Мастер-класс: « Использование приёмов работы по развитию слухового восприятия и речи у слабослышащих детей»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Одним из главных условий эффективности коррекционно- образовательного процесса для детей с нарушением слуха является создание слухо-речевой среды. Это обусловлено тем, что формирование речевой деятельности, развитие речевой способности, воспитание речевого поведения – важнейшие направления коррекционной работы с детьми с нарушением слуха, обеспечивающие их эффективную социальную адаптацию и интеграцию в общество. В условиях слухо-речевой среды устная речь является ведущей формой общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gmo_slaboslyshashchie.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

                     

Мастер-класс: « Использование приёмов работы

по развитию слухового восприятия и речи

у слабослышащих детей»

Подготовила:

                                                                                                                                                     учитель-логопед

                                                                                                                                     Олейник О.Г

Одним из главных условий эффективности коррекционно- образовательного процесса для детей с нарушением слуха является создание слухо-речевой среды. Это обусловлено тем, что формирование речевой деятельности, развитие речевой способности, воспитание речевого поведения – важнейшие направления коррекционной работы с детьми с нарушением слуха, обеспечивающие их эффективную социальную адаптацию и интеграцию в общество. В условиях слухо-речевой среды устная речь является ведущей формой общения.

    Основным способом восприятия устной речи является слухо- зрительный, однако планируется работа и по восприятию речи только на слух, когда учебный материал воспринимается детьми  с опорой на слух, при изоляции зрения. Методический прием использования экрана направлен на активизацию функции слухового анализатора в процессе слухо-зрительного восприятия речи. Речевой материал произносится за экраном голосом нормальной громкости, не утрируя произношение не более двух раз. Верхний край экрана должен находиться на середине переносицы.  

Содержание речевого материала

- материал разговорно-обиходного характера («Какой сейчас день недели?», «Какое сегодня число?»);

- фразы, связанные с организацией занятия

- целевые установки («Будем печатать  буквы»);

- материал, характерный только для данного типа или темы урока.

Требования к отбору речевого материала

•       знакомый речевой материал с постепенным его усложнением.

•       в соответствии с речевым уровнем учащегося;

      Формулировки вопросов и заданий, предлагаемых  для восприятия на слух с экраном, должны усложняться за счёт введения новых слов. Можно усложнить конструкцию фразы, например, вместо:  - Где ты живёшь? Задать вопрос: -Назови адрес, где ты живёшь?

     Строгого правила для использования слухового восприятия на определённом этапе занятия  не существует. Исключение зрительного восприятия допускается в любой момент занятия.

      Речевой материал, предназначенный для восприятия на слух с использованием экрана, может выделить сам педагога

Речь педагога должна быть эмоциональной,

- грамматически правильно оформленной,

- не загромождённой стилистически,

- не утрированной.

Могут включаться элементы фонетической зарядки, направленные на правильное произношение и восприятие новых слов и выражений. Очень важно работать над:

   - речевым дыханием ;цель  – формирование длительного выдоха, умения правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводя слитно на одном выдохе слова и короткие фразы;

   -  голосом; цель работы – формирование навыка пользоваться голосом нормальной высоты и силы, без грубых отклонений от нормального тембра, развитие модуляций голоса по силе и высоте.

   - воспроизведением звуков родного языка и их сочетанием  в словах; цель работы – формирование умения правильно воспроизводить все звуки русского языка.

   -словом; предполагает формирование умения правильно воспроизводить слова – слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав , соблюдая ударение и орфоэпические правила, характерные для русского произношения.

   5- фразой; имеет целью формирование воспроизводить фразы в нормальном темпе, слитно (на одном выдох ) , соблюдая ритмико-мелодическую структуру.

Практическое задание. Позиции, в которых отрабатываются звуки.

-Звуки ц, ч сначала отрабатываются в обратной позиции.

-Звуки б, з, д, ж, г, в рекомендуется отрабатывать сначала между гласными.

-Звуки п, т, с, ш, ф, щ, к, р, м, н отрабатываются сначала в прямой позиции.

- Звук л – между гласными.

- Звуки ш, ж, ц не отрабатываются в сочетаниях с гласными

 Звуки ч, щ не отрабатываются в позициях со звуками я, ю.

