Перспективное планирование
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
"Касторенский детский сад "Сказка"
Касторенского района Курской области
УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МКДОУ «Касторенский д/с «Сказка» Кудрявцевой О.И.___________ |
Перспективное планирование
коррекционно-образовательной деятельности с детьми
старшей группы
Учитель-логопед:
Шуваева Валентина Владимировна
2018г.
Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающей направленности предусматривает:
1.Развитие понимания речи окружающих в соответствии с параметрами возрастной нормы, для чего развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь;
2.Формирование умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и различия, понимать и устанавливать элементарные причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы;
3.Формирование лексико-грамматических средств языка и навыков связной речи; расширение и активизация словарного запаса на основе приобретаемых знаний и представлений об окружающем мире:
-Практическое владение простыми грамматическими категориями речи: грамматически правильное оформление самостоятельной речи в соответствии с нормами языка, четкое договаривание падежных и родовидовых окончаний слов, адекватное употребление простых и большинства сложных предметов; использование в спонтанном общении слов различных лексико-грамматических категорий; овладение различными способами словообразования.
-Использование в самостоятельной речи простых, распространенных и сложных предложений, объединение их в рассказ, овладение элементарными навыками пересказа, ведение диалога, навыков рассуждения и описательного рассказа;
-Фонетически правильное оформление звуковой стороны речи, правильная передача слоговой структуры слов, используемых в самостоятельной речи;
-Овладение элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов в пределах программы.
Параллельно осуществляется задача развития познавательной активности, проявляющаяся в интересах и мотивации, а также регуляции поведения.
Программа предполагает вариативность в выборе форм и методов обучения, способов активации речевых и мыслительных процессов.
Система работы предполагает комплексно-тематический подход: изучаемая лексическая тема закрепляется во всех видах деятельности в течении недели . что дает возможность многократно повторять материал и обеспечивает более прочное его усвоение.
Программа включает следующие разделы:
- Ознакомление с окружающим – предметное окружение, явления общественной жизни.
Природное окружение.
-Развитие речи- словарный запас, грамматический строй, связная речь.
Предметное окружение: знакомить с предметами ближайшего окружения: игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда, бытовые приборы; транспорт наземный, водный, воздушный. Учить сравнивать знакомые предметы, группировать их по функциональному назначению, правильно использовать в речи сенсорные эталоны.
- Явления общественной жизни.
Закреплять представления о себе, о семье, как части социума, об
обязанностях членов семьи. Учить определять степень родства.
Продолжать знакомить с помещениями детского сада и его сотрудниками.
Знакомить с родным городом, его достопримечательностями. Учить называть свой родной город, страну. Ее главный город.
Расширять представления о праздниках: Новый год, день защитника Отечества, Международный женский день, день космонавтики, день Победы.
Расширять представление о зимних развлечениях, познакомить с зимними видами спорта.
Продолжать знакомить с трудом взрослых, его содержанием: повар, продавец, врач, почтальон, парикмахер, воспитатель, учитель, мед.сестра,
швея, космонавт, шофер, капитан, матрос, летчик, машинист, строитель, маляр, крановщик. Формировать интерес к различным профессиям.
Уточнять и расширять знания о ПДД.
Познакомить с правилами безопасности при использовании бытовых приборов.
Через практическую деятельность, игры, экскурсии расширять представления о сферах человеческой деятельности (детский сад, библиотека, аптека, школа, почта, сельское хозяйство и др; знакомить с культурными явлениями : цирк, музей, театр)
- Природное окружение.
Расширять представления о многообразии природных явлений, о временах года, частях суток. Познакомить с названиями месяцев года. Учить определять состояние погоды, изменение в природе, описывать их, устанавливать простейшие связи между явлениями природы.
Расширять знания о растительном мире: овощи-фрукты, деревья, грибы, ягоды, комнатные растения, цветы. Формировать первоначальные представления о строении растений.
Продолжать знакомить животным миром: дикие животные различных климатических зон, их детеныши; домашние животные, их детеныши; зимующие птицы и перелетные птицы; домашние птицы, рыбы, насекомые. Отмечать их характерные признаки. Расширять представления об особенностях поведения. Передвижения, о пользе, которую приносят людям. Знакомить с трудом людей по уходу за домашними животными. Формировать представление о человеке как части природы, о взаимозависимости человека и природы.
- Развивать понимание речи.
Развивать умение вслушиваться в обращенную речь.
Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков.
Формировать понимание обобщающего значения слов.
Готовить к овладению диалогической и монологической речью.
- Словарный запас.
Пополнять и активизировать словарь существительных, прилагательных, глаголов, наречий по лексическим темам. Упражнять в употреблении в речи существительных с обобщающим значением, учить дифференцировать обобщающие понятия. Учить подбирать антонимы к словам разных частей речи.
- Развитие лексико-грамматических средств языка.
Учить использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, одна, две, два, много)
Учить изменять существительные по категории падежа(дательный, творительный, родительный, винительный)
Учить понимать и использовать в речи часто употребляемые приставочные глаголы.
Формировать понимание и навык употребления в речи простых предлогов (на, в, под)
Развивать навыки употребления существительных с уменьшительно-ласкательным значением .
Закреплять навыки согласования существительных с прилагательными, числительными (много столов, грибов и т.д.)
Формировать навыки согласования личных местоимений с глаголами (я сижу, он сидит и т.д.)
Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой-моя» и их согласованию с существительными.
Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевленности / неодушевленности.
