Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детей со сложным дефектом с интегрированной формой обучения.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
начальная школа – детский сад № 687
«Центр реабилитации ребёнка»
Корпус № 4
Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детей со сложным дефектом с интегрированной формой обучения.
Учитель-дефектолог: Юргилевич И.В.
Лексическая тема: «Зимушка-зима»
Цель: Уточнение и закрепление пространственных и временных представлений.
Задачи.
Образовательные:
- Закрепить умение детей составлять и решать задачи на основе предметно-практической деятельности
- Закрепить временные и пространственные понятия.
- Закрепить умение выявлять закономерность и продолжать последовательность
- Закрепление знаний о геометрических фигурах, развивать умение детей декодировать информацию, зашифрованную на карточках-кодах / форма, цвет, величина /
Коррекционно-развивающие
- Коррекция общей и мелкой моторики
- Развитие пространственно-временных представлений
- Развитие речи
- Развитие познавательных способностей, сообразительности
- Развитие произвольного внимания
Воспитательные:
- Воспитывать чувство эмпатии, отзывчивость и умение работать в коллективе.
- Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I Организационный момент.
Дефектолог: Ребята, сколько у нас времён года? Послушайте загадку, отгадайте, о каком времени года в ней говорится?
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром!
(Дефектолог показывает таблицу, на которой изображены 3 сезона, кроме зимы.)
Дефектолог: Как вы думаете, какого времени года не хватает на картинках?
Дети: Зимы.
Дефектолог: Правильно, это Зимушка-зима. Вот она! О ней сегодня мы и будем говорить!
II Основная часть.
1.Закрепление временных понятий.
Дефектолог: Ребята, а на какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке?
Правильно, это зимние месяцы. Зимушка-зима принесла вам названия не только своих, но и всех остальных месяцев года.
Разложите их по порядку, сверху вниз, начиная с февраля. Сколько месяцев в году?
Мы сейчас поиграем. Даня и Женя будут по очереди ведущими, и будут задавать вам вопросы.
Дети: Назови только весенние месяцы, назови только осенние.
Какой месяц идёт после марта? После июня? Перед августом? Перед ноябрём?
Дефектолог: И я хочу с вами поиграть. Ответьте на вопросы
Таня ходила в бассейн всю зиму, весну и лето, а Света – целый год, кто из девочек ходил меньше в бассейн? Женя ходил в садик 3 зимы, 3 весны, 3 лета и 3 осени, а Даня ходил в садик 3 года, кто из них больше ходил в садик?
Дефектолог: Для чего нам нужен календарь?
Дети: Календарь показывает число, месяц и день недели.
Дефектолог: Отгадайте загадку
Братьев ровно семь,
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний –
Появляется передний.
Дети: Дни недели
Дефектолог: Правильно. Кто может назвать день своего рождения? Кто может показать его на календаре? В какой день недели у тебя будет день рождение?
Давайте споём нашу песенку про дни недели?
Какой у нас сегодня день недели? Какой день недели был вчера? Сколько дней в неделе? Назови выходные дни.
Какой день недели идёт после понедельника, перед пятницей? Назови третий день недели.
Молодцы.
Итак, назовите какое сейчас время года?
Назовите приметы зимы.
Дети: Холодно, день короткий, а ночь – длинная, идёт снег
Дефектолог: Что вам нравится зимой?
Дети: Можно кататься на коньках, на санках, лепить снежную бабу.
2.Составление задачи по картинке
Детям предлагается составить задачу по рисунку.. Например: «Ребята гуляют зимой на улице. Двое катаются на коньках, а один съезжает с горы на санках. Сколько всего детей гуляет?»
Дефектолог: Что мы составили?
Дети: Задачу
Дефектолог: Почему мы считаем, что это задача?
Дети: В задаче есть условие и вопрос.
Дефектолог: Назовите условие задачи.
Назовите вопрос задачи.
Дефектолог: С какого слова обычно начинается вопрос задачи?
Дети: Со слова «Сколько?»
Дефектолог: Что ещё обязательно должно быть в задаче?
Дети: Числа
Дефектолог: Назовите числа в условии задачи
Дети: Два и один
Дефектолог: Как решить задачу?
Дети: Нужно к двум прибавить один, получится три.
Дефектолог: Мы решили задачу?
Дети: Да. Решили
Дефектолог: Почему вы считаете, что решили задачу?
Дети: Мы ответили на вопрос задачи.
Дефектолог: Запишите её решение в тетрадях
Дефектолог: Послушайте. «Зима. Ребята решили погулять на улице. Коля решил скатиться с горы на санках. Саша и Люда захотели покататься на коньках. Всем было весело » Скажите, это задача или рассказ?
Дети: Рассказ
Дефектолог: Почему вы так решили?
