Особенности нарушений звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
статья по логопедии (старшая группа)
В статье рассматривается общее недоразвитие речи у детей, с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. Однако недостатки речи на данном уровне проявляются ещё достаточно выражено. Словарный запас отстает от возрастной нормы, выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, название мебели, профессий. Отмечаются ограниченные возможности использования не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков. Для всех детей с общим недоразвитием речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности нарушений звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
При нормальном речевом развитии дети к пяти годам легко пользуются развёрнутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, обладают навыками словообразования и словоизменения. К этому времени у них окончательно формируется правильное произношение звуков, готовность к звуковому анализу и синтезу. Однако не во всех случаях эти процессы протекают успешно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается развитие компонентов языка: лексики, грамматики, фонетики.
Общее недоразвитие речи у детей, далее по тексту ОНР с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом — аномалия в развитии речи, при которой нарушено развитие всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Присущим является системное нарушение смысловой и произносительной стороны речи. ОНР у дошкольников может выражаться в разной степени речевого развития: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свойственным является позднее развитие речи, ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, а также недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия.
В результате многосторонних исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного возраста, проведённых Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии: Н. А. Никашиной, Г. А. Каше, Л. Ф. Спировой, Г. И. Жаренковой и др. в 50-60-х годах XX века было впервые выражено теоретическое обоснование ОНР. Аномалии в развитии речи стали рассматриваться как нарушения, протекающие по законам иерархического строения высших психических функции. С позиции системного подхода был разрешен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы.
В зависимости от степени развития каждого из компонентов языковой системы в современной логопедии различаются четыре уровня речевого развития. Деление по уровням нужно для учета меняющихся качеств речевой деятельности в условиях развития, для разработки дифференцированных приемов коррекции, и создания системы профилактических мероприятий.
В своих исследованиях Т. Б. Филичева и Г. В. Чиркина утверждают, что основной контингент детей старшего дошкольного возраста 6-го года жизни с ОНР, имеет второй – третий уровень речевого развития. Исходя, из этого мы подвергнем, анализу особенности нарушений звукопроизношения характерные второму, третьему и четвертому уровню речевого развития.
На втором уровне речевого развития у детей имеются зачатки общеупотребительной речи. Дети владеют обиходным словарным запасом, пользуются простыми фразами. В их речи обозначаются названия различных предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне может быть употребление местоимений, а иногда союзов, простых предлогов в их элементарных смыслах. Дети могут отвечать на вопросы, беседовать по картинке, рассказать о семье, знакомых событиях окружающей жизни.
Однако недостатки речи на данном уровне проявляются ещё достаточно выражено. Словарный запас отстает от возрастной нормы, выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, название мебели, профессий. Отмечаются ограниченные возможности использования не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков: не знают названий цвета предмета, его формы, размера и т.д. Дети нередко заменяют слова близкими по смыслу. Навыками словообразования дети не владеют.
При использовании простых предложений, состоящих из 2-3, редко из 4 слов, отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций:
- смешение падежных форм («едет машину» вместо «на машине»);
- отсутствие согласования глаголов с существительными;
- ошибки в употреблении числа и рода существительных, глаголов («два каси» – «два карандаша», «де туи» – «два стула», «мама пил молоко»);
- нарушение согласования прилагательных и числительных с существительными: «пат кука» – «пять кукол», «голуба лета», «пато» – «голубая лента», «голубое пальто».
Много трудностей испытывают дети при пользовании предложными конструкциями: часто предлоги вообще опускаются, при этом существительные употребляются в исходной форме («нига идит то» – «книга лежит на столе»); возможны замена предлога и нарушение предложных форм.
Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3, реже из 4 слов.
Союзы и частицы в речи употребляются редко.
Фонетическая сторона речи детей также не соответствует возрастной норме: нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, звонких и глухих («пат нига» – «пять книг», «папутька» –«бабушка», «дука» – «рука»).
Большое количество ошибок отмечается в воспроизведении слогового контура слов. Это выражается в неумении передать нужное количество слогов: «авик» – «снеговик», «тевикаль» – «телевизор». Наряду с этим отмечаются выраженные трудности в звуковом наполнении слогового контура: «тавотик» –«животик», «муваней» – «муравей», «гобили» – «голуби».
Выявляется недостаточность фонематического восприятия, что приводит к неподготовленности к овладению звуковым анализом и синтезом.
Третий уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Дети могут более свободно общаться с окружающими. Однако нередко их речь понятна лишь после соответствующих объяснений взрослых. Самостоятельное общение остается затрудненным.
Словарь детей продолжает отставать от возрастной нормы. Не зная названий многих частей предметов, они заменяют их названием самого предмета («рукав» – «рубашка»); заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам («приклеивает» – «мазет», «вырезает» – «вет», «петля» –«дырка», «брызгает» – «льет»); заменяют названия признаков.
Плохо дети различают форму предметов: не могут найти овал, квадрат, треугольник..
Выявляются своеобразные лексические ошибки:
- замены названий профессий названием действий («тети продается яблоки» — вместо «продавец»);
- замена видовых понятий родовыми и наоборот («ромашка» — «роза», «колокольчик» — «цветок»);
- замещение названий признаков («узкий» – «маленький»; «широкий», «длинный» – «большой»; «короткий» – «некороткий» и т.д.).