Учить подбирать существительные к слову -действию, к слову-определению и наоборот.
Учить отгадывать названия животных, птиц, предметов по их описанию.
Учить навыку использования в речи качественных прилагательных (большой, маленький, вкусный и т.д.)
Учить употреблять в речи некоторые названия геометрических фигур, основных цветов, наиболее распространенных материалов (резина, дерево, железо, камень и т.д.)
- Связная речь.
Закрепить навыки составления простых предложений по модели: Кто? Что? Что делает?
Расширять объем предложений за счет введения однородных дополнений.
Заучивать короткие стихи, потешки.
Закрепить навыки ведения диалога: умение адекватно отвечать на
вопросы и самостоятельно их формулировать.
Формировать навыки составления коротких рассказов из 3-4 простых
предложений ( по вопросному, картинному плану)
учить составлять предложения по вопросам, по демонстрации действий.
Совершенствовать умения заканчивать одним- двумя словами предложение, начатое педагогом.
Предполагаемые результаты:
- Называть разные предметы, знать их назначение, свойства, качества.
- Сравнивать знакомые предметы по отдельным, ярко выделяемым признакам , обобщать и классифицировать предметы по лексическим темам.
- Узнавать по словесному описанию знакомые предметы.
- Знать представителей животного и растительного мира ,их характерные признаки, условия жизни.
- Знать о профессиях на транспорте, стройке, в детском саду и д.р.
- Понимать простые грамматические категории: единственные и множественные числа существительных; именительного, родительного, дательного и винительного падежей; некоторых простых предлогов; глаголов изъявительного и повелительного наклонений.
- Правильно употреблять в речи отдельные падежные окончания слов, используемых в предложных конструкциях.
- Уметь отвечать на вопросы взрослого, используя распространенное предложение из 3-4 слов.
- Уметь самостоятельно описывать предмет, называя признаки, качества, действия.
- Уметь составлять рассказ из 3-4 предложений с опорой на вопросный. Картинный план.
Сентябрь
Неделя | Тема | Цели и содержания работы |
1 | ||
2 | Диагностика | |
3 | Игрушки. Наш детский сад. Профессии в детском саду. | Расширять представление о детском саде, его помещениях и работниках. Систематизировать знания об игрушках, закрепить обобщающее понятие «игрушки». Учить описывать предмет по опорной схеме, указывать его признаки, узнавать предмет по описанию (загадки – описания) Уточнять и расширять словарь по теме: мяч, мишка, машина, кубики, пирамидка, матрёшка, погремушка и т.д. Формировать понятия о действии и предмете (кто это? что это? что делает?) Учить составлять простые предложения, употребляя предлоги (на, в, из). Закреплять в речи формы единственного и множественного числа имен существительных, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Развитие речи: развивать внимание детей и понимание речи, учитывать ситуацию общения. Учить координировать речь с движениями. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к игрушкам. |
4 | Золотая осень. Сезонные изменения в природе. Деревья и кустарники. | Систематизировать представления об осени как времени года. Учить замечать изменения в природе и описывать их: похолодание, заморозки, уменьшение продолжительности дня, частые дожди и др. Знакомить с названиями осенних месяцев. Упражнять в сравнении деревьев и кустарников. Активизировать словарь по теме: осень, березка, рябина, клен, тополь, осина, ель, сосна, дождь, туман, слякоть, ветер, листопад, дуть, желтеть, опадать, лиственный, хвойной, дождливый и др. Расширять представление о растениях ближайшего окружения, знакомить с изменениями в жизни растений осенью: созревание плодов, увядание цветов и трав, изменение окраски листвы. Учить составлять простые предложения по простым сюжетным картинкам по образцу. Учить отвечать предложениями. Знакомить с одушевленными и неодушевленными предметами (кто это? что это?). Продолжать закреплять формы единственного и множественного числа существительных. Учить подбирать признаки к предмету; согласовывать существительные с прилагательными в роде (лист - осенний), образовывать прилагательные от существительных (холод - холодный, клен - кленовый), подбирать родственные слова: лист, лес, знакомить с многозначностью слов: лист, ножка, шляпка. Воспитывать бережное отношение к природе, учить замечать красоту природных явлений (экскурсии в природу). |
Октябрь
1 | Огород. Овощи. | Уточнять и расширять знания об овощах. Обследовать их с помощью зрительно - осязательно - двигательных действий. Выделять характерные признаки, учить различать по вкусу. Словарь по теме: овощи, огород, грядка, помидор, огурец, капуста и т.д.; спелый, сочный, ароматный, полезный, гладкий; убирать, собирать, рвать, копать, солить, заготавливать и др. Упражнять в использовании в речи прилагательных, обозначающих цвет, форму, величину, вкус, в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе; в образовании относительных прилагательных от существительных (картофель – картофельное пюре и др.); Учить согласовывать количественные числительные; один, одна с существительными в роде; совершенствовать операции классификации, обобщения, исключения. Продолжать знакомить с многозначностью слов: лук. Развитие речи: учить составлять простые предложения с предлогами в, на, из, с; составлять предложения с союзом а, с однородными членами. Уточнять интонацию вопроса с использованием вопросительных слов, интонацию просьбы, побуждения. Воспитывать гигиенические навыки. |
