"В школу без дефектов!!!"
консультация по логопедии (старшая группа)
Развитие связной речи,развитие лексической стороны речи,формирование грамматического строя речи,развитие звуковой стороны речи. я разместила задания для выявления уровня речевого развития старших дошкольников., и всех этих компонентов речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_shkolu_bez_defektov-konsult.odt | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В первый класс без дефектов речи
Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельностидетей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте и др., а также вне занятий – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни ребёнка. Однако только обучение родному языку на специальных занятиях может дать здесь устойчивый развивающий эффект, на которых охватываются различные стороны речевого развития –фонетическая, лексическая, грамматическая, а в итоге – развитие связной речи в целом.
Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребёнок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко применять их в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.
Выделяются основные задачи педагогической работы по развитию речи:
- развитие связной речи
- развитие лексической стороны речи;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие звуковой стороны речи;
Рассмотрим эти задачи.
Развитие связной речи. Решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи — диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др.), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребёнка в семье, в детском саду и т. д.
Именно в диалоге развивается умение выслушивать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи детей.
Центральным моментом развития такой речи является обучение детей умению строить развернутое высказывание. Это предполагает формирование у них элементарных знаний о структуре текста (начало, середина, конец), представлений о связи между предложениями.
При обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, озаглавить его.
Большую роль в организации связного высказывания играет интонация. Поэтому формирование умения правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности текста в целом.
Развитие лексической стороны речи. Работа над словом - это прежде всего работа по осмыслению его значения. Словесные обозначения (наименования предметов) дети усваивают в ходе ознакомления с окружающей действительностью — как стихийного, так и специально организованного. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном обогащении, но и в качественном совершенствовании. Для этого требуется особая педагогическая работа по уточнению значения слов, обучению семантически адекватному употреблению синонимов, антонимов, многозначных слов, развитию умения понимать переносные значения.
В развитии словаря дошкольников крайне важным является принцип объединения слов в тематические группы. Единицы языка связаны друг с другом. Совокупность слов, составляющих тематический ряд, образует семантическое поле, которое располагается вокруг ядра. Например, многозначное слово «игла» в значении «лист хвойного дерева» входит в семантическое поле: дерево - ствол - ветви - хвоя - зелёная – пушистая; растёт — опадает; игла для шитья входит в другое семантическое поле: шить — зашивать — вышивать — платье — рубашка — узор — острая — тупая и т. д.
Формирование грамматического строя речи. В процессе овладения речью ребёнок приобретает умение образовывать и употреблять грамматические формы.
При работе над существительными дети обучаются правильному употреблению падежных форм (особенно формы родительного падежа во множественном числе), знакомятся с разными способами согласования существительного с прилагательными и глаголами.
При работе над глаголами дети учатся употреблять их в форме 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа, использовать категорию рода, соотнося действие и предмет женского рода (девочка сказала), мужского рода (мальчик читал) или среднего рода (солнце сияло) с глаголами прошедшего времени. Детей подводят также к образованию повелительного наклонения глагола-действия, к которому кто-либо побуждает кого-либо ( иди, беги, бежим, пусть бежит, идёмте) и к образованию возможного или предполагаемого действия (играл бы, читал бы).
Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения различных типов предложений.
При работе над прилагательными детей знакомят с тем, как согласуются существительное и прилагательное в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными (весёлый, весел, весела, веселы), со степенями сравнения прилагательных (добр — добрее, тихий — тише). Дети осваивают различные способы словообразования.
Овладение разными способами словообразования помогает дошкольнику правильно употреблять название детёнышей животных (зайчонок, лисёнок), предметов посуды (сахарница, конфетница), направление действий (ехал — поехал — выехал) и т. п.
Развитие звуковой стороны речи. Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и адекватно воспроизводить все звуковые единицы родного языка. Поэтому работа по формированию звукопроизношения у дошкольников должна проводиться систематически.
Важными средствами звуковой выразительности речи являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений.
Фонетическая сторона связана со звуковым оформлением текста (интонационная выразительность, оптимально выбранный темп, дикция),
что во многом обуславливает характер эмоционального воздействия на слушателей.
