Формирование фонематических функций у детей с нарушениями речи посредством использования компьютерных игр
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

Чекашова Лариса Николаевна

Формирование  фонематических функций у детей с нарушениями речи посредством использования компьютерных игр

Число дошкольников с отклонениями в речевом развитии постоянно растет. Среди них большую часть составляют дети, имеющие полноценный слух и интеллект, но не вполне развитый фонематический слух.

Сейчас, когда были приняты новые Федеральные государственные требования, направленные на:

Ø  формирование общей культуры,

Ø  развитие интеллектуальных и личностных качеств,

Ø  формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.

Для успешной реализации этих требований мы должны обеспечить разностороннее развитие ребёнка с учётом его возраста и индивидуальных особенностей, а для достижения этих целей надо сформировать умение красиво и правильно говорить. 

Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, такие дети часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно, для них также характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов); несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. Всё это может привести к нарушению коммуникативной и учебной деятельности ребёнка.

Поэтому проблема формирования фонематического слуха у детей стала одной из актуальнейших в современной логопедии. На важность и необходимость своевременного формирования слухового внимания и фонематического слуха у детей с речевой патологией указывали многие исследователи: В.И.Бельтюков, Г.И.Жаренкова, Г.А.Каше, В.А. Ковшиков, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, А.Д.Салахова, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, М.Е.Хватцев, Г.В.Чиркина и др.

Установлено, что для усвоения фонетической стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного аппарата, но и умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение.

Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематических процессов является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.

Таким образом, необходимо совершенствовать систему коррекционного обучения детей с нарушениями речи, искать новые эффективные методы обучения.

 

Цель моей работы: повышение уровня сформированности фонематических функций у детей с  речевыми нарушениями и поиск наиболее эффективного пути решения данной проблемы.

Цель реализуется через решение следующих задач:

Задачи:

Ø  Изучить состояние проблемы развития фонематического слуха в современной логопедии;

Ø  Изучить особенности формирования фонематических функций дошкольников с нарушение речи.

Ø   Определить направления, методы и приёмы логопедической работы по устранению выявленных недостатков фонематических функций дошкольников с нарушением речи.

Ø   Разработать серию компьютерных игр для повышения уровня сформированности фонематических функций.

Ø  Повысить компетентность педагогов и родителей в вопросе (развития фонематического слуха)

Фонематическая система - это система фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определённой совокупностью смыслоразличительных признаков. В русском языке такими признаками являются твёрдость - мягкость, звонкость - глухость, способ образования, место образования, участие небной занавески.

Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Фонематическое восприятие - это специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический слух формируется у ребёнка в процессе его обучения пониманию устной речи, как первичная форма речевой деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности - устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух речевой системы и является основой всей сложной речевой системы. Таков нормальный ход развития родного языка.

Игра – это деятельность познавательная, она представляет собой своеобразную практическую форму размышления ребенка об окружающей его природой и социальной действительности. Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения.

Многие методики, успешно использовавшиеся ранее, теперь положены на компьютерную основу и получили как бы второе развитие. С точки зрения специалиста, это возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить знания и умения, которыми он владеет.

Занятие на компьютере и для самого ребенка создает более комфортные условия для успешного выполнения упражнений.

Преимущества компьютера:

Ø  предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

Ø  несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

Ø  движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

Ø  обладает стимулом познавательной активности детей;

Ø  предоставляет возможность индивидуализации обучения;

Ø  в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

Ø  позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ø  во время логопедических занятий с использованием компьютерной игры у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов. Появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно.

Ø  у ребенка повышается мотивация в трудной для него работе над произношением.

 Он учится с самого начала оценивать свои достижения в речи, сопоставлять свое произношение с эталоном.

Это дало возможность  подобрать и систематизировать  дидактические компьютерные игры и апробировать их в коррекционной работе с детьми имеющих речевые нарушения.

Игры были разработаны с учётом развития фонематических представлений в онтогенезе и представлены по направлениям работы:

1.   Совершенствование фонематического восприятия, слухопроизносительной дифференциации фонем.