2 | Сад. Фрукты. Ягоды. | Закреплять знания о фруктах, уточнять представления о них. Обследовать с помощью зрительно-осязательных, двигательных действий, выделять характерные признаки, различать фрукты и ягоды по вкусу. Обогащать словарь: фрукты, сад, ягоды, груша, яблоко, апельсин, банан, слива, смородина, крыжовник, малина и др.: спелый, сочный, ароматный, румяный, кислый, сладкий; зреть, собирать, заготавливать и т.д. Учить использовать в речи прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину, фактуру, вкус, образовывать относительные прилагательные, согласовывать их с существительными в роде, числе. Упражнять в употреблении именительного падежа множественного числа существительных. Упражнять в употреблении простых предлогов в составе простого предложения. Образовывать предложения с союзом а, с однородными членами. Знакомить с многозначностью слов: кисть, косточка. Упражнять в согласовании глаголов 3 лица настоящего времени с существительными в числе. Развитие речи: упражнять в составлении рассказа-описания по опорной схеме (рассказ-загадка). Учить составлять предложения из 4-5 и более слов по демонстрации действий, по картинкам. Воспитывать гигиенические навыки. |
3 | Лес. Грибы. Ягоды (закрепление лиственных деревьев) | Знакомить с названиями и внешним видом лесных ягод и грибов, учить сравнивать их, исключая лишний. Дать понятие «съедобный - несъедобный». Уточнить представление о значении леса в жизни человека. Активизировать, расширять словарь: мухомор, белый гриб, маслята, подберезовик, опята и др., земляника, малина, черника, брусника, т.д., ядовитый, съедобный, спелая, душистая, собирать, прятаться, висеть, заготавливать и др. Упражнять в употреблении глаголов 3 лица единственного и множественного числа настоящего времени, согласовании их с существительными в числе. Учить использовать точно по смыслу предлоги: на, в, с, к, от, под в простом предложении. Продолжать упражнять в составлении рассказов-описаний (загадки). Многозначность: шляпка, ножка. Развитие речи: составлять простые предложении по картинкам с помощью вопросов; учить точно выражать свои просьбы; работа с деформированным текстом с опорой на простую сюжетную картину. Подбор родственных слов: гриб, лист, дерево. |
4 | Одежда, головные уборы. Обувь. | Учить правильно называть предметы верхней одежды и обувь, показывать и называть части одежды и обуви. Формировать представления о видах одежды в соответствии со временем года. Упражнять правильно относить 4-5 предметов к обобщающим понятиям: одежда, обувь. Активизировать словарь: одежда, обувь, плащ, пальто, куртка, комбинезон, перчатки, ботинки, сапоги и др.; осеняя, теплая, резиновые и др.; завязывать, развязывать, обуваться – разуваться, чистить, одевать - надевать и др. Упражнять в согласовании слов в предложении в роде и числе, в практическом усвоении притяжательных местоимений «мой, моя», соотнесении существительных с этими местоимениями, в образовании относительных прилагательных (резиновые, шерстяная и т.д.) Развитие речи: договаривание предложений, умение отвечать на вопросы одним словом, словосочетанием, простым предложением. Составлять небольшие рассказы – описание (загадки) Многозначность: иголки, шляпа, язычок, молния. Родственные слова: сапог, обувь. Чтение и отрывка сказки В.Сутеева «Под грибом» |
Ноябрь
1 | Поздняя осень (дары осенние – закрепление) Перелётные птицы. | Познакомить с перелетными птицами, их внешним видом, повадками. Учить различать и называть птиц, знать, чем они отличаются, какую пользу приносят. Упражнять в сравнении птиц, устанавливать сходство и различие между птицами и их отличие от других животных. Обогащать словарь: птицы, грач, скворец, ласточка, журавль, лебедь, стая, перелетные, шумные, проворные, пестрые, заботливые, певчие и др.; летать, собираться в стаю, зимовать, улетать в теплые края. Упражнять в употреблении предлогов (около, в, на, за, перед, над, под) в составе простого предложения. Упражнять в образовании и практическом употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Знакомить с ласкательными именами людей. Упражнять в образовании и точном употреблении приставочных глаголов. Учить выбирать из предложенных слов родственные слова к словам: птица, корм. Развитие речи: закреплять умение составлять предложение с однородными членами (в единственном и множественном числе), с союзом а, в составлении рассказа-описания по опорной схеме и наводящим вопросам, договаривание предложений. Воспитывать бережное отношение к природе. |
2 | Домашние птицы (и их детеныши) | Уточнять и расширять представление о домашних птицах: внешний вид, чем питаются, какую пользу приносят. Учить находить признаки сходства и различия. Словарь по теме: домашние птицы, петух, курица, гусь, утка, индюк, детеныши, наседка, курятник, птицеферма, птичница, плавать, нырять, гоготать, крякать, кукарекать и др. Упражнять в образовании глаголов от звукоподражаний, существительных единственного и множественного числа, существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения, в подборе притяжательных и относительных прилагательных, сложных слов, состоящих из 2-х основ (белокрылый, длинношеий и др.). Развивать общую координацию движений, умение выразительно выполнять упражнения в играх-имитациях. Практическое усвоение глаголов прошедшего времени единственного числа, согласование их с существительными в роде. Развитие речи: учить отвечать на вопросы простым предложением, распространять его с помощью наводящих вопросов (прямое дополнение); Составлять предложения с помощью глаголов прошедшего времени единственного числа по двум опорным предметным картинкам. |
