос подает?

утка _________________________________ собака __________________ кошка __________________

гусь ________________________________ корова _________________ свинья ____________________

петух ______________________________ мышь ___________________ лягушка __________________

  • Согласование прилагательных с существительными:

Назови, какой по цвету этот предмет

4 года

5 лет

6+ лет

Шарик

Тучка

Цветы

Мак

Туфли

Яблоко

Утка

Солнце

Изба

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

4 года

Составление простых предложений по картинке.

5 лет

Составление рассказа по сюжетной картинке.

6 лет

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Оценка состояния связной речи:

  1. Самостоятельность (самостоятельно без помощи логопеда, по наводящим вопросам, отсутствие самостоятельного рассказа)
  2. Характеристика предложений (простые нераспространенные, простые распространённые, сложные предложения)
  3. Количество предложений в рассказе.

Логопедическое заключение:____________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата__________________________________  Логопед_______________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.

Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической  группы....

РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)

РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)...

РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ)

РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ)...

Речевая карта ребенка дошкольного возраста

Образец речевой карты для обследования детей дошкольного возраста...