Перспективное планирование
календарно-тематическое планирование по логопедии (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
"Касторенский детский сад "Сказка"
Касторенского района Курской области
УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МКДОУ «Касторенский д/с «Сказка» Кудрявцевой О.И.___________ |
Перспективное планирование
Коррекционно-образовательной деятельности с детьми
средней группы
Учитель логопед:
Шуваева Валентина Владимировна
2018г.
Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающей направленности предусматривает:
1.Развитие понимания речи окружающих в соответствии с параметрами возрастной нормы, для чего развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь;
2. Формирование умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и различия, понимать и устанавливать элементарные причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы;
3.Формирование лексико-грамматических средств языка и навыков связной речи; расширение и активизация словарного запаса на основе приобретаемых знаний и представлений об окружающем мире:
- Практическое владение простыми грамматическими категориями речи: грамматически правильное оформление самостоятельной речи в соответствии с нормами языка, четкое договаривание падежных и родовидовых окончаний слов, адекватное употребление простых и большинства сложных предметов; использование в спонтанном общении слов различных лексико-грамматических категорий; овладение различными способами словообразования.
-Использование в самостоятельной речи простых, распространенных и сложных предложений, объединение их в рассказ, овладение элементарными навыками пересказа, ведение диалога, простейших рассуждений и описательного рассказа;
-Фонетически правильное оформление звуковой стороны речи, правильная передача слоговой структуры слов, используемых в самостоятельной речи;
-Овладение элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов в пределах программы.
Параллельно осуществляется задача развития познавательной активности, проявляющаяся в интересах и мотивации, а также регуляции поведения. Система работы предполагает комплексно-тематический подход: изучаемая лексическая тема закрепляется во всех видах деятельности в течение недели, что дает возможность многократно повторять материал и обеспечивает более прочное его усвоение.
Программа включает следующие разделы:
-Ознакомление с окружающим – предметное окружение, явления общественной жизни.
Природное окружение.
-Развитие речи - словарный запас, грамматический строй, связная речь.
- Предметное окружение.
Продолжать знакомить с предметами ближайшего окружения:
Игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт пассажирский и грузовой.
Учить правильно использовать в речи сенсорные эталоны, сравнивать знакомые предметы, группировать их по функциональному назначению.
- Явления общественной жизни.
Учить называть свое имя, имена членов группы. Знакомить с помещениями детского сада, его сотрудниками.
Знакомить с родным городом, районом, где находится детский дом. Учить называть свой город, улицу.
Расширять представления о праздниках: Новый год, день защитника Отечества, Международный женский день, день Победы.
Формировать представления о зимних развлечениях.
Знакомить с трудом взрослых, его содержанием: повар, продавец, шофер, врач. Формировать интерес к различным профессиям.
Знакомить с правилами дорожного движения.
- Природное окружение.
Расширять представление о многообразии природных явлений. Учить наблюдать и устанавливать простейшие связи между явлениями природы, определять состояние погоды.
Знакомить с растительным миром: овощи-фрукты, деревья, грибы, ягоды, цветы. Знакомить с животным миром: дикие животные и их детеныши, домашние животные и их детеныши, зимующие птицы, домашние птицы, рыбы, насекомые. Отмечать их характерные признаки. Формировать представления об особенностях поведения, передвижения, о пользе, которую приносят людям. Знакомить с трудом людей по уходу за домашними животными.
- Развитие понимания речи:
Учить детей находить предметы, игрушки (называть).
Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.
Учить понимать (употреблять) слова обобщающего значения.
Учить выполнять действия, связанные с окружающим миром (бытовой, игровой ситуацией).
Учить различать на слух обращение к одному или нескольким лицам.
Учить отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию.
Учить дифференцированно, воспринимать вопросы: кто? куда? откуда?
Учить выбирать по словесной просьбе предметы для выполнения названия действий (резать – ножницы, шить - игла и др.)