3 | Посуда, продукты, питания. Труд повара. | Уточнять и обогащать представление о посуде. Знакомить с видами посуды, её назначением и с материалами, из которых она сделана. Учить называть предметы посуды (чайной, столовой), её частей. Уход за посудой. Обогащать словарь по теме: чашка, блюдце, ложка, вилка, нож, стакан, кувшин, чайник, сахарница, глубокая, мелкая, стеклянная, пластмассовая, фарфоровая, грязная, чистая, острый, тупой, разливать, выливать, разбивать, покупать, и т.д. Учить образовывать сложные существительные по признаку назначения предмета - молочник, хлебница, и т.д., относительные прилагательные, упражнять в употреблении простых предлогов в составе простого предложения (в, за, из, на, под, над, перед, около, без, после), в подборе родственных слов: соль, чай, салат, хлеб, в образовании сложных слов (скороварка, овощерезка и др.). Многозначность: носик, ручка. Уточнять и расширять знания о продуктах питания: молочные, мясные, мучные. Обогащать словарь по теме: масло, творог, сметана, сыр, мясо, колбаса, сосиски, макароны, вермишель; мясной, гороховый, овощной, рыбный; накрывать, убирать. Учить ориентироваться во времени с учетом приема пищи (утро-завтрак, днем - обед, полдник, вечер-ужин). Совершенствовать умение подбирать антонимы, прилагательные к существительным, простые наречия (горячо, вкусно и др.), образовывать приставочные глаголы точно по смысловому значению (кипит - вскипела - выкипела). Упражнять в употреблении предметов в составе простого предложения. Развивать вкусовые ощущения. Воспитывать навыки поведения за столом, формировать основу здорового питания. Развитие речи: составление простых распространенных предложений с прямым дополнением. Знакомство с понятием «предложение». Составление рассказа-описания (загадки). |
4 | Домашние животные и их детеныши | Уточнять и расширять представление о домашних животных. Отмечать их характерные признаки. Обогащать представление об образе жизни домашних животных: как передвигаются, чем питаются, какую пользу приносят. Обогащать словарь: домашние животные, детёныши, корова, лошадь, коза, свинья, овца, кошка, собака, ягнёнок, злой, умный, верный, пушистый лохматый, рычать, лаять, мычать, хрюкать и др. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительными значениями, в образовании единственного и множественного числа существительных, притяжательных прилагательных. Упражнять в употреблении предлогов в составе простого предложения. Упражнять в практическом использовании приставочных глаголов в речи, запоминать и выполнять сложные инструкции с приставочными глаголами. Развитие речи: составлять рассказы-описания, загадки, развивать умение пересказывать небольшие тексты по предложенному плану, досказывать небольшие рассказы и сказки. Многозначность: хвост, конь, нос. Воспитывать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. |
Декабрь
1 | Зима, приметы зимы ( лес, зимой, хвойные деревья) | Уточнять и расширять представление о зиме, учить определять состояние погоды, изменения в природе, описывать их: сокращение светового дня, морозы, снегопад, замерзания рек. Знакомить с названием зимних месяцев. Учить устанавливать простейшие связи между явлением природы. Словарь по теме: зима, зимняя одежда, мороз, лиственница, хвоя, метель, снегопад, сугроб, кедр, сосна, ель, шуба, валенки, и др.; белый, снежный, пушистый, теплая, вязанная, меховая, шерстяная; холодно, морозно, гололед и т.д., хвойные, еловая, сосновая, и др. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными (падежное управление), существительных с местоимениями (мой, моя, мое), в употреблении уменьшительно-ласкательной формы существительных; в подборе слов-антонимов, в выборе из набора слов «родственников» к существительным: снег, мороз, зима. Упражнять в образовании родительного падежа единственного числа существительных без предлога и с предлогом «у». Связная речь: договаривание предложений, преобразование предложений (с отрицанием «нет») Составление рассказа из трех - четырех предложений о зиме по опорной схеме. Учить замечать красоту природных явлений. |
2 | Зимующие птицы. | Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах, их повадках, поведении. Знакомить с условиями жизни птиц зимой. Словарь: ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сорока, голубь, корм, кормушка, помощь; зимующие, голодный; замерзать, сыпать, подкармливать и др. Упражнять в образовании приставочных глаголов, глаголов от звукоподражания, в подборе признаков к предмету, в образовании сложных слов из двух основ; упражнять в падежном управлении при составлении и распространении предложений по картинке, по демонстрациями действий. Родственные слова: корм, птица, ворона, воробей. Речь: упражнять в согласовании количественных числительных: два, две с существительными в роде. Преобразовывать предложения по сюжетным картинкам, договаривание предложений (картинка + цифра). Воспитывать желание заботиться о птицах. |
3 | Дикие животные наших лесов, их детеныши. Зимовка зверей (закрепление зимующие птицы) | Уточнять и расширять представление о диких животных. Отмечать характерные признаки диких животных, их детёнышей. Уточнить, что каждому животному необходима пища, жилище, тепло. Обогащать представления об образе жизни диких животных: чем питаются, как передвигаются, как спасаются от врагов, готовятся к зиме. Словарь: дикие животные, детёныши, волк, заяц, лиса, медведь, белка, лось, рысь, еж, берлога, логово, нора, дупло, глазища, усищи, мохнатый, бурый, неуклюжий, косолапый, хищный, трусливый и др. Упражнять в образовании существительных уменьшительно-ласкательными и увеличительными значениями, притяжательных прилагательных, в единственном и множественном числе существительных, в образовании сложных слов: лопоухий, длиннохвостая и т.д. Закреплять употребление простых предлогов. Связная речь: закрепление употребления предлога «на», упражнять в образовании деформированной формы с данным предлогом, в самостоятельном составлении предложений, в составлении загадок, рассказов - описаний по опорной схеме. Воспитывать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. |