2.   Развитие операции выделения звука на фоне слова.

3.   Развитие операции выделения первого ударного гласного из слова.

4.   Развитие операции выделения первого согласного из слова.

5.   Развитие операции выделения конечного согласного в слове.

6.   Развитие операции определения места звука в слове.

7.   Развитие сложных форм фонематического анализа (определения последовательности, количества, позиции звука в слове).

Далее раскроем содержание работы по каждому из данных направлений:

 

 

I.Направление.

Совершенствование фонематического восприятия, слухопроизносительной дифференциации фонем.

Формирование фонематического восприятия в самом начале осуществляю на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки.  

Дети в играх учатся различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

II.  Направление.

Развитие операции выделения звука на фоне слова.

Слухопроизносительные дифференцировки развиваю в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Развитие одной функции способствует развитию другой и наоборот. В связи с этим работу планирую в следующей последовательности:

 На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого звука. Затем производится выделение звука на фоне слога. Для этого необходимо научить детей выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слог с заданным звуком и без него. Произносятся слоги, дети поднимают сигнал, если слышат  заданный звук.

  Далее формируется умение определять наличие звука в слове. Предлагаются слова, включающие данный звук и не имеющие его. Исключаются слова со сходными звуками. Звук соотносится с буквой.

Предлагаются упражнения:

1.    Отобрать картинки на заданный звук.

2.    Назвать предметы, в названии которых есть заданный звук.

3.    Подобрать картинки к букве (картинки не называются).

4.    Придумать слова на заданный звук                            

    На втором этапе проводится сопоставление оппозиционных звуков в произносительном и слуховом плане. Работа идёт в той же последовательности, что и при уточнении образов каждого звука в отдельности.

III. Направление.

Развитие операции выделения первого звука из слова.

Работу начинаю с уточнения артикуляции гласных звуков. Работа ведётся с опорой на зрительное восприятие звуков. Так, с помощью зеркала и непосредственного зрительного восприятия артикуляции дети определяют, какой звук первый, какой второй (например, в слоге ИУ: сначала губы растягиваются, затем вытягиваются в трубочку).

Используются игры и задания:

«Назови первый звук в слове»;

«Вспомнить предметы, названия которых начинаются на гласные»;

«Выбрать картинки, названия которых начинаются на ударные гласные»,

«Найти в азбуке букву, соответствующую первому звуку слова».

IV. Направление

Развитие операции выделения первого согласного из слова.

Вычленение первого согласного из слова осуществляется детьми гораздо труднее, чем выделение согласного на фоне слова. Основная сложность заключается в расчленении слога на составляющие его звуки. При этом особую трудность вызывает прямой открытый слог. Известно, что произносительной единицей речи является слог, конечным же звеном фонематического анализа является звук. Поэтому сам процесс произношения служит своего рода препятствием для формирования фонематического анализа. В связи с этим, развитие функции фонематического анализа по вычленению первого согласного звука из слова, провожу после того, как у детей сформировано умение вычленять согласный звук из обратных и прямых слогов.

Задания:

1.      Подобрать названия цветов, овощей, продуктов, ..., которые начинаются с заданного звука и т.д.

  1. Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.
  2. По сюжетной картинке найти слова, которые начинаются с заданного звука.
  3. Изменить первый звук в слове. Назвать получившееся слово.
  4. Лото «Необычные цветы».
  5. Лото «Какой первый звук?».
  6. Отгадывание загадок. Задание: «Назвать первый звук в отгадке».       
  7. .  Направление

Развитие операции выделения конечного согласного в слове.

Ø  Развитие операции выделения конечного согласного в слове вначале провожу на обратных слогах. Затем предлагаются слова, сходные по составу с ранее предъявленными слогами (ам - сам, уп - суп,..).

Ø  В дальнейшем вычленение конечного согласного производится  в словах типа «дом» на слух, при самостоятельном произнесении, далее на основе фонематических, слухопроизносительных представлений. Действие считается закреплённым, если ребёнок, предварительно не называя слово, умеет определять конечную гласную.

