РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ)
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Захарова Галина Викторовна

Речевая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4-5.docx43.34 КБ

Предварительный просмотр:

 

РЕЧЕВАЯ КАРТА

РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ)

ФИО ребенка__________________________________________

Схема обследования

ФИО ребенка

Дата рождения

Группа

Дата обследования

Н.г

С.г

К.г

Исследование поведения и эмоциональной сферы

Особенности коммуникативной сферы: сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм

Адекватность эмоциональных реакций:

Устойчивость эмоциональных реакций:(наличие импульсивности или эмоциональная стабильность

Внимание: соответствует возрасту, неустойчивое, часто отвлекается

Память: соответствует возрасту, снижен объем кратковременной, долговременной памяти

Мышление: соответствует возрасту, развито недостаточно

Исследование неречевых психических функций

Исследование слухового восприятия.

Н.г

С.г

К.г

Исследование зрительного восприятия

Н.г

С.г

К.г

Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов)

Различение цвета, умение соотносить цвета (подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам шарфики)

Определение направления звука

Показ цветов красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный

Восприятие и воспроизведение ритма

Восприятие формы (показать геометрические фигуры и формы) круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб

Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и

наглядно-образного мышления.

Н.г

С.г

К.г

Н.г

С.г

К.г

Ориентировка в пространстве: показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади

Складывание картинок из частей: 2—4 части, вертикальный и горизонтальный разрезы

Ориентировка в схеме собственного тела: показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу

Складывание фигур из палочек по образцу: «стульчик» и «кроватка» из четырех палочек, «лесенка» из пяти палочек

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ___________________________________________________

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)____________

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)________________

Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)

Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)________________

Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка)          Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области__________________________________________________________________________________

Громкость голоса (громкий, тихий, высокий, низкий, назальный, глухой, монотонный) ______________

Просордика. Темп (ускоренный, замедленный)_____________ Ритм (дисртимия) ___________________

Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_____________ Интонация _____________

Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)

Объем дыхания (достаточный, недостаточный ) ________________________________________

Продолжительность речевого выдоха__________________________________________________

Сила голоса_____________________________________________________

Модуляция голоса ________________

Исследование состояния моторной сферы

Н.г

С.г

К.г

Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений, темп, активность, координация движений): попрыгать на двух ногах, прыгнуть в длину с места, потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди, поймать мяч

Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии

Кинестетическая основа движений: сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом — на левой руке

Кинетическая основа движений: поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и на оборот 

Навыки работы с карандашом:

умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги

Манипуляции с предметами: умение застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую, из одной емкости в другую

Мимическая мускулатура: закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, наморщить нос, надуть щеки

Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений

Движении губ: растянуть губы в «улыбку» вытянуть губы вперед «трубочкой»

 Движения нижней челюсти: открыть и закрыть рот 

Движения мягкого нёба: широко открыть рот и зевнуть 

Движения языка: широкий язычок — «лопату» узкий язычок — «жало» «качели» «маятник»

Состояние мимической мускулатуры

наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок — заполняется после проведения тестовых упражнений.

Исследование состояния импрессивной речи

Пассивный словарь.

Н.г

С.г

К.г

Понимание различных форм словоизменения.

Н.г

С.г

К.г

Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов

Дифференциация единственного и множественного числа

существительных (показать по картинкам): дом — дома, кот — коты, кукла — куклы, груша — груши, ведро — ведра

Умение обобщать (показать несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию):

Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:

в

игрушки,

 у

обувь,

На

посуда

одежда,

Понимание действий (показать по предложенным картинкам):
девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет,читает, рисует

Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных: стол — столик, машина — машинка, ведро — ведерочко

Понимание признаков (показать по предложенным картинкам):
большая  чашка,   маленькая  чашка;   красный  шар,синий шар, желтый шар, зеленый шар; сладкая конфета, кислый лимон; круглый торт, квадратный торт

Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам): кошка сидит — кошки сидят, слон идет — слоны идут

Дифференциация   глаголов  с  различными   приставками (показать по предложенным картинкам): девочка наливает воду в чашку, выливает воду из чашки, поливает цветы из лейки

Понимание отдельных предложений и связной речи. 

Н.г

С.г

К.г

Состояние фонематического восприятия.