Выявляются ошибки согласования прилагательного с существительным в роде и падеже («я иглаю синей мятей» – «я играю синим мячом», «у меня нет синей мяти» – «у меня нет синего мяча»); согласования числительного с существительным («два рути» – «две руки», «пять руках» – «пять рук», «пат мидедь» – «пять медведей»); смешение родовой принадлежности существительных («де веды» – «два ведра»). Характерны также ошибки употребления предлогов: опускание («даю тетитькой» – «я играю с сестричкой», «паток лезит тумпе» – «платок лежит в сумке»), замена («кубик упай и тая» – кубик упал со стола»); недоговаривание («посля а уиса» – «пошла на улицу»).
Анализ формирования связной речи выявляет трудности в овладении основными ее видами: пересказом, составлением рассказов с опорой на картину, заданный план и т.д. В своих самостоятельных рассказах дети нередко лишь перечисляют изображенные предметы и действия, останавливаются на второстепенных деталях – упуская главное в содержании. При пересказе возникают затруднения в воспроизведении логической последовательности действий.
Звукопроизношение детей не отвечает требованиям условной возрастной нормы. Наиболее характерным является:
- замена звуков элементарными по артикуляции («палаход» вместо «пароход», «тяйник» вместо «чайник»);
- нестойкие замены, когда один и тот же звук в разных словах выговаривает по-разному («палход», «палод», «юка» вместо «пароход», «парад», «рука»);
- смешение звуков, когда обособленно ребенок выговаривает обусловленные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет;
- не различает произнесение звуков (в основном это относится к свистящим, шипящим, сонорам), иногда один звук замещается одновременно двумя или несколькими звуками данной или близкой фонетической группы.
Кроме этого, в речи детей есть звуки, выговариваемые смазанно, с плохой артикуляционной установкой. Часто наблюдается нечеткая дифференциация мягких и твердых согласных, звонких и глухих. Трудности в воспроизведении слоговой структуры касаются в основном слов, сложных для произношения, особенно когда они употребляются в самостоятельной речи («вотик тинит адавот» «воповод» «падавот» – «водопроводчик чинит водопровод»).
Большое число ошибок падает на звуконаполняемость: перестановки, замены, уподобление слогов, сокращение согласных при стечении («каманав» т – «космонавт», «какеио – «хоккеист», «тапика» – «ткачиха», «морашки» –«ромашки», «какист» – «танкист» и т.д.).
Без специального побуждения к речи дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, что обуславливает недостаточную коммуникативную направленность речи. Неполноценная речевая деятельность в ряде случаев накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.
Для всех детей с общим недоразвитием речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания.
При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Нередки ошибки – привнесения, повторное называние предметов, картинок. Дети забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые), элементы и последовательность предложенных для выполнения действий.
Связь между речевыми нарушениями у детей и другими сторонами их психического развития обусловливает специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением. Для некоторых детей характерна ригидность мышления.
Названные затруднения во многом определяются недоразвитием познавательной функции речи и компенсируются по мере коррекции речевой недостаточности.
Детям с недоразвитием речи, наряду с общей соматической ослабленностью и замедлением развития локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Это выражается в плохой координации сложных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения.
Таким образом, обобщая психолого-педагогические данные о характере нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, можно отметить, что, несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из характерных признаков является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4-м, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична, недостаточно фонетически оформлена и малопонятна. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Общее недоразвитие речи – это системное нарушение усвоения всех уровней языка, требующее длительного и систематического логопедического воздействия.
Список использованной литературы:
1. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 240 с.
2. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии; Учебн. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология» (дошк)»/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение. 1989.
3. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 2001.
4. Филичева Т. Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. - М: «Гном-Пресс», 1999. - 80 с.
5. Филичева Т. Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2111 «Дефектология». - М.: Просвещение, 1987. - 142 с.
- 6. Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. Изд-во: Айрис - Пресс, 2007. - 224 с.
- 7. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателя детского сада. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1981. - 240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта.Тема: «Использование игровых приёмов при коррекции лексико - грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня»
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами система дидактических игр, основанная на использовании различных игровых приемов, влияющих на развитие лексико-грамматического ...
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Конспект данного индивидуального занятия основывается на играх различной коррекционной направленности. Сюжетом занятия является сказка К.Чуковского "Муха - Цокотуха". Именно сказка заставляет сопережи...
Консультация «Особенности лексики прилагательных детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
В консультации говориться о том, что у детей с общим недоразвитием речи накопление словарного запаса происходит постепенно и замедленно. Их словарный запас отличается скудностью и однообразием. Особен...
Особенности мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Особенности мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...
Логосказки как средство формирования правильного звукопроизношения, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В данной статье рассматривается система коррекционно - логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по формированию звукопроизношения с помощью логосказок. А...
Статья "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ."
В статье рассматривается проблема развития речи детей с ОНР .Упоминаются исследователи ,изучившие вопросы речевого развития детей .В статье описывается педагогический опыт организации коррекционной ра...
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Материал из опыта работы по проекту...