Задания те же, что и при определении первого звука в слове.

                                                             VI.  Направление

Развитие операции определения места звука в слове.

В начале, определяем место ударной гласной в односложных и двусложных словах.

Задания:

1.      Разложить картинки в 3 ряда, подобрать картинки, в которых заданный звук находится или в начале слова, или в середине, или в конце слова.

2.      Игра «Найди цветочек». Определить место звука в заданном слове и выбрать нужную схему.

3.      Подобрать картинки, в которых звук в конце (начале, середине).

4.      Назвать животных, посуду,.., названия которых начинаются на заданный звук.

5.      По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются (оканчиваются) заданным звуком и т.д.

После того, как дети научились выделять звук на фоне слова, называть звук из начала и конца слова, находить место звука в слове, перехожу к более сложным формам фонематического анализа.

VII. Направление

Развитие сложных форм фонематического анализа (определения последовательности, количества, позиции звука в слове)

Работа производится в тесной связи с обучением чтению.   

Умственное действие фонематического анализа формируется в три этапа:

Первый этап. Формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства.

Работу провожу следующим образом: ребёнку предлагается картинка, название которой нужно проанализировать, и графическая схема, состоящая из определённого количества клеточек, по числу звуков в слове. По мере выделения звуков в слове ребёнок заполняет схему фишками. Заполненная графическая схема представляет собой модель звукового строения слова. Действие, которое осуществляет ребёнок, является практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове. Первоначально даются односложные слова типа МАК, КОТ, ДОМ. Графическая схема служит контролем правильности выполнения задания. Картинка напоминает ребёнку о том, какое слово анализируется. Если какая-то клеточка оказалась незаполненной, ребёнок понимает, что он ошибся при анализе.

Второй этап. Формирование действия фонематического анализа в речевом плане.

Процесс формирования фонематического анализа предполагает не только усложнение форм анализа, но и постепенное усложнение речевого материала. Опора на материализацию действия исключается. Анализ производится в речевом плане, сначала с картинками, затем без них. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звуки. Уточняют количество звуков.

Третий этап. Формирование действия фонематического анализа в умственном плане.

Дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова. Например, предлагается отобрать картинки, в названии которых 5 звуков. Картинки не называются.

Речевой материал постепенно усложняется:

а) слова из двух гласных (ау, уа);

б) односложные слова, состоящие из обратного (ус, ум, ам), прямого открытого (ну, да), закрытого слога (нос, сок);

в) двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов (мама, рама);

г) двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов (диван);

д) двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов (кошка);

е) односложные слова со стечением согласных в конце слова (волк);

ж) односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол);

з) двусложные слова со стечением согласных в начале слова (крыша);

и) двусложные слова со стечением согласных  в начале и середине слова (крышка);

к) трёхсложные слов (паровоз) и др.

Виды заданий по закреплению функции фонематического анализа:

1.      Вставить пропущенные буквы : кры-а, кош-а, вил-а.

  1. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки.
  2. Подобрать слова, где заданный звук был бы на 1, 2 , 3 месте.
  3. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу так, чтобы получились слова.
  4. Подобрать слова с определённым количеством звуков.
  5. Выбрать картинки на определённое количество звуков.
  6. По сюжетной картинке подобрать слова с определённым количеством звуков.

Преобразовать слова:

1.      Добавляя звук в начале слова (мех - смех).

2.      Добавляя звук в конце слова (вол - волк).

3.      Изменяя один звук слова (сом - сок - сук - суп -сух - сох - сор - сыр...).

4.      Переставляя звуки (карп - парк).

5.      «Узнай названия диких животных по следующим буквам: лпеорад, егбеммто, ркокилдо».

6.      Какие слова можно составить из букв слова крапива (ива, парк, пар, рак,..).

7.      Цепочка слов, каждое из которых начинается с последнего звука предыдущего слова (дом - мак - кот - танк - картон - ногти - ирис-...).