Задания для выявления уровня речевого развития старших дошкольников.
Предлагаемые задания позволят выявить успешность усвоения ребёнком программных задач по развитию речи и степень владения лексической, грамматической, фонетической стороной речи и её связностью при построении разных типов высказываний.
1. Ты знаешь много слов. Назови любые слова.
2. Сейчас мы с тобой поиграем в слова. Я тебе скажу своё слово, а ты мне своё.
- игла, звонок, молния;
- лёгкий, острый, глубокий;
- идти, падать, бежать.
3. Объясни, почемуты к слову «игла» подобрал слово «....».
4. Придумай предложение со словами «большой — громадный, секрет — загадка».
5. Подбери слова, противоположные по смыслу:
- длинный, светлый, быстрый;
-говорить, смеяться, спрашивать;
- громко, много, легко.
6. Что значит слово … «кот»; «ручка»?
7. Назови, из каких звуков состоит слово «кот»; «ручка»? Какой первый звук? Второй? Третий? Сколько слогов в слове «кот»; «ручка»?
8.Назови слово, которое я произнесу отдельными звуками (Ш, А, П, К, А; Б, У, К, В, А)
9. Составь предложение со словом «кот», со словом «ручка». Определить количество слов в предложении. Какое первое слово? Второе? Третье?...
10. У меня один красный шар, а у тебя много чего? (красных шаров). На полке стоит одна интересная книга, а на полках много (интересных книг). У меня одно зелёное яблоко, а у тебя много ...зелёных яблок.
11. Гриб, грибной — какая общая часть слышится в этих словах? Какие ещё слова образованы от слова «гриб» («слова родственники»)? Соль, солёный - какая общая часть в этих словах? Назови другие «слова-родственники», чтобы слышалась эта общая часть «соль».
12. Закончи предложения, когда я остановлюсь. «Гуляли зверята в лесу. Вдруг ёжик закричал, потому что … зверята стали думать, как…. Когда наступил вечер …»
13. Разложи картинки, чтобы у тебя получился рассказ.
Составь рассказ по серии картин. Придумай интересное название своему рассказу.
О профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи.
Зачастую, вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, прямо направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей. Это понятно, так как нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшие беспокойства родственников ребёнка. Но при таком подходе логопедии зачастую не рассматриваются другие направления работы логопеда.
Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Каковы же причины возникновения речевых нарушений?
Среди последних можно выделить:
- ухудшение экологической обстановки;
-особенности уральского региона;
- увеличение числа патологий беременности;
- увеличение родовых травм;
- ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
- различные социальные причины.
Хотелось бы остановиться на социальных причинах появления речевых нарушений. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправльно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения и д. р.
Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи ( по типу искажения).
Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребёнка, нарушение грамматического строя родной речи.
Как отмечалось ранее, речь ребёнка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этом смысле большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений. Если одной из главных задач логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация взаимодействия различных специалистов(логопеда, воспитателей, психолога, музыкального работника и т. д.) и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи детй.
Консультация для родителей:
«В школу иду без дефектов»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В школу без дефектов речи
Поступление в школу- чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Готовность к школе- это не только обучение чтению и счету, не только покупка неоходимых шко...
Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детей со сложным дефектом с интегрированной формой обучения.
Конспект занятия...
Проект «В школу - без дефектов речи»
Краткая аннотация проекта. Целью данного проекта является организация работы учителя-логопеда, педагогов и родителей детей дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6» в обеспечении условий комплексного...
Конспект интегрированного занятия в сенсорной комнате по развитию познавательной сферы и речи у детей 5–6 лет со сложной структурой дефекта по теме "Лесная школа"
Сенсорная комната-это волшебный мир сенсорных стимулов, активно влияющих на все основные рецепторы человека, через которые он познаёт окружающий мир. Вашему вниманию предоставлен конспект интегрирован...
перспективный план основной образовательной изодеятельности по программе под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Т.А. Васильевой " От рождения до школы" в группе детей компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом
Разработка тем, задач по изодеятельности в группе детей компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом...