«Современное состояние проблемы нарушения фонематических функций у детей. Проблема слухового восприятия устной речи». Статья
статья по логопедии
«Современное состояние проблемы
нарушения фонематических функций у детей.
Проблема слухового восприятия устной речи».
Соколова Ирина Владимировна
Учитель – логопед ГБДОУ д/с №50
комбинированного вида
Колпинского района Санкт-Петербурга
К фонетическим средствам языка относятся звуки речи, словесное ударение, а так же интонация, включающая фразовое ударение (логическое и синтагматическое).
При сравнении разных фонетических средств языка становится ясным, что основную смысловую нагрузку несут звуки речи. Убедительным доказательством этого являются результаты исследований, которые посвящены определению факторов внятности произношения у глухих детей, изложенные в монографии Ф.Ф.Рау (1960).
В работе сравнивались разные фонетические элементы языка по значимости их для передачи определенного смыслового содержания, т.е. для понимания устной речи. Оказалось, что это понимание в основном зависит от четкости и дифференцированности произношения именно звуков речи.
Однако звуки речи несут на себе смысловую нагрузку, они являются, в общем, также наиболее трудными элементами для восприятия и воспроизведения. Особые трудности при восприятии звуков речи проявляются в так называемых ослышках типа: [xot]-[kot] (ход-кот); [jamkъ]- [l`amkъ] (ямка-лямка) и др., которые порой возникают в оптимальных акустических условиях и при нормальном слухе воспринимающего. В основе этих ослышек лежит акустическая близость звуков (в данном случае согласных [k] - [x]; [j] -[l`]), с помощью которых различается та или иная пара слов. При восприятии других фонетических элементов речи ослышек, как правило, не наблюдается.
Значительные трудности вызывает и аппаратурный анализ звуков в процессе преобразования устной речи из одной сенсорной модальности в другую, например слуховой в зрительную.
Что касается трудности воспроизведения определенных звуков, то она выявляется у детей при овладении ими произношением. Как известно, ребенок относительно рано овладевает такими структурными элементами устной речи, как количество слогов в слове, словесное и фразовое ударение, мелодика.
В течении большого количества времени (примерно 1,5-2 года) остаются неусвоенными лишь отдельные фонемы и их группы. Ребенок, овладев ритмико-интонационной структурой слова и фразы, продолжает неправильно произносить ряд звуков речи, пользуясь для замены их определенным комплексом субтитутов.
Таким образом, из всех фонетических средств языка именно звуки оказываются наиболее важными для передачи смыслового содержания и в то же время наиболее трудными в процессе восприятия и усвоения речи. Естественно поэтому, что они привлекают особое внимание исследователей, занимающихся проблемой устной речи.
В живой речи произносится множество разнообразных звуков, отличающихся друг от друга по тем иным свойствам: артикуляционным, акустическим, оптическим, тактильно-вибрационным. Это многообразие звуков обусловлено, с одной стороны, индивидуальными особенностями голоса (тембра, высоты, громкость) и артикуляции, с другой стороны, проявлением фонетических закономерностей, свойственных тому или иному языку.
Для развития устной речи основным условием является возможность дифференцированного восприятия фонем.
Из сурдопедагогической и логопедической практики известно, что для развития фонематического слуха и формирования произношения у аномальных детей очень важным оказывается противопоставление звуков в равных фонетических условиях, нацеливания ребенка на те или иные конкретные фонемы.
В исследованиях, посвященных проблеме стертой формы дизартрии, отмечается, что при речевом расстройстве, наряду с нарушением звуковой стороны речи, часто наблюдаются и искажения структуры слова. Нарушения структуры слова, частые замены звуков позволяют, по мнению ряда авторов, рассматривать этот дефект как фонетико-фонематический. Г.В.Гуровец (2) и С.И.Маевская (2) считают, что смыслоразличительная функция фонемы у детей со стертой формой дизартрии не нарушена: заменяя звуки, дети в то же время хорошо различают их в речи других лиц, без ошибок показывают на картинках предметы, названия которых отличаются одним звуком. «Основой дефекта, его первичным звеном, - пишут Г.В.Гуровец (2) и С.И.Маевская (2), - является трудностью воспроизведения артикуляторного уклада и переключение с одной фонемы на другую, с одного слога на другой, а не нарушение фонематического восприятия».