Учить определять причинно – следственные связи (снег - сани, снежная баба и т.д.).
- Словарь:
Учить называть имена друзей, кукол, воспитателей.
Учить подражанию голосам животных, звукам окружающего мира.
Понимать словарь по лексическим темам, активировать его.
Учить употреблять в речи, наиболее употребляемые глаголы, прилагательные, наречия, простые предлоги.
- Грамматический строй речи:
Учить употреблять в речи существительные единственного и множественного числа, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Употреблять простые предлоги.
Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3 –го лица (спи -спит, иди-идёт).
- Связная речь:
Учить составлять простые предложения из 2-3 слов.
Договаривать слова и фразы в знакомых сказках и стихах.
Учить отвечать на вопрос взрослого 1-3 словами.
- Развитие внимания, памяти, мышления.
Учить детей запоминать игрушки (картинки, предметы), выбирать их из разных тематических групп и раскладывать в определенной последовательности.
Учить определять из ряда игрушек, предметов ту, которую убрали или добавили.
Учить детей находить из ряда картинок (предметов, игрушек) «лишнюю» (шарик, мячик, кисточка и т.д.).
Учить запоминать и подбирать картинки, подходящие по смыслу: дождь - зонт.
Учить выбирать предметы определенного цвета, определенной формы.
Учить складывать картинки из 2-4 частей.
Учить подбирать кубики разной формы в соответствии с прорезями крышки коробки.
Учить отгадывать загадки с ориентацией на опорные картинки.
Предполагаемые результаты:
-Понимание и называние окружающих предметов и действий с ними, некоторых их свойств, назначения (в соответствии с лексическими темами).
-Называние некоторых частей тела, одежды.
-Знание некоторых представителей животного и растительного мира, некоторых их признаков, условий жизни.
-Обозначение наиболее распространенных действий, некоторых своих физиологических и эмоционально-аффективных состояний (холодно, вкусно, больно и т.д.)
-Выражение своих желаний с помощью простых обращений.
-Умение отвечать на вопросы взрослого, используя простые предложения их 2-3 слов, а так же одним словом.
Сентябрь
Неделя | Тема | Цели и содержание работы |
1 | Сентябрь | |
2 | Диагностика | |
3 | Наш детский сад. | Знакомить с помещениями детского сада: муз.зал, спортзал, медкабинет, столовая, спальня и др. Расширять представления о детском саде и детском доме. Учить ориентироваться в детском саду, в группе. Развитие речи: знакомить с вежливыми формами приветствия, прощания. Воспитывать аккуратность бережное отношение к предметам в учреждении. Развивать чувство безопасности, самосохранения. |
4 | Игрушки | Учить различать игрушки, правильно называть их, определять, из чего сделаны, выяснять назначение каждой игрушки, уметь выполнять практические игровые действия с ними. Учить употреблять обобщающее значение игрушки. Учить повторять за педагогом рассказы-описания об игрушках, угадывать описанную игрушку.Учить запоминать группу из 3 игрушек, определять ту. Которую убрали (добавили) Учить выбирать игрушки (картинки игрушек) одного цвета, формы. Учить находить игрушку по контурному изображению; игра «Почтовый ящик» Учить складывать кубики из 2-4 частей. Учить находить из ряда игрушек «лишний предмет». Упражнять в употреблении существительных единственного и множественного числа; в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе. Развитие речи: учить отвечать на вопросы предложением (словосочетаниям) из 2-3 слов. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. |
Октябрь
1 | Это я. Части тела. Туалетные принадлежности. | Формировать представление о себе, как о человеке. Формировать умение ориентироваться в схеме тела и развивать ориентировку в пространстве относительно своего тела. Учить называть (показывать основные части своего тела и лица. Расширять представления о туалетных принадлежностях, их значении в жизни человека. Развивать умение соотносить свои движения со словами (сопровождение речью своих действий) Учить согласовывать существительные с числительными (один рот, нос; две руки, ноги и т.д.) Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам. Развитие активной подражательной речевой деятельности. Развитие речи: учить составлять простые предложения, используя глаголы как повелительного наклонения, так и настоящего времени 3 лица ед.числа. Учить участвовать в беседе, отвечая на заданные вопросы и не перебивая других собеседников. Воспитывать культурно-гигиенические навыки. |