4 | Новый год, елка, новогодние игрушки. | Уточнять и расширять знания о новогоднем празднике, его атрибутах. Словарь по теме: хоровод, карнавал, бусы, гирлянда, снегурочка, дед мороз, елочные, блестящие, стеклянные, бумажные, наряжать, украшать и т.д. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе, падежное управление, в образовании множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательной формы существительных, согласование существительных с числительными и местоимениями, образование приставочных глаголов. Упражнять в построении простых распространенных предложений и точном использовании в них простых глаголов (по сюжетной картинке, по демонстрации действия). Связная речь: упражнять в составлении рассказа из 3-5 простых распространенных предложений с опорой на картинный план. Учить составлять поздравительную открытку, небольшое письмо, точно употребляя прилагательные, глаголы, предлоги по смыслу. Закрепление употребление предлогов на, с. Договаривание и составление предложений с данными предлогами. Постановка вопросов. Воспитывать умение выслушивать друг друга, работать в коллективе. |
Январь
Комнатные растения | Уточнять и расширять представление о комнатных растениях, показывать, и называть части растений. Словарь по теме: корень, стебель, лист, цветок, бутон, бегония, фикус, фиалка, герань, кактус, традесканция, подкормка, полив, пересадка, рыхление; гладкий, блестящий, влажный, рыхлый, ухаживать, протирать, рыхлить, опрыскивать д.р. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе, в употреблении предлогов в составе простого предложения. Связная речь: отвечать на вопросы полным ответом, грамматически верно строя фразу (3-5 слов). Вводить в речь предлог «между» (игра «что изменилось?»). Составлять рассказы-описания, загадки, рассказы-сравнения, используя союзы а,и. Составлять рассказы «Зима» по опорным словам и картинкам. Распространение предложений определениями. Формировать умение ухаживать за растениями, относиться к ним с вниманием и любовью. |
Зимние забавы, развлечения, виды спорта. | Обогащать знания о времени года – зима. Уточнять и рассматривать представление о зимних развлечениях, зимних видах спорта. Словарь по теме: катание, лыжи, санки, коньки, лед, горка, каток, конькобежец, фигурист, лыжник, лыжня, снеговик, ком, снежный, липкий, ледяной, скользкий, зимний, замерзать, морозить, скользить и др. Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падежах. Продолжать знакомить с родственными словами: снег, зима, лёд. Составлять предложения с однородными членами, использовать простые предлоги, употреблять приставочные глаголы, образовывать сложные слова (сани-саночник), как с помощью суффиксов, так и из двух основ.(коньки – бежать - конькобежец). Развитие речи: составление предложений по картине с помощью вопросов. Составление предложений по опорным предметным картинкам. Предлоги на-под (различение). Развивать общую координацию движений, выразительность движений в играх-имитациях. |
Наш дом, мебель. Бытовые приборы. Правила безопасности при их использовании. | Познакомить с частями дома: крыльцо, лестница, подъезд, лифт, квартира. Уточнить назначение комнат. Уточнить и расширить знания об основных видах мебели и её расположении квартире. Словарь: дом, подъезд, лестница, лифт, крыльцо, квартира, мебель, кресло, диван, кровать, шкаф, столяр, кирпичный, деревянный, многоэтажный, ставить, переставлять, сидеть, лежать, вешать, строить и др. Учить образовывать прилагательные от существительных по признаку назначения предмета: книжная, письменный, обеденный, по материалу: деревянный, каменный, сложные прилагательные от числительного с существительным: двухэтажный, пятиэтажный и т.д. Учить обозначать словами местоположение предмета по отношению к себе: вверху, внизу, справа, слева, перед, за. Упражнять в употреблении предлогов (за, перед, около, в, из, на, над, под, между, у). Предложно-падежное управление в простом предложении. Упражнять в подборе слов – антонимов. Знакомить со словами, похожими по значению (синонимы): дом-жилище-здание. Родственные слова к слову «свет». Развитие речи: рассказы-описания, загадки; составление предложений по сюжетной картине и опорным предметным картинкам. Воспитывать бережное отношение к мебели. Дать представление о бытовых приборах, их назначении. Знакомить с правилами безопасности. Словарь: холодильник, стиральная машина, телевизор, пылесос, плита, утюг, бытовые, электрический; замораживать, гладить, стирать, готовить, включать, выключать и др. Образовывать глаголы от существительных: пылесос-пылесосить; узнавать предмет по набору признаков, по назначению, по набору слов-действий. Формировать основу безопасного обращения с бытовыми приборами. |
Февраль
Зимняя одежда, обувь. | Активизировать словарь по теме: одежда, головной убор, обувь, шуба, куртка, пальто, ушанка, носки, варежки, сапоги, валенки, шарф, и т.д.; вязанная, шерстяная, зимняя, тёплая, меховая, кожаная; швея, закройщик, портной, модельер, пуговицы, карман, воротник, рукав, ножницы, машинка, нитки, катушки, спицы, крючок, напёрсток; шить, гладить, застёгивать, вязать, кроить, вешать и др.; удобно, тепло, нарядно, холодно. Упражнять в употреблении предлогов в подборе признаков к предмету (согласование в роде, числе, падеже), антонимов, в образовании прилагательного от существительных: шерсть - шерстяная, лиса – лисья, мужчина – мужская; практиковать в усвоении рода имён существительных путём соотнесения с притяжательными местоимениями моё, моя, моё и количественными числительными: один, одна, одно. Упражнять в различении и употреблении глаголов «надевать» и «одевать». Связная речь: упражнять в построении предложения по предметной картинке, карточке с цифрой 1 и с данным глаголом. Учить проявлять интерес к высказыванию собеседника. |
