Семинар -практикум для воспитателей "Использование игр для формирования грамматического строя речи дошкольников"
консультация по развитию речи

В содержании семинара -практикума раскрыты задачи формирования грамматического строя речи  дошкольников по всем возрастам, а также  игры и упражнения, используемые для решения данных задач. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей «Использование игра для формирования грамматического строя дошкольников

Подготовили: Гарипова Л.И. учитель-логопед

Барышева А.М. учитель-логопед

1 часть. Теоретическая.

Вопрос:  Что такое грамматический строй речи?  Слайд 2  

Это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. /Читают по слайду/   

Слайд 3. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Грамматическим строем речи дети начинают овладевать достаточно рано. К трем годам они уже могут  пользоваться такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо и другими. На данном возрастном этапе речь уже становится для детей основным средством общения, и они начинают использовать в речи простые и даже сложные предложения. Однако средство это пока еще очень несовершенно и полное освоение всего богатства родного языка длится достаточно долго и сложно. Это объясняется не только возрастными особенностями детей, но и сложностью грамматической системы русского языка.

  На пятом году жизни, когда ребенок начинает употреблять распространенные предложения, у него растет активный словарь и расширяется сфера общения, то грамматические ошибки значительно возрастают. Ребенок не всегда успевает запомнить некоторые грамматические формы новых для себя слов, а при использовании распространенного предложения не успевает контролировать как его содержание, так и форму. Полное овладение грамматическим строем речи наступает, как правило лишь к восьми годам.

Таким образом, перед нами стоят  следующие задачи  по формированию грамматической стороны речи у детей: Слайд 4.

  1. Помочь детям освоить морфологическую систему родного языка,  дать знания о некоторых нормах образования форм слов
  2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной речи

      Вопрос: Как вы считаете, какое средство является самым эффективным для решения задач данных задач?  /игра/

2 часть. Сегодня  рассмотрим, какие игры можно использовать для формирования грамматического строя речи дошкольников

                                       Морфология  Слайд 5

   Слайд 6    

1 МЛАДШАЯ ГРУППА

  • Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами
  • употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам,
  • использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).

2 МЛАДШАЯ ГРУППА

  • Согласовать слова в роде, числе и падеже.
  • Употреблять существительные с предлогами В, НА, ПОД, ЗА. ОКОЛО
  • Употреблять имена существительных в форме единственного и множественного числа обозначающие животных и их детенышей (утка – утенок – утята)
  • Употреблять имена существительных в родительном падеже. (ленточек, матрешек, книг, груш, слив).
  • Употреблять существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом

   В младшем возрасте дети осваивают такие грамматические нормы как:    употребление притяжательных местоимений мой, моя в сочетании с существительными муж. и жен. рода;

     Начинают употреблять существительные в В.п, Д.п, Т.п. в ед. и мн. числе; существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом;   существительные в единственном и множественном числе;

     Учатся использовать существительные с глаголами ед. и мн. числа настоящего времени (Мальчик  лепит. Дети лепят);

Начинают употреблять в речи простые предлоги

    А также  наиболее доступные антонимы (высокий – низкий, толстый – тонкий, добрый – злой) и др.

Задание участникам: Назовите игры  для решения задач  в данной возрастной группе  /педагоги совещаются и отвечают/

Рекомендуемые игры: А теперь предлагаем вашему вниманию несколько игр

    На согласование сущ-х с прилаг-ми в роде и числе можно использовать игру    1.«Какой, какая, какие»    / показ игры со цветными картинками/

А также,

2.«Волшебный мешочек»  В ходе игры дети достают игрушки по одной и отвечают на вопросы: что это? Какое яблоко? (Красное, круглое, сладкое) Какой мячик? (Красный, круглый, резиновый.)

  1. « Мой, моя» /показ/

  -  А сейчас проиграем несколько игр

                      Употребление  предлогов (в, на, за, под, около)

  1. Задание. Обыграйте  употребление предлогов с помощью  цветка и бабочки.

     По тому же принципу можно организовать и следующие игры: Слайд 7   «С щенком играем предлоги повторяем»,  «Играем с непослушным котом»

 Также можно поиграть с игрушками: «Что изменилось?»  предлагается усадить куклу на стул. Затем воспитатель меняет местоположение куклы (за столом, на столе, под столом, около стола), а дети отгадывают, что изменилось, употребляя предлоги и изменяя по падежам слово «стол».

  - А сейчас проиграем в игру  «Кто как голос подает?»   /С игрушками /

              (кошка, собака утка, лягушка)

    Кря-кря-кря! Кто это? (Уточка) Что она делает? (Крякает). Ква-ква-ква! Кто это? (Лягушка) Что она делает? (Квакает)  Мяу-мяу! Кто это? (кошка) Что она делает? (Мяукает) Гав-гав-гав! Кто это? (Собака) Что она делает? (гавкает) Какая решается задача? /образование глаголов/

«Кто пришел?» /игрушка  Котенок /

 Кто к нам пришел? (Котенок.) Как назовем его ласково? (Котеночек.) Кто это еще пришел? (Котята.) А как их назвать ласково? (Котятки.)