Дети: Мы узнали как дети играли зимой. В рассказе нет вопроса.
3.Развитие мелкой моторики, координации движений.
Дефектолог: Ребята. А из чего лепят снеговика?
Дети: Из снега
Дефектолог: Правильно. А снег состоит из множества снежинок
Когда дует ветер, они кружатся в воздухе и падают по разному. Сейчас снежинка будут падать, а вы запомните и нарисуете её путь пальчиком в коробке с манкой.
4.Гимнастика для глаз
Дефектолог: А сейчас давайте, как будто проследим глазками за падающей снежинкой. Снежинка кружится в воздухе и падает…вверх, вниз, вправо. влево….
5. Ориентировка в пространстве.
Дефектолог: А сейчас вы закроете глаза, будет звучать красивая музыка, вы представите, что вы в сказочном лесу, и на вас падают лёгкие снежинки. Когда музыка прервётся. а маленькая снежинка опустится на вас, вы откроете глаза и назовёте, куда опустилась наша снежинка.
(На правую ногу. На левое плечо)
6.Выявление закономерности и продолжение последовательности.
Дефектолог: Наша зима приготовила вам сюрприз – разноцветные льдинки!
Из них нужно выложить разные бусы. Я буду показывать первые пять бусинок, а вы должны составить свои бусы по тому же принципу. Работать будем парами. Что значит пара?
Дети: Два человека.
Дефектолог: Правильно. Одна пара будет работать у доски. А другая – проверять их. А потом – поменяетесь. Ты будешь выкладывать свои бусы в левом верхнем углу, а ты в правом нижнем.
7. Развитие общей моторики, решение примеров
Дефектолог: А сейчас встаньте. Мы немного разомнёмся. (На полу разложены крупные цифры) Я буду называть числа, а вы будете прыгать на нужные цифры. И задание посложней, решаем примеры и прыгаем на цифру, обозначающую ответ.
8. Закрепление знаний о геометрических фигурах, декодирование информации
Дефектолог: Но Зимушка-зима заморозила разноцветные льдинки не только в виде кругов. Перед вами льдинки в форме геометрических фигур. Они разной величины, формы и цвета.
Я даю тебе схему. А ты по ней выбираешь нужную льдинку и выставляешь её.
(Работа со схемами)
Мы с вами выставили 4 геометрические фигуры. А сейчас я хочу проверить, хорошо ли вы их запомнили. Зарисуйте их в тетради. Молодцы.
9. Физкультминутка
Глянь на улицу – зима!
Белые стоят дома
Снег не улице идёт
Дворник улицу метёт
Мы катаемся на санках
Пишем на катке круги
Ловко бегаем на лыжах
И играем все в снежки
10. Техника «Изонити»
Дефектолог: Хорошо. Зимушка-зима приготовила нам много подарков. Давайте и мы её порадуем. Мы умеем вышивать, давайте вышьем для неё в подарок снежинки и сосульки.
Вспомните, как нужно правильно обращаться с иглой?
Дети: С иглой нужно обращаться аккуратно, направлять вверх, а не в сторону соседа.
Дефектолог: Девочкам надо соединить цифры по порядку, чтобы получилась красивая снежинка, а мальчикам вышить сосульку.
На какой стороне у вас будет рисунок? С какой стороны надо начинать работу? Мальчики, какой угол вы будете вышивать?
Дети: На лицевой. С изнаночной. Острый.
III Заключительная часть
Дефектолог: Ребята, какие вы молодцы. Все задания зимушки – зимы выполнили, и прекрасный подарок для неё сделали. Мне понравилось, как ты работал при составлении задачи, а ты хорошо подбирал разноцветные льдинки, ни разу не ошибся.
И сосульки и снежинки у всех получились очень зимними и сказочными.
Жаль, что зима подходит к концу. Но на смену ей придёт не менее чудесное время года, весна! Но об этом мы с вами поговорим в следующий раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе.
Тема: целое, часть.Цель: помочь детям прийти к пониманию того, что предмет можно рассматривать не только в целом, но и частями и последние могут быть составными дру...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране «Математика».
Цели: Закреплять умения понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно, составлять арифметические задачи по рисунку, записывать решение задачи. Формировать навык самоконтроля. ...
Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие в страну Математика».
Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе. Программные задачи: Закрепить умение считать в прямо...
Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе. «Как Маша Мишу спасала»
Занятие проводится в подготовительной группе....
Конспект комплексного занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе "Весёлое путешествие"
Программное содержание: - расширять и закреплять у детей знания и представления о профессиях; - упражнять в порядковом и количественном счете; - закреплять представления о днях не...
Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Дорожная математика»
Аннотация. В работе представлен конспект занятия «Дорожная математика» для детей подготовительной к школе группы направленный на комплексное решение задач по формированию элементарных математических п...