семинар-практикум для воспитателей "Формирование грамматически правильной речи у детей с ТНР"
учебно-методический материал по логопедии
материал семинара предназначен для воспитателей логопедических групп для детей с ТНР и учителей -логопедов групп компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_grammatiki.docx | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 50 города Ставрополя
Семинар - практикум для воспитателей
«Формирование грамматически правильной речи у дошкольников
с ТНР»
учитель – логопед
О.Н. Малышко
2021 г
Одной из ярких черт, проявляющихся в речи детей с ТНР, является нарушение грамматического строя. К нам поступают дети со сложными аграмматизмами. На протяжении всего пребывания детей в группе компенсирующей направленности у них наблюдается несовершенство как морфологической, так и синтаксической стороны речи. Следует различат данные категории. Морфология изучает грамматические свойства языка, его формы, синтаксис- словосочетания и предложения.
В работе над формированием грамматически правильной речи мы опираемся на три задачи:
- Исправление грамматических ошибок в устной речи детей.
Необходимо постоянно контролировать речь, особенно вне занятий, когда проявляется речевая активность ребенка. Например: на вопрос «Есть ли у тебя дома санки?» ребенок отвечает: «Есть, но только одна «санка». В этом случае надо сразу его исправить и на занятии по теме «Зима» еще раз обязательно проработать с этим ребёнком данную ошибку. Часто дети неправильно употребляют глаголы: «искаю» вместо «ищу», «ложу» вместо «кладу» и т.д. Большая работа по контролю за речью ребенка во всех режимных моментах ложиться на воспитателей, так как дети находятся в их поле деятельности в течение всего дня (далее по ходу текста с воспитателями проводятся все нижеперечисленные игры и выполняются задания по грамматическому оформлению высказывания).
Более целенаправленный характер приобретает работа по формированию грамматически правильной речи при решении следующей задачи:
- Предупреждение грамматических ошибок морфологического порядка.
Этому уже выделяется специальное время на занятиях, а порой и целые занятия. Прежде всего уделяем внимание образованию существительных множественного числа. Например: при прохождении темы «Части тела человека» дети часто используют в речи: «ухи», «глазы», «лобы» и т.д. На материале данной темы можно также закрепить употребление Винительного падежа ед. ч. Например: - «Расскажите, что вы видите. Отвечайте так: я вижу…» Ребенок отвечает: «Я вижу глаз, бровь (а не «бровю»), щеку, ухо, ладонь…». На этом же материале можно разграничить понятия «борода» и «подбородок». Необходимо уделить внимание правильному употреблению множественного числа в родительном падеже. Например, при изучении темы «Посуда» вводим детей в игровую ситуацию и предлагаем накрыть стол для гостей. Закрепляем умение сервировать стол. Формируем правильное умение употреблять существительные в Родительном падеже в игре «Чего не стало» (дети закрывают глаза. Педагог убирает какой- либо предмет, а дети отвечают, чего не хватает на столе: «нет чашки, вилки, чайника и т.д.). Такую же работу проводим при изучении других тем: - «Какой одежды нет на кукле Тане?» (нет носка, варежки, шапки, туфель и т.д.). Обязательно с опорой на картинки. Полезной оказывается игра «Закончи предложение» (так же с опорой на картинный материал): «В овощной магазин привезли много… (картинки: лук, помидор, баклажан, морковь». Или «В саду собрали большой урожай… (картинки: груша, слива, яблоко, мандарин, апельсин). «В зимнее время лесники стараются подкармливать всех… (картинки: лиса, заяц, белка, волк). Обязательно обращаем внимание на род существительных: Яблоко (ср.р), Манжета (ж.р.), Туфля (ж.р.), Овощ (м.р.), Помидор (м.р.), Оладья (ж.р.), Тюль (м.р.), Кофе (м.р.)Почти на каждом занятии работаем над умением верно согласовывать прилагательные с существительными (особенную трудность у детей вызывает согласование в ср.р.). В этом поможет игра «Какой, какая, какое?». Предлагаем детям придумать и назвать как можно больше слов к предмету в ответе на вопрос: «Какое может быть ведро? (высокое, глубокое, широкое, голубое, железное…), «Какое может быть варенье?» (красное, вишневое, сладкое, густое, душистое, ароматное…), «Какое платье на кукле?» (красивое, шелковое, желтое, нарядное, чистое…). Работаем над прилагательными в сравнительной степени: «осенью холодно, а зимой еще …холоднее», «арбуз сладкий, а мёд …слаще», «стул высокий, а письменный стол…выше», «лента красивая, а бант еще…красѝвее». Не забываем ввести в речь детей притяжательные прилагательные: «Чей хвост?» («заячий»), «Чья берлога?» («медвежья»), «Чья нора?» («лисья»), «Чьи лапы?» («волчьи»). Или поиграть в игру «Чьи следы?» с опорой на картинки. Отдельное занятие посвящаем несклоняемым существительным. Например, изучая тему «Продукты питания», работаем над словами: «кофе», «пюре», «какао», «желе»… Тема «Одежда благодатна для усвоения слова «Пальто». После объяснения детям особенности употребления в речи слова «Пальто», предлагаем задания:
- «Доскажи словечко»:
- на вешалке висят 3 ….пальто,
- в магазине продавали 4 зимних …пальто,
- портной сшил 5 пальто
2) «Наряди кукол»:
На стол ставим две фигурки: «девочка» и «мальчик». Обыгрываем игровую
Ситуацию: «Маша и Саша решили пойти гулять. На улице холодно. Что наденет
Маша? Ребенок отвечает: «Маша наденет колготки, шапку… пальто».