8.      Слово-загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв - точки. Дети отгадывают загаданное слово

9.      Игра в кубик.

Составление графической схемы предложения и слова.

1.    Назвать слово в обратном порядке: нос - сон, кот - ток,...

2.    Составить слово из третьих звуков данных  слов: рак, санки, спинка, нога, трава в кружки : получится слово «книга».

3.    Разгадать зашифрованное слово. Из названий картинок выделить первый звук. Назвать полученное слово.

4.                      Расставить картинки под цифрами 3, 4, 5, в зависимости от количества звуков в их названии.

5.    Какой звук выпал из слова? Вместо крот получилось крот, лампа - лапа, рамка - рама, пилка - пила, мушка - мука.

6.    Назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву. Прочитать слитно слово, которое получилось из выделенных звуков.

7.    Раскладывание картинок в соответствии с графическими схемами.

8.    Придумать слова к графической схеме.

9.    Выбрать слова, которые соответствуют данной схеме.Названия птиц, деревьев, игрушек, соответствующие данной схеме.

10.    Найти картинку, в названии которой столько же звуков, сколько в названии картинки, изображённой на карточке.

11.    Найти картинку, в названии которой на 1 звук больше, чем в названии картинки, изображённой на карточке.

12.    Определить количество звуков в названии каждой картинки и положить под ними соответствующую цифру.

13.    Определить предыдущие и последующие звуки в названии картинок.

14.    Игра «Ромашка».

15.    Подобрать картинки к схеме слова.

16.    Составить слово из первых звуков названных слов

17.    Игра «Как называется цветок?».

18.    Кроссворды из отгадок.

19.    Ребусы.

20.    Кроссворды на лексическую тему.

21.    Чайнворды из загадок.

Игры использую на фронтальных занятий по формированию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте, по развитию лексико-грамматической стороны речи и индивидуальной работе. 

Занятия с использованием компьютеров для детей 5—7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю: в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.

Непрерывная продолжительность работы с ком­пьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут. 

Таким образом, использование компьютерных игр повышает мотивацию не только за счет игровой стратегии, на которой базируется игра, но и потому, что ребенок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера.

 

Использование  компьютерных игр в процессе коррекционного обучения помогает:

1.        Существенно повысить эффективность усвоения детьми учебного материала.

2.        Способствовать  развитию  речевой активности детей.

3.        Сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы. Помогло в выполнении задач, решение которых традиционными методами являлось не достаточно продуктивным, позволило корригировать функции, работа над которыми до этого была трудновыполнимой, и осуществлять традиционную деятельность по-новому.

4.        Позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счете, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.

5.        Повышает результативность работы логопеда.

Разработка и применение дидактических компьютерных игр учитывающих закономерности и особенности развития детей с речевыми нарушениями, помогло повысить уровень сформированности фонематических функций, способствовало развитию речевой активности детей, и повышению результативности работы логопеда.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что компьютерные дидактические игры являются эффективным средством, при помощи которого можно значительно разнообразить обучение и воспитание, а так же всесторонне развить ребенка.

 

 

Литература

 

Ø  Гадасина Л.Я., Ивановская О. Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.

Ø  Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2003.

Ø  Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. - М.:  Гном и Д. – 2000.

Ø  Пожиленко Е.А.  Волшебный мир звуков и слов: Книга для логопедов и воспитателей. – СПб.: КАРО, 2008.

Ø  Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] / М.Ф. Фомичева. - М., 1981. – 113 с.

Ø  Филичева, Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для Педагогов и воспитателей [Текст] / Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. - М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 80 с.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование  фонематических функций у детей с нарушениями речи посредством использования компьютерных игр

Число дошкольников с отклонениями в речевом развитии постоянно растет. Среди них большую часть составляют дети, имеющие полноценный слух и интеллект, но не вполне развитый фонематический слух.

Сейчас, когда были приняты новые Федеральные государственные требования, направленные на:

  • формирование общей культуры,
  • развитие интеллектуальных и личностных качеств,
  • формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.