/задача использования сущ. ед и мно числа, обозначающих название животных, а также образование умень-ласк форм)

         

          Для упражнения детей в изменении существительных по падежам 

  (родительный падеж с предлогом и без, употреблении имён прилагательных в И. п.) можно использовать след. игру:

Слайды 8. Дидактическая игра «Непослушный колобок». С элементами театрализации решаются задачи и грамматики и лексики /название частей тела/.

В группу вкатывается Колобок. Дети здороваются с ним, усаживаются на ковре. Воспитатель помогает малышам вспомнить сказку, затем просит детей ответить на вопрос: «Кого встретил Колобок в лесу?»

Педагог показывает картинку с изображением зайца. Дети рассматривают её, называют части тела, отмечая характерные признаки: длинные уши, короткий хвост, имитируют движения зайца.

      В среднем возрасте  формирование грамматического строя речи занимает значительно больше места, чем у детей младшего возраста. 

Слайд 9. Основное содержание работы смотрите на слайде

  • Обучение употреблению форм Р. п. ед. и мн. ч. существительных
  • Обучение согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже
  • Обучение использованию разных форм глаголов, формирование умения правильно спрягать глаголы по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением

Задание участникам: Назвать  игры   для решения  задач данного возраста.

Рекомендуемые игры: Можно также использовать: 

  1. Игра «Чего (кого) не стало?» /употребление форм р. п. ед. и мн. ч. Существительных/  Показывается  картинка, Что это? затем прячется.  Чего (кого) не стало? (туфли – туфель, сапоги – сапог, тапочки – тапочек, валенки – валенок, сандалии – сандалий). 

Поиграем в  игру «Эрудит». Образование форм родительного падежа с предлогом У. Наглядный материал: предметные картинки.(слон, заяц, свинья, корова, лиса  )

Ход игры:  раздаются картинки с животными, и задаются вопросы.  - У кого большой хобот?  - У кого пушистый хвост? - У кого нос пяточком? - У кого длинные уши? - У кого есть копыта?

3.Дидактическая игра «Один - много».

Цель:  формировать умение образовывать категорию множественного числа.

Оборудование:   наглядные картинки с изображением предметов одежды: шапка, шуба, юбка, кофта, футболка.

Ход:  В гости к детям приходит кукла Маша. Рассказывает, как она ходила в магазин и рассматривала вещи.

Шапка - шапки (много чего) - шапок.

Кофта - кофты - много кофт.

Юбка - юбки - много юбок.

Футболка - футболки - много футболок.

Шуба - шубы - много шуб.

               

 Старший дошкольный возраст Слайд 10.

5-6 лет Развитие грамматического строя включает:

  • отработка падежных окончаний имен существительных ед. ч.;
  •  преобразование существительных в  И.п.  ед. ч. во мн. ч.;
  • образование глаголов движения с приставками;
  • употребление сложных предлогов из-за, из-под, около, возле, (игры-упражнения по аналогии бабочки и грибочка)
  • образование названий детенышей; (начинается со средней группы показ игры «Где чья мама?» усложненный вариант )
  • образование относительных  и притяжательных прилагательных   Игра «Какой сок», « Поварята» «Чей, чья, чье»
  • Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).
  • Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь – медведица – медвежонок – медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал-выбежал-перебежал).
  • согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут);  Игра «Дикие животные»
  • согласование числительных два и пять с существительными; /игра 1,2, 5/ показ Игра «Один, два-пять», «Собери урожай»

      Как мы помним, в данном возрасте увеличивается количество ошибок из-за увеличения словаря и расширения круга общения.

Задание  для воспитателей старших групп.  Назовите игры по отработке данных грамматических  категорий 

                    6-7 лет   Закрепление: СЛАЙД 11

  •  употребления падежных окончаний существительных в ед.ч и мн.ч;
  • согласование существительных с числительными;
  • образование притяжательных прилагательных (принадлежность предмета лицу или животному), начинается в старшей группе
  • образование относительных прилагательных (признак предмета: книжный, читальный, тополиный…),
  •  возвратных глаголов (действия, совершаемые по отношению к самому себе /купаться-купаюсь и т.д.)/
  • закрепляются способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путем сложения (пароход, самолет, кашевар) и т.п
  •  обучение согласованию существительных с прилагательными и числительными (третий ряд, пятый стол)
  • формирование умения правильно пользоваться неизменяемыми существительными (манго, пальто, радио, кофе, шалюзи, трико, шоссе, кафе, кино, ателье и т.д)

Задание. Назовите игры по отработке данных грамматических  категорий .  

Показ игр: 1.«Падежные вертушки» закрепление употребления пад.окончаний сущ. ед+мн.ч.  Этот же материал можно для согласования с числительными:  (Моряк рассказал нам о трех дельфинах, а трех китах и т.д., согласование с прилагательными : Например «Три белых медведя»)

2. «Чьи следы»  образование притяжательных усложненный вариант с увеличенным количеством животных

3. «Кого везет пони» отработка  падежных окончаний существительных в В.п. взять фонарь!! 

