технологическая карта занятия с использованием данной технологии. «Звук «Ж». Путешествие в Желтую страну»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Бочкарева Ольга Станиславовна

 технологическая карта  для детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bochkareva_karta.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

 «Звук «Ж». Путешествие в Желтую страну»

ФИО учителя - логопеда

Бочкарева Ольга Станиславовна

Возрастная группа

старшая группа  детей с ТНР.

Форма организации, количество обучающихся

Групповая, 18 человек

Тема занятия

«Звук «Ж». Путешествие в Желтую страну»

Используемые технологии и методики

Пожиленко Е.Н. Волшебный мир звуков и слов

Цель занятия

Создание условий для развития фонематического слуха, развития грамматического строя речи, тактильных рецепторов  детской руки, в ходе коммуникативной и игровой деятельности.

Задачи

Образовательная

Развивающие

Воспитательные

формировать умение образовывать притяжательные прилагательные от названий животных, образовывать относительные прилагательные от существительных, активизировать словарь детей по теме «Одежда», «Животные». Добиваться чёткого произношения звука «Ж», работать над автоматизацией звука»Ж»

Формировать фонематический слух, грамматический строй речи, тактильные рецепторы  детской руки, внимание, память, фантазию, воображение, поддерживать проявление самостоятельности.

воспитывать отзывчивость и доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь в трудной ситуации, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Культурная практика

 Коммуникативная деятельность.

Культурно-смысловой контекст

создание и наполнение книги путешественников в волшебную «Желтую страну»

Предпосылки УУД

Предпосылки личностных УУД

Предпосылки регулятивных УУД

Предпосылки коммуникативных УУД

Предпосылки познавательных УУД

- умение воспринимать речь педагога;

- умение проявлять внимание и доброжелательность;

- умение выражать положительное отношение к процессу познания (внимание, удивление);

-мотивировать свои действия

-умение контролировать свою деятельность по результату;

-умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников;

-умение фиксировать затруднения;

-умение четко выражать свои мысли;

-умение активного слушания;

-умение ставить вопросы;

-умение определять цели и функции участников деятельности

-умение выделять параметры объекта;

-умение корректно доказывать свое мнение;

-умение анализировать представленные факты;

 

Оборудование

- рисунки (жук, медвежонок, ужи, верблюжонок, ежи, жеребенок, жаба, жираф), символ звука (ж), предметные картинки со звуком (ж), игрушка «Жук», замки (синий, зелёный, красный), образ звука «Ж», « костюмчики» для звуков (гласных, согласных), тетради, карандаши (простой, синий), пеналы для звукового анализа слов, домики для деления слов на слоги, сюрпризная сумочка жёлтого цвета, макет лэпбука «Желтая страна», заготовки для изготовления сумок и декор для продуктивной деятельности.

Этап

Цель  деятельности педагога

Содержание занятия, деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Планируемые результаты

Вводная часть занятия 3 мин.

Вводная часть занятия 3 мин.

  1. Мотивационный этап  

Создать систему мотивации детей к речевой и познавательной деятельности, определение детской цели

Приветствие детей-участников образовательного процесса.

Педагог предлагает детям оказаться на полянке и интересуется, какое сейчас время года? Просит доказать свои утверждения. Спрашивает, какое время года перед осенью? По согласованию с детьми педагог перемещается в лето на летнюю полянку и воспитатель превращает всех детей в жуков.

Далее педагог предлагает детям речевую игру для воспитания слухового внимания по автоматизации звука «Ж».

После игры детям предлагается комплекс психогимнастики, в ходе которой дети изображают жуков в различных эмоциональных состояниях и действиях.

Далее педагог предлагает детям (жукам), добраться до своего домика до прихода холодов, при этом проводиться игра «Расскажи, какой?», лексико- грамматический минимум (словарь), направленный на закрепление прилагательных.

После того, как дети (жучки) добрались до домиков, им необходимо открыть каждый домик, но сделать это можно, ответив на вопросы воспитателя в ходе речевых игр «Назови!», «Скажи наоборот», «Назови одним словом».

        Выражают готовность к новой совместной деятельности

Ребята заинтересованы. Выслушав воспитателя, дети отвечают на вопросы воспитателя, доказывают свое мнение.

Превращаются в жуков.

Дети с интересом принимают участие в игре.

В ходе психогимнастики дети изображают  летающих, спящих, обиженных, веселых жуков. Заполняют книгу путешественников.

Дети с радостью играют в речевую игру, упражняются в формулировании прилагательных.

Дети-жучки добрались до своих домиков и, чтобы открыть домик, играют в речевые игры. Заполняют книгу путешественников.

  1. Ориентировочный этап

Формулирование целей деятельности,  подбор средств

Основная часть занятия 12 мин.

  1. Информационный этап

Мотивировать на достижение личностно-значимого результата данной деятельности для каждого ребенка, формирование у детей предпосылок УУД.

