Проект «В школу - без дефектов речи»
проект (развитие речи, подготовительная группа) на тему

Журавель Надежда Ивановна

Краткая аннотация проекта.

 Целью данного проекта является организация работы учителя-логопеда, педагогов и родителей детей дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6» в обеспечении условий  комплексного подхода в коррекции речевых нарушений, соблюдении преемственности в работе детского сада и начального обучения в школе.

Работа данного проекта строится по направлениям:

·         диагностическое

·         коррекционно – развивающее

·         информационно - методическое

  Обоснование необходимости создания проекта.

  Нарушение речи - очень распространённое явление среди детей дошкольного возраста. Причинами этого являются: сочетанные психические, физические и речевые нарушения, соматические заболевания, задержка психо-речевого развития. На этом фоне, в большинстве случаев, у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения речи.  Если их вовремя не устранить в дошкольном возрасте, то они вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определённые изменения личности в цепи развития «ребёнок – подросток – взрослый».  Ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться в школе,  в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, нарушением грамматического строя речи,  являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.

Для того, чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев - дошкольной и школьной логопедических служб. Их тесное взаимодействие поможет педагогам наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу.

 

Итак, проблема преемственности в работе логопедов детского сада и школы является одной из актуальных проблем нашего образования, т.к. сейчас, как никогда возрос процент детей с речевыми патологиями. В настоящее время учителю-логопеду детского сада, который является начальной ступенькой на лестнице коррекции, в одиночку не справиться с этим  заданием, необходимо полное взаимодействие семьи ребенка, воспитателей, психолога, так и педагогов и логопедов следующей ступени – это школы. Вместе с тем единая система логопедической работы по устранению речевых нарушений в детском саду и начальных классах  школы позволила бы в значительной мере повысить эффективность коррекционного обучения, направленного на повышение грамотности и успешности в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_v_shkolu_bez_deffektov_rechi.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Визитная карточка проекта.

Тема

«В школу - без дефектов речи»

Нормативно-правовое

обеспечение

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Федеральный государственный стандарт дошкольного  образования 2013г.
  • Положение о логопедическом пункте при МБОУ «СОШ № 6» (дошкольные группы).

Разработчик проекта

Журавель Надежда Ивановна – учитель-логопед МБОУ «СОШ № 6» (дошкольные группы)

Цели и задачи проекта

 Цель:   выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Осуществлять мониторинг речевого развития детей.
  • Определять и реализовывать индивидуальный маршрут коррекции речевого дефекта с учётом его структуры, степени тяжести, обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей детей.
  • Взаимодействовать со всеми субъектами коррекционно-развивающего процесса в реализации комплексного подхода для адаптации детей с нарушением речи при переходе в следующее звено обучения.
  • Распространять логопедические знания среди родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей и оптимизации процесса логопедического воздействия

Сроки реализации, участники проекта

2013-2014 учебный год.

Дети, зачисленные в логопедический пункт,  педагоги,  родители.

Технология

реализации проекта

Диагностические методики, комплексы традиционных игр и игровых упражнений на основе словесных, дидактических, игровых методов, информационно-коммуникационные технологии. 

Материально – техническая база проекта

Программа коррекционной деятельности в логопедическом пункте. Перспективно – тематическое планирование деятельности  учителя – логопеда.                                                                                                      Программа работы клуба «Растим будущего школьника».                      Стенд «Родителям».                                                                          Консультации для родителей  (буклеты, презентации).                        Анкеты, памятки.                                                                                                         ИКТ. Методические и игровые пособия, дидактические игры, игрушки.

  1. Краткая аннотация проекта.

 Целью данного проекта является организация работы учителя-логопеда, педагогов и родителей детей дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6» в обеспечении условий  комплексного подхода в коррекции речевых нарушений, соблюдении преемственности в работе детского сада и начального обучения в школе.

Работа данного проекта строится по направлениям:

  • диагностическое
  • коррекционно – развивающее
  • информационно - методическое:
  1. Обоснование необходимости создания проекта.