Дети пришли домой. Что снял Саша? – «Саша снял пальто»
- «Дополни рассказ»: предлагаем послушать рассказ и помочь закончить предложения в нем, добавляя слово по картинке – подсказке «Пальто»:
«Маленькому Алеше купили новое… пальто (картинка). В детский сад Алеша пришел в новом …пальто». Всем ребятам понравилось Алешино …пальто. Довольный Алеша крутил пуговицу на своем …пальто». Пуговица вдруг оторвалась от нового …пальто. Алеша заплакал. Подошла воспитатель и сказала: «Не плачь, Алешенька! Сейчас мы пришьем пуговицу к твоему…пальто».
Целое занятие необходимо уделить практическому усвоению различных форм глаголов. Можно провести игру «Умный, послушный, ловкий Буратино». В начале занятия нацеливаем детей «У нас в гостях Буратино. Он хочет с вами поиграть. Он выполнит все ваши просьбы, если вы правильно его попросите. Например, я прошу: «Буратино, ложись!» (укладываю куклу). Далее дети просят Буратино что- либо выполнить: «Буратино, скачи на одной ноге…. танцуй, спи, ешь и т.д.). Далее Буратино выполняет с помощью взрослого какие –либо действия, обращаемся к детям и просим прокомментировать: «Что делает Буратино?» «Буратино кладет на стол карандаш. Спрашиваем: «Что сделал Буратино с карандашом? «Он его положил на стол». Повторяем упражнение с другими предметами. Теперь дети сами, по очереди, управляют куклой. Так закрепляется эта форма глагола.
Более объемная работа выполняется при решении третьей грамматической задачи:
- Совершенствование синтаксической стороны речи.
Чаще всего мы начинаем работу с построения предложения путем полного ответа на поставленные вопросы. В начале работы вопросы довольно простые: «Бабушка режет что?», «Чем бабушка режет хлеб?», «Бабушка подала хлеб кому?», «Маша несет хлеб в чем?». Далее усложняем вопросы, требуя более распространенного ответа: «Мама шьет что, кому?», «Коля рисует что, чем?», «Маленькая Рита играет с кем, где?». Предлагаем детям составлять предложения из 2-3 слов по заданной схеме. Предлагаем составить предложение с заданным словом или словосочетанием («неуклюжий», «резвая белка»).
Составляем и распространяем предложения по сюжетной картине: рассматриваем картину, составляем предложение из 3-х слов, затем распространяем его по вопросам до конечного варианта. Например: «Мальчик поймал ежа». В конце- «Мальчик поймал в лесу серого, колючего ежа». Или: «Девочки несут букеты». «Девочки несут большие букеты красивых полевых цветов».
Длительную работу проводим по практическому усвоению предлогов в речи. Знакомим не только с самими предлогами, но и учим анализировать предложения о схеме с предлогами. Предлагаем следующие упражнения:
- Выполнение словесных инструкций: «Встань со стула», «Выйди из-за стола», «Подойди к маленькому стульчику», «Возьми из- под стульчика машину и поставь ее на стульчик»
- Обыгрываем стихотворение «Будем маме помогать, будем всюду убирать: и под шкафом, и в шкафу и на шкафу. Не люблю я пыли: фу!» (по типу физминутки)
- Игра «Подбери словечко»: бросаем мяч, одновременно называя предлог. Ребенок подбирает к предлогу слово: книга лежит на… столе, мяч под…шкафом…
- Составление предложений с предлогами по картинкам
- Игра «Найди потерянное словечко»: «Кот забрался …диван», Земляника растет …лесу»…
- Составление предложений из слов в начальной форме: «Из дети идти лес» (Дети идут из леса). «Лето лес хорошо в» (Хорошо летом в лесу)
- Как оргмомент: «Сядет тот, кто стоит перед Женей, за Леной, около Гали, между Димой и Светой.
В подготовительной группе много времени уделяем сложным предложениям
Основной вид упражнений здесь- самостоятельная постановка вопросов и ответы на них. «Почему Лена взяла зонт?» «Зачем мальчик пришел к врачу?». Самостоятельно закончить 2-ю часть предложения: «Маша пошла в магазин, чтобы…», «Соня взяла веник, потому что…», «Я сошью кукле платье, если…».
Как итог работы по формированию грамматически правильной речи и умения
логически мыслить используем упражнение «Исправь предложения».
Например: «Мальчик потерял библиотеку из книги». «Пианино красиво играло на девочке». Врач пришел к Зине, чтобы она вытащила занозу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Формирование грамматически-правильной речи у детей с нарушениями речи посредством словесно-дидактических игр. Холмогорова Л.В.
Учителям-логопедам, воспитателям и родителям детей, имеющих нарушения речи....
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Семинар –практикум для воспитателей «Формирование грамматически правильной речи через организацию речевой среды в группе»
Семинар –практикум для воспитателей«Формирование грамматически правильной речи через организацию речевой среды в группе»...
Семинар-практикум для воспитателей Тема: Грамматически правильная речь дошкольников.
Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: во-первых, он обозначает грамматический строй языка, во - вторых - науку, свод правил об изменении сло...
Семинар - практикум для педагогов на тему:«Формирование грамматически правильной речи у детей с ОВЗ».
Данный семинар был подготовлен и проведён с целью дать педагогам запас теоретических знаний о проблеме формирования грамматического строя речи; ...
Семинар -практикум по теме "Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста"
Цель: уточнить и расширить знания педагогов; выявить степень понимания проблемы; помочь в поиске путей ее решения....
Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум для воспитателей на тему:«Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»...