Логосказки как средство формирования правильного звукопроизношения, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
В данной статье рассматривается система коррекционно - логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по формированию звукопроизношения с помощью логосказок. Автором описываются четыре этапа работы по формированию звукопроизношения, а также даётся по одному примеру логосказок на каждом этапе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoskazki.docx | 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Логосказки
как средство формирования правильного звукопроизношения, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Аннотация: в данной статье рассматривается система коррекционно – логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по формированию звукопроизношения с помощью логосказок. Автором описываются четыре этапа работы по формированию звукопроизношения, а также даётся по одному примеру логосказок на каждом этапе.
Ключевые слова: звукопроизношение, мотивированность, постановка звука, автоматизация звука, дифференциация звука, логосказка, этапы коррекционно – логопедической работы.
Традиционно в логопедии при исправлении звукопроизношения, согласно работам Ф.Ф. Рау, используются следующие способы вызывания звуков: постановка звуков по подражанию; постановка звуков с механической помощью (логопедические зонды, шпателя; подручные средства: соски, палочки, трубочки и пр.) и постановка звуков смешанным способом [4, с.108].
Не всегда и не во всех случаях необходим, а также обоснован второй способ исправления звукопроизношения. Этот способ редко применяется в логопедической практике с робкими, стеснительными, зажатыми, боязливыми детьми, а также с детьми, имеющими аутоподобное поведение. Такие дети не любят логопедические зонды и любые подручные средства, внедряющиеся в рот.
Не все дети бывают мотивированны на исправление недостатков звукопроизношения. Дети с ОНР, ЗПР имеют слабую мотивированность к занятиям, быстро истощаются из – за особенностей нервной системы [5].
В связи с этим необходимо создать лёгкую непринуждённую обстановку во время вызывания звуков и их автоматизации. На помощь логопеду приходят логосказки.
Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), а также поддерживанию положительной мотивации к выполнению учебных задач.
Логосказки могут представлять собой дидактическую игру, театрализованное представление или выступать как их часть.
Выделяют несколько видов логосказок: артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики), пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков), фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков), лексико - грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий), сказки, способствующие формированию связной речи, сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах) [2, с.77].
Коррекционно – логопедическая работа проводилась на индивидуальных и подгрупповых занятиях в четыре этапа.
I этап. Подготовительный
Цель: подготовить речедвигательный аппарат, его моторику, речевой слух, дыхание к постановке звука.
При постановке звуков важную роль играет артикуляционная гимнастика. Были использованы следующие логосказки: сказочная история «Поможем Буратино заговорить», «Сказка о весёлом язычке», «Заяц-огородник», «Загадочная бабочка», «Трудолюбивая божья коровка», «Прекрасная Обжорка».
Сказка о весёлом язычке
Жил да был Весёлый язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы весёлый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две. Первая дверь – это губы. Давайте откроем её (упражнение «Заборчик»). Вторая дверь – это зубы. Откроем и её (упражнение «Окошечко»). Что же делает наш Язычок?
Сегодня я вам расскажу, как провел неделю Весёлый Язычок.
В понедельник Язычок решил сделать небольшой ремонт. Он взял большую кисть и красил потолок – нёбо. Красить его надо было тщательно, а для этого он крепко прижимал кисточку «упражнение «Маляр»). Затем Язычок покрасил вторые двери (это зубы). Сначала он покрасил с внутренней стороны (вверху – внизу) «Чистим верхние и нижние зубки», потом с наружной.
Во вторник Язычок ходил в магазин за покупками. Сначала он купил часы, чтобы никогда никуда не опаздывать (упражнение «Часики»). Ещё Язычок купил розовую чашку (упражнение «Чашечка»). Из чашки Язычок пил чай и молоко. Язычок купил также сковородку, на ней он пёк блины, которые очень любил (упражнение «Лопата»). К Язычку часто приходил в гости друзья. Они хвалили его за угощение, иногда даже облизывались от удовольствия (упражнение «Вкусное варенье»).
В среду язычок ходил в зоопарк. Там он увидел лошадку (упражнение «Лошадка»), сердитую пантеру (упражнение «Сердитая пантера»), ужа, который только на первый взгляд казался страшным, особенно когда высовывал длинный и узкий язык, похожий на жало (упражнение «Иголочка»). Самой весёлой была обезьяна. Она любила всех смешить, поэтому всё время строила рожи: надувала щёки (упражнение «Толстячок», полоскала рот (упражнение «Надувание правой и левой щёк попеременно»), пыталась языком дотянуться до носа, а затем до подбородка.