Для успешной реализации этих требований мы должны обеспечить разностороннее развитие ребёнка с учётом его возраста и индивидуальных особенностей, а для достижения этих целей надо сформировать умение красиво и правильно говорить. 

Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, такие дети часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно, для них также характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов); несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. Всё это может привести к нарушению коммуникативной и учебной деятельности ребёнка.

Поэтому проблема формирования фонематического слуха у детей стала одной из актуальнейших в современной логопедии. На важность и необходимость своевременного формирования слухового внимания и фонематического слуха у детей с речевой патологией указывали многие исследователи: В.И.Бельтюков, Г.И.Жаренкова, Г.А.Каше, В.А. Ковшиков, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, А.Д.Салахова, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, М.Е.Хватцев, Г.В.Чиркина и др.

Установлено, что для усвоения фонетической стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного аппарата, но и умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение.

Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематических процессов является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.

Таким образом, необходимо совершенствовать систему коррекционного обучения детей с нарушениями речи, искать новые эффективные методы обучения.

Цель моей работы: повышение уровня сформированности фонематических функций у детей с  речевыми нарушениями и поиск наиболее эффективного пути решения данной проблемы.

Цель реализуется через решение следующих задач:

Задачи:

  • Изучить состояние проблемы развития фонематического слуха в современной логопедии;
  • Изучить особенности формирования фонематических функций дошкольников с нарушение речи.
  •  Определить направления, методы и приёмы логопедической работы по устранению выявленных недостатков фонематических функций дошкольников с нарушением речи.
  •  Разработать серию компьютерных игр для повышения уровня сформированности фонематических функций.
  • Повысить компетентность педагогов и родителей в вопросе (развития фонематического слуха)

Фонематическая система - это система фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определённой совокупностью смыслоразличительных признаков. В русском языке такими признаками являются твёрдость - мягкость, звонкость - глухость, способ образования, место образования, участие небной занавески.

Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Фонематическое восприятие - это специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический слух формируется у ребёнка в процессе его обучения пониманию устной речи, как первичная форма речевой деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности - устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух речевой системы и является основой всей сложной речевой системы. Таков нормальный ход развития родного языка.

Игра – это деятельность познавательная, она представляет собой своеобразную практическую форму размышления ребенка об окружающей его природой и социальной действительности. Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения.

Многие методики, успешно использовавшиеся ранее, теперь положены на компьютерную основу и получили как бы второе развитие. С точки зрения специалиста, это возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить знания и умения, которыми он владеет.

Занятие на компьютере и для самого ребенка создает более комфортные условия для успешного выполнения упражнений.

Преимущества компьютера:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • обладает стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
  • позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
  • во время логопедических занятий с использованием компьютерной игры у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов. Появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно.
  • у ребенка повышается мотивация в трудной для него работе над произношением.

 Он учится с самого начала оценивать свои достижения в речи, сопоставлять свое произношение с эталоном.

Это дало возможность  подобрать и систематизировать  дидактические компьютерные игры и апробировать их в коррекционной работе с детьми имеющих речевые нарушения.

Игры были разработаны с учётом развития фонематических представлений в онтогенезе и представлены по направлениям работы:

  1. Совершенствование фонематического восприятия, слухопроизносительной дифференциации фонем.
  2. Развитие операции выделения звука на фоне слова.
  3. Развитие операции выделения первого ударного гласного из слова.
  4. Развитие операции выделения первого согласного из слова.
  5. Развитие операции выделения конечного согласного в слове.
  6. Развитие операции определения места звука в слове.
  7. Развитие сложных форм фонематического анализа (определения последовательности, количества, позиции звука в слове).

Далее раскроем содержание работы по каждому из данных направлений:

  1. Направление.

Совершенствование фонематического восприятия, слухопроизносительной дифференциации фонем.

Формирование фонематического восприятия в самом начале осуществляю на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки.  

Дети в играх учатся различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

II.  Направление.

Развитие операции выделения звука на фоне слова.