Н.г

С.г

К.г

Понимание предложений (показать по предложенным картинкам): Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам): 

кот — кит, дом — дым                   уточка — удочка,      киска — миска мышка — мишка, почка-бочка, катушка—кадушка, корка — горка

Понимание текста: сказка «Репка»

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам):

коса — коза, мишка — миска, кочка — кошка, малина — Марина

Исследование состояния экспрессивной речи

Активный словарь.

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Назвать по 4—5 имен

существительных 

Н.г

С.г

К.г

Назвать части тела

Н.г

С.г

К.г

части предметов (по картинкам)

Н.г

С.г

К.г

игрушки

Ноги

спинка стула

одежда

руки

сиденье стула

посуда

голова

ножки стула

обувь

глаза

кузов машины

уши

колеса машины

Назвать одним словом (обобщить)

Н.г

С.г

К.г

Подобрать антонимы (слова «наоборот»)

Н.г

С.г

К.г

Н.г

С.г

К.г

Мяч, кукла, машинка

Рубашка, платье, шорты

Тапки, туфли, ботинки

ГЛАГОЛЫ.

Что делает мальчик? (ест)

Что делает девочка? (спит)

Что делают дети? (играют)

Что делает птица? (летит)

Что делают рыбки? (плавают)

Что делают машины? (едут)

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Назвать предъявленные цвета.

Н.г

С.г

К.г

Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки).

Н.г

С.г

К.г

Красный  

Синий            Зеленый           Желтый

Белый

Черный             

Мяч какой? (круглый)

Платок какой? (квадратный)

 Состояние грамматического строя речи.

Употребление сущ-х в И.П ед и мн ч

н

с

к

н

с

к

Образование сущ мн ч в Р.П «Много чего?»

н

с

к

Согласование прилагс сущ ед ч

н

с

к

Стол — столы                      

Что есть у мальчика? (мяч)

Красный мяч            

Кот

Чего нет у мальчика? (мяча)

Синяя шапка          

Дом

Кому мальчик дает мяч? (девочке

Желтое ведро                

Кукла

Что ты видишь на картинке? (машину)

Рука

Чем рисует девочка? (карандашом)

Окно

О ком думает кошка? (о мышке)

Употребление  предложно-падежных конструкций  

н

с

к

Употребление числительных 2 и 5 с существительными

н

с

к

Образование   сущ  с   ум.ласкательными суффиксам

н

с

к

Образование названий детенышей животных.

н

с

к

Где стоит ваза?(на столе

Два кота    -    Пять котов

Стол — столик                      

У кошки — котенок

Где лежат фрукты? (в корзине)

Две машины- Пять машин

Чашка — чашечка

У лисы              

У кого мячик? (у мальчика)

Сумка — сумочка                  

У утки

Ведро —- ведерочко

У слонихи                

Состояние связной речи.

Пересказ текста из нескольких предложений. Котенок

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.

Исследование фонетической стороны речи.

Исследование звукослоговой структуры слов

Кот      

Фантик

Спина

Вода

Мост

Ступенька

Стул

Банка

Состояние звукопроизношения (отсутствие, замени ков, возможные искажения, назализованность ротш неназализованность носовых звуков).

звуки

с

сь

з

зь

ц

ш

ж

ч

щ

л

ль

р

рь

%

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

к

н

к

н

к

Н.г

С.г

К.г

 (изолированно, в словах, в предложениях)

Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.

Повторение слогов с оппозиционными звуками.

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

ба-па, па-ба

да-та,та-да

ма-ба,ба-ма

ва-ка, ка-ва

га-ка ка-га

ня-на,на-ня

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (4-5 лет)

 

Звукопроизношение (дефект полиморфный или мономорфный, характеристика по группам звуков: (сигматизм свистящих, шипящих, ламбдацизм, ротацизм, или др. нарушения; смешения или замена звуков и др) __________________________________________________________________________

Слоговая структура (нарушена в словах, в предложениях, тип нарушений) ____________________

Фонематические представления (сформированы, не сформированы) ___________________________

Лексика (лексический запас не сформирован, ниже нормы, по возрасту) _________________________

Грамматический строй (ошибки в словоизменении, в словообразовании)________________________

 Связная речь (отсутствует, на начальном уровне,с помощью взрослого, по наводящим вопросам, сформирована)___________________________________________________________________________

Логопед __________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.

Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической  группы....

РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)

РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)...

РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ)

РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ)...

Речевая карта ребенка дошкольного возраста

Образец речевой карты для обследования детей дошкольного возраста...