4. «Что из чего?» образование относительных прилагательных                                 

     В старшем дошкольном возрасте,  наряду с играми с картинным материалом, широко применяются словесные игры, которые играют особую роль. Они имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения

  А теперь поиграем в игру «Знаешь ли ты профессии?» /образование  названия профессий от разных частей речи с помощью суффиксов, приставок и других средств/

 Ход игры: Часто название профессии (кем работает человек) очень похоже на его дела или его инструменты, машины: Попробуем угадать профессию?

 детей учит….. учитель,

воспитывает детей…. воспитатель

 работает на кране ……крановщик.

 Чинит часы… (часовщик).

 Дома строит… (строитель).

Следующая игра «Кузовок» /образование  уменьшительно – ласкательных наименований/          
Дети садятся в круг. Педагог  дает корзинку первому ребенку и  говорит слова:

- Вот тебе кузовок,
- Клади в него, что на –ок.

Ребёнок отвечает: «Я положу в кузовок …и называет нужное слово  (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т.д.) далее передает другому ребенку корзину. Так происходит, пока все дети не подержат кузовок и не «положат» слова.      

                    Синтаксическая сторона речи СЛАЙД 12

Слайд 13   формирование  синтаксической стороны в младшей группе /по слайду/

     Можно организовать следующие игры:

1. «День куклы». Сюжетные картинки  (Что делает кукла? Кукла рисует. Кукла поет. Кукла спела песенку (что сделала?).

2.  «Мишкина гимнастика». (Что делает Мишка? Мишка скачет. Что он делал? Он скакал)

Слайд 14 Работа в средней группе  /по слайдам/

Демонстрация  фразового конструктора

     Можно поиграть в игры: 

1.  «Закончи предложение». Например,  Тане подарили куклу, потому что… Мы пошли гулять на улицу, когда…

2. «Ответь на вопросы» Почему птицы осенью улетают в теплые края? Для чего нужен пылесос? Зачем мама пошла в магазин?

3.«Скажи, что делает бабушка? (Дедушка?)» Упражнять в умении составлять короткие предложения. Материал: Сюжетные картинки с изображением людей, выполняющих действия: подметает, моет посуду,  варит обед,  забивает молотком гвозди,  копает землю (грядку) и т.п.

Правила: Ребенок составляет предложение по рассматриваемой картинке.

Игровые действия: играть могут сразу несколько детей. Взрослый показывает картинку и спрашивает: «Что делает бабушка?». Дети подготовившись, поднимают руку для ответа. Взрослый по очереди дает возможность высказать всем желающим и оценивает высказанное предложение (поощряет, просит уточнить, повторить). Затем картинка меняется.

Слайд 15    Содержание обучения в старшем возрасте

1.Проигрывание игры «Составь предложение»

2. Конструктор для составления предложений

3. Игра «Размытое письмо» (введение языковых средств для соединения структурных частей сложного предложения)

 «К нам в гости пришел зайчонок. Он очень огорчен, потому что получил от друга письмо, а прочесть его не может – дождем размыло некоторые слова. Зайчонок не может догадаться, что там было написано. Давайте поможем ему». Воспитатель читает зайкино письмо, в котором содержатся незаконченные предложения, например: «Мы сделали лодку, чтобы…» и т.д

                          Заключительная часть.

   Таким образом, для развития правильной и грамотной речи у дошкольников, нужно вести систематическую работу по формированию грамматического строя речи, начиная с младшего дошкольного возраста, с учетом их возрастных особенностей.

     Эффективность работы по формированию лексико-грамматической стороны речи детей через речевые дидактические игры и упражнения обеспечивается при выполнении следующих условий:

  • многократность проведения одних и тех же игр (до тех пор, пока дети не справятся с поставленными перед ними речевыми задачами):
  • многообразие проводимых дидактических игр для реализации определенных речевых задач (разнообразие форм, различное лексическое содержание);
  • гибкое использование предлагаемых игр в зависимости от имеющихся у детей грамматических проблем;
  • взаимосвязь в работе воспитателей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема анализа занятий «Формирование грамматического строя речи дошкольников»

Схема анализа занятий «Формирование грамматического строя речи дошкольников»...

Передовой опыт работы на тему : «Дидактическая игра, как средство формирования грамматического строя речи дошкольников».

Данная работа посвящена развитию и формированию грамматического строя языка посредством дидактических игр.Дидактические игры- эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря...

Занятие по формированию грамматического строя речи дошкольников. Тема: Согласование местоимений мой, моя с существительными.

Занятие по формированию грамматического строя речи дошкольников.Тема: Согласование местоимений мой, моя с существительными....

«Формирование грамматического строя речи дошкольников»

Формирование грамматического строя речи дошкольника:некоторые итоги исследований  Исследования отечественных и зарубежных психологов (Н. Хомский, Ж. Пиаже, Д. Слобин, Дж. Брунер, К. Кэзден, ...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Семинар - практикум для педагогов на тему:«Формирование грамматически правильной речи у детей с ОВЗ».

              Данный семинар был подготовлен и проведён с целью дать педагогам запас теоретических знаний о проблеме формирования грамматического строя речи; ...