Слухопроизносительные дифференцировки развиваю в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Развитие одной функции способствует развитию другой и наоборот. В связи с этим работу планирую в следующей последовательности:

 На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого звука. Затем производится выделение звука на фоне слога. Для этого необходимо научить детей выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слог с заданным звуком и без него. Произносятся слоги, дети поднимают сигнал, если слышат  заданный звук.

  Далее формируется умение определять наличие звука в слове. Предлагаются слова, включающие данный звук и не имеющие его. Исключаются слова со сходными звуками. Звук соотносится с буквой.

Предлагаются упражнения:

  1. Отобрать картинки на заданный звук.
  2. Назвать предметы, в названии которых есть заданный звук.
  3. Подобрать картинки к букве (картинки не называются).
  4. Придумать слова на заданный звук                            

    На втором этапе проводится сопоставление оппозиционных звуков в произносительном и слуховом плане. Работа идёт в той же последовательности, что и при уточнении образов каждого звука в отдельности.

III. Направление.

Развитие операции выделения первого звука из слова.

Работу начинаю с уточнения артикуляции гласных звуков. Работа ведётся с опорой на зрительное восприятие звуков. Так, с помощью зеркала и непосредственного зрительного восприятия артикуляции дети определяют, какой звук первый, какой второй (например, в слоге ИУ: сначала губы растягиваются, затем вытягиваются в трубочку).

Используются игры и задания:

«Назови первый звук в слове»;

«Вспомнить предметы, названия которых начинаются на гласные»;

«Выбрать картинки, названия которых начинаются на ударные гласные»,

«Найти в азбуке букву, соответствующую первому звуку слова».

IV. Направление

Развитие операции выделения первого согласного из слова.

Вычленение первого согласного из слова осуществляется детьми гораздо труднее, чем выделение согласного на фоне слова. Основная сложность заключается в расчленении слога на составляющие его звуки. При этом особую трудность вызывает прямой открытый слог. Известно, что произносительной единицей речи является слог, конечным же звеном фонематического анализа является звук. Поэтому сам процесс произношения служит своего рода препятствием для формирования фонематического анализа. В связи с этим, развитие функции фонематического анализа по вычленению первого согласного звука из слова, провожу после того, как у детей сформировано умение вычленять согласный звук из обратных и прямых слогов.

Задания:

  1. Подобрать названия цветов, овощей, продуктов, ..., которые начинаются с заданного звука и т.д.
  2. Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.
  3. По сюжетной картинке найти слова, которые начинаются с заданного звука.
  4. Изменить первый звук в слове. Назвать получившееся слово.
  5. Лото «Необычные цветы».
  6. Лото «Какой первый звук?».
  7. Отгадывание загадок. Задание: «Назвать первый звук в отгадке».        

V.  Направление

Развитие операции выделения конечного согласного в слове.

  • Развитие операции выделения конечного согласного в слове вначале провожу на обратных слогах. Затем предлагаются слова, сходные по составу с ранее предъявленными слогами (ам - сам, уп - суп,..).
  • В дальнейшем вычленение конечного согласного производится  в словах типа «дом» на слух, при самостоятельном произнесении, далее на основе фонематических, слухопроизносительных представлений. Действие считается закреплённым, если ребёнок, предварительно не называя слово, умеет определять конечную гласную.

Задания те же, что и при определении первого звука в слове.

                VI.  Направление

Развитие операции определения места звука в слове.

В начале, определяем место ударной гласной в односложных и двусложных словах.

Задания:

  1. Разложить картинки в 3 ряда, подобрать картинки, в которых заданный звук находится или в начале слова, или в середине, или в конце слова.
  2. Игра «Найди цветочек». Определить место звука в заданном слове и выбрать нужную схему.
  3. Подобрать картинки, в которых звук в конце (начале, середине).
  4. Назвать животных, посуду,.., названия которых начинаются на заданный звук.
  5. По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются (оканчиваются) заданным звуком и т.д.

После того, как дети научились выделять звук на фоне слова, называть звук из начала и конца слова, находить место звука в слове, перехожу к более сложным формам фонематического анализа.

