Технологическая карта занятия с использованием технологии «Ситуация» Л.Г. Петерсон для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Южикова Альбина Михайловна

Технологическая карта занятия с использованием технологии «Ситуация» Л.Г. Петерсон

для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_yuzhikova.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия с использованием технологии «Ситуация» Л.Г. Петерсон

для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Составила: воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад №72

Южикова Альбина Михайловна

Тема: «Составление письма»

Цель: создание условий для формирования умения у детей старшего дошкольного возраста с ТНР составлять рассказ с помощью карточек-схем.

Задачи:

Обучающие: учить составлять рассказ на заданную тему, используя план в виде схематичных рисунков; расширять словарный запас детей; продолжать учить использовать в речи образные выражения и согласующиеся прилагательные.

Развивающие: продолжать развивать монологическую речь, умение задавать вопросы; продолжать развивать мышление, логику, память.

Воспитательные: воспитывать желание помочь, поделиться своими знаниями; продолжать воспитывать толерантное, дружеское отношение к людям других национальностей.

Материалы, оборудование: ноутбук, презентация с пейзажами зимы, мяч, глобус, подборка музыкальных произведений, альбомы, карандаши, карточки-схемы.

Предварительная работа: наблюдения погодных изменений зимой; прогулка с родителями по зимнему парку; разучивание стихов и песен.

Этапы

Содержание деятельности педагога

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

Введение в игровую ситуацию

Ребята, я собрала вас для того, чтобы сообщить о том, что на адрес нашего детского сада пришло письмо. Посмотрите. (Читаю адрес на конверте). Это письмо для нас? Почему вы так считаете? Его нам прислал мальчик Ахмет, который живёт в Турции, в городе Сиде. Он пишет о том, что никогда не видел снежной русской зимы и просит нас рассказать ему поподробнее о ней. О том, какие развлечения у нас бывают зимой и как мы отмечаем новогодний праздник. Вы хотите помочь Ролану? Как мы можем сообщить ему о нашей зиме?  Но для этого нужно подготовиться. Необходимо так составить письмо, чтобы Ролан, читая его, смог ясно представить нашу зимушку. Вы готовы потрудиться?

Коммуникативная

Дети заинтересованы и замотивированы на дальнейшую деятельность

Актуализация знаний

Игра «Закончи предложение».

- Сейчас мы сравним нашу зиму с зимой в Турции. Я называю предложение без последнего слова. Кто догадается, что нужно добавить, поднимите руку. Я вам брошу мяч, и вы скажете слово.

В Турции зимой тепло, а в России…

В Турции зимой идёт дождь, а в России…

В Турции зимой покрывает землю песок, а в России …

В Турции зимой растения цветут, а в России….

В Турции зимой носят легкую, тонкую одежду, а в России…

Создание эмоционального фона разговора.

-Я знаю, что вы с нетерпением ждёте наступления новогодних праздников. Чем они вам нравятся?

-Мы с вами даже песню разучили к празднику!

Давайте встанем в круг и споём эту песню. (Физкульминутка)

- Теперь мы можем приступить к составлению письма, садитесь.

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Музыкальная

Двигательная

Дети правильно подбирают слова, словосочетания для окончания предложений.

Дети эмоционально, с желанием исполняют новогодний хоровод

Затруднение в игровой ситуации

-Почему вы не можете сразу составить письмо?

- Можно сказать, что у вас возникло затруднение? 

Чтобы написать письмо, надо подумать, о чем мы будем рассказывать.  В нашем рассказе все должно быть последовательно.

- Давайте подумаем, как нам быть.

-Хотите узнать, что нам может в этом помочь?

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Дети осознают возникшее затруднение.

Желают узнать, как можно продуктивно решить поставленную задачу.

Открытие нового знания

Нам помогут карточки-схемы, которые лежат перед вами. Итак, с чего начинается письмо? Найдите схему- «приветствие».

 Теперь найдите схему-рисунок, который объясняет, с чего начинается зима? Какой рисунок покажет, что нам нужно одеваться тепло? Затем, поставьте карточку, которая поможет рассказать о снеге, зимней природе. Посмотрите, что вам напоминает схема с санками и лыжами? Расскажите, как вы развлекаетесь зимой? А теперь найдите схему, которая нам поможет рассказать о новогоднем празднике.

- А вы хотите о чём-нибудь спросить Ахмета? Подберите схему, которая может это обозначать. Как вы думаете, чем должно заканчиваться письмо?  Вот мы и составили план, который поможет нам составить и написать подробное, интересное письмо для мальчика Ахмета из города Сиде.

Педагог предлагает детям повторить план составления письма.

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Дети правильно подбирают карты-схемы по предложенным частям запланированного рассказа.

Включение нового знания в систему знаний.

Воспитатель предлагает детям разбиться на пары и подготовить описание согласно выбранным схемам.

-Порядок рассказа перед вами в виде план-схемы.    

Чтобы наше письмо получилось интересным и понятным Ахмету, надо в предложениях использовать те красивые слова, которые мы знаем о зиме.

Приступаем к составлению письма, каждая пара будет озвучивать предложения по карточкам-схемам, а я буду записывать ваши предложения на листе бумаги.

Совместная работа детей и воспитателя.

-Послушайте, какое письмо у нас получилось. (зачитывает детям получившийся текст письма. 

Коммуникативная

Дети активно взаимодействуют в парах, составляют предложения согласно картам-схемам.

Заключительная часть

 - Вам понравилось наше письмо? 

- Зачем мы его написали? 

 - Мы смогли помочь мальчику? 

 - Как вы думаете, сможет Ахмет теперь представить русскую зиму?

 - А вы чему-то научились сегодня? 

 - Что помогло нам составить такой интересный и последовательный рассказ? 

 - Что было самым трудным? А что вам удалось сделать с лёгкостью?

 - Где вам пригодится это умение? 

Я рада, что вы сегодня научились составлять рассказы, письма с помощью плана (схемы). Теперь вы сможете составить письмо для друзей, рассказать о чем-то интересном.

А чтобы закончить письмо каждый из вас может нарисовать  зимний пейзаж для Ахмета, который мы вложим в наш конверт.

Коммуникативная

Рефлексивная

Изобразительная

Дети адекватно оценивают собственный результат деятельности.

Испытывают чувство удовлетворённости от проделанной работы.

Дети замотивированы на последующую деятельность. Осознают область применения полученного умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии модульного обучения в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с художественной росписью Северной Двины

Искажение традиционных мотивов художественной росписи и последовательности её выполнения ведёт к утрате её культурной ценности. Поэтому использование технологии модульного обу...

Мастер-класс «Карты Проппа как инновационная технология в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО....

Технологическая карта занятия «Наблюдение за деревьями. Труд в природе» для детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время необходимо воспитывать бережное отношение к деревьям, как живому объекту, и к окружающей среде, в общем, на что нацелено данное занятие и предоставляемый материал....

Технологическая карта по развитию речи на тему: "Домашние птицы" для детей старшего дошкольного возраста

Технологическая карта занятия по развитию речи на тему:" Домашние птицы"...

Технологическая карта занятия с использованием технологий «Ситуация» Л.Г. Петерсон, «Мнемотехника» для детей разновозрастной группы (5-8 лет)

Технологическая карта занятия с использованием технологий «Ситуация» Л.Г. Петерсон,  «Мнемотехника»для детей разновозрастной группы (5-8 лет)...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности «Приключения в стране Математике» для детей старшего дошкольного возраста

Данное педагогическом занятие по математике наиболее эффективный способ – получение и закрепление знаний, умений, навыков детей путем игровых занимательных упражнений с использованием ЭОР.Все по...