Семинар-практикум «Условия формирования грамматического строя речи»
методическая разработка по логопедии
семинар для воспитателей, рассказывающий об условиях формирования грамматического строя речи у детей в разных возрастных группах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_slova_oktyabr_18.doc | 815.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Условия формирования грамматического строя речи»
Цель:
Задачи:
«Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива, грамотна.
И ты готов внимать ее. И восклицать:
О! Как же ты красива!»
Слайд 1
Логопед: Здравствуйте уважаемые педагоги. Для того чтобы настроиться на работу сыграем в игру «Комплименты»
Задание: педагогам необходимо ласково назвать по имени и сказать какая она.
Слайд 2
Логопед: Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.
Логопед: Давайте вспомним, какие компоненты включает в себя образовательная область «Речевое развитие»
Ответы: Связная речь, грамматический строй речи, звуковая культура речи, формирование словаря.
Слайд 3
Логопед: Какого направления нет в данной схеме? (звуковая культура речи). Правильно, этому направлению работы был посвящен прошлый учебный год. Логопед: Сегодняшняя наша встреча и весь год посвящен организации работы по формированию грамматического строя речи.
Логопед: Что же такое грамматика?
Ответы педагогов.
Слайд 4
Логопед: Давайте обобщим наши ответы – слайд с терминологией.
Термин «грамматика» употребляется в двух значениях: он обозначает, во-первых, сам грамматический строй языка, во-вторых, науку, изучающую правила изменения и образования слов, а также сочетание слов в предложении. (запишите)
Логопед: Формирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает в себя работу по трём основным направлениям: морфология, словообразование и синтаксис.
Запишите:
морфология (т. е. грамматические свойства слова – изменение по родам, падежам, числам);
словообразование (создание нового слова на базе имеющегося с помощью специальных средств – суффиксы, приставки и т. п);
синтаксис (построение простых и сложных предложений, сочетаемость и порядок слов).
Слайд 5
Логопед: Каждое направление соответствует определенным задачам, о которых вы вспомнили на консультациях.
Логопед: Давайте определим пути формирования грамматического строя речи? (Ответы педагогов) а теперь давай те обобщим. (Ответы)
Слайд 6.
Условия формирования грамматически правильной речи у детей.
1. Создание благоприятной языковой среды;
2. Специальное обучение;
3.Практика речевого общения;
4.Исправление грамматических ошибок.
Логопед: Как вы понимаете первое условие? (Ответы педагогов: создание РППС, правильная грамотная речь воспитателя….)
Логопед: Правильно.
Слайд 7
Слайд 8
Логопед: Специальное обучение осуществляется по 2 направлениям: обучении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении.
- Специальные упражнения и игры с наглядным материалом или без него.
- Часть занятия по развитию речи и/или часть занятия по другим разделам программы.
Логопед: как вы понимаете 3 условие? (Ответы педагогов)
Слайд 9
Вы правы, практика речевого общения отражается в свободных играх детей, в общении друг с другом и взрослыми …
Логопед: 4 условие - исправление грамматических ошибок в повседневной речи детей.
Формирование грамматического строя речи детей – постоянный непрерывный процесс. Следить за речью детей нужно не только на занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Не следует повторять ошибку, лучше неоднократно произнести правильную форму. Исправление делается громко, чтобы его восприняли все дети.
Слайд 10
Логопед: все условия взаимосвязаны и отдельно не реализуются.
Логопед: Подведем итоги: мы с вами вспомнили, что такое грамматика, направления грамматического строя речи и условия формирования грамматического строя речи. Продолжим наш семинар.
2 часть. Практическая.
Слайд 11
Логопед: Пришло время закрепить знания. Предлагаем объединиться в команды, следующим образом:
1- называет слово-предмет
2 – называет слово-действие
3 – называет слово-качество.
Педагоги делятся на 3 команды.
Логопед: 1 команда педагоги, называвшие существительные, 2 команда-прилагательное, 3 команда- глагол.
Рассаживаются за столами.
Логопед: каждая команда подбирает игры соответствующие данному возрасту и определяет задачу каждой игры.
Выбирайте « возраст». (Света проходит с карточками).
Время работы - 3-5 мин. В помощь вам программы.
Проверка задания. Если готовы - покажите свою готовность жестом.
Отвечает самый высокий член команды.
Проверка задания.
Слайд 13
2. Задание «Поиграем». Командам предлагаются сюжетная картинка, игрушки, предметные картинки. Время 3-5 мин.
Логопед: С использованием данных предметов мы предлагаем вам презентовать игру (название, задача, игра).
Рефлексия.
Логопед: в завершение хотим сказать, что работа по формированию грамматического строя речи должна быть систематической, ежедневной и спланированной, только в этом случае вы увидите результат от своей работы. Мы вам предлагаем варианты игр для совместной работы с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум на тему: "Развитие грамматического строя языка ребёнка - важнейшее условие его полноценного психического развития"
Данный материал содержит информацию о подготовке и методологии проведения семинара-практикума с воспитателями, посвящённого речевой подготовке детей в дошкольном образовательном учреждении. Материал о...
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Семинар –практикум для воспитателей «Формирование грамматически правильной речи через организацию речевой среды в группе»
Семинар –практикум для воспитателей«Формирование грамматически правильной речи через организацию речевой среды в группе»...
Семинар - практикум "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы"
Материалы для подготовки и проведения семинара с педагогами...
семинар - практикум "Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста"
Грамматический строй речи – это система един...
семинар-практикум для воспитателей "Формирование грамматически правильной речи у детей с ТНР"
материал семинара предназначен для воспитателей логопедических групп для детей с ТНР и учителей -логопедов групп компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ТНР...
Семинар -практикум для воспитателей "Использование игр для формирования грамматического строя речи дошкольников"
В содержании семинара -практикума раскрыты задачи формирования грамматического строя речи дошкольников по всем возрастам, а также игры и упражнения, используемые для решения данных задач....