Однако указанная точка зрения противоречит мнению ряда авторов о соотношении и функционировании речедвигательного и речеслухового анализаторов в норме и в случаях патологии. Процесс овладения правильным звукопроизношением осуществляется на основе тесного взаимодействия сенсорных и моторных функций, обеспечивающих полиморфное единство речевой системы. С одной стороны, правильное усвоение звуковой стороны речи во многом определяется развитием перцептивного и фонематического уровней восприятия. С другой стороны, в ходе развития речи слуховой анализатор испытывает значительное влияние со стороны речедвигательного: ребенок слышит и воспринимает звуки в соответствии с тем, как он их произносит. Звуки, которые ребенок правильно произносит, лучше различаются по слуху, и наоборот. В ходе дальнейшего развития артикуляторное «влияние» ослабевает, появляется способность различать звуки только по их акустическим признакам. Если речедвигательный анализатор обладает средствами воспроизведения речи, то слуховой – средствами ее приема. Он контролирует речь. «Конечный продукт речи состоит из звуков, и поэтому он может контролироваться только слухом» Гуровец Г. В. (2), Маевская С. И., (2).
Таким образом, для правильного формирования звуковой стороны речи ребёнок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляторный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произносимые звуки в своей и чужой речи. С одной стороны, правильное произношение звуков возможно лишь при полноценном восприятии их четких акустических образов, с другой – правильное восприятие звуков речи на слух обеспечивает и правильное их воспроизведение.
В основе некоторых звукопроизносительных расстройств могут лежать отклонения слухового восприятия. Отклонения фонематического восприятия могут оказаться производными, т.е. носить вторичный характер. Как отмечает Р.Е.Левина (3), «такое явление наблюдается при нарушении речевых кинестезий, имеющих место при морфологических и двигательных поражениях органов речи».
Элементы вторичной недостаточности ярко проявляются в псевдобульбарной дизартрии, причём степень её выраженности зависит от степени выраженности самой дизартрии. Для детей с дизартрией трудновыполнимыми оказываются различения близких по своему звучанию слов (на материале картинок), подбор картинок на заданный звук, узнавание слогов и т.д. Таким образом, мы видим, что артикуляторные затруднения оказывают влияние на звуковое восприятие всей звуковой системы данного языка. Это свидетельствует о том, что у детей со стёртой формой дизартрией имеется и недоразвитие фонематического восприятия. Их смазанная, невнятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Это ещё более усугубляет нарушения звукопроизношения, так как неразличение собственного неправильного произношения и произношения окружающих затормаживает процесс «подлаживания» собственной артикуляции с целью достижения определённого акустического эффекта.
Проблема особенностей восприятия речи (как на перцептивном, так и на фонематическом уровне) у детей со стёртой формой дизартрии и до настоящего времени остаётся недостаточно изученной. При овладении звукопроизношением сенсорный и моторный компоненты речи образуют единую функциональную системы, в которой слуховые и двигательные образы элементов речи находятся в тесной взаимосвязи. В случаях нарушений функции речедвигательного анализатора между сенсорным и моторным компонентами образуются сложные отношения, отличающиеся от существующих в норме Бельтюков В.И.(1)
Исследование о восприятии и дифференциации звуков речи проведенное
Лопатиной Л.В. и Серебряковой Н.В. (5) позволяет сделать вывод о том, что у детей со стёртой дизартрией имеется недоразвитие как фонематического, так и фонетического восприятия.
Одним из необходимых условий овладения правильным звукопроизношением является способность различать звуки по их акустическим признакам. Такое различение оказывается сложным для детей со стёртой дизартрией. Недифференцированность фонематического восприятия у них ярко проявляется в процессе различения акустически близких звуков
(в заданиях на различение слов-квазиомонимов, при повторении серий слогов). При заменах акустическая противопоставленность звуков является тем стимулом, который побуждает ребёнка к совершенствованию произношения, к нахождению нужного артикуляторного уклада, более всего соответствующего слуховому образцу воспринимаемого звука речи. При искажениях искажённый звукозаменитель оказывается акустически близким к слуховому образу нормативного звука. В результате этого у детей со стёртой дизартрией отмечались существенные трудности различения на слух правильного и искаженного звука.