2 | Осень. Сезонные изменения в природе. Одежда и обувь. | Знакомить с осенними явлениями в природе. Учить наблюдать и устанавливать простейшие связи между явлениями природы, определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено и д.р. Учить узнавать, различать, называть предметы одежды. Активизировать словарь по теме: дождь, ветер, лужи, осень. Зонт, ботинки, шапка, сапоги, брюки, кофта, куртка; красный, желтый, сухой, сырой, мокрый, дождливый, солнечный, пасмурный. Ввести в речь наречия: ветрено, пасмурно, солнечно, дождливо и др. Упражнять в словообразовании: листья падают-листопад. Продолжать учить пользоваться сенсорными эталонами( цвет, величина, форма). Связная речь: учить определять причинно - следственные связи ( дождливо- зонт и т.д.) Учить понимать категории рода глаголов ед.числа прошедшего времени ( гулял-гуляла). Учить отвечать на вопросы фразой из 2-3-4 слов, замечать красоту природных явлений. |
3 | Огород. Овощи. | Расширять представления об овощах, дать знания о месте их произрастания, учить узнавать овощи по описанию, описывать характерные признаки овощей по схеме. Развивать любознательность, учить обследовать предмет (овощи) с помощью зрительных, тактильных, вкусовых анализаторов. Выделять характерные особенности. Вывести в словарь существительные – названия овощей, обобщающее понятие овощи. Учить употреблять существенные ед. и множ.числа. Учить повторять (досказывать) рассказы – описания из 2-3 предложений. Развитие речи: учить реагировать на побуждение согласием или отказом. Учить использовать простые побудительные конструкции (предложение, просьба) Воспитывать гигиенические навыки. |
4 | Сад. Фрукты. Ягоды. | Расширять представления о фруктах. Дать знания о месте их произрастания. Учить узнавать фрукт по описанию, учить описывать характерные признаки фруктов по опорной схеме. Развивать любознательность. обследовать предмет (фрукты) с помощью зрительно-осязательно –двигательных действий. Выделяя характерные признаки фруктов, различать знакомые фрукты по вкусу. Ввести в словарь существительные – названия фруктов, некоторых ягод (малина, клубника). Ввести обобщающие понятия фрукты. Учить употреблять в речи существительные ед. и множ.числа. Связная речь: учить повторять загадки-описания, рассказы – описания (досказывать их) из 2-3 предложений. Воспитывать гигиенические навыки. |
Ноябрь
1 | Лес. Деревья, грибы. | Обогащать, уточнять словарный запас. Ввести название деревьев, грибов: берёза, сосна, ель, рябина, тополь. Клен, осина, черемуха; мухомор, рыжик. Познакомить со строением дерева, гриба: ствол, ветки, листья, иголки; ножка, шляпка. Формировать навыки согласования существительных с прилагательными в роде и числе. Развивать пространственную ориентировку, упражнять в употреблении предлогов (в, на, под) Развитие речи: повторять, досказывать небольшие рассказы - описания, загадки-описания из 2-3 предложений. Знакомить с формами вежливого обращения к сверстнику, взрослому. Воспитывать бережное отношение к природе |
2 | Дикие животные и их детеныши. Подготовка к зиме. | Формировать представление об обитателях леса- диких животных (волк, лиса, медведь, белка, еж) Учить отмечать характерные признаки диких животных и их детенышей, выделять общие и отличительные признаки, называть части их тела. Обогащать представление об образе жизни животных: как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, готовятся к зиме. Уточнять, что каждому животному необходимо жилище, пища, тепло. Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблять в речи существительные формы ед. и множ.числа, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных. Развивать пространственную ориентировку, упражнять в употреблении предлогов (в, на, под) Связная речь: рассказы-описания, загадки-описания по опорной схеме. Воспитывать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. |
