Статья "Социально-психологическая депривация, как фактор нарушения развития слухового восприятия и речи детей младенческого возраста в условиях дома ребёнка".
статья по коррекционной педагогике на тему
Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма в младенческом возрасте с компетентно подобранными программами медицинской коррекции и коррекционно-развивающей работы могут в значительной мере нейтрализовать воздействие социально-психологической депривации на ход психического развития, а также являются мощными факторами профилактики детской инвалидности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья для воспитателей Дома ребёнка | 9.92 КБ |
Подписи к слайдам:
Проблема патогенных воздействий социальной среды имеет особое значение в младенческом возрасте, так как из-за незрелости мозга приводит к выраженным отклонениям психофизического развития. Вредные факторы, нарушающие взаимодействие ребёнка с социумом, особенно в первые дни и месяцы жизни, тормозят, деформируют процесс созревания мозга, патологически влияют на функционирование сложной системы межанализаторных связей.Проблематика психических лишений представляет важную проблему в течение целых столетий. Поэтов и писателей с давних времён интересовала и трогала судьба детей покинутых, осиротевших и воспитывающихся без материнской неги. Так, сохранилась легенда об императоре Фридрихе 2, отдававшим детей нянькам со строгим приказом кормить детей грудью, купать и мыть, однако избегать каких бы то ни было разговоров, ласк и нежностей. Император предполагал, что речь, которой заговорят эти дети, если их не обучать нормальной речи, и явится той древнейшей, изначальной речью человечества. Его научная любознательность, однако, удовлетворена не была, ибо дети все умерли – они не могли жить, как это комментирует древний летописец, без ласковых слов и нежной радости на лицах своих нянек.
В начале прошлого столетия было отмечено, что дети, воспитываемые в учреждениях, по сравнению с детьми из семей, менее стойки в отношении неблагоприятных внешних влияний, и развиваются они с задержкой и неравномерно. В 30-е г.г. исследователем Боулби на основе наблюдений было выдвинуто заключение: ребёнок в младенческом возрасте должен воспитываться в атмосфере эмоциональной теплоты и должен быть привязан к матери на основании интимных и стойких эмоциональных связей, которые для них обоих представляют источник удовлетворения и радости. Ситуация, при которой ребёнок страдает от недостатка подобной эмоциональной связи, приводит к целому ряду нарушений психического здоровья.Для практики концепция социально-психологической депривации в настоящее время имеет бесспорное значение. Она оказала своё влияние на наши представления о воспитании детей в младенческом возрасте и воздействует на заботу о детях во всех областях, на организацию и планирование дальнейшего развития заботы о ребёнке и на каждодневную работу врача, психолога, логопеда, дефектолога, социального работника.Много внимания этому вопросу уделила отечественный исследователь Е.А.Стребелева. Она отмечает: «Отрыв ребёнка от родителей способствует развитию так называемых депривационных психических расстройств, которые тем тяжелее, чем раньше ребёнок оторван от матери и чем длительнее воздействует на него фактор этого отрыва. Изоляция младенца от матери обычно приводит к тяжёлым последствиям для интеллектуального развития и формирования личностных функций».
Наиболее полно понятие «социально-психологической депривации» раскрывается в следующем определении: социально-психологическая депривация- «психическое состояние, возникшее в результате определённых условий, в которых субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения ряда его основных психосоциальных потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени». Одним фактором при возникновении социально-психологической депривации является недостаточное поступление стимулов социальных, чувствительных, а также сенсорных, что происходит, когда ребёнок живёт в ситуации «социальной изоляции». Другим фактором её возникновения является прекращение уже создавшейся связи между ребёнком и его социальной средой.Экспериментальные данные убедительно доказывают, что дети первого года жизни, воспитывающиеся в домах ребёнка, по своему психическому развитию, как правило, отстают от ровесников, растущих в семье. Они вялы, апатичны, лишены жизнерадостности, у них снижены эмоциональные проявления. Для воспитанников домов ребёнка с различными проблемами в развитии характерны в большей мере, чем для «домашних» детей, малая подвижность нервных процессов, преобладание возбуждения над процессами торможения. В результате первичного нарушения возникают вторичные отклонения в психическом развитии. Так, при нарушении слухового восприятия страдают речевые процессы, а при нарушении двигательной сферы страдает слуховое восприятие.
