Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)
В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепенным наращиванием и усложнением образовательных задач при проведении логопедических занятий в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarnyy_plan_starshaya.docx | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 1373»
(ГБОУ Школа № 1373)
Методическая разработка по теме:
«Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи»
Составила
учитель-логопед
Андреева О.Н.
Москва
Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи
Сентябрь - май | |
1-я неделя | Мониторинг речевого развития |
2-я неделя | Мониторинг речевого развития |
3-я неделя | Лексическая тема "Фрукты. Сад». Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на картинно-графическую схему. Понятие предмет и действие Развитие общего внимания и понимания речи. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых звуков. Понятие «ряд». Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану. |
4-я неделя | Лексическая тема "Овощи. Огород». Одушевлённые и неодушевлённые предметы. Понятие слово. Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на картинно-графическую схему. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков и слов, близких по звуковому составу. Понятие о звуковом ряде. Знакомство с понятием «звук». Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану. |
5-я неделя | Лексическая тема «Деревья и кустарники». Именительный падеж множественного числа существительных. Составление предложений по картинкам, опорным словам. Звук [У]. Знакомство с понятием «гласный звук». Выделение заданного гласного звука из потока звуков, выделение и определение в словах первого гласного звука. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков [АУ, УА]. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану. |
6-я неделя | Лексическая тема "Осень. Изменения в природе и в жизни человека." Количественные числительные один, одна. Пересказ рассказа «Осень» по картинно-графическому плану. Звук [А]. Закрепление понятия «гласный звук». Выделение заданного гласного звука из потока звуков; выделение и определение в словах первого гласного звука. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков [АУ, УА]. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану. |
7-я неделя | Лексическая тема «Грибы». Образование существительных множественного числа. Дифференциация звуков [А-У]. Определение наличия или отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком. Пересказ рассказа Я. Тайца: «По грибы». Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану. |
8-я неделя | Лексическая тема «Ягоды». Образование относительных прилагательных. Практическое употребление предлогов на, у, за, под в составе простого предложения. Звук [О]. Определение позиции гласного звука в слове: начало, середина, конец. Анализ сочетаний из трёх гласных звуков. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану. |
9-я неделя | Лексическая тема: «Домашние животные и их детёныши». Существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Составление 3-х словных предложений. Понятие «слово», «предложение». Пересказ рассказа Л. Толстого «Котёнок». Дифференциация звуков [У-O]. Закрепление полученных навыков. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану. |
10-я неделя | Лексическая тема: «Домашние птицы и их птенцы». Притяжательные местоимения мой, моя. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как куры уткам помогли». Звук [И]. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков [АИ, ИА, ИУ, УИ]. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану. |
11-я неделя | Лексическая тема: «Дикие животные и их детёныши». Глаголы прошедшего времени единственного числа. Пересказ по картинно-графическому плану «Дикие животные». Звук [ы]. Выделение звука [ы] из середины и конца слова. Анализ и синтез сочетаний из трёх гласных звуков. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану. |
12-я неделя | Лексическая тема: «Животные и птицы жарких стран». Винительный падеж единственного числа существительных. Составление описательного рассказа о животных жарких стран с использованием схемы. Дифференциация звуков [И-Ы]. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану. |
13-я неделя | Лексическая тема: «Рыбы. Животные морей и океанов». Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Звук [Э]. Определение наличия-отсутствия гласного звука в словах. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану. |
14-я неделя | Лексическая тема: «Животные и птицы северных стран». Практическое употребление притяжательных прилагательных. Составление описательного рассказа по схеме. Гласные звуки. Повторение пройденных звуков. |