Человек. Семья. | Закреплять представления о себе, как о человеке, дать понятие «член семьи», учить определять степень родства (дочь, сын, мать, отец, внук, внучка, бабушка, дедушка), дать понятие «отчество». Учить, что у каждого в семье есть свои обязанности. Словарь по теме: семья, дочь, сын, родители, внук, внучка, любимый, нежный, заботливый, строгий, старший, младший, молодой, ласковая, дружная, готовит, убирает, помогает и др. Упражнять в подборе прилагательных к существительным, в образовании притяжательных прилагательных (мамин, бабушкины, Танин), в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использовать в речи местоимения мой, моя, моё, мои, упражнять в образовании сложных слов: голубоглазая, черноволосый и др., в подборе родственных слов: друг, гость, семья. Связная речь: знакомить с понятием «признак предмета», соотносить с вопросами: какой? какая? какое? Выделять признаки с помощью вопросов из текста (сказки А.С. Пушкин); учить постановке вопросов к предметным картинкам (ответы на них). Воспитывать взаимопонимание, внимание и уважение друг к другу. |
День защитника Отечества. Военные профессии. | Расширять представление о государственном празднике – Дне защитника Отечества, о роли российской армии в жизни государства, в его истории. Словарь по теме: лётчик, танкист, моряк, пограничник, разведчик, ракетчик, десантник; военный, храбрый, сильный, смелый, охранять, защищать, воевать, побеждать и др. Закреплять образование существительных с помощью суффиксов. Упражнять в подборе прилагательных к существительным, согласовывать в роде, числе, падеже, в образовании относительных прилагательных (солдатский, командирский и др.) Связная речь: договаривание предложений, исправление предложений с искаженным смыслом (причинно-следственные связи). Учить отвечать на вопросы предложениями из четырех – пяти слов. Чтение и беседа по рассказу Б.Житкова «Командир». Составление поздравительной открытки. Воспитывать любовь к родине, гордость за её защитников. |
Транспорт. ПДД. Профессии на транспорте. | Обобщать и расширять знания о транспорте, его видах – наземный (городской, железнодорожный), водный, воздушный. Учить правильно называть части транспортного средства. Словарь по теме: поезд, самолёт, вертолёт, лодки, катер, пароход, троллейбус, трамвай, автобус, кузов, кабина, крылья, палуба, вагон, рельсы, электровоз, паровоз, светофор, маяк, якорь, билет и др.; пассажирский, товарный, речной, морской, грузовая, легковая, управлять, взлетать, ехать, возить, плыть и т.д. Закреплять знания о профессиях на транспорте: шофёр, капитан, матрос, лётчик, пилот, машинист и т.д. Упражнять в образовании приставочных глаголов от слов: ехать, плыть, лететь, идти. Закреплять умение образовывать множественное число существительных, учить образовывать сложные слова: молоковоз, двухколёсный, и др.; относительных прилагательных. Упражнять в подборе родственных слов: машина, корабль, велосипед; синонимов: шофёр – водитель, машина – автомобиль, антонимов. Многозначность: кран: Использование предлогов: к, от, у, через, из, из-за, между, на ,над, под. Развитие речи: продолжать учить детей задавать вопросы (по содержанию игры), обсуждать правила, адекватно выражать эмоции. Драматизация стихотворения В.Берестова «Девочка Марина и её машина». Распространять предложения относительными прилагательными. Уточнять и расширять знания о ПДД. |
Март
Стройка. Профессии. | Познакомить с профессиями на стройке: строитель, маляр, крановщик; красить, белить, строить. Продолжать учить образовывать приставочные глаголы, закреплять умение образовывать множественное число существительных. Продолжать работу с относительными прилагательными: кирпичный, деревянный, каменный и др. Упражнять в образовании сложных существительных: одноэтажный, многоэтажный, двухэтажный, пятиэтажный. Связная речь: досказывание предложений, распространение их относительными прилагательными. |
Женский день. Профессии женщин. | Расширять представление о международном женском дне, уточнять представление о профессиях женщин. Словарь по теме: женщина, работница, врач, повар, продавец, парикмахер, воспитатель, учитель, швея; строгая, заботливая, усталая, старая, молодая; лечить, учить, стричь, причёсывать, шить, ухаживать, воспитывать, готовить и др. Образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе качественных прилагательных. Продолжать упражнять в употреблении предлогов (из, за, перед, после, около, между, в, на, над, под) Развитие речи: учить отвечать на вопросы. Чтение (беседа) отрывков стихотворения С.Михалкова «А что у вас?». Словообразование относительных прилагательных от существительных, обозначающие овощи и фрукты, согласование их с существительными в роде, числе, падеже. Составление поздравительной открытки. Воспитывать внимательное, заботливое отношение к женщине, девочке. |