В первые месяцы жизни последовательность и сроки формирования слуховых и голосовых реакций у детей дома ребёнка с различными нарушениями в развитии и таких же детей, воспитывающихся в семье, как правило, не имеют существенных различий. Развитие этих детей в данный возрастной период определяют не социально-психологические, а биологические факторы риска, такие, как выраженные нарушения мозгового кровообращения и ликвородинамики. Однако уже к 3-м месяцам у детей нарастает отставание в развитии слуховых и голосовых реакций. Одна из причин – ограниченность новых впечатлений и отсутствие эмоционально-насыщенного и личностно ориентированного общения с взрослым. Разница в темпе развития детей из дома ребёнка и из семьи увеличивается к тому периоду, когда у детей активно развиваются общие движения, подражание, первые предметные действия, лепет, подготовительные этапы понимания речи – уровень, соответствующий 6-7 месяцам жизни нормально развивающихся детей. При этом темп развития большинства детей, воспитывающихся в семье, значительно ускоряется, в то время как у детей дома ребёнка к этому периоду нарастает отставание в развитии. Значительное отставание в развитии предпосылок понимания речи, в формировании лепета, подражания, первых предметных действий и общих движений приводит к тому, что становление всех взаимосвязанных с ними функциональных систем происходит только на втором-третьем году жизни.
Замечено, что у детей, поступивших в дом ребёнка в более раннем возрасте и не имеющих грубых патологий со стороны центральной нервной системы, отставание в развитии преодолевается более быстро, чем у детей, поступивших в более позднем возрасте. Длительное влияние на этих детей неблагоприятных условий (пребывание в стационаре, в социально неблагополучной семье) приводят к преобладанию у них безучастного, вялого и эмоционально отрицательного состояния. Это в свою очередь создаёт неблагоприятные предпосылки для их развития. Поэтому чем раньше у воспитанников дома ребёнка диагностируется отставание в развитии слухового восприятия и речи и осуществляется необходимое коррекционно-развивающее воздействие, тем меньше выражена степень отставания этих процессов к концу l-го года жизни и тем большая вероятность того, что дальнейшая коррекционная работа даст положительные результаты. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма в младенческом возрасте с компетентно подобранными программами медицинской коррекции и коррекционно-развивающей работы могут в значительной мере нейтрализовать воздействие социально-психологической депривации на ход психического развития, а также являются мощными факторами профилактики детской инвалидности.
Используемая литература:1 Аксёнова и др. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития детей от рождения до 3 лет / / Дефектология. - 2002. - № 5.2 Дети-сироты. Консультирование и диагностика развития / Под ред.Е.А.Стребелевой. - №1.: Полиграф сервис, 1998. -17с., с.49.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для воспитателей Дома ребёнка «Куклотерапия как эффективный метод развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка»
Куклотерапия позволяет ребёнку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребё...
Статья "Формирование слухового восприятия и его влияние на развитие речи детей младенческого возраста"
Самый важный опыт младенца - это контакт с людьми, которых они видят, слышат, чувствуют, обоняют, когда их берут на руки, кормят, купают, играют с ними....
Статья Формирование словаря детей раннего возраста в условиях Дома ребёнка
статья о развтии речи детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях депривации...
Факторы, способствующие развитию устной и письменной речи детей дошкольного возраста.
В данной статье рассматриваются основне факторы, способствующие развитию речи детей дошкольного возраста....
Презентация к обобщению опыта работы по теме: "Развитие речи детей младенческого возраста на основе развивающих игр в условиях Дома ребенка".
Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей младенческого возраста на основе развивающих игр в условиях Дома ребенка"...
Методическая разработка. Конспект занятия по развитию слухового восприятия и речи в младшей группе для детей с нарушением слуха.
Одной из форм работы с детьми с нарушениями слуха являются индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Целью работы является усиление слухового компонента в слухо-...