Проект «В школу - без дефектов речи»
проект (развитие речи, подготовительная группа) на тему
Краткая аннотация проекта.
Целью данного проекта является организация работы учителя-логопеда, педагогов и родителей детей дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6» в обеспечении условий комплексного подхода в коррекции речевых нарушений, соблюдении преемственности в работе детского сада и начального обучения в школе.
Работа данного проекта строится по направлениям:
· диагностическое
· коррекционно – развивающее
· информационно - методическое
Обоснование необходимости создания проекта.
Нарушение речи - очень распространённое явление среди детей дошкольного возраста. Причинами этого являются: сочетанные психические, физические и речевые нарушения, соматические заболевания, задержка психо-речевого развития. На этом фоне, в большинстве случаев, у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения речи. Если их вовремя не устранить в дошкольном возрасте, то они вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определённые изменения личности в цепи развития «ребёнок – подросток – взрослый». Ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться в школе, в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, нарушением грамматического строя речи, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.
Для того, чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев - дошкольной и школьной логопедических служб. Их тесное взаимодействие поможет педагогам наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу.
Итак, проблема преемственности в работе логопедов детского сада и школы является одной из актуальных проблем нашего образования, т.к. сейчас, как никогда возрос процент детей с речевыми патологиями. В настоящее время учителю-логопеду детского сада, который является начальной ступенькой на лестнице коррекции, в одиночку не справиться с этим заданием, необходимо полное взаимодействие семьи ребенка, воспитателей, психолога, так и педагогов и логопедов следующей ступени – это школы. Вместе с тем единая система логопедической работы по устранению речевых нарушений в детском саду и начальных классах школы позволила бы в значительной мере повысить эффективность коррекционного обучения, направленного на повышение грамотности и успешности в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_shkolu_bez_deffektov_rechi.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Визитная карточка проекта.
Тема | «В школу - без дефектов речи» |
Нормативно-правовое обеспечение |
|
Разработчик проекта | Журавель Надежда Ивановна – учитель-логопед МБОУ «СОШ № 6» (дошкольные группы) |
Цели и задачи проекта | Цель: выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста. Задачи:
|
Сроки реализации, участники проекта | 2013-2014 учебный год. Дети, зачисленные в логопедический пункт, педагоги, родители. |
Технология реализации проекта | Диагностические методики, комплексы традиционных игр и игровых упражнений на основе словесных, дидактических, игровых методов, информационно-коммуникационные технологии. |
Материально – техническая база проекта | Программа коррекционной деятельности в логопедическом пункте. Перспективно – тематическое планирование деятельности учителя – логопеда. Программа работы клуба «Растим будущего школьника». Стенд «Родителям». Консультации для родителей (буклеты, презентации). Анкеты, памятки. ИКТ. Методические и игровые пособия, дидактические игры, игрушки. |
- Краткая аннотация проекта.
Целью данного проекта является организация работы учителя-логопеда, педагогов и родителей детей дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6» в обеспечении условий комплексного подхода в коррекции речевых нарушений, соблюдении преемственности в работе детского сада и начального обучения в школе.
Работа данного проекта строится по направлениям:
- диагностическое
- коррекционно – развивающее
- информационно - методическое:
- Обоснование необходимости создания проекта.
Нарушение речи - очень распространённое явление среди детей дошкольного возраста. Причинами этого являются: сочетанные психические, физические и речевые нарушения, соматические заболевания, задержка психо-речевого развития. На этом фоне, в большинстве случаев, у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения речи. Если их вовремя не устранить в дошкольном возрасте, то они вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определённые изменения личности в цепи развития «ребёнок – подросток – взрослый». Ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться в школе, в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, нарушением грамматического строя речи, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.
Для того, чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев - дошкольной и школьной логопедических служб. Их тесное взаимодействие поможет педагогам наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу.
Итак, проблема преемственности в работе логопедов детского сада и школы является одной из актуальных проблем нашего образования, т.к. сейчас, как никогда возрос процент детей с речевыми патологиями. В настоящее время учителю-логопеду детского сада, который является начальной ступенькой на лестнице коррекции, в одиночку не справиться с этим заданием, необходимо полное взаимодействие семьи ребенка, воспитателей, психолога, так и педагогов и логопедов следующей ступени – это школы. Вместе с тем единая система логопедической работы по устранению речевых нарушений в детском саду и начальных классах школы позволила бы в значительной мере повысить эффективность коррекционного обучения, направленного на повышение грамотности и успешности в обучении.
- Основные цели и задачи проекта.
Цель: обеспечение условий комплексного подхода в коррекции речевых нарушений, соблюдении преемственности в работе детского сада и начального обучения в школе.
Задачи:
- выявлять и своевременно предупреждать речевые нарушения;
- устранять дефекты звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры), развивать фонематический слух;
- развивать навыки звукового анализа и синтеза;
- уточнять, расширять и обогащать лексическую сторону речи;
- формировать грамматический строй речи;
- развивать связную речь дошкольников;
- осуществлять преемственность в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ;
- соблюдать преемственность в работе детского сада и начальной школы.
Участники, партнёры проекта.
- дети, зачисленные в логопедический пункт;
- педагоги;
- родители.
Педагоги знакомятся с основными задачами и направлениями работы через семинары, практикумы, консультации. Родители получают необходимую информацию через различные формы: консультации, беседы, родительские собрания, информационные стенды, тетради для рекомендаций, СМИ.
- Этапы реализации проекта.
- Подготовительный (сентябрь 2013г.)
Цель: осуществление мониторинга коррекционного процесса.