В четверг Язычок ходил в цирк. Открыли представление барабанщики (упражнение «Барабан»). Больше всего Язычку понравилось выступление фокусника (упражнение «Фокус»).
В пятницу Язычок ходил в лес за грибами (упражнение «Грибочек»).
В субботу Язычок играл на музыкальных инструментах: на дудочке (упражнение «Трубочка»: свернуть язык трубочкой и подуть в неё), на гармошке (упражнение «Гармошка»).
А в воскресенье Язычок катался в парке на качелях (упражнение «Качели»).
Вот так интересно провел свою неделю Язычок.
Для владения правильным звукопроизношением необходимо развитие
речевого дыхания. Для этого были использованы следующие сюжетные картинки: «Подводный мир», «Летний луг», «Остров сокровищ», «Хоккей», «Колобок», «Храбрый пилот», «Парусная регата», «Цирковое представление», «На пруду», «Птичья столовая». Например, сюжетная картинка «Колобок», ребёнку рассказывалась сказка про колобка, и параллельно он дул на колобка (привязанный ниткой к основанию картинки), который перемещался от одного сказочного героя к другому.
Второй этап. «Постановка звука»
Цель: добиться правильного звучания изолированного звука.
Были использованы следующие логосказки: «Песенка змеи», «Не дразни гусей», «Женя и жук», «Паровоз», «Гоночная машинка», «Самолёт», «Воздушный шарик», «Песенка водички», «Комар», «Синица», «Два пароходика», «Индюк» и логопедическая сказка «Язычок» с уточнением артикуляции каждого звука и т.д.
Логопедическая сказка «Гоночная машинка» с презентацией
(на постановку звука «Р»)
Жили – были машинки, которые всегда участвовали в соревнованиях. Однажды самых лучших повезли на соревнования в другой город. Одна машинка случайно выпала из грузовика и повредила свой мотор, с тех пор она не участвует в соревнованиях, так как мотор не заводится. А ей так хочется участвовать в соревнованиях. Хочешь ей помочь?
Третий этап. «Автоматизация звука»
Цель: добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Здесь стоит задача – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
На этапе автоматизации звуков был оборудован игровой столик, который превращался либо в лесную полянку, либо в пещеру волшебника, либо в сказочный городок. И каждый раз дети с увлечением «путешествовали» по сказке и с огромным интересом выполняли все задания и упражнения. Для обыгрывания сюжетов использовались фигурки сказочных персонажей, вырезанные из плотного картона или мелкие игрушки из киндер-сюрпризов и детских конструкторов. В ход идут любые подручные средства. Главное, чтобы детям было интересно.
На данном этапе использовались логосказки: «Колобок», «Путешествие машинки».
Логопедическая сказка «Колобок»
(автоматизация звука «Л» в начале слов)
Жил-был старик со старухою. Просит старик: «Испеки, старуха, колобок». - «Из чего печь-то? Муки нет». - «Эх, старуха! По коробу поскреби, по сусекам помети; авось муки и наберется».
Старуха по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.
Колобок полежал-полежал, да вдруг прыгнул с окна и покатился по тропинке прямо в лес.
Катится колобок, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем».
- «Не ешь меня, зайчик! Я тебе пригожусь», — сказал колобок.
- Да вот картинки в лесу нашёл, а что на них нарисовано, не знаю.
- Так ты картинки покажи, (имя ребёнка), он(а) тебе поможет.
Ребёнок произносит названия картинок, чётко выделяя звук «Л» в начале слова. (Слова на слог – ла – лак, лань, лапа, лама, ласка, Лада, лото и т.д.).
- Спасибо тебе колобок!
И покатился колобок дальше; только заяц его и видел!
Катится колобок, а навстречу ему волк: «Колобок, колобок! Я тебя съем!»
- «Не ешь меня, серый волк! Я тебе пригожусь», — сказал колобок.
- Да вот картинки в лесу нашёл, а что на них нарисовано, не знаю.
- Так ты картинки покажи, (имя ребёнка), он(а) тебе поможет.