Исследование показало, что возможности дифференциации правильно и неправильно произнесенного звука определяются условиями распознавания, фонетической позицией звука в слоге и слове, а также характером нарушения произношения. Полученные данные позволяют утверждать, что дети дошкольного возраста со стёртой дизартрией практически не замечают недостатки произношения в момент говорения, легче распознают дефекты в чужой речи, аналогичные собственным, а также в собственной речи, воспроизведённой с помощью магнитофона. Возможность распознавания правильного и дефектного произношения звука возрастала при предъявлении чужой речи, имеющей недостатки произношения, отличающиеся от собственных. Распознавание нормативного и неправильного звучания сложнее всего осуществлялось в словах, включающих искажённо произносимый звук, близкий по своей акустической характеристике к норме и находящийся в сложной фонетической позиции (в закрытом слоге, середине слова, при стечении согласных звуков).
У дошкольников со стёртой формой дизартрии существование нечетких артикуляторных образов приводит к стиранию граней между слуховыми дифференциальными признаками звуков. Таким образом, создаётся помеха для их различения. Речедвигательный анализатор в данном случае играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения в слуховой дифференциации звуков. В свою очередь, отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов (особенно искажений звуков) в речи. Поэтому решение проблемы имеет существенное значение в процессе разработки методов коррекционно-логопедического воздействия.
Лопатина Л.В, Серебрякова Н.В., (4)
Список литературы:
1.Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия
и усвоения устной речи (в норме и патологии) М. «Педагогика»
1977г. -176с.
2. Гуровец Г. В., Маевская С. И. К генезису фонетико-фонематических
расстройств // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи.
– М., 1982.
3. Левина Р. Е. Вопросы логопедии. – М., 1959.
4. Лопатина Л.В, Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у
дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учеб.пособ. -СПб.:
Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001 – 191с.
5.Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В.
Развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со
стертой дизартрией // Хрестоматия по логопедии. – М., 1997.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современное состояние проблемы
нарушения фонематических функций у детей.
Проблема слухового восприятия устной речи».
Соколова Ирина Владимировна
Учитель – логопед ГБДОУ д/с №50
комбинированного вида
Колпинского района Санкт-Петербурга
К фонетическим средствам языка относятся звуки речи, словесное ударение, а так же интонация, включающая фразовое ударение (логическое и синтагматическое).
При сравнении разных фонетических средств языка становится ясным, что основную смысловую нагрузку несут звуки речи. Убедительным доказательством этого являются результаты исследований, которые посвящены определению факторов внятности произношения у глухих детей, изложенные в монографии Ф.Ф.Рау (1960).
В работе сравнивались разные фонетические элементы языка по значимости их для передачи определенного смыслового содержания, т.е. для понимания устной речи. Оказалось, что это понимание в основном зависит от четкости и дифференцированности произношения именно звуков речи.
Однако звуки речи несут на себе смысловую нагрузку, они являются, в общем, также наиболее трудными элементами для восприятия и воспроизведения. Особые трудности при восприятии звуков речи проявляются в так называемых ослышках типа: [xot]-[kot] (ход-кот); [jamkъ]- [l`amkъ] (ямка-лямка) и др., которые порой возникают в оптимальных акустических условиях и при нормальном слухе воспринимающего. В основе этих ослышек лежит акустическая близость звуков (в данном случае согласных [k] - [x]; [j] -[l`]), с помощью которых различается та или иная пара слов. При восприятии других фонетических элементов речи ослышек, как правило, не наблюдается.
Значительные трудности вызывает и аппаратурный анализ звуков в процессе преобразования устной речи из одной сенсорной модальности в другую, например слуховой в зрительную.
Что касается трудности воспроизведения определенных звуков, то она выявляется у детей при овладении ими произношением. Как известно, ребенок относительно рано овладевает такими структурными элементами устной речи, как количество слогов в слове, словесное и фразовое ударение, мелодика.
В течении большого количества времени (примерно 1,5-2 года) остаются неусвоенными лишь отдельные фонемы и их группы. Ребенок, овладев ритмико-интонационной структурой слова и фразы, продолжает неправильно произносить ряд звуков речи, пользуясь для замены их определенным комплексом субтитутов.
Таким образом, из всех фонетических средств языка именно звуки оказываются наиболее важными для передачи смыслового содержания и в то же время наиболее трудными в процессе восприятия и усвоения речи. Естественно поэтому, что они привлекают особое внимание исследователей, занимающихся проблемой устной речи.
В живой речи произносится множество разнообразных звуков, отличающихся друг от друга по тем иным свойствам: артикуляционным, акустическим, оптическим, тактильно-вибрационным. Это многообразие звуков обусловлено, с одной стороны, индивидуальными особенностями голоса (тембра, высоты, громкость) и артикуляции, с другой стороны, проявлением фонетических закономерностей, свойственных тому или иному языку.