Весна. Сезонные изменения в природе (одежда, обувь). | Уточнять и расширять представление о весне, учить определять состояние погоды, изменения в природе, описывать их: таяние снега, увеличение светового дня, ледоход, набухание почек, возвращение птиц. Знакомить с названиями весенних месяцев. Учить устанавливать простейшие связи между явлениями природы. Словарь по теме: весна, оттепель, капель, сосулька, проталина, ручей, почка, весенний, хрупкий, яркий, солнечный, рыхлый, липкий, мокрый, прозрачное, пригревать, набухать, просыпаться, журчать, звенеть, распускаться; наречие: сыро, тепло, холодно, ярко, пасмурно, солнечно и т.д. Закреплять обобщающие понятия: одежда, обувь. Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять уменьшительно-ласкательные формы существительных. Упражнять в подборе глаголов и прилагательных к существительным (снег тает, лёд ломается, снег рыхлый, мокрый, лёд тонкий, хрупкий); в образовании сложных слов (ледоход, гололёд, первоцвет), приставочных глаголов, в подборе родственных слов к слову: весна, вода, свет. Связная речь: загадки-описания, речевые логические задачи («Почему деревья белые?» и др.) Составление предложений по сюжетной картинке (серии из трех - четырех картинок – сильная подгруппа). Составление описательного рассказа «Весна идёт» по простым сюжетным картинкам и опорным словам. Воспитывать любовь к родному краю. |
Перелётные птицы. | Расширять представление о жизни диких животных и птиц весной - прилетают из теплых краев, вьют гнезда, высаживают птенцов, выбираются из нор, заботятся о потомстве. Закреплять в речи названия и перелётных птиц. Активизировать словарь: пробуждение, прилёт, грач, скворец, стриж, кукушка, журавли, клин, стая, перо, крыло, гнездо, скворечник, птенец; перелетные, певчие; вить, петь, щебетать. Упражнять в образовании приставочных глаголов, употреблении предлогов, образовании притяжательных (грачиное, журавлиное и т.д.), глаголов от звукоподражания, существительных единственного и множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сложных слов (длинношеяя, быстрокрылая, косолапый и т.д.), в образовании названий птенцов (единственное, множественное число). Подбор родственных слов: птица, корм, гнездо. Связная речь: рассказы-описания (загадки), речевые логические задачи, (Н.Сладков); пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» по опорным картинкам. Воспитывать интерес к родной природе, окружающему миру. |
Апрель
Наш посёлок. Моя улица. | Уточнять и расширять знания о родном посёлке, об улицах, о составляющих улиц: дома, тротуар, дорога. Закреплять умение называть точный адрес (город, улица, номер дома) Активизировать словарь по теме: адрес, посёлок , Касторное, музей, парк, памятник, пешеходный переход, светофор, магазин, аптека, школа, стадион, больница, почта. Упражнять в подборе антонимов: тихий - шумный, узкая – широкая и т.д. Упражнять в использовании предлогов в составе простого предложения, в подборе признаков к предмету, в согласовании их с существительным. Учить согласованию местоимений, числительных с существительным (один дом, моя улица и т.д.). Упражнять в использовании сложных слов (многолюдный, привокзальный, безлюдная и т.д.), в подборе (или выборе) родственных слов: город, дом, улица, школа. Развитие связной речи: составление рассказов-описаний. Составление предложений по серии сюжетных картин «Скворечник» и объединение их в связный рассказ. Воспитывать любовь к родному поселку. Закреплять правила поведения на улице. |
День космонавтики. | Знакомить с праздником – день космонавтики. Дать простейшее знание о земле, как планете, о солнце, как источнике жизни на земле, как о звезде, вокруг которой вращается наша планета, о Луне – спутнике земли (сильная подгруппа). Словарь по теме: космос, ракета, космический корабль, космонавт, Юрий Гагарин, планета, звезда, спутник, Луна; воздух, безвоздушное пространство, океаны, материки (суша), космодром, горючие, старт, полёт, скафандр (костюм космонавта), невесомость, перегрузки, тренировки, испытывать, герой; управлять, летать, взлетать, вращаться, приземлять, испытывать и т.д. Закреплять умение образовывать множественное число существительных, упражнять в правильном произношении слов сложной слоговой структуры, в образовании приставочных глаголов (лететь, взлететь, долететь и др.), в подборе определений, в образовании прилагательных от существительных (солнечный, лунный, космический и и.д.). Подбирать (выбирать) родственные слова к словам: солнце, земля, звезда, космос. Связная речь: закреплять умение грамматически правильно строить предложения, задавать вопросы. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной планете |
Рыбы (пресноводные, аквариумные) | Уточнять и расширять представление о рыбах, их образе жизни: строение, дыхание, питание, размножение. Активизировать словарь по теме: водоём, водоросли, река, озеро, сом, щука, окунь, золотая, гуппи, сомик, дно, икра, малёк, туловище, голова, хвост, плавники, чешуя, жабры, прозрачный, юркий, усатый, золотистый, зубастая, хищная, пятнистая; плавать, питаться. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, числительные с существительными и притяжательными местоимениями. Упражнять в образовании притяжательных прилагательных, приставочных глаголов (подплыла, отплыла, приплыла, уплыла и др.), в употреблении предлогов в простом предложении, в подборе родственных слов: рыба, вода, реки. Развитее речи: рассказы-описания, загадки, сравнительные рассказы (три - четыре предложения) с союзными словами а, и. Пересказ отрывка из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С Пушкина с опорой на серию картинок (по цепочке). Беседе «Что сначала – что потом?» по серии сюжетных картинок о жизни рыб. Воспитывать бережное отношение к обитателям водоёмов. |