Ребёнок произносит названия картинок, чётко выделяя звук «Л» в начале слова. (Слова на слог – ло – лоб, лов, локон, локоть, лошадь, лодка и т.д).
- Спасибо тебе колобок!
И покатился колобок дальше; только волк его и видел!
Катится колобок, а навстречу ему медведь: «Колобок, колобок! Я тебя съем».
- «Не ешь меня, медведь! Я тебе пригожусь», — сказал колобок.
- Да вот картинки в лесу нашёл, а что на них нарисовано, не знаю.
- Так ты картинки покажи, (имя ребёнка), он(а) тебе поможет.
Ребёнок произносит названия картинок, чётко выделяя звук «Л» в начале слова. (Слова на слог – лу – лук, луч, лупа, лужа, Луша, лужок, лунка и т.д).
- Спасибо тебе колобок!
И опять укатился колобок; только медведь его и видел!
Катится колобок, а навстречу ему лиса: «Колобок, колобок! Я тебя съем».
- «Не ешь меня, лиса! Я тебе пригожусь», — сказал колобок.
- Да вот картинки в лесу нашла, а что на них нарисовано, не знаю.
- Так ты картинки покажи, (имя ребёнка), он(а) тебе поможет.
Ребёнок произносит названия картинок, чётко выделяя звук «Л» в начале слова. (Слова на слог – лы – лыко, лыжи, лыжня, лыжник и т.д).
- Спасибо тебе колобок!
И опять укатился колобок; только лиса его и видела!
Тут и сказке конец, а кто слушал, молодец!
(Аналогично можно автоматизировать и другие звуки в словах).
Четвёртый этап. «Дифференциация звуков»
Цель: научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
На данном этапе использовалась логосказка: «Спасение жителей города Красивой речи».
Логопедическая сказка «Спасение жителей города Красивой речи»
(дифференциация звуков «Л» и «Р» в чистоговорках)
Жил - был Незнайка. Как - то раз, когда Незнайка летел на своём воздушном шаре из Зеленного города в Цветочный, он увидел новый город, который показался ему необычным. А так как он был очень любопытным и смелым, то он решил посмотреть на этот город. Приземлившись, он увидел, что город пуст, только дома. А где жители? Он подошёл к одному дому и постучал, но никто не ответил, тогда он стал стучать еще сильнее и вдруг он услышал тоненький голосок: «Кто ты?» Незнайка рассказал о себе и спросил: «Что это за город и где все жители?» Тоненький голосок сказал: «Это город Красивой речи, но злая ведьма Картавка заколдовала его и только житель другого города, который умеет произносить все звуки, сможет нас расколдовать». Незнайка добрый мальчик и звуки все произносить умеет, но ему не хватит знаний, чтобы одному помочь жителям, а до Знайки лететь далеко.
- Что делать? (Ответ ребёнка)
Расколдовываем жителей первого домика.
- Сейчас я произнесу две чистоговорки (по двум картинкам), а ты (имя ребёнка) скажи, в какой из них есть звук «Л».
- Ла - ла - пила, ра - ра - гора.
- Какой звук встречается во второй чистоговорке? Звук «Л» какой? Звук «Р» какой?
- Чем отличается звук «Л» от звука «Р»?
- Молодец, (имя ребёнка), жители первого домика расколдованы.
Расколдовываем жителей второго домика.
- (Имя ребёнка), я произнесу начало чистоговорки, а ты, выбрав нужное слово, закончи его.
- Ла — ла -.... гора, игла. Ры - ры - ..... полы, шары.
- Молодец, (имя ребёнка), жители второго домика тоже расколдованы.
Идём к третьему домику.
- (Имя ребёнка), я произношу чистоговорку, выделяя голосом один из звуков, назови этот звук.
- аЛ - аЛ - баЛ.
- Сейчас поменяй звук «Л» на звук «Р» и проговори, что получилось.
(Если ребёнок затрудняется в выполнении задания, то можно использовать приём «поймай слово за хвост» (рукой как будто бы ловим последний звук слова).
- Молодец, (имя ребёнка), жители третьего домика тоже расколдованы.
Идём к четвёртому домику.
- (Имя ребёнка), произнеси чистоговорку весело, выразительно. (Если трудно, то логопед даёт образец).
- Ор - ор - у нас весёлый хор.