3 | Домашние животные и их детеныши | Формировать представление о домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь, коза, свинья). Учить замечать характерные признаки домашних животных, их детенышей, выделять общие и отличительные признаки, называть части их тела. Дать детям знания об образе жизни животных: способах передвижения, о том, что едят, о пользе, которую приносят людям, о заботе человека о домашнем животном. Различать слова с противоположным значением: большой - маленький, добрый - злой и др. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе, употреблять существительные в форме ед. и множ. числа, различать глаголы 3 лица ед.числа в роде, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, употреблять простые предлоги. Связная речь: рассказы-описания, рассказы-загадки по схеме; составление простых предложений по простым сюжетным картинкам (2-3 слова). Воспитывать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. |
4 | Домашние птицы. | Знакомить с домашними птицами (петух, курица, цыплёнок, гусь,утка), характерными отличительными признаками птиц. Ввести в словарь обобщающие понятие: домашние птицы. Формировать навыки суффиксального словообразования (онок, енок). Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, употреблять в речи существительные в форме ед. и множ.числа, употребление родовых окончаний глаголов ед. числа 3 лица. Развитие речи: составление простых предложений по однофигурным сюжетным картинкам. Рассказы-описания, загадки-описания по схеме; отгадывать загадки-описания; развивать координацию и выразительность движений в играх- имитациях. Упражнять в использовании форм вежливого обращения к сверстникам и взрослым. Воспитывать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость |
5 | Перелетные птицы. Поздняя осень. | Обобщать и систематизировать представления об осенних изменениях в природе. О дарах осени. Учить употреблять обобщающие понятия: овощи, фрукты, ягоды, грибы. Птицы, деревья. Дать первоначальное понятие о диких перелетных птицах. Об их отличительных свойствах (отличие от домашних птиц): самостоятельное добывание корма, постройка гнёзд, выращивание птенцов, перелет в теплые края при наступлении холодов и отсутствие корма. Употребление в речи существительных ед. и множ.числа. согласование существительных с прилагательными в роде и числе, пространственных простых предлогов, некоторых приставочных глаголов. Связная речь: рассказы-описания, загадки-описания. Договаривание предложений. Составление простых предложений по простым однофигурным сюжетным картинкам. Воспитывать интерес к природе, эмоциональную отзывчивость, бережное отношение к живой природе. |
Декабрь
1 | Зима, сезонные изменения в природе. Одежда, обувь | Уточнять, расширять представления о зиме, учить определять состояние погоды: холодно, морозно, ветрено, метель, снегопад. Учить устанавливать простейшие связи между явлениями природы. Закреплять в речи обобщающие понятия по теме: одежда, обувь. Активизировать словарь по теме : мороз, метель, снегопад, сугроб, шуба шапка, шарф, варежки, валенки, белый, снежный, пушистый, теплая, шерстяная, вязаная. Упражнять в употреблении предлогов (в, на, под), развивать пространственную ориентировку. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе, употреблять существительные в ед. и множ. числа, существительные в уменьшительно-ласкательной форме. Развитие речи: составлять предложения из 2-4 слов по простой сюжетной картинке, учить повторять рассказ из 2-3 предложений о зиме по картинке. Учить досказывать предложения в рассказе 1-2 словами. ходе совместной игры и отвечать на вопросы. Учить замечать красоту природных явлений. |
