Технологическая карта занятия с использованием технологии Т.А. Ткаченко «Зимняя сказка» На примере лексической темы «Зима», «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Лали Темуровна Читанава

     Обогащение лексики родственными словами. Совершенствование мелкой и общей моторики.

Профилактика дисграфии у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

«Зимняя сказка»

На примере лексической темы «Зима», «Зимующие птицы»

Ф.И.О. педагога

Читанава Лали Темуровна

Возрастная группа

6-7 лет

Форма организации,

Групповая

Тема занятия

«Зимняя сказка»

На примере лексической темы «Зима», «Зимующие птицы»

Культурная практика

Игровая, продуктивная деятельность

Используемые технологии:

Т.А. Ткаченко «Формирования лексико-грамматических представлений ».

Цель:

Способствовать формированию фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза зрительного восприятия, экологической культуры у детей; прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.

Задачи:

Коррекционные:

Развивающие

Воспитательные

Расширение и активизация словаря по теме «Зима», «Зимующие птицы». Совершенствование грамматического строя речи (Образование форм творительного падежа и употребление предлогов).

Согласование числительных с существительными.

Обогащение лексики родственными словами. Совершенствование мелкой и общей моторики.

Профилактика дисграфии у дошкольников.

Развитие связной речи, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, общеречевых навыков, творческого воображения.

Развитие логического мышления, памяти, зрительного и слухового внимания, умение аргументировать свои высказывания.

Воспитание бережного отношения к природе родного края, к птицам. Воспитание отзывчивости. Умение работать в коллективе. Чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий.

Оборудование:

Мультимедийная установка, презентация MS Power Point.

Материалы

Зашумлённый рисунок птиц, буквы в мешочках, мнемосхема для поговорки, картина и картинки с подсказками к рассказу «Весёлый снеговик». Кормушки на деление слов на слоги, зимующие птицы для каждого, пеналы для звукового анализа, простые карандаши, снежинка, опорная схема для предложения, кружки для звукового анализа.

Структура занятия

Цель деятельности

Содержание занятия, деятельность учителя - логопеда

Деятельность

воспитанников

Планируемые

результаты

Организационный этап (5 минут)

Постановка

проблемы

Создание мотивационного поля

Приветствие детей-участников образовательного процесса «Давай дружить...» «Я вас очень, ценю, люблю, верю, что у вас всё, всегда получиться. Потому что вы у меня очень дружные, внимательные, сообразительные, старательные, умные детки - правда! Давайте покажем, как у нас всё замечательно получается!

Учитель - логопед включает звуковое письмо от «Зимушки –Зимы". В «Зимней сказки» исчезла зимняя карта, предлагает отправиться в путешествие в зимнюю сказку и найти карту. За каждое выполненное задание дети получают часть карты)

1 задание. Отгадывание загадки.

«Кто угадай-ка, седая хозяйка?

Тряхнет перинки, над миром пушинки»

(3има)

Дети приветствуют друг друга, сопровождая стихотворение действиями.

Дети выражают желание попасть в Зимнюю сказку и помочь героям сказки.

Дети отгадывают загадку

Дети заинтересуются предстоящими совместными действиями

Основная часть 20 мин

Выдвижения

гипотез и

предположений

Введение в игровую ситуацию.

Психогимнастика

Физпауза

Трансляция презентации PPoint «Зимняя сказка»

-Вы догадались, где мы находимся?

-Почему?

Скажите ласковые слова о зиме

-Сколько в году зимних месяцев?

-Назовите по порядку

1 задание «Подбор признаков. Составление предложений с однородными членами.

-Какая погода стоит зимой?

-Если зимой холод, то какая это зима?

-Что выпадает зимой?

-Если зимой снежно то значить зима, какая?

-А если зимой сильный мороз, то какая зима? :

-Если часто метёт метель, то зима какая?

-А когда зимой очень холодно, дует сильный ветер, и говорят, что на улице стужа. Студёно, то зима какая.

-Вспомните все, что вы рассказали о зиме.

-Охарактеризуйте, какая у нас зима?

-Покажите мне, как падает снег:

-А как метёт метель. Как мы ходим по сугробам?

-На нашей зимней полянке завьюжило, стало холодно - вы замёрзли (имитировать холод, трясутся)

- Озябли (греют руки, дуют, растирают).

-Чтобы совсем не замёрзнуть катаемся на лыжах.

-Вы боитесь съезжать с горы - (покажите, как вам страшно)

- Скатились с горы, не упали,- (покажите, как нам весело, радостно)

-Вдохнули свежий, морозный воздух (свежо, хорошо)

-Закройте глаза и представьте. Вьюга воет

Небо укрыли серые тучи, снежинки кружатся в воздухе. Тишина.