- А теперь произнеси чистоговорку так, как будто ты у меня спрашиваешь.
- Молодец, (имя ребёнка), жители четвёртого домика тоже расколдованы.
Идём к следующему домику под номером.....?
Логопед выкладывает фишками и проговаривает начало чистоговорки.
- Ар - ар - ......, (Имя ребёнка), посмотри на картинки и выбери те, в названии которой столько же слогов, сколько я произнесла в начале чистоговорки.
(Картинки: самовар, повар, сахар, шар).
- (Имя ребёнка), выложи эти слова фишками.
- Молодец, (имя ребёнка), жители и этого домика тоже расколдованы.
Идём к следующему домику по порядку под номером ....?
- (Имя ребёнка), я проговариваю начало чистоговорки, а ты, глядя на окошечки, в которых схемы — опоры, продолжаешь.
Ра - ра - вот Клара. Ры - ры - нет ...... Ре-ре-иду к ..... Ру - ру - вижу ....
Рой — рой — доволен ..... Ре - ре - думаю о ......
- Молодец, (имя ребёнка), жители и этого домика тоже расколдованы.
Идём к следующему домику по порядку под номером ....?
- (Имя ребёнка), я проговариваю чистоговорку, а ты повторяешь её, вставляя противоположное слово, глядя на схему.
Ра - ра - высокая гора. Ла — ла — острая пила. Ры - ры - большие шары.
Лы — лы — грязные полы. Ро - ро - новое ведро. Ло - ло - длинное весло.
- Молодец, (имя ребёнка), жители и этого домика тоже расколдованы.
Идём к следующему домику по порядку под номером ....?
- У меня есть короткая чистоговорка. Ла – ла - пила.
- А сейчас ты сможешь, отвечая на вопросы, превратить её в длинную.
- Ла - ла - какая пила?
- Ла —ла - что делает острая пила?
- Ла - ла - как жужжит острая пила?
- Молодец, (имя ребёнка), жители и этого домика тоже расколдованы.
- А вот и последний дом, вернее замок, наверное, в нём живёт король этого города.
- (Имя ребёнка), рассмотри картинку. Давай придумаем чистоговорку о том, что здесь нарисовано. Кто это? Какой последний слог в этом слове? Сколько в этом слове слогов?
- Значит повторим слог «ры» три раза: ры - ры - ры. Что ещё ты можешь сказать об этих комарах? Где летят комары?
- Молодец, (имя ребёнка), жители и этого замка тоже расколдованы. А это действительно король и королева данного города.
- Вот и рухнули злые чары ведьмы Картавки, теперь жители города будут свободно общаться и радовать друг друга красивой речью.
- А король с королевой дарят тебе (имя ребёнка) приз за спасение , а Незнайке – медаль за отзывчивость.
(Дети слабой подгруппы расколдовывают домики, просто повторяя чистоговорки со звуками «л» и «р»).
Литература
- Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов. 4 – е издание. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980.
- Инновации – в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.Е. Громова. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2008. – 232 с.
- Краузе Е. Н. Логопедия. – 2 изд., испр. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2003. – 208 с.
- Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: "ВЛАДОС", 1999.
- Специальная психология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – 2 – е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование фонематического восприятия у детей старшей группы с общим недоразвитием речи с использованием игровых технологий
Дифференциация звуков Б - Бь...
Методическая разработка по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
Полученные результаты исследования по выявлению уровня звукопроизношения, свидетельствовали о необходимости проведения коррекционных мероприятий по развитию звуковой стороны речи детей. С ...
Презентация на тему "Использование звуковых дорожек в формировании правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста"
Цель: развитие фонематического слуха Задачи: развитие четкой артикуляции звуков; упражнять в определении места звука в слове; правильного произношения всех звуков в словах и фразовой речи. ...
Конспект НОД по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста. Звук Ы.
Открытое занятие для педагогов детского сада....
" Формирование правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста"
Мастер-класс для родителей"...
Формирование правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
Рекомендации педагогам по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста...
Клуб "Красивой речи". "Артикуляционная гимнастика, как средство формирования правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста".
Артикуляционная гимнастика является важнейшим этапом в формировании правильного звукопроизношения. Взаимодействие с родителями в рамках клуба "Красивой речи" помогает познакомить их с ...