Цветы, первоцветы. (лесные, полевые, садовые) | Уточнять и расширять представление о жизни растений; закреплять, уточнять знания о строении цветка; о назначении каждой части растения, о значении для жизни растений света, почвы, влаги. Активизировать словарь по теме: цветы, растения, мак, астра, тюльпан, ромашка, василёк, колокольчик, одуванчик, гладиолус, лилия, незабудка, подснежник, фиалка, первоцвет, стебель, корень, лист, цветок, бутон, поле, луг, лес, семечко (семена), луковица, букет, клумба, цветовод, цветник; расти, цвести, опадать, засыхать, раскрываться, сажать, выкапывать, срывать, собирать; полевые, лесные, садовые, ароматные, душистые, красивые, прекрасные, хрупкие, мелкие, живые. Закреплять умение образовывать множественное число существительных, прилагательных от существительных (поле - полевой), употреблять родственные слова (цветок, лист, лес), образовывать сложные слова (подснежник, первоцвет, цветовод), подбирать антонимы, синонимы (клумбы – цветник), признаки к предмету, согласовывать прилагательные, числительные, местоимения с существительными, предложно-падежное управление (из чего букет – из маков, незабудок). Связная речь: закреплять умение отвечать на вопросы распространенным предложением, упражнять в составлении рассказов-описаний, загадок, в составлении рассказа по опорным картинкам (из серии «Что сначала – что потом?) по теме «Жизнь цветка от семечка до семечка.» Заучивание стихотворения А.К.Толстого «Колокольчики» (стихи В.Серовой). Воспитывать чувство прекрасного. |
Май
1 | Наша Родина. День Победы. | Познакомить с главным городом нашей страны – Москва. Уточнять и расширять представление о нашей родине, о его столице, о государственном празднике – День Победы, о героизме и самоотверженности русского народа в Великой отечественной войне. Словарь по теме: война, победа, парад, салют, Вечный огонь, столица, Красная площадь, Московский кремль, любимый, праздничный, город – герой, посещать, встречать, ветеран войны, сын полка, бомбоубежище, бомбёжка, взрыв, граната, плененные, победители, памятники, враги и т.д. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе, подбирать родственные слова (солдат, победа), подбирать качественные прилагательные к существительным, образовывать относительные прилагательные от названия материала, подбирать предметы к признакам. Связная речь: закреплять умение участвовать в беседе, задавать вопросы и отвечать на них. Образовывать и употреблять притяжательные прилагательные с суффиксом «ИН» (согласование с существительными). Упражнять в составлении рассказа о своём городе с опорой на фотографии, открытки, иллюстрации. Экскурсия к монументу «Вечный огонь». Воспитывать чувство патриотизма. |
2 | «Откуда хлеб пришёл?» Весенние сельскохозяйственные работы (профессии на селе, сельскохозяйственная техника, инструменты) | Дать понятие о труде сельских жителей весной, работе на земле, о их орудиях труда и сельскохозяйственной технике; о последовательности выращивания хлеба, овощей (по временам года). Активизировать словарь по теме: трактор, тракторист, сеялка, пшеница, рожь, овёс, пахать, сеять, боронить, комбайн, уборка урожая, лопата, грабли, плуг, сорняки, вредители полей, овощи, сажать, рассада, поливать, рыхлить. Упражнять в словообразовании относительных прилагательных и сочетании их с существительными, в подборе признаков к предметам. Развитие речи: составлении и употреблении в речи предложений с однородными членами; ответы на вопросы простыми распространенными предложениями. Беседа о последовательности выращивания растений (из серии «Что сначала – что потом?») с опорой на простые сюжетные картинки. Воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу. |
3 | Скоро лето (сад, лес, луг) Насекомые | Уточнять и расширять представления о лете, жизни насекомых. Учить определять изменения в природе, погодные изменения, описывать их. Учить сравнивать времена года, кратко описывать их. Словарь по теме: божья коровка, майский жук, муравей, кузнечик, паук, бабочка, пчела, муха, комар, гусеница, стрекоза, крыло, жало, лапка, усики, улей, муравейник, яйца; летать, ползать, шевелить, строить, собирать, жужжать, кусать, прыгать, стрекотать, пищать, ловить. Закреплять умение образовывать множественное число существительных, прилагательных от существительных (комар - комариный), приставочных глаголов, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сложных слов(трудолюбивый); подбирать родственные слова (муравей, пчела). Упражнять в образовании притяжательных прилагательных с суффиксом и(ий, ья, ье, ьи). Связная речь: составление загадок-описаний, пересказ небольшого текста с опорой на картинный план, составление необходимых рассказов по серии (2-3) сюжетных картинок. Составление и проговарирование коротких монологов по образцу (текст русской народной сказки «Хвосты») |
4 | Закрепление пройденного, диагностика. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...
Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...
Перспективное планирование работы в подготовительной группе Комплексно – тематическое планирование по теме «Уборка урожая» (в саду, огороде, на полях)
Перспективный план работы в подготовительной группе на неделю.План составлен с учетом ФГТ, тема "Уборка урожая" (сад,огород, поле)....
Перспективное планирование работы в подготовительной группе. Комплексно-тематическое планирование по теме: "Новогодний калейдоскоп".
“Русские праздники и новогодние традиции” «Откуда елка в гости пришла». Рассматривание репродукции картины В.Сурикова “Взятие снежного городка”. П...
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями
Подробное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями....
Перспективное планирование воспитателя детского сада на основе комплексно-тематического планирования ОУ
Составлено с учетом возраста воспитанников, программных задач каждого направления развития и образовательных областей. Позволяет воспитателю всесторонне изучить лексическую тему, отработав её во всех ...