2 | Зимующие птицы | Знакомить с зимующими птицами, с их характерными внешними признаками. Словарь по теме: снегирь, синица, голубь, ворона, воробей, кормушка- столовая для птиц. Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблять в речи существительных и множественного числа, уменьшительно-ласкательной форму существительных. Учить отвечать на вопросы по содержанию сюжетной картинки простыми предложениями из 2-3 слов. Развитие речи: продолжать совершенствование фразовую речь, закреплять умение строить предложения из 2-4 слов. Воспитывать заботливое отношение к природе. |
3 | Дом. Мебель. | Расширять представление о предметах мебели, активизировать словарь по теме: шкаф, стол, стул. Кровать, диван, полка. Ввести в словарь обобщающее понятие «мебель». Формировать как целостное восприятие предметов мебели, так и восприятие частей. Развивать пространственную ориентировку, упражнять в употреблении предлогов: в, на, под, за, около, над, у. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе, употреблении существительных в уменьшительно- ласкательных форме, существительных ед. и множ. числа. Развитие речи: закреплять умение договаривать предложения в рассказе 1-2мя словами, повторять рассказы – описания из 2-3 предложений. Воспитывать аккуратное отношение к предметам мебели. |
4 | Новый год, елка. Елочные игрушки. Украшения. | Закреплять знания об атрибутах новогоднего праздника. Ввести в активный словарь: хоровод, гирлянда, бусы, украшения, карнавал, Снегурочка, дед Мороз; новогодний, праздничный, веселый, добрый, блестящий, и д.р. Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Четко проговаривая окончания слов. Употреблять существительные ед. и множ.числа, уменьшительно- ласкательную форму существительных. Развитие речи: упражнять в соответствии рассказа- описания по сюжетной картинке. Учить проявлять положительные эмоции в атмосфере праздничного настроения. Воспитывать умение правильно проявлять, выражать свои эмоции, работать в коллективе. |
Январь
3 | Зимние забавы | Обобщать и расширять знания о времени года – зима, о зимних развлечениях (катание на коньках, санках, лыжах, ледянках, игры в снежки, постройка снежной крепости, снеговика.) Формировать представления о зимних забавах, характерных только для зимнего времени года. Обобщать и активизировать словарь по теме: катаются, лепят, скользят, строят, играют, бегут. Учить согласовывать существительные ед. и множ.числа с глаголами 3 лица ед. и множ .числа( бежит- бегут, строит- строят и т.д.) Упражнять в употреблении предлогов (на, с, по, за, перед). Развитие речи: упражнять в пересказе текста с опорой картинный план. Учить задавать вопрос, обращаясь по имени, внимательно выслушивать вопрос и отвечать на него. |
4 | Кухня. Посуда. | Уточнять и активизировать словарь по теме: чайник, чашка, кастрюля, тарелка, ложка, вилка, нож. Ввести обобщающие понятие «посуда». Закреплять знания о сервировке стола, обучать сопровождению своих действий самостоятельными высказываниями, обращением к другому ребенку. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе. Употреблять в уменьшительно-ласкательную форму существительных, существительных в форме ед. и множ.числа. Учить употреблять форму множ. числа существительных в родит.падеже. Связная речь: заучивание простых стихотврений. Развивать умение и желание задавать вопросы и отвечать на них. Составление простых предложений из 3-4 слов по картинке. |
Февраль
1 | Продукты питания. Труд повара. | Дать понятие о продуктах питания, о жизненно необходимых продуктах: молочных. Мясных, мучных. Уточнять и расширять знания о профессии повара, предметах, необходимых ему для работы. Словарь по теме: хлеб, сыр, колбаса, каша. Суп, компот, сосиска, булка, котлета, конфета; сладкий, вкусный, полезный; готовить, варить, жарить, печь. Развивать вкусовые ощущения (солёный, сладкий, ароматный). Развитие речи: продолжать учить отвечать на вопрос кратко, полно, использовать вопросительные слова. Воспитывать уважение к труду повара. |
2 | Магазин. Продавец. | Дать представление о магазинах, об их видах (овощной, хлебный, игрушек, одежды и обуви, мебели), их роли в жизни людей. Познакомить с профессией «продавец». Учить детей объяснять, что они желают купить в магазине. Словарь по теме: продаёт, взвешивает, покупает, покупатель, считает; игрушки, овощи, фрукты, одежда, обувь. Продукты. Связная речь: продолжать совершенствовать умения строить простые предложения из 3-4 слов, задавать вопросы и отвечать на них, используя обращения. Формировать навыки культурного общения. Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых. |
