РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ)
методическая разработка по логопедии (средняя группа)
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ)
ФИО ребенка__________________________________________
Схема обследования
ФИО ребенка | Дата рождения | ||||
Группа | Дата обследования | Н.г | С.г | К.г | |
Исследование поведения и эмоциональной сферы
Особенности коммуникативной сферы: сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм |
Адекватность эмоциональных реакций: |
Устойчивость эмоциональных реакций:(наличие импульсивности или эмоциональная стабильность |
Внимание: соответствует возрасту, неустойчивое, часто отвлекается |
Память: соответствует возрасту, снижен объем кратковременной, долговременной памяти |
Мышление: соответствует возрасту, развито недостаточно |
Исследование неречевых психических функций
Исследование слухового восприятия. | Н.г | С.г | К.г | Исследование зрительного восприятия | Н.г | С.г | К.г |
Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов) | Различение цвета, умение соотносить цвета (подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам шарфики) | ||||||
Определение направления звука | Показ цветов красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный | ||||||
Восприятие и воспроизведение ритма | Восприятие формы (показать геометрические фигуры и формы) круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб |
Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и
наглядно-образного мышления.
Н.г | С.г | К.г | Н.г | С.г | К.г | ||
Ориентировка в пространстве: показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади | Складывание картинок из частей: 2—4 части, вертикальный и горизонтальный разрезы | ||||||
Ориентировка в схеме собственного тела: показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу | Складывание фигур из палочек по образцу: «стульчик» и «кроватка» из четырех палочек, «лесенка» из пяти палочек |
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ___________________________________________________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)____________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)________________
Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)
Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)________________
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка) Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области__________________________________________________________________________________
Громкость голоса (громкий, тихий, высокий, низкий, назальный, глухой, монотонный) ______________
Просордика. Темп (ускоренный, замедленный)_____________ Ритм (дисртимия) ___________________
Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_____________ Интонация _____________
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)
Объем дыхания (достаточный, недостаточный ) ________________________________________
Продолжительность речевого выдоха__________________________________________________
Сила голоса_____________________________________________________
Модуляция голоса ________________
Исследование состояния моторной сферы
Н.г | С.г | К.г | |
Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений, темп, активность, координация движений): попрыгать на двух ногах, прыгнуть в длину с места, потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди, поймать мяч | |||
Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии Кинестетическая основа движений: сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом — на левой руке Кинетическая основа движений: поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и на оборот Навыки работы с карандашом: умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги Манипуляции с предметами: умение застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую, из одной емкости в другую | |||
Мимическая мускулатура: закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, наморщить нос, надуть щеки | |||
Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений Движении губ: растянуть губы в «улыбку» вытянуть губы вперед «трубочкой» Движения нижней челюсти: открыть и закрыть рот Движения мягкого нёба: широко открыть рот и зевнуть Движения языка: широкий язычок — «лопату» узкий язычок — «жало» «качели» «маятник» |
Состояние мимической мускулатуры
наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок — заполняется после проведения тестовых упражнений.
Исследование состояния импрессивной речи
Пассивный словарь. | Н.г | С.г | К.г | Понимание различных форм словоизменения. | Н.г | С.г | К.г |
Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов | Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам): дом — дома, кот — коты, кукла — куклы, груша — груши, ведро — ведра | ||||||
Умение обобщать (показать несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию): | Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами: | ||||||
в | |||||||
игрушки, | у | ||||||
обувь, | На | ||||||
посуда | |||||||
одежда, | |||||||
Понимание действий (показать по предложенным картинкам): | Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных: стол — столик, машина — машинка, ведро — ведерочко | ||||||
Понимание признаков (показать по предложенным картинкам): | Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам): кошка сидит — кошки сидят, слон идет — слоны идут | ||||||
Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предложенным картинкам): девочка наливает воду в чашку, выливает воду из чашки, поливает цветы из лейки | |||||||
Понимание отдельных предложений и связной речи. | Н.г | С.г | К.г | Состояние фонематического восприятия. | Н.г | С.г | К.г |
Понимание предложений (показать по предложенным картинкам): Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика | Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам): кот — кит, дом — дым уточка — удочка, киска — миска мышка — мишка, почка-бочка, катушка—кадушка, корка — горка | ||||||
Понимание текста: сказка «Репка» | Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам): коса — коза, мишка — миска, кочка — кошка, малина — Марина |
Исследование состояния экспрессивной речи
Активный словарь. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ | |||||||||||
Назвать по 4—5 имен существительных | Н.г | С.г | К.г | Назвать части тела | Н.г | С.г | К.г | части предметов (по картинкам) | Н.г | С.г | К.г |
игрушки | Ноги | спинка стула | |||||||||
одежда | руки | сиденье стула | |||||||||
посуда | голова | ножки стула | |||||||||
обувь | глаза | кузов машины | |||||||||
уши | колеса машины | ||||||||||
Назвать одним словом (обобщить) | Н.г | С.г | К.г | Подобрать антонимы (слова «наоборот») | Н.г | С.г | К.г | Н.г | С.г | К.г | |
Мяч, кукла, машинка | |||||||||||
Рубашка, платье, шорты | |||||||||||
Тапки, туфли, ботинки | |||||||||||
ГЛАГОЛЫ. | |||||||||||
Что делает мальчик? (ест) | Что делает девочка? (спит) | Что делают дети? (играют) | |||||||||
Что делает птица? (летит) | Что делают рыбки? (плавают) | Что делают машины? (едут) | |||||||||
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ | |||||||||||
Назвать предъявленные цвета. | Н.г | С.г | К.г | Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки). | Н.г | С.г | К.г | ||||
Красный Синий Зеленый Желтый Белый Черный | Мяч какой? (круглый) Платок какой? (квадратный) |
Состояние грамматического строя речи.
