Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)

Андреева Ольга Николаевна

В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепенным наращиванием и усложнением образовательных задач при проведении логопедических занятий в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarnyy_plan_starshaya.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 1373»

(ГБОУ Школа № 1373)

Методическая разработка по теме:

«Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи»

Составила

учитель-логопед

Андреева О.Н.

Москва

Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи

Сентябрь - май

1-я неделя

Мониторинг речевого развития

2-я неделя

Мониторинг речевого развития

3-я неделя

Лексическая тема "Фрукты. Сад». Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на картинно-графическую схему.

Понятие предмет и действие

Развитие общего внимания и понимания речи.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых звуков. Понятие «ряд». Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану.

4-я неделя

Лексическая тема "Овощи. Огород».

Одушевлённые и неодушевлённые предметы. Понятие слово. Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на картинно-графическую схему. 

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков и слов, близких по звуковому составу. Понятие о звуковом ряде. Знакомство с понятием «звук». Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану.

5-я неделя

Лексическая тема «Деревья и кустарники».

Именительный падеж множественного числа существительных.

Составление предложений по картинкам, опорным словам.

Звук [У]. Знакомство с понятием «гласный звук». Выделение заданного гласного звука из потока звуков, выделение и определение в словах первого гласного звука.

Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков [АУ, УА].

Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану.

6-я неделя

Лексическая тема "Осень. Изменения в природе и в жизни человека."

Количественные числительные один, одна. Пересказ рассказа «Осень» по картинно-графическому плану.

Звук [А]. Закрепление понятия «гласный звук». Выделение заданного гласного звука из потока звуков; выделение и определение в словах первого гласного звука. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков [АУ, УА].

Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану.

7-я неделя

Лексическая тема «Грибы». Образование существительных множественного числа.

Дифференциация звуков [А-У]. Определение наличия или отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком. Пересказ рассказа Я. Тайца: «По грибы».

Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану.

8-я неделя

Лексическая тема «Ягоды». Образование относительных прилагательных. Практическое употребление предлогов на, у, за, под в составе простого предложения. Звук [О]. Определение позиции гласного звука в слове: начало, середина, конец. Анализ сочетаний из трёх гласных звуков.

Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану.

9-я неделя

Лексическая тема: «Домашние животные и их детёныши». Существительные с уменьшительно-ласкательным значением.  Составление 3-х словных предложений. Понятие «слово», «предложение».

Пересказ рассказа Л. Толстого «Котёнок».

Дифференциация звуков [У-O]. Закрепление полученных навыков.

Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану.

10-я неделя

Лексическая тема: «Домашние птицы и их птенцы». Притяжательные местоимения мой, моя. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как куры уткам помогли». Звук [И]. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков [АИ, ИА, ИУ, УИ].

Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану.

11-я неделя

Лексическая тема: «Дикие животные и их детёныши».

Глаголы прошедшего времени единственного числа.

Пересказ по картинно-графическому плану «Дикие животные».

Звук [ы]. Выделение звука [ы] из середины и конца слова. Анализ и синтез сочетаний из трёх гласных звуков.

Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану.

12-я неделя

Лексическая тема: «Животные и птицы жарких стран». Винительный падеж единственного числа существительных. Составление описательного рассказа о животных жарких стран с использованием схемы.

Дифференциация звуков [И-Ы]. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану.

13-я неделя

Лексическая тема: «Рыбы. Животные морей и океанов». Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

Звук [Э]. Определение наличия-отсутствия гласного звука в словах. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану.

14-я неделя

Лексическая тема: «Животные и птицы северных стран». Практическое употребление притяжательных прилагательных. Составление описательного рассказа по схеме.

Гласные звуки. Повторение пройденных звуков.

15-я неделя

Лексическая тема: «Зима».

Количественные числительные два, две. Составление рассказа « Зима » по опорным словам и картинкам. Звук [М]. Знакомство с понятием твёрдый согласный звук. Определение в словах первого согласного звука, анализ и синтез сочетаний, состоящих из 2-х звуков гласного и согласного [ум, ам, мы, му].

Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану.

16-я неделя

Лексическая тема: «Зимние забавы».

Дательный падеж существительных в единственном числе.

Составление предложений «Зимние забавы детей» по опорным предметным картинкам. Звук [М']. Знакомство с понятием мягкий согласный звук. Определение наличия в словах мягкого согласного звука. Дифференциация звуков [М]- [М']. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану.

17-я неделя

Лексическая тема: «Новогодний праздник. Новогодняя ёлка и ёлочные игрушки».

Предлог «НА».

Пересказ рассказа «Как дети встречали новогодний праздник в детском саду» с использованием сюжетной картины и картинно-графического плана. Звук [Н]. Закрепление понятия твёрдый согласный звук. Определение наличия