VII. Направление

Развитие сложных форм фонематического анализа (определения последовательности, количества, позиции звука в слове)

Работа производится в тесной связи с обучением чтению.    

Умственное действие фонематического анализа формируется в три этапа:

Первый этап. Формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства.

Работу провожу следующим образом: ребёнку предлагается картинка, название которой нужно проанализировать, и графическая схема, состоящая из определённого количества клеточек, по числу звуков в слове. По мере выделения звуков в слове ребёнок заполняет схему фишками. Заполненная графическая схема представляет собой модель звукового строения слова. Действие, которое осуществляет ребёнок, является практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове. Первоначально даются односложные слова типа МАК, КОТ, ДОМ. Графическая схема служит контролем правильности выполнения задания. Картинка напоминает ребёнку о том, какое слово анализируется. Если какая-то клеточка оказалась незаполненной, ребёнок понимает, что он ошибся при анализе.

Второй этап. Формирование действия фонематического анализа в речевом плане.

Процесс формирования фонематического анализа предполагает не только усложнение форм анализа, но и постепенное усложнение речевого материала. Опора на материализацию действия исключается. Анализ производится в речевом плане, сначала с картинками, затем без них. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звуки. Уточняют количество звуков.

Третий этап. Формирование действия фонематического анализа в умственном плане.

Дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова. Например, предлагается отобрать картинки, в названии которых 5 звуков. Картинки не называются.

Речевой материал постепенно усложняется:

а) слова из двух гласных (ау, уа);

б) односложные слова, состоящие из обратного (ус, ум, ам), прямого открытого (ну, да), закрытого слога (нос, сок);

в) двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов (мама, рама);

г) двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов (диван);

д) двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов (кошка);

е) односложные слова со стечением согласных в конце слова (волк);

ж) односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол);

з) двусложные слова со стечением согласных в начале слова (крыша);

и) двусложные слова со стечением согласных  в начале и середине слова (крышка);

к) трёхсложные слов (паровоз) и др.

Виды заданий по закреплению функции фонематического анализа:

  1. Вставить пропущенные буквы : кры-а, кош-а, вил-а.
  2. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки.
  3. Подобрать слова, где заданный звук был бы на 1, 2 , 3 месте.
  4. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу так, чтобы получились слова.
  5. Подобрать слова с определённым количеством звуков.
  6. Выбрать картинки на определённое количество звуков.
  7. По сюжетной картинке подобрать слова с определённым количеством звуков.

Преобразовать слова:

  1. Добавляя звук в начале слова (мех - смех).
  2. Добавляя звук в конце слова (вол - волк).
  3. Изменяя один звук слова (сом - сок - сук - суп -сух - сох - сор - сыр...).
  4. Переставляя звуки (карп - парк).
  5. «Узнай названия диких животных по следующим буквам: лпеорад, егбеммто, ркокилдо».
  6. Какие слова можно составить из букв слова крапива (ива, парк, пар, рак,..).
  7. Цепочка слов, каждое из которых начинается с последнего звука предыдущего слова (дом - мак - кот - танк - картон - ногти - ирис-...).
  8. Слово-загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв - точки. Дети отгадывают загаданное слово
  9. Игра в кубик.

Составление графической схемы предложения и слова.