Для развития устной речи основным условием является возможность дифференцированного восприятия фонем.
Из сурдопедагогической и логопедической практики известно, что для развития фонематического слуха и формирования произношения у аномальных детей очень важным оказывается противопоставление звуков в равных фонетических условиях, нацеливания ребенка на те или иные конкретные фонемы.
В исследованиях, посвященных проблеме стертой формы дизартрии, отмечается, что при речевом расстройстве, наряду с нарушением звуковой стороны речи, часто наблюдаются и искажения структуры слова. Нарушения структуры слова, частые замены звуков позволяют, по мнению ряда авторов, рассматривать этот дефект как фонетико-фонематический. Г.В.Гуровец (2) и С.И.Маевская (2) считают, что смыслоразличительная функция фонемы у детей со стертой формой дизартрии не нарушена: заменяя звуки, дети в то же время хорошо различают их в речи других лиц, без ошибок показывают на картинках предметы, названия которых отличаются одним звуком. «Основой дефекта, его первичным звеном, - пишут Г.В.Гуровец (2) и С.И.Маевская (2), - является трудностью воспроизведения артикуляторного уклада и переключение с одной фонемы на другую, с одного слога на другой, а не нарушение фонематического восприятия».
Однако указанная точка зрения противоречит мнению ряда авторов о соотношении и функционировании речедвигательного и речеслухового анализаторов в норме и в случаях патологии. Процесс овладения правильным звукопроизношением осуществляется на основе тесного взаимодействия сенсорных и моторных функций, обеспечивающих полиморфное единство речевой системы. С одной стороны, правильное усвоение звуковой стороны речи во многом определяется развитием перцептивного и фонематического уровней восприятия. С другой стороны, в ходе развития речи слуховой анализатор испытывает значительное влияние со стороны речедвигательного: ребенок слышит и воспринимает звуки в соответствии с тем, как он их произносит. Звуки, которые ребенок правильно произносит, лучше различаются по слуху, и наоборот. В ходе дальнейшего развития артикуляторное «влияние» ослабевает, появляется способность различать звуки только по их акустическим признакам. Если речедвигательный анализатор обладает средствами воспроизведения речи, то слуховой – средствами ее приема. Он контролирует речь. «Конечный продукт речи состоит из звуков, и поэтому он может контролироваться только слухом» Гуровец Г. В. (2), Маевская С. И., (2).
Таким образом, для правильного формирования звуковой стороны речи ребёнок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляторный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произносимые звуки в своей и чужой речи. С одной стороны, правильное произношение звуков возможно лишь при полноценном восприятии их четких акустических образов, с другой – правильное восприятие звуков речи на слух обеспечивает и правильное их воспроизведение.
В основе некоторых звукопроизносительных расстройств могут лежать отклонения слухового восприятия. Отклонения фонематического восприятия могут оказаться производными, т.е. носить вторичный характер. Как отмечает Р.Е.Левина (3), «такое явление наблюдается при нарушении речевых кинестезий, имеющих место при морфологических и двигательных поражениях органов речи».
Элементы вторичной недостаточности ярко проявляются в псевдобульбарной дизартрии, причём степень её выраженности зависит от степени выраженности самой дизартрии. Для детей с дизартрией трудновыполнимыми оказываются различения близких по своему звучанию слов (на материале картинок), подбор картинок на заданный звук, узнавание слогов и т.д. Таким образом, мы видим, что артикуляторные затруднения оказывают влияние на звуковое восприятие всей звуковой системы данного языка. Это свидетельствует о том, что у детей со стёртой формой дизартрией имеется и недоразвитие фонематического восприятия. Их смазанная, невнятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Это ещё более усугубляет нарушения звукопроизношения, так как неразличение собственного неправильного произношения и произношения окружающих затормаживает процесс «подлаживания» собственной артикуляции с целью достижения определённого акустического эффекта.
Проблема особенностей восприятия речи (как на перцептивном, так и на фонематическом уровне) у детей со стёртой формой дизартрии и до настоящего времени остаётся недостаточно изученной. При овладении звукопроизношением сенсорный и моторный компоненты речи образуют единую функциональную системы, в которой слуховые и двигательные образы элементов речи находятся в тесной взаимосвязи. В случаях нарушений функции речедвигательного анализатора между сенсорным и моторным компонентами образуются сложные отношения, отличающиеся от существующих в норме Бельтюков В.И.(1)
Исследование о восприятии и дифференциации звуков речи проведенное
Лопатиной Л.В. и Серебряковой Н.В. (5) позволяет сделать вывод о том, что у детей со стёртой дизартрией имеется недоразвитие как фонематического, так и фонетического восприятия.