- Звуки б, в, ж, д, г, з, в конце слова произносятся как глухие звуки. Поэтому в обратной позиции отрабатывать данные звуки нельзя!

Практическое задание. Фонетическая зарядка  «Звук С ». В течение недели последовательно отрабатываются умения воспроизводить этот звук.

Понедельник -в прямой позиции;

С_____асаса - са-сад

С_____ о со со-со-сок

С_____ысысы -сы-сын

Со-со-со

У Сони сок

 Вторник-в интервокальной позиции;

Ас____а аса-аса-аса- колбаса

Ас____оасо-асо-асо- колесо

Ас____у асу-асу-асу- несу

Асу-асу-асу Соня нарисовала осу

 Среда - в обратной позиции;

Ас____асас-ас-класс

Ос____ос ос-ос-нос

Ус____ус ус-ус-ус-автобус

Ас-ас-ас

У нас погас газ

Четверг - в стечении с другими согласными;

С____та ста-ста-стакан

С____то сто-сто-стол

С____тусту-сту-стул

Ста-ста-ста

На окне стоит стакан.

 Пятница- во всех указанных позициях.

Са оса ска-ска-ска-скакалка

Со ассо спа-спа-спа-спасибо

Су асу сту-сту-стук

Покажи большой стул.

У дятла острый нос.

   Продолжительность зарядки не должна превышать 3 – 4 минут. При этом должна быть обеспечена смена видов работ и видов речевой деятельности.

 Сурдопедагог Н.Ф. Слезина рекомендует следующие варианты коррекции:

- замечания общего характера типа: «Ты сказал неправильно, повтори хорошо»;

- замечания, подкрепленные образцом правильного произношения: «Ты сказал неправильно, послушай, как надо сказать, повтори правильно»;

- с показом правильной артикуляции: «Ты сказал неправильно, убери кончик языка вниз, повтори правильно»

   Такие приемы, точно соответствующие характеру отклонения в артикуляции, позволяют без затраты дополнительного времени добиться исправления допущенных произносительных ошибок. Все приёмы коррекции сопровождаются произношением педагога. Ребенок воспринимает речь педагога с опорой на слухо-зрительное восприятие и сравнивает своё произношение с произношением педагога. Это создаёт условия для выработки у детей самоконтроля за произношением.

Развитие слухового восприятия и коррекция произношения детей с нарушениями слуха всегда являлась основной задачей.

Работа по развитию слухового восприятия способствует закреплению фраз, развивает разговорную речь, обогащает словарный запас, создаёт дополнительные возможности для овладения сложными синтаксическими конструкциями. Коррекция произношения предупреждает распад произносительных навыков, тем самым делая речь внятной.

Успехи в этой работе во многом зависят от профессионализма и тесной связи педагога с каждым с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слухового восприятия и речи у слепых детей

Развитие слухового восприятия и речи у слепых детей...

Работа по развитию слухового восприятия детей в условиях семьи

Практический материал для родителей  по развитию слухового восприятия детей с нарушением слуха второго - третьего года жизни в домашних условиях....

Статья "Социально-психологическая депривация, как фактор нарушения развития слухового восприятия и речи детей младенческого возраста в условиях дома ребёнка".

Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма в младенческом возрасте с компетентно подобранными программами медицин­ской коррекции и коррекционно-развивающей работы могут в знач...

Презентация к мастер классу по использованию приёмов мнемотехники для развития речи дошкольников

знакомство педагогов с приемами мнемотехники как эффективным способом развития речи и познавательной активности дошкольников....

Мастер-класс по использованию приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками. Муниципальный уровень 2020г.

29.09.2020 г. Виданова Ирина Леонидовна провела мастер-класс для педагогов ДОУ на тему "Использование  приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками". Ссылка на мастер-класс:https://...

Дидактические упражнения для развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей младшего дошкольного возраста.

Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира. Овладение звуовыми характеристиками способствует цел...

Фронтальное занятие по развитию слухового восприятия и обучение произношению слабослышащих детей

Фронтальное занятие по развитию слухового восприятия и обучение произношению слабослышащих детейВозраст: старший дошкольныйОбразовательная область: коррекционная работаНепосредственная образовательная...