  1. Назвать слово в обратном порядке: нос - сон, кот - ток,...
  2. Составить слово из третьих звуков данных  слов: рак, санки, спинка, нога, трава в кружки : получится слово «книга».
  3. Разгадать зашифрованное слово. Из названий картинок выделить первый звук. Назвать полученное слово.
  4. Расставить картинки под цифрами 3, 4, 5, в зависимости от количества звуков в их названии.
  5. Какой звук выпал из слова? Вместо крот получилось крот, лампа - лапа, рамка - рама, пилка - пила, мушка - мука.
  6. Назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву. Прочитать слитно слово, которое получилось из выделенных звуков.
  7. Раскладывание картинок в соответствии с графическими схемами.
  8. Придумать слова к графической схеме.
  9. Выбрать слова, которые соответствуют данной схеме.Названия птиц, деревьев, игрушек, соответствующие данной схеме.
  10. Найти картинку, в названии которой столько же звуков, сколько в названии картинки, изображённой на карточке.
  11. Найти картинку, в названии которой на 1 звук больше, чем в названии картинки, изображённой на карточке.
  12. Определить количество звуков в названии каждой картинки и положить под ними соответствующую цифру.
  13. Определить предыдущие и последующие звуки в названии картинок.
  14. Игра «Ромашка».
  15. Подобрать картинки к схеме слова.
  16. Составить слово из первых звуков названных слов
  17. Игра «Как называется цветок?».
  18. Кроссворды из отгадок.
  19. Ребусы.
  20. Кроссворды на лексическую тему.
  21. Чайнворды из загадок.

Игры использую на фронтальных занятий по формированию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте, по развитию лексико-грамматической стороны речи и индивидуальной работе.  

Занятия с использованием компьютеров для детей 5—7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю: в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.

Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут.  

Таким образом, использование компьютерных игр повышает мотивацию не только за счет игровой стратегии, на которой базируется игра, но и потому, что ребенок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера.

Использование  компьютерных игр в процессе коррекционного обучения помогает:

  1. Существенно повысить эффективность усвоения детьми учебного материала.
  2. Способствовать  развитию  речевой активности детей.
  3. Сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы. Помогло в выполнении задач, решение которых традиционными методами являлось не достаточно продуктивным, позволило корригировать функции, работа над которыми до этого была трудновыполнимой, и осуществлять традиционную деятельность по-новому.
  4. Позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счете, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.
  5. Повышает результативность работы логопеда.

Разработка и применение дидактических компьютерных игр учитывающих закономерности и особенности развития детей с речевыми нарушениями, помогло повысить уровень сформированности фонематических функций, способствовало развитию речевой активности детей, и повышению результативности работы логопеда.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что компьютерные дидактические игры являются эффективным средством, при помощи которого можно значительно разнообразить обучение и воспитание, а так же всесторонне развить ребенка.

Литература

  • Гадасина Л.Я., Ивановская О. Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
  • Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2003.
  • Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. - М.:  Гном и Д. – 2000.
  • Пожиленко Е.А.  Волшебный мир звуков и слов: Книга для логопедов и воспитателей. – СПб.: КАРО, 2008.
  • Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] / М.Ф. Фомичева. - М., 1981. – 113 с.
  • Филичева, Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для Педагогов и воспитателей [Текст] / Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. - М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по теме: «Использование логоритмики, как метода преодоления и развития речевых и неречевых психических функций у детей с нарушениями речи»

Логоритмика способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от нарушения произношения звуков родного языка до тяжелых речевых дефектов, таких, как заикание, общее недоразвитие речи, ...

Семинар-практикум для родителей на тему:«Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением интеллекта посредством применения компьютерных игр»

Цель: Повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития фонематического восприятия у детей....

Использование игр и упражнений для развития фонематических функций у детей с нарушением речи.

Начало развития фонематических функций происходит  с развития фонематического восприятия. По данным многих исследований (например, Гвоздева А.И. Соботович Е.Ф., Левина Р.Е и др.) первичное фонема...

Опыт работы" Формирование речи у детей с нарушением слуха посредством использования здоровьесберегающих технологий"

В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 22 «Улыбка» Старооскольского городского округа функционирует 13 групп, среди которых имеется разновозра...

ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕХ СТОРОН РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕНСОРНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «LOGO 7»

В статье рассмотрены актуальные проблемы по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Раскрывается роль использования сенсорного логопедического комплекса LOGO 7 в преодолении нарушени...

Формирование звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством использования игр и упражнений

Известный дефектолог М.Е. Хватцев пишет: «Логопедическая работа должна осуществляться в виде специальных групповых и индивидуальных игр, активизирующих ребенка к разговору и служащих прекрасным сред...

КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

В статье раскрыт вопрос коррекции лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) посредством использования дидактических игр...