3 | День защитника Отечества (наша армия, военные профессии). | Дать представления о государственном празднике – день защитника Отечества. О роли российской армии. Ввести названия военных профессий: летчик, танкист, моряк в активный словарь. Формировать навык диалогической речи в процессе беседы. Закреплять умение отвечать на вопросы простыми предложениями. Развитие речи: упражнять в составлении рассказа- описания по сюжетной картинке и опорной схеме. Учить пересказывать тексты из 3-4 простых предложений (помощь педагога); вступать в диалог и поддерживать его. Воспитывать уважение к мужчине-воину, патриотические чувства |
4 | Семья | Дать знания о членах семьи (по рассматриванию картины), называние членов семьи, учить понимать роль взрослых и детей в семье. Работать над пониманием родственных связей. Обогащать словарь по теме: мама, папа, дочь, сын, дедушка, бабушка, внучка, внук. Знакомить с понятием «Отчество». Учить отвечать на вопросы простыми предложениями из 2-4 слов. Упражнять в согласовании прилагательных и существительных в роде и числе, употреблять существительные в ед.и множ.числе (акцентировать внимание на окончания слов), употреблять уменьшительно-ласкательную форму существительных. Развитие речи: диалогическая речь - вводить в активную речь вопросительные слова, учить пересказу текста с опорой на картинный план, подбирать несколько слов-определений к одному объекту. Воспитывать доброе отношение к членам группы, взаимопонимание, желание взаимопомощи. |
Март
1 | Международный женский день 8 марта. Первые цветы. | Дать представление о международном празднике женщин, воспитывать доброе отношение к женщине, девочке. Учить подбирать качественные прилагательные, образовывать ласкательные формы имен собственных. Познакомить с первоцветами: тюльпан, мимоза, подснежник, учить их сравнивать, различать. Развитие речи: учить отвечать на вопросы кратко и полно, следить за ходом диалога, вежливо заканчивать разговор. Составлять небольшой рассказ (2-4 предложения) по простой но сюжетной картине и опорной схеме. Воспитывать заботливое отношение к женщине, девочке. |
2 | Профессии женщин. Больница. Врач,мед.сестра. | Познакомить с профессиями: врач, мед.сестра. Обогащать словарь по теме: шприц, таблетки, витамины, бинт, зеленка, градусник, лекарство. Упражнять в составлении простых предложений из 2-4 слов, использовать точно по смыслу вопросительные слова. Воспитывать желание высказывать свои переживания, делиться с другими своими наблюдениями, чувствами, быть внимательными друг к другу. Воспитывать уважение к людям данных профессий. |
3 | Весна. Сезонные изменения в природе (одежда, обувь, головные уборы) | Расширять . систематизировать знания об изменениях в природе весной: пригревает солнышко, капель, таяние снегов, изменение цвета неба, продолжительности светового дня. Учить сравнивать времена года, отмечать характерные признаки. Закреплять знания о демисезонной одежде, обуви, головных уборах. Активизировать словарь по теме: весна, капель, ручей, проталинка, сосулька, солнышко, оттепель; теплый, солнечный, голубое, синее; греет, светит, тает, капает, бежит; солнечно, ясно, тепло, ветрено. Продолжать учить подбирать к существительному несколько определений, согласуя их в роде, числе с существительным, образовывать множественное число существительных, существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Развитие речи: учить отвечать на вопрос простым предложением из 4 слов. Упражнять в умении заканчивать предложение с опорой на картинку (по наводящим вопросам - слабая подгруппа). Учить пересказывать рассказ о опорой на картинный план. Воспитывать интерес к пробуждению природы, наблюдательность. |