15-я неделя | Лексическая тема: «Зима». Количественные числительные два, две. Составление рассказа « Зима » по опорным словам и картинкам. Звук [М]. Знакомство с понятием твёрдый согласный звук. Определение в словах первого согласного звука, анализ и синтез сочетаний, состоящих из 2-х звуков гласного и согласного [ум, ам, мы, му]. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану. |
16-я неделя | Лексическая тема: «Зимние забавы». Дательный падеж существительных в единственном числе. Составление предложений «Зимние забавы детей» по опорным предметным картинкам. Звук [М']. Знакомство с понятием мягкий согласный звук. Определение наличия в словах мягкого согласного звука. Дифференциация звуков [М]- [М']. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану. |
17-я неделя | Лексическая тема: «Новогодний праздник. Новогодняя ёлка и ёлочные игрушки». Предлог «НА». Пересказ рассказа «Как дети встречали новогодний праздник в детском саду» с использованием сюжетной картины и картинно-графического плана. Звук [Н]. Закрепление понятия твёрдый согласный звук. Определение наличия в словах согласного звука. Анализ и синтез слова: ОН. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану. |
18-я неделя | Лексическая тема: «Зимующие птицы». Творительный падеж существительных в единственном числе. Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы. Звук [Н']. Закрепление понятия мягкий согласный звук. Определение наличия в словах мягкого согласного звука. Дифференциация звуков [Н]- [Н']. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану. |
19-я неделя | Лексическая тема: «Одежда.» Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с |
предлогом У. | |
Составление описательного рассказа об одежде с использованием схемы. Дифференциация звуков [Н] - [М]. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану. | |
20-я неделя | Лексическая тема: «Обувь. Головные уборы». Согласование существительного и глагола в единственном и множественном числе. Составление описательного рассказа «Как солнышко ботинок нашло». Звуки [В]- [В']. Определение наличия-отсутствия согласных звуков в словах, подбор слов с заданным согласным звуком. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану. |
21-я неделя | Лексическая тема: «Человек». Образование прилагательных путём словообразования (голубоглазый, длинноволосый). Дифференциация НА, ПОД. Пересказ басни Л. Толстого «Старый дед и внучек». Звуки [Ф]- [Ф'] Определение наличия –отсутствия согласных звуков в словах, подбор слов с заданным согласным звуком. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану. |
22-я неделя | Лексическая тема: «Моя семья». Формирование навыка употребления сравнительной степени прилагательных (старший (старше), младший (младше), большой (больше), маленький (меньше)). Предлог ПОД. Составление рассказа «Семейный ужин» по серии картин с элементами творчества». Дифференциация звуков [В] - [Ф]. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану. |
23-я неделя | Лексическая тема: «Мой город. Дом, в котором я живу». Признаки предметов, выраженные прилагательными. Составление рассказа «Одни дома», с придумыванием начала рассказа. Звуки [Б]; [Б`]. Знакомство с понятием мягкий согласный звук. Определение гласного звука в середине односложных слов (БАК, БЫК, БОК, БИНТ, БИМ, БУК). Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану. |
24-я неделя | Лексическая тема: «23 февраля – День защитника Отечества. Военные профессии». Изменение существительных в единственном числе по падежам. Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра». Звуки [П]; [П`]. Анализ и синтез слогов АП, ОП, УП, ИП, ПИ. Определение конечного звука в словах (ГНОМ, ТЮЛЬПАН, БАТОН, ФИЛИПП). Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану. |
25-я неделя | Лексическая тема: «Мебель». Относительные прилагательные. Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану. Дифференциация звуков [П-Б]. Полный анализ и синтез слов БАК, БИНТ, БОК. |
26-я неделя | Лексическая тема: «День 8 Марта. Женские профессии». Понятие «признак». Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку. Звуки [Д]; [Д`]. Определение позиции согласного звука в слове: начало, середина. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану. |
27-я неделя | Лексическая тема: «Посуда». Предложный падеж существительных с предлогом. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой». Звуки [Т]; [Т`]. Определение позиции согласного звука в слове: начало, середина, конец. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану. |
28-я неделя | Лексическая тема: «Продукты». Предлог В. Практическое употребление существительных в винительном, дательном и творительном падежах. Составление рассказа по картинно-графическому плану. Звуки [Т-Д]. Полный анализ и синтез слов: ДОМ, ТОМ. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану. |