Употребление сущ-х в И.П ед и мн ч | н | с | к | н | с | к | Образование сущ мн ч в Р.П «Много чего?» | н | с | к | Согласование прилагс сущ ед ч | н | с | к | |
Стол — столы | Что есть у мальчика? (мяч) | Красный мяч | |||||||||||||
Кот | Чего нет у мальчика? (мяча) | Синяя шапка | |||||||||||||
Дом | Кому мальчик дает мяч? (девочке | Желтое ведро | |||||||||||||
Кукла | Что ты видишь на картинке? (машину) | ||||||||||||||
Рука | Чем рисует девочка? (карандашом) | ||||||||||||||
Окно | О ком думает кошка? (о мышке) | ||||||||||||||
Употребление предложно-падежных конструкций | н | с | к | Употребление числительных 2 и 5 с существительными | н | с | к | Образование сущ с ум.ласкательными суффиксам | н | с | к | Образование названий детенышей животных. | н | с | к |
Где стоит ваза?(на столе | Два кота - Пять котов | Стол — столик | У кошки — котенок | ||||||||||||
Где лежат фрукты? (в корзине) | Две машины- Пять машин | Чашка — чашечка | У лисы | ||||||||||||
У кого мячик? (у мальчика) | Сумка — сумочка | У утки | |||||||||||||
Ведро —- ведерочко | У слонихи |
Состояние связной речи.
Пересказ текста из нескольких предложений. Котенок У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей. |
Исследование фонетической стороны речи.
Исследование звукослоговой структуры слов | |||||||||||||||
Кот | Фантик | Спина | Вода | ||||||||||||
Мост | Ступенька | Стул | Банка |
Состояние звукопроизношения (отсутствие, замени ков, возможные искажения, назализованность ротш неназализованность носовых звуков).
звуки | с | сь | з | зь | ц | ш | ж | ч | щ | л | ль | р | рь | ||||||||||||||||||||||||||
% | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | к | н | к | н | к | |||
Н.г | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С.г | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К.г |
(изолированно, в словах, в предложениях)
Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.
Повторение слогов с оппозиционными звуками. | н | с | к | н | с | к | н | с | к | н | с | к | |||
ба-па, па-ба | да-та,та-да | ма-ба,ба-ма | ва-ка, ка-ва | ||||||||||||
га-ка ка-га | ня-на,на-ня |
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (4-5 лет)
Звукопроизношение (дефект полиморфный или мономорфный, характеристика по группам звуков: (сигматизм свистящих, шипящих, ламбдацизм, ротацизм, или др. нарушения; смешения или замена звуков и др) __________________________________________________________________________
Слоговая структура (нарушена в словах, в предложениях, тип нарушений) ____________________
Фонематические представления (сформированы, не сформированы) ___________________________
Лексика (лексический запас не сформирован, ниже нормы, по возрасту) _________________________
Грамматический строй (ошибки в словоизменении, в словообразовании)________________________
Связная речь (отсутствует, на начальном уровне,с помощью взрослого, по наводящим вопросам, сформирована)___________________________________________________________________________
Логопед __________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.
Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической группы....
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
Речевая карта...
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР
Речевая карта....
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ)
Речевая карта...
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)...
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ)
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ)...
Речевая карта ребенка дошкольного возраста
Образец речевой карты для обследования детей дошкольного возраста...