  Нарушение речи - очень распространённое явление среди детей дошкольного возраста. Причинами этого являются: сочетанные психические, физические и речевые нарушения, соматические заболевания, задержка психо-речевого развития. На этом фоне, в большинстве случаев, у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения речи.  Если их вовремя не устранить в дошкольном возрасте, то они вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определённые изменения личности в цепи развития «ребёнок – подросток – взрослый».  Ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться в школе,  в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, нарушением грамматического строя речи,  являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.

Для того, чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев - дошкольной и школьной логопедических служб. Их тесное взаимодействие поможет педагогам наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу.

Итак, проблема преемственности в работе логопедов детского сада и школы является одной из актуальных проблем нашего образования, т.к. сейчас, как никогда возрос процент детей с речевыми патологиями. В настоящее время учителю-логопеду детского сада, который является начальной ступенькой на лестнице коррекции, в одиночку не справиться с этим  заданием, необходимо полное взаимодействие семьи ребенка, воспитателей, психолога, так и педагогов и логопедов следующей ступени – это школы. Вместе с тем единая система логопедической работы по устранению речевых нарушений в детском саду и начальных классах  школы позволила бы в значительной мере повысить эффективность коррекционного обучения, направленного на повышение грамотности и успешности в обучении.

  1. Основные цели и задачи проекта.

Цель:   обеспечение условий  комплексного подхода в коррекции речевых нарушений, соблюдении преемственности в работе детского сада и начального обучения в школе.

Задачи:

  •  выявлять и своевременно предупреждать речевые нарушения;
  •  устранять дефекты звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры), развивать фонематический слух;
  • развивать навыки звукового анализа и синтеза;
  • уточнять, расширять и обогащать лексическую сторону речи;
  • формировать  грамматический строй речи;
  • развивать связную речь дошкольников;
  • осуществлять преемственность в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ;
  • соблюдать преемственность в работе детского сада и начальной школы.

Участники, партнёры проекта.

  • дети, зачисленные в логопедический пункт;
  • педагоги;
  • родители.

Педагоги знакомятся с основными задачами и направлениями работы через семинары, практикумы, консультации. Родители получают необходимую информацию через различные формы: консультации, беседы, родительские собрания, информационные стенды, тетради   для рекомендаций, СМИ.  

  1. Этапы реализации проекта.
  1. Подготовительный (сентябрь 2013г.)

      Цель: осуществление мониторинга коррекционного процесса.

 Задачи:

  • учесть особенности детей с различной степенью тяжести речевого дефекта;
  • сделать вывод о степени сформированности всех сторон речи в количественном и качественном отношении;
  • спланировать коррекционно–развивающую работу в соответствии с реальными потребностями ребёнка, его индивидуальными особенностями;
  •  при определении результатов, выявить динамику развития и определить дальнейшие направления в работе.

Формы работы:

  • Обследование детей 6-7 летнего возраста;
  • Сбор анамнестических данных;
  • Анкетирование родителей;
  • Опрос педагогов.
  1. Основной (октябрь-апрель 2013-2014 учебный год)

   Цель: реализация программы коррекционных занятий в логопедическом пункте дошкольных групп.

  Задачи:

  • объединить усилия педагогов и родителей в создании благоприятных условий для реализации коррекционной деятельности с детьми дошкольного возраста;
  • осуществлять систематическую и последовательную работу по коррекции речевых нарушений у старших дошкольников;
  • знакомить родителей и педагогов с этапами развития детской речи, учить оценивать речевую готовность ребенка к школе.

         Эффективность логопедической работы определяется чёткой организацией детей в

период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов.

Занятия с воспитанниками проводятся  индивидуально,  и в подгруппе. Основной формой логопедической коррекции являются индивидуальные занятия. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом в зависимости от тяжести речевого дефекта.

Задачи и содержание индивидуальных занятий:

• развитие артикуляционного праксиса;

• фонационные упражнения;

• уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко-слоговых сочетаниях;

• вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;

• первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.

Задачи и содержание подгрупповых занятий:

• закрепление навыков произношения поставленных звуков;

• отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур;

• воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов;

• расширение лексического запаса;

• закрепление доступных возрасту грамматических категорий.

Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в

коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также

педагогов и специалистов детского сада (педагог-психолог, музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, воспитатель по ИЗО-деятельности). Работа по речевому развитию детей проводится не только учителем-логопедом, но и в деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также во время непосредственной

образовательной деятельности. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.