2 задание. Подбор прилагательных

-Я превращаю вас в снежинок, до кого дотронусь тот скажет какая снежинка

3 задание. Подбор синонимов

-Что делает снежинка?

-Вот и мне на ладошку упала волшебная снежинка.

Почему она волшебная как вы думаете?

За окном зима, холод, а у нас в стране знаний тепло и уютно.

Займёт своё место тот, кто не порвёт цепочку

Игра «Не порви цепочку»

4 задание. Зимующие птицы

-Посмотрите, кто сидит у вас на пеналах.

-Как вы назовёте птиц, оставшихся зимовать?

-Послушайте поговорку

- «Не нужна птице золотая клетка, а нужна ей зелёная ветка»

-Как вы думаете, где этим птицам лучше в клетке или на свободе

-Давайте и наших птичек отпустим на свободу.

5 задание. Слоговой анализ.

В парке открыта «птичья столовая», я предлагаю вам разделить птиц по кормушкам

Если в названии зимующей птицы 2 слога, то вы отнесёте птицу к кормушке, на которой два кружка, если же в названии зимующей птицы 3 слога, то вы отнесёте ее к кормушке, на которой три кружка.

Во-ро-бей го-лубь

Во-ро-на сне-гирь

Си-ни-ца со-ва

Со-ро-ка дя-тел

6 задание. Согласование числительного с существительным.

-Давайте посчитаем, сколько воробьев на кормушке, сколько синиц, ворон, голубей.

-Сколько птиц на первой кормушке.

-Сколько на второй?

7 задание. Звуковой анализ слова.

Все птички довольны кроме одной, в её названии вьюга перепутала все звуки,

Давайте поможем этой птице.

СОРОКА

Откройте пеналы так, чтобы не спугнуть птиц.

-Сколько гласных звуков в слове сорока?

-Назовите их.

-Сколько согласных звуков слове сорока?

-назовите их.

-Положите в пенал звук С, К.

-Какие звуки остались.

-Молодцы помогли птицы улететь.

- А вот куда она улетела, узнаете, прочитав слово.

8 задание. Развитие тактильных ощущение, мелкой моторики.

-Нужно определить какая буква спряталась в мешочки и правильно найти её место в слове.

КОРМУШКА.

9 задание. Составление предложений по опорной схеме.

-Я буду располагать сороку на кормушке, а вы составлять предложение по схеме.

-Где сидит сорока?

-Сколько слов в предложении?

-Назови первое слово

-Что обозначает второе слово в предложении.

-Назовите третье слово.

-Назовите четвёртое слово

-Сколько всего слов в предложении

10 задание. Подбор родственных слов.

-А что у нас насыпано в кормушке

Это всё родственные слова.

11задание.Развитие зрительного внимания.

Найдите на картинке сову и обведите её глазками

Возьмите простой карандаш и обведите им всех зимующих птиц, которых вы найдёте на картинке.

-Сколько птиц вы нашли?

-Назовите их.

-Давайте немножко поиграем

Давай дружок смелей дружок,

Кати по снегу свой снежок,

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа,нос,метла.

-Ребята слепили вот такого чудесного снеговика.

Послушайте, как это было!

12 задание. Пересказ рассказа по картинкам подсказкам.

«Весёлый снеговик»

Много снега выпало зимой. Вышли ребята во двор снеговика лепить.

Те, кто постарше, большие комки катают. Те кто помладше, - маленькие. А любопытные птички на деревьях сидят, за ребятами наблюдают.

Большой снеговик получился.

Надели ребята ему на голову ведро, из морковки сделали нос,

из пуговиц - глаза.

В руки снеговику дали дощечку. На неё насыпали семечек и хлебных крошек.

Увидели это птички, прилетели, сели на дощечку. Стали крошки клевать» на ребят поглядывать.

Радуются ребята: «Вот как ваш снеговик птичек кормит!» А снеговик стоит,смотрит на всех и улыбается.

13 задание. Образование форм творительного падежа.

Покормите птиц зимой,

пусть со всех сторон

К вам слетится, как домом стайки на крыльцо

Не богаты их корма

Горсть зерна нужна,

Горсть одна и не страшна будет им зима

-Зимой холодно и голодно всем птицам в городе.

-Я приготовила лакомства для птиц.

- Сегодня на прогулке вы угостите их.

- Посмотрите на корм и скажите кому что?