Одним из необходимых условий овладения правильным звукопроизношением является способность различать звуки по их акустическим признакам. Такое различение оказывается сложным для детей со стёртой дизартрией. Недифференцированность фонематического восприятия у них ярко проявляется в процессе различения акустически близких звуков
(в заданиях на различение слов-квазиомонимов, при повторении серий слогов). При заменах акустическая противопоставленность звуков является тем стимулом, который побуждает ребёнка к совершенствованию произношения, к нахождению нужного артикуляторного уклада, более всего соответствующего слуховому образцу воспринимаемого звука речи. При искажениях искажённый звукозаменитель оказывается акустически близким к слуховому образу нормативного звука. В результате этого у детей со стёртой дизартрией отмечались существенные трудности различения на слух правильного и искаженного звука.
Исследование показало, что возможности дифференциации правильно и неправильно произнесенного звука определяются условиями распознавания, фонетической позицией звука в слоге и слове, а также характером нарушения произношения. Полученные данные позволяют утверждать, что дети дошкольного возраста со стёртой дизартрией практически не замечают недостатки произношения в момент говорения, легче распознают дефекты в чужой речи, аналогичные собственным, а также в собственной речи, воспроизведённой с помощью магнитофона. Возможность распознавания правильного и дефектного произношения звука возрастала при предъявлении чужой речи, имеющей недостатки произношения, отличающиеся от собственных. Распознавание нормативного и неправильного звучания сложнее всего осуществлялось в словах, включающих искажённо произносимый звук, близкий по своей акустической характеристике к норме и находящийся в сложной фонетической позиции (в закрытом слоге, середине слова, при стечении согласных звуков).
У дошкольников со стёртой формой дизартрии существование нечетких артикуляторных образов приводит к стиранию граней между слуховыми дифференциальными признаками звуков. Таким образом, создаётся помеха для их различения. Речедвигательный анализатор в данном случае играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения в слуховой дифференциации звуков. В свою очередь, отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов (особенно искажений звуков) в речи. Поэтому решение проблемы имеет существенное значение в процессе разработки методов коррекционно-логопедического воздействия.
Лопатина Л.В, Серебрякова Н.В., (4)
Список литературы:
1.Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия
и усвоения устной речи (в норме и патологии) М. «Педагогика»
1977г. -176с.
2. Гуровец Г. В., Маевская С. И. К генезису фонетико-фонематических
расстройств // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи.
– М., 1982.
3. Левина Р. Е. Вопросы логопедии. – М., 1959.
4. Лопатина Л.В, Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у
дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учеб.пособ. -СПб.:
Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001 – 191с.
5.Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В.
Развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со
стертой дизартрией // Хрестоматия по логопедии. – М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование фонематических функций у детей с нарушениями речи посредством использования компьютерных игр
Формирование фонематических функций у детей с нарушениями речи посредством использования компьютерных игрЧисло дошкольников с отклонениями в речевом развитии постоянно растет. Среди них большую ...
Развитие слухового восприятия и речи у слепых детей
Развитие слухового восприятия и речи у слепых детей...
Статья "Социально-психологическая депривация, как фактор нарушения развития слухового восприятия и речи детей младенческого возраста в условиях дома ребёнка".
Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма в младенческом возрасте с компетентно подобранными программами медицинской коррекции и коррекционно-развивающей работы могут в знач...
Использование игр и упражнений для развития фонематических функций у детей с нарушением речи.
Начало развития фонематических функций происходит с развития фонематического восприятия. По данным многих исследований (например, Гвоздева А.И. Соботович Е.Ф., Левина Р.Е и др.) первичное фонема...
Методическая разработка. Конспект занятия по развитию слухового восприятия и речи в младшей группе для детей с нарушением слуха.
Одной из форм работы с детьми с нарушениями слуха являются индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Целью работы является усиление слухового компонента в слухо-...
Диагностика уровня сформированности фонематических функций у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Диагностика уровня сформированности фонематических функций у дошкольников с нарушениями речи, оформленная в удобную для использования таблицу.....
Мастер-класс: « Использование приёмов работы по развитию слухового восприятия и речи у слабослышащих детей»
Одним из главных условий эффективности коррекционно- образовательного процесса для детей с нарушением слуха является создание слухо-речевой среды. Это обусловлено тем, что формирование речевой деятель...