  1.  Заключительный (май 2014 года).

          Цель: мониторинг результатов коррекционного процесса, полученных в ходе реализации проекта.

          Задачи:

  • провести мониторинг фактических результатов проекта и сравнить их с ожидаемыми результатами;
  • познакомить с результатами коррекционной деятельности участников проекта: родителей, педагогов, учителя-логопеда школы.
  • провести обследование детей 5-6 летнего возраста для последующего комплектования логопедического пункта дошкольных групп.

  1. Планируемые результаты деятельности по проекту.

Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе

можно считать следующее:

• ребенок  использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;

• ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет

дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки. Умеет определять позицию звука в слове; придумывает слова на заданный звук. Самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;

• ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу.

  1. Заключение.

Мой педагогический опыт позволяет говорить о преемственности, как о процессе двустороннем. На дошкольной ступени образования   формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности его обучения в школе. В то же время школа строит свою работу не  с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Считаем, что только совместная работа родителей и педагогических коллективов детского сада и школы закладывает основы успешной учебы детей в начальной школе и помогает им в дальнейшем реализовать себя в процессе обучения, обеспечить самореализацию в будущем.

Интеграция образовательных областей в логопедической работе.

Образовательная

область

Задачи

Вид деятельности

Физическое

развитие

Развивать координированность и точность действий. Формировать правильную осанку. Развивать общую моторику. Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании.

- пальчиковая гимнастика

- речь с движением

- физкультминутки

- беседа

Коммуникативно-

личностное

развитие

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Развивать коммуникативную функцию речи. Развивать в игре коммуника-тивные навыки. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные, дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Развивать умение инсцени-ровать стихи, разыгрывать сценки.

- игровые ситуации;

- мини инсценировки;

- настольно-печатные,

дидактические игры

- театрализованные игры;

- автоматизация поставле-нных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи.

Художественно-

эстетическое

развитие

Развивать интерес к художественной лите-ратуре, творчеству. Формировать эмоциио-нальное отношение к прочитанному, к пос-тупкам героев; учить высказывать своё отношение к прочитанному, прослушанно-му в музыке.. Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках, концертах.

-автоматизация постав-ленных звуков в стихотворных текстах,  рассказах;

- уточнение и обогащение словаря детей.

Познавательно-

речевое развитие

Учить воспринимать предметы, их свойства, сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. Развивать слуховое внимание и память при

восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов,

предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки. Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов.

Формировать прослеживающую функцию глаза и пальца. Развивать зрительное внимание и память. Совершенствовать и

развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, пазлами, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике. Развивать умение слышать

ритмический рисунок. Учить передавать ритмический рисунок.

- автоматизация поставленных

звуков в словах

- автоматизация поставленных

звуков в предложениях,

- автоматизация поставленных

звуков в связной речи,

- дидактические игры на

развитие слухового и

зрительного восприятия

- пальчиковая гимнастика

- дидактические игры и

упражнения  на развитие лексико-грамматических категорий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В школу без дефектов речи

Поступление в школу- чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Готовность к школе- это не только обучение чтению и счету, не только покупка неоходимых шко...

Родительское собрание на тему:«Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе.Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Рассматриваются вопросы о положительных сторонах обучения и воспитания детей в логопедических группах, о роли семьи в преодолении речевых нарушений....

«Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада?В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:- фо...

«Специфика обучения и воспитания детей в старшей группе компенсирующей направленности с нарушениями речи. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Сообщение для родителей старшей группы с речевыми нарушениями на первичном родительском собрании....

Взаимодействие педагогов логопедической группы с родителями для успешной реализации проекта «В первый класс без дефектов речи»

"Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного, делового контакта между семьей и детским...

"В школу без дефектов!!!"

Развитие связной речи,развитие лексической стороны речи,формирование грамматического строя речи,развитие звуковой стороны речи.  я разместила задания для выявления уровня речевого развития старши...

Проект «Повышение эффективности преодоления дефектов речи у детей посредством логосказок».

В проекте изучается вопрос,как можно развивать правильное звукопроизношение у детей дошкольного возраста используя логосказки....