Создание условий для выстраивания ребенком индивидуальной траектории на основе заданий дифференцированного характера

Дети с педагогом перемещаются в волшебную «Желтую страну» и встречаются с «Желтой Феей», которая там живет. Фея предлагает детям отгадать загадки, и узнать, кого встретят ребята в  волшебной «Желтой стране».

Педагог интересуется, с каким звуком встретятся ребята?

К ребятам в гости приходит житель волшебной «Желтой Страны» - звук «Ж», и воспитатель предлагает ребятам поиграть в игру «Одень звук».

Далее звук «Ж» рассказывает ребятам о том, что он очень бы хотел подружиться с гласными звуками. Просит помощи у ребят.

Звук «Ж» предлагает ребятам поиграть в игры «Прятки», «Строим дом», Кошки-мышки» (динамическая пауза), «Что со словом случилось?»

Дети с интересом включаются в процесс перемещения в волшебную страну и встречаются с «Желтой Феей», увлеченно отгадывают загадки и узнают, кого они встретят в волшебной стране.

Дети высказывают свои предположения.

Знакомятся со звуком «Ж» и одевают его (определяют его характеристики – согласный/твердый).

Ребята выражают готовность помочь звуку «Ж» и выполняют задание по слоговому синтезу.

Ребята с интересом выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свои предположения, опираясь на свои знания. Заполняют книгу путешественников.

  1. Аналитический (практический)  этап

Игра с затруднением, открытие нового знания, подведение итогов – оценка нового знания, приобретенных умений, достижение детской цели, подбор средств

Педагог и Желтая фея предлагают детям произнести слова со звуком «Ж» и изготовить для себя желтую сумочку (сумку), декорировать ее, а также предлагает заполнить книгу путешественника.

Педагог и ребята прощаются с «Желтой Феей».

Ребята произносят слова со звуком «Ж». С радостью приступают к изготовлению  желтых сумочек (сумок). Выбирают заготовки (разной формы и фасона) и декорируют их. Заполняют книгу путешественников.

Заключительная часть занятия  (5 минут)

  1. Оценочный  этап

Подвести итог по мероприятию, дать возможность ребятам выразить свое мнение. Создать условия для фиксации единицы содержания образования,  для выделения, обсуждения, моделирования в ходе рефлексии.

Педагог предлагает ребятам оценить сегодняшнюю встречу, задает вопросы рефлексивно-оценочного характера: что было самым интересным?

Были ли трудности? как мы с ними справились?

Обращает внимание на появление то, что ребята смогли помочь Желтой Фее.

Задает вопросы акцентирующие практическую значимость знаний и умений: мы смогли помочь Желтой Фее, потому что…научились…узнали?

Педагог и дети возвращаются из путешествия по волшебной «Желтой стране».

Ребята рассказывают о путешествии по волшебной Желтой стране, о знакомстве со звуком «Ж».

  1. Рефлексивный  этап

«Взгляд назад», выражение своих эмоций по итогам деятельности

Педагог предлагает детям игру «Солнце», где необходимо отметить свое эмоциональное отношение к волшебной «Желтой стране», прикрепив к диску «Солнца» ленту с изображением своих эмоций от путешествия.

Ребята выражают свои эмоции, каждый выбирает эмоциональный рисунок на ленте и закрепляет ее на «Солнце».

Ребята высказывают свое мнение о встрече, делятся впечатлениями

  1. Перспективный этап

Выход на самостоятельную деятельность

Педагог дарит ребятам дневники путешественников. Дает возможность  детям внести свои предложения по дальнейшему изучению волшебной Желтой страны.

Дети высказывают свои предположения о том, что бы они еще хотели узнать в «Желтой стране» и как они могут это сделать (самостоятельно, с родителями и педагогами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной группы

Тема: Путешествие в осенний лес.Цель: Обобщить знания по теме «Осень» с использованием здоровьесберегающих технологий.Задачи:Образовательные:- Обобщить знания детей о признаках осени;- Закрепить назва...

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...

Технологическая карта занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний»

Технологическая карта занятия по обучению грамоте в подготовительной группе...

Технологическая карта занятия с использованием технологии «Ситуация» Л.Г. Петерсон для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Технологическая карта занятия с использованием технологии «Ситуация» Л.Г. Петерсон для детей старшего дошкольного возраста с ТНР...

Технологическая карта занятия с использованием технологии Sand -Art

Технологическая карта занятия с использованием технологии Sand -Art на тему "Проишествие в Песочной стране" для детей старшего дошкольного возраста....

Технологическая карта занятия с использованием технологии Ткаченко Т.А..

Способствовать формированию фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза зрительного восприятия,    экологической культуры у детей; прививать любовь к птицам и воспит...

Технологическая карта занятия с использованием технологии Т.А. Ткаченко «Зимняя сказка» На примере лексической темы «Зима», «Зимующие птицы»

   Обогащение лексики родственными словами. Совершенствование мелкой и общей моторики.Профилактика дисграфии у дошкольников....