4 | Дикие животные весной. | Расширять представления об изменениях в жизни диких животных весной-выход из нор, появление детенышей. Закреплять в речи название диких животных: волк, заяц, лиса, медведь, белка, еж и их детенышей; слов действий: линять, кормить, защищать и др. Упражнять в образовании существительных единственного и множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с суффиксами ат, ят, онок, енок; в употреблении предложно-падежных конструкций. Развитие речи: составлять описательный рассказ из 2-4 предложений по опорной схеме, по наводящим вопросам; по образцу и данному плану. Закреплять умение составлять предложения из 3-4 слов. Учить детей выслушивать друг друга до конца, поддерживать общение, дополнять друг друга. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. |
Апрель
1 | Домашние животные весной | Расширять представления о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение и активизация словаря по теме: кошка, кот, котёнок, собака, пес, щенок, корова, бык, коза, козел, козленок, лошадь, свинья; кормить, поить, чистить, ухаживать; большой, маленький, добрый. Забавный, смешной, веселый. Упражнять в образовании и употреблении существительных в косвенных падежах; образовании существительных с суффиксами енок, ок,; в согласовании прилагательных с существительными в роде. Развитие речи: обучать составлению простых распространенных предложений по сюжетной картине и вопросам логопеда, объединение их в рассказ. Пересказ получившегося рассказа способом договаривания предложений (повторение предложений за логопедом). Создание целостного впечатления об изображенном на картине. Воспитание бережного отношения к домашним животным. |
2 | Перелетные птицы | Закрепление знания признаков весны, формирование представлений о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме: птица, стая, гнездо, крыло, туловище, голова, клюв, лапа, грач, скворец, ласточка; прилетать, носить, строить, выводить, кормить, согревать; маленький, голодный. Пассивный словарь (уточнение, расширение): хлопочут, суетятся, желторотый, работящий. Учить образованию существительных с суффиксами ат, ят ; образовывать и точно употреблять слова-действия с приставками (улетели, прилетели, слетели, залетели, вылетели и т.д) Развитие речи: формировать умение использовать слова и выражения, необходимые для характеристики персонажей сказок («Гуси-лебеди»), отвечать на вопросы развернутой фразой, умение пользоваться косвенной речью, составлять простые распространенные предложения. Воспитывать бережное отношение к природе. |
3 | Посёлок, в котором мы живем. Моя улица. | Дать первичное представление об родном городе, об улицах, составляющих улиц – дома, тротуар, дорога, пешеход, переход; об улице, на которой находится дет дом. Учить называть свой родной город, улицу. Активизировать словарь по темам : Касторное, памятники, музей, библиотека, красивый, прекрасный, старинный; строить, любить, беречь, гордиться. Развитие речи: упражнять в составлении простых предложений, распространенных предложений. Закреплять умение высказывать просьбу, предложение, реагировать на них согласием или вежливым отказом. Коллективное составление описательного рассказа. |
4 | Транспорт. Профессия: шофер. | Формировать представления о транспорте и его назначении: пассажирский, грузовой. Закрепить в пассивном словаре существительного с обобщающим значением «транспорт». Уточнять, расширять словарь по теме: автобус, трамвай, троллейбус, такси, машина, остановка, поезд, самолет, теплоход, кабина, кузов, колесо; переводить, ездить, сигналить, останавливаться; грузовой, легковая. Закреплять знания о профессии «шофер». Продолжать учить правильно употреблять предложно - падежные конструкции; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; образовывать форму родительного падежа имен существительных (игра «Чего не хватает?»), образовывать приставочные глаголы и точно по смыслу их употреблять. . |