Дети с интересом просматривают презентацию. Выражают готовность выполнить задания «Зимушки –Зимы"

Дети выполняют задания, отвечают на вопросы

Дети дают характеристику зиме

Дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом

Дети подбирают прилагательные к слову снежинка

Дети называют глаголы

Ответы детей

Дети называют зимние слова на последний звук предыдущего слова (Холод- дом-мороз-зима и т.д.

Дети объясняют смысл, далее повторяют её, хором и индивидуально опираясь на мнемосхему:

Дети работают у доски и индивидуально

Дети считают, сравнивают,делают выводы

Дети выполняют звуковой анализ слова.

Дети на ощупь определяют буквы в мешочках достают их и прикрепляют к доске, затем читают слово.

Дети составляют предложение и выполняют схему и анализ этого предложения

Дети подбирают родственные слова к слову корм.

Дети работают с зашумленной картиной.

Называют птиц сова, снегирь, ворона, дятел, голубь, воробей, синица.

Дети имитируют лепку снеговика

Дети рассматривают картину, слушают рассказ «Веселый снеговик»

Дети образовывают формы творительного падежа. Отвечая на вопросы каких птиц, каким кормом они будут кормить. -Я угощу семечками синицу.

-Я угощу воробья крошками.

-Я угощу снегиря ягодами.

-Я угощу булкой голубя.

Дети вспомнят знакомые сказки, их содержание и главных героев

Проверки

решения

Мотивировать на достижение личностно значимого результата

Сказочные герои расколдованы и вернулись в «Зимнюю сказку». Карта собрана, с ее помощью мы найдем подарок от «Зимушки – Зимы»

Дети выражают радость, что смогли помочь сказочным героям, рассматривают карту, читая условные обозначения, находят подарок Зимушки -Зимы - дидактическую игру «Сложи слова»

Дети научатся читать, выполнять звуко – буквенный анализ слов, делать схему предложения.

Научатся работать со схемами.

Разовьют тактильные рецепторы детской руки.

Дети получат радость от совместных действий.

Дети снимут умственное и физическое напряжение, будут готовы к продолжению занятия.

Осмыс

ление

Дать заключение по занятию, дать возможность ребенку отметить свои результаты

Учитель - логопед предлагает ребятам оценить сегодняшнюю встречу, задает вопросы рефлексивно-оценочного характера:

Что нам удалось сделать вместе?

Что было самым интересным?

Были ли трудности?

Как мы с ними справились?

Ребята высказывают свое мнение о путешествии, выражают свое отношение к прошедшей деятельности, выкладывая цветные палочки к солнышку или тучке.

Дети научатся оценивать результаты своей работы, анализировать свои действия во время занятия, отмечать свои успехи и неудачи, поймут, что справиться с трудностями они смогли благодаря дружной и слаженной работе.

Включение

нового знания в

систему знаний

ребенка

Нацелить детей на изучение новой игры «Собери слова»

-«Зимушка –Зима» вам всем за вашу работу, заботу дарит волшебную игру.

Какие вы у маня замечательные дети, старались, трудились, многому научились.

Учитель - логопед рассматривает с детьми новую игру

Дети предлагают разметить новую игру в центре речи, познакомиться с ее правилами

У детей будет развиваться интерес к дидактическим играм по развитию речи и обучению грамоте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», направления «Музыка» Тема «Зимушка - зима»

Форма НОД – групповаяТип ООД – интегрированное (Музыка + изобразительное искусство)Возраст  детей -  6-7 лет (подготовительная группа)Цель: Создание условий для обобщения знания детей о сезо...

Развитие речи в старшей логопедической группе Лексическая тема НОД «Зима. Зимующие птицы». Звуки [С], [Сь], [З], [Зь]. Буква З.

Развитие речи в старшей логопедической группе Лексическая тема НОД  «Зима. Зимующие птицы». Звуки [С], [Сь], [З], [Зь]. Буква З...

Лексическая тема 10 "Зима. Зимующие птицы."

Лексическая тема 10 "Зима. Зимующие птицы."...

Технологическая карта занятия с использованием технологии «Ситуация» Л.Г. Петерсон для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Технологическая карта занятия с использованием технологии «Ситуация» Л.Г. Петерсон для детей старшего дошкольного возраста с ТНР...

Технологическая карта занятия с использованием технологии Sand -Art

Технологическая карта занятия с использованием технологии Sand -Art на тему "Проишествие в Песочной стране" для детей старшего дошкольного возраста....

Технологическая карта занятия с использованием технологии Ткаченко Т.А..

Способствовать формированию фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза зрительного восприятия,    экологической культуры у детей; прививать любовь к птицам и воспит...