Задачи:
- учесть особенности детей с различной степенью тяжести речевого дефекта;
- сделать вывод о степени сформированности всех сторон речи в количественном и качественном отношении;
- спланировать коррекционно–развивающую работу в соответствии с реальными потребностями ребёнка, его индивидуальными особенностями;
- при определении результатов, выявить динамику развития и определить дальнейшие направления в работе.
Формы работы:
- Обследование детей 6-7 летнего возраста;
- Сбор анамнестических данных;
- Анкетирование родителей;
- Опрос педагогов.
- Основной (октябрь-апрель 2013-2014 учебный год)
Цель: реализация программы коррекционных занятий в логопедическом пункте дошкольных групп.
Задачи:
- объединить усилия педагогов и родителей в создании благоприятных условий для реализации коррекционной деятельности с детьми дошкольного возраста;
- осуществлять систематическую и последовательную работу по коррекции речевых нарушений у старших дошкольников;
- знакомить родителей и педагогов с этапами развития детской речи, учить оценивать речевую готовность ребенка к школе.
Эффективность логопедической работы определяется чёткой организацией детей в
период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов.
Занятия с воспитанниками проводятся индивидуально, и в подгруппе. Основной формой логопедической коррекции являются индивидуальные занятия. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом в зависимости от тяжести речевого дефекта.
Задачи и содержание индивидуальных занятий:
• развитие артикуляционного праксиса;
• фонационные упражнения;
• уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко-слоговых сочетаниях;
• вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
• первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.
Задачи и содержание подгрупповых занятий:
• закрепление навыков произношения поставленных звуков;
• отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур;
• воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов;
• расширение лексического запаса;
• закрепление доступных возрасту грамматических категорий.
Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в
коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также
педагогов и специалистов детского сада (педагог-психолог, музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, воспитатель по ИЗО-деятельности). Работа по речевому развитию детей проводится не только учителем-логопедом, но и в деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также во время непосредственной
образовательной деятельности. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.
- Заключительный (май 2014 года).
Цель: мониторинг результатов коррекционного процесса, полученных в ходе реализации проекта.
Задачи:
- провести мониторинг фактических результатов проекта и сравнить их с ожидаемыми результатами;
- познакомить с результатами коррекционной деятельности участников проекта: родителей, педагогов, учителя-логопеда школы.
- провести обследование детей 5-6 летнего возраста для последующего комплектования логопедического пункта дошкольных групп.
- Планируемые результаты деятельности по проекту.
Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе
можно считать следующее:
• ребенок использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;
• ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет
дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки. Умеет определять позицию звука в слове; придумывает слова на заданный звук. Самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;
• ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу.
- Заключение.
Мой педагогический опыт позволяет говорить о преемственности, как о процессе двустороннем. На дошкольной ступени образования формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности его обучения в школе. В то же время школа строит свою работу не с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Считаем, что только совместная работа родителей и педагогических коллективов детского сада и школы закладывает основы успешной учебы детей в начальной школе и помогает им в дальнейшем реализовать себя в процессе обучения, обеспечить самореализацию в будущем.
Интеграция образовательных областей в логопедической работе.
Образовательная область | Задачи | Вид деятельности |
Физическое развитие | Развивать координированность и точность действий. Формировать правильную осанку. Развивать общую моторику. Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании. | - пальчиковая гимнастика - речь с движением - физкультминутки - беседа |
Коммуникативно- личностное развитие | Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Развивать коммуникативную функцию речи. Развивать в игре коммуника-тивные навыки. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные, дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Развивать умение инсцени-ровать стихи, разыгрывать сценки. | - игровые ситуации; - мини инсценировки; - настольно-печатные, дидактические игры - театрализованные игры; - автоматизация поставле-нных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи. |
Художественно- эстетическое развитие | Развивать интерес к художественной лите-ратуре, творчеству. Формировать эмоциио-нальное отношение к прочитанному, к пос-тупкам героев; учить высказывать своё отношение к прочитанному, прослушанно-му в музыке.. Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках, концертах. | -автоматизация постав-ленных звуков в стихотворных текстах, рассказах; - уточнение и обогащение словаря детей. |
Познавательно- речевое развитие | Учить воспринимать предметы, их свойства, сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки. Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. Формировать прослеживающую функцию глаза и пальца. Развивать зрительное внимание и память. Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, пазлами, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике. Развивать умение слышать ритмический рисунок. Учить передавать ритмический рисунок. | - автоматизация поставленных звуков в словах - автоматизация поставленных звуков в предложениях, - автоматизация поставленных звуков в связной речи, - дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия - пальчиковая гимнастика - дидактические игры и упражнения на развитие лексико-грамматических категорий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В школу без дефектов речи
Поступление в школу- чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Готовность к школе- это не только обучение чтению и счету, не только покупка неоходимых шко...
Родительское собрание на тему:«Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе.Роль семьи в преодолении дефектов речи».
Рассматриваются вопросы о положительных сторонах обучения и воспитания детей в логопедических группах, о роли семьи в преодолении речевых нарушений....
«Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».
Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада?В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:- фо...
«Специфика обучения и воспитания детей в старшей группе компенсирующей направленности с нарушениями речи. Роль семьи в преодолении дефектов речи».
Сообщение для родителей старшей группы с речевыми нарушениями на первичном родительском собрании....
Взаимодействие педагогов логопедической группы с родителями для успешной реализации проекта «В первый класс без дефектов речи»
"Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного, делового контакта между семьей и детским...
"В школу без дефектов!!!"
Развитие связной речи,развитие лексической стороны речи,формирование грамматического строя речи,развитие звуковой стороны речи. я разместила задания для выявления уровня речевого развития старши...
Проект «Повышение эффективности преодоления дефектов речи у детей посредством логосказок».
В проекте изучается вопрос,как можно развивать правильное звукопроизношение у детей дошкольного возраста используя логосказки....