5 | Комнатные растения. | Дать представления о комнатных растениях, их внешнем виде, особенностях ухода за ними. Учить называть части растений: корень, стебель. Лист, цветок. Учить сравнивать растения, находить сходства, отличия. Познакомить с условиями, в которых растут комнатные растения: тепло, свет, почва, полив. Продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; использовать простые предлоги, подбирать определения: красивый, зеленый, сочный, яркий, нежный, розовый, красный, белый и др. Развитие речи: учить отвечать на вопросы простым распространенным предложением с опорой на действие (картинный план); задавать вопросы, высказывать свое отношение к действиям других детей. Учить ухаживать за растениями, бережно относиться к ним. |
Май
1 | Наш посёлок. День Победы. | Дать представление о государственном празднике- дне Победы. Продолжать знакомить с родным посёлком, его достопримечательностями: Вечный огонь, памятник, площадь; обогащать номинативный словарь по теме : война, парад, салют, победа, Вечный огонь. Закреплять умение отвечать на вопросы простыми предложениями, подбирать качественные прилагательные к существительным. Развитие диалогической речи: учить внимательно, не перебивая, слушать собеседника. Придерживаться темы разговора, точнее формулировать вопросы. Воспитывать чувство патриотизма. |
2 | Рыбы, аквариумные рыбки. | Формировать представления о рыбах (речных, аквариумных), их внешнем виде и образе жизни. Знакомить со строением и учить называть части тела рыбы: туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя, аквариум, водоросли, улитки; плавать, дышать, есть, ловить, прятаться; проворная, красивая, большая, маленькая. Познакомить с необходимыми для их существования условиями: свет, тепло, чистая вода, воздух, корм. Совершенствовать навыки употребления простых предлогов, образования и точного употребления приставочных глаголов (уплыла, подплыла, заплыла и др.) Развитие речи: продолжать учить составлять описательный рассказ из 2-4 предложений по наводящим вопросам. Учить пересказу небольших текстов из 3-4 предложений. Воспитывать бережное отношение к природе, наблюдательность. |
3 4 | Скоро лето. Цветы, насекомые. | Расширять и систематизировать знания об изменениях в природе летом: жарко, солнечно, гроза, радуга. Учить сравнивать времена года, отмечать характерные признаки. Словарь по теме: наступать, припекать, расцветать, отдыхать, загорать, купаться, кататься, собирать, плести, нюхать, ловить; лето, река, лес, пляж, футбол, сачок, корзинка, удочка, рыба, ягоды, цветы, одуванчик, ромашка, колокольчик, клевер, земляника, грибы, дождь, гром, гроза, радуга; теплый, загорелый, разноцветный, глубокий, мелкий, солнечный; жарко, тепло, весело. Знакомить с растениями, растущими на участке (клумбе). Формировать представление о внешнем виде и образе жизни насекомых. Уточнять словарь по теме: насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усики. Продолжать учить согласовывать речь с движением, употреблять существительные и прилагательные в косвенных падежах, употреблять точно простые предлоги, образовывать существительные во множественном числе. Развитие речи: обучать составлению описательного рассказа по образцу, плану, наводящим вопросам. |
Закрепление изученного. Диагностика. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...
Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...
Перспективное планирование работы в подготовительной группе Комплексно – тематическое планирование по теме «Уборка урожая» (в саду, огороде, на полях)
Перспективный план работы в подготовительной группе на неделю.План составлен с учетом ФГТ, тема "Уборка урожая" (сад,огород, поле)....
Перспективное планирование работы в подготовительной группе. Комплексно-тематическое планирование по теме: "Новогодний калейдоскоп".
“Русские праздники и новогодние традиции” «Откуда елка в гости пришла». Рассматривание репродукции картины В.Сурикова “Взятие снежного городка”. П...
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями
Подробное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями....
Перспективное планирование воспитателя детского сада на основе комплексно-тематического планирования ОУ
Составлено с учетом возраста воспитанников, программных задач каждого направления развития и образовательных областей. Позволяет воспитателю всесторонне изучить лексическую тему, отработав её во всех ...