29-я неделя | Лексическая тема: «Весна-красна. Изменения в природе и в жизни человека». Предлоги [В; НА ; ПОД]. Составление описательного рассказа «Весна идёт» по простым 1-фигурным сюжетным картинкам и опорным словам. Звуки [Г]; [Г`]. Закрепление полученных навыков. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану. |
30-я неделя | Лексическая тема: «Перелётные птицы». Распространение предложений путём введения однородных определений. Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин. Звуки [К]; [К`]. Определение позиции начало, середина, конец, согласного звука в слове: полный анализ и синтез слов КОМ, КИТ. |
31-я неделя | Лексическая тема: «Космос». Предлог К. Согласование существительных единственного и множественного числа с числительными. Составление рассказа по сюжетной картине «Космонавты». Звуки [К-Г]. Закрепление полученных навыков. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану. |
32-я неделя | Лексическая тема: «Транспорт». Приставочные глаголы. Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок. Звуки [Х]; [Х`]. Определение позиции начало, середина, конец, согласного звука в слове: полный анализ и синтез слов МОХ, МУХИ. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану. |
33-я неделя | Лексическая тема: «Профессии». Предлоги К, ОТ. Составление описательного рассказа о профессиях с использование схемы. Звуки [С-С́]. Определение позиции начало, середина, конец, согласного звука в слове: полный анализ и синтез слов СУП, СИМА, определение первого согласного и последующего гласного звуков в словах САМОКАТ, СЫНОК, СУББОТА, СЭМ, СОБОЛЬ, СИМА. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану. |
34-я неделя | Лексическая тема: «День Победы». Притяжательные прилагательные с суффиксом –й- (на –ий-, -ья-, -ье-,ьи-). Составление рассказа «Граница Родины – на замке» по серии сюжетных картин. Звуки [З]; [З`]. Полный анализ и синтез слов ЗУБЫ, ЗИМА. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану. |
35-я неделя | Лексическая тема: «Насекомые». Составление простого предложения с предлогами на, над, под, в. Составление описательного расссказа по картинно-графическому плану. Практическое употребление существительного родительного падежа в составе предложения. Согласование существительных с глаголом в числе. Звуки [С-З]. Закрепление полученных навыков. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану. Обучение сравнению двух насекомых. Закрепление умения детей отвечать самостоятельным полным ответом на вопросы по сюжетной картинке. |
36-я неделя | Лексическая тема: «Лето». Образование и употребление прилагательных в сравнительной степени. Составление рассказа «Лето красное пришло» по сюжетной картине. Закрепление пройденного материала. |
37-я неделя | Мониторинг речевого развития |
38-я неделя | Мониторинг речевого развития |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей с тяжёлыми нарушениями речи в подготовительной группе по теме: "Согласование местоимений наш, наша, наши с существительными"
План-конспект по теме: "Согласование местоимений наш, наша, наши с существительными". Различение детьми окончаний местоимений и подбор существительных в соответствии с родом и числом местоим...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей старшей группы с тяжёлыми нарушениями речи по теме: «Именительный падеж множественного числа существительных»
Учить правильно употреблять существительные в именительном падеже множественного числа...
КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР (общее недоразвитие речи)
Задачи коррекционной работы по формированию лексико-грамматических представлений и связной речи. Этапы логопедической работы по развитию связной речи и лексико-грамматического строя речи. Ст...
Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категории, фонетической стороны речи, развитию связнои речи, обучению грамоте в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на 2022 — 20
Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категории, фонетической стороны речи, развитию связнои речи, обучению грамоте в подготовительной г...
Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Тема: В лес по грибы.
Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с о...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и связной речи в подготовительной к школе группе с использованием игровых технологий «Магазин фруктов и овощей»
Программное содержание:Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи.Задачи:Коррекционные: совершенствовать лексические, грамматические категории языка и связную речь на матер...