Семинар-практикум «Условия формирования грамматического строя речи»
методическая разработка по логопедии

Светлана Степановна Яроцкая

семинар для воспитателей, рассказывающий об условиях формирования грамматического строя речи у детей в разных возрастных группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_slova_oktyabr_18.doc815.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Условия формирования грамматического строя речи»

Цель:

Задачи:

«Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива, грамотна.

 И ты готов внимать ее. И восклицать:

О! Как же ты красива!»

Слайд 1

Логопед: Здравствуйте уважаемые педагоги. Для того чтобы настроиться на работу сыграем в игру «Комплименты»

Задание: педагогам необходимо ласково назвать по имени и сказать какая она.

 Слайд 2

Логопед: Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.

Логопед: Давайте вспомним, какие компоненты включает в себя образовательная область «Речевое развитие»

Ответы: Связная речь, грамматический строй речи, звуковая культура речи, формирование словаря.

 Слайд 3

Логопед: Какого направления нет в данной схеме? (звуковая культура речи). Правильно, этому направлению работы был посвящен прошлый учебный год. Логопед: Сегодняшняя наша встреча и весь год посвящен организации работы по формированию грамматического строя речи.

Логопед: Что же такое грамматика?

Ответы педагогов.

Слайд 4

Логопед: Давайте обобщим наши ответы – слайд с терминологией.

Термин «грамматика» употребляется в двух значениях: он обозначает, во-первых, сам грамматический строй языка, во-вторых, науку, изучающую правила изменения и образования слов, а также сочетание слов в предложении. (запишите)

Логопед: Формирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает в себя работу по трём основным направлениям: морфология, словообразование и синтаксис.

Запишите:

морфология (т. е. грамматические свойства слова – изменение по родам, падежам, числам);

словообразование (создание нового слова на базе имеющегося с помощью специальных средств – суффиксы, приставки и т. п);

синтаксис (построение простых и сложных предложений, сочетаемость и порядок слов).

Слайд 5

Логопед: Каждое направление соответствует определенным задачам, о которых вы вспомнили на консультациях.

Логопед: Давайте определим пути формирования грамматического строя речи? (Ответы педагогов) а теперь давай те обобщим. (Ответы)

Слайд 6.

Условия формирования грамматически правильной речи у детей.

1. Создание благоприятной языковой среды;

2. Специальное обучение;

3.Практика речевого общения;

4.Исправление грамматических ошибок.

Логопед: Как вы понимаете первое условие? (Ответы педагогов: создание РППС, правильная грамотная речь воспитателя….)

Логопед: Правильно.

Слайд 7

Слайд 8

Логопед: Специальное обучение осуществляется по 2 направлениям: обучении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении.

  • Специальные упражнения и игры с наглядным материалом или без него.
  • Часть занятия по развитию речи и/или часть занятия по другим разделам программы.

Логопед: как вы понимаете 3 условие? (Ответы педагогов)

Слайд 9

Вы правы, практика речевого общения отражается в свободных играх детей, в общении друг с другом и взрослыми …

Логопед: 4 условие - исправление грамматических ошибок в повседневной речи детей.

Формирование грамматического строя речи детей – постоянный непрерывный процесс. Следить за речью детей нужно не только на занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Не следует повторять ошибку, лучше неоднократно произнести правильную форму. Исправление делается громко, чтобы его восприняли все дети.

Слайд 10

Логопед: все условия взаимосвязаны и отдельно не реализуются.

Логопед: Подведем итоги: мы с вами вспомнили, что такое грамматика, направления грамматического строя речи и условия формирования грамматического строя речи. Продолжим наш семинар.

2 часть. Практическая.

Слайд 11

Логопед: Пришло время закрепить знания. Предлагаем объединиться в команды, следующим образом:    

1- называет слово-предмет

2 – называет слово-действие

3 – называет слово-качество.

 Педагоги делятся на 3 команды.

Логопед: 1 команда педагоги, называвшие существительные, 2 команда-прилагательное, 3 команда- глагол.

Рассаживаются за столами.

Логопед: каждая команда подбирает игры соответствующие данному возрасту и определяет задачу каждой игры.

 Выбирайте « возраст». (Света проходит с карточками).

Время работы - 3-5 мин. В помощь вам программы.

Проверка задания. Если готовы - покажите свою готовность жестом.

Отвечает самый высокий член команды.

Проверка задания.

Слайд 13

2. Задание «Поиграем». Командам предлагаются сюжетная картинка, игрушки, предметные картинки. Время 3-5 мин.

Логопед: С использованием данных предметов мы предлагаем вам презентовать игру (название, задача, игра).

Рефлексия.

Логопед: в завершение хотим сказать, что работа по формированию грамматического строя речи должна быть систематической, ежедневной и спланированной, только в этом случае вы увидите результат от своей работы. Мы вам предлагаем варианты игр для совместной работы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум на тему: "Развитие грамматического строя языка ребёнка - важнейшее условие его полноценного психического развития"

Данный материал содержит информацию о подготовке и методологии проведения семинара-практикума с воспитателями, посвящённого речевой подготовке детей в дошкольном образовательном учреждении. Материал о...

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Семинар –практикум для воспитателей «Формирование грамматически правильной речи через организацию речевой среды в группе»

Семинар –практикум для воспитателей«Формирование грамматически правильной речи через организацию речевой среды в группе»...

семинар-практикум для воспитателей "Формирование грамматически правильной речи у детей с ТНР"

материал семинара предназначен для воспитателей логопедических групп для детей с ТНР и учителей -логопедов групп компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ТНР...