Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детей со сложным дефектом с интегрированной формой обучения.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_femp_zima.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

начальная школа – детский сад № 687

«Центр реабилитации ребёнка»

 Корпус № 4

Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детей со сложным дефектом с интегрированной формой обучения.

                                             Учитель-дефектолог: Юргилевич И.В.

Лексическая тема: «Зимушка-зима»

Цель: Уточнение и закрепление пространственных и временных представлений.

Задачи.

Образовательные:

  • Закрепить умение детей составлять и решать задачи на основе предметно-практической деятельности
  • Закрепить временные и пространственные понятия.    
  • Закрепить умение выявлять закономерность и продолжать последовательность
  • Закрепление знаний о геометрических фигурах, развивать умение  детей декодировать информацию, зашифрованную на карточках-кодах  / форма, цвет, величина /

  Коррекционно-развивающие

  • Коррекция  общей и мелкой моторики
  • Развитие пространственно-временных представлений
  • Развитие речи
  • Развитие познавательных способностей, сообразительности
  • Развитие произвольного внимания

  Воспитательные:

  • Воспитывать чувство эмпатии, отзывчивость и умение работать в коллективе.
  • Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

 ХОД ЗАНЯТИЯ:

I Организационный момент.

Дефектолог: Ребята, сколько у нас времён года? Послушайте загадку, отгадайте, о каком времени года в ней говорится?

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрыла серебром!

(Дефектолог показывает  таблицу, на которой изображены 3 сезона, кроме зимы.)

Дефектолог: Как вы думаете, какого времени года не хватает на картинках?

Дети: Зимы.

Дефектолог: Правильно, это Зимушка-зима. Вот она! О ней сегодня мы и будем говорить!

II Основная часть.

1.Закрепление временных понятий.

Дефектолог: Ребята, а на какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке?

Правильно, это зимние месяцы. Зимушка-зима принесла вам названия не только своих, но и всех остальных месяцев года.

Разложите их по порядку, сверху вниз, начиная с февраля. Сколько месяцев в году?

Мы сейчас поиграем. Даня и Женя будут по очереди ведущими, и будут задавать вам вопросы.

Дети: Назови только весенние месяцы, назови только осенние.

Какой месяц идёт после марта? После июня? Перед августом? Перед ноябрём?

Дефектолог: И я хочу с вами поиграть. Ответьте на вопросы

Таня ходила в бассейн  всю зиму, весну и лето, а Света – целый год, кто из девочек ходил меньше в бассейн? Женя ходил в садик 3 зимы, 3 весны, 3 лета и 3 осени, а Даня ходил в садик 3 года, кто из них больше ходил в садик?

Дефектолог: Для чего нам нужен календарь?

Дети:  Календарь показывает число, месяц и день недели.

Дефектолог: Отгадайте загадку

Братьев ровно семь,

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний –

Появляется передний.

Дети: Дни недели

Дефектолог: Правильно. Кто может назвать день своего рождения? Кто может показать его на календаре? В какой день недели у тебя будет день рождение?

Давайте споём нашу песенку про дни недели?

Какой у нас сегодня день недели? Какой день недели был вчера? Сколько дней в неделе? Назови выходные дни.

Какой день недели идёт после понедельника, перед пятницей? Назови третий день недели.

Молодцы.

 Итак, назовите какое сейчас время года?

 Назовите приметы зимы.

 Дети: Холодно, день короткий, а ночь – длинная, идёт снег

Дефектолог: Что вам нравится  зимой?

Дети: Можно кататься на коньках, на санках, лепить снежную бабу.

2.Составление задачи по картинке

 Детям предлагается составить задачу по рисунку.. Например: «Ребята гуляют зимой на улице. Двое катаются на коньках, а один съезжает с горы на санках. Сколько всего детей гуляет?»

Дефектолог: Что мы составили?

Дети: Задачу

Дефектолог: Почему мы считаем, что это задача?

Дети: В задаче есть условие и вопрос.

Дефектолог: Назовите условие задачи.

                      Назовите вопрос задачи.

                     

Дефектолог: С какого слова обычно начинается вопрос задачи?

Дети: Со слова «Сколько?»

Дефектолог: Что ещё обязательно должно быть в задаче?

Дети: Числа

Дефектолог: Назовите числа в условии задачи

Дети: Два и один

Дефектолог: Как решить задачу?

Дети: Нужно к двум прибавить один, получится три.

Дефектолог: Мы решили задачу?

Дети: Да. Решили

Дефектолог: Почему вы считаете, что решили задачу?

Дети: Мы ответили на вопрос задачи.

Дефектолог: Запишите её решение в тетрадях

Дефектолог: Послушайте. «Зима. Ребята решили погулять на улице. Коля решил скатиться с горы на санках. Саша и Люда захотели покататься на коньках. Всем было весело » Скажите, это задача или рассказ?

Дети: Рассказ

Дефектолог: Почему вы так решили?

Дети: Мы узнали как дети играли зимой. В рассказе нет вопроса.

3.Развитие мелкой моторики, координации движений.

Дефектолог: Ребята. А из чего лепят снеговика?

Дети: Из снега

Дефектолог: Правильно. А снег  состоит из множества снежинок

Когда дует ветер, они кружатся в воздухе и падают по разному. Сейчас снежинка будут падать, а вы запомните и нарисуете её  путь пальчиком в коробке с манкой.

4.Гимнастика для глаз

Дефектолог: А сейчас давайте, как будто проследим глазками за падающей снежинкой. Снежинка кружится в воздухе и падает…вверх, вниз, вправо. влево….

5. Ориентировка в пространстве.

Дефектолог: А сейчас вы закроете глаза, будет звучать красивая музыка, вы представите, что вы в сказочном лесу, и на вас падают лёгкие снежинки. Когда музыка прервётся. а маленькая снежинка опустится на вас,  вы откроете глаза и назовёте, куда опустилась наша снежинка.

(На правую ногу. На левое плечо)

6.Выявление закономерности и продолжение последовательности.

Дефектолог: Наша зима приготовила вам сюрприз – разноцветные льдинки!

Из них нужно выложить разные бусы. Я буду показывать первые пять бусинок, а вы должны составить свои бусы по тому же принципу. Работать будем парами. Что значит пара?

Дети: Два человека.

Дефектолог: Правильно. Одна пара будет работать у доски. А другая – проверять их. А потом – поменяетесь. Ты будешь выкладывать свои бусы в левом верхнем углу, а ты в правом нижнем.

7. Развитие общей моторики, решение примеров

Дефектолог: А сейчас встаньте. Мы немного разомнёмся. (На полу разложены крупные цифры) Я буду называть числа, а вы будете прыгать на нужные цифры. И задание посложней, решаем примеры и прыгаем на цифру, обозначающую ответ.

8. Закрепление знаний о геометрических фигурах, декодирование информации

Дефектолог: Но Зимушка-зима  заморозила разноцветные льдинки не только в виде кругов.  Перед вами  льдинки в форме геометрических фигур. Они разной величины, формы и цвета.

Я даю тебе схему. А ты по ней выбираешь нужную льдинку и выставляешь её.

 (Работа со схемами)

Мы с вами выставили 4 геометрические фигуры. А сейчас я хочу проверить, хорошо ли вы их запомнили. Зарисуйте их в тетради. Молодцы.

9. Физкультминутка

Глянь на улицу – зима!

Белые стоят дома

Снег не улице идёт

Дворник улицу метёт

Мы катаемся на санках

Пишем на катке круги

Ловко бегаем на лыжах

И играем все в снежки

10. Техника «Изонити»

Дефектолог: Хорошо. Зимушка-зима приготовила нам много подарков. Давайте и мы её порадуем. Мы умеем вышивать, давайте вышьем для неё в подарок снежинки и сосульки.

Вспомните, как нужно правильно обращаться с иглой?

Дети: С иглой нужно обращаться аккуратно, направлять вверх, а не в сторону соседа.

Дефектолог: Девочкам надо соединить цифры по порядку, чтобы получилась красивая снежинка, а мальчикам вышить сосульку.

На какой стороне у вас будет рисунок?  С какой стороны надо начинать работу? Мальчики, какой угол вы будете вышивать?

Дети: На лицевой. С изнаночной. Острый.

III Заключительная часть

Дефектолог: Ребята, какие вы молодцы. Все задания зимушки – зимы выполнили, и прекрасный подарок для неё сделали. Мне понравилось, как ты работал при составлении задачи,  а ты хорошо подбирал разноцветные льдинки, ни разу не ошибся.

И сосульки и снежинки у всех получились очень зимними и сказочными.

Жаль, что зима подходит к концу. Но на смену ей придёт не менее чудесное время года, весна! Но об этом мы с вами поговорим в следующий раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе.

Тема: целое, часть.Цель: помочь детям прийти к пониманию того, что предмет можно рассматривать не только в целом, но и частями  и  последние  могут быть составными дру...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране «Математика».

Цели: Закреплять умения понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно, составлять арифметические задачи по рисунку, записывать решение задачи. Формировать навык самоконтроля. ...

Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие в страну Математика».

Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе.   Программные задачи: Закрепить умение считать в прямо...

Конспект комплексного занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе "Весёлое путешествие"

Программное содержание:  - расширять и закреплять у детей знания и представления о профессиях; - упражнять в порядковом и количественном счете; - закреплять представления о днях не...

Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Дорожная математика»

Аннотация. В работе представлен конспект занятия «Дорожная математика» для детей подготовительной к школе группы направленный на комплексное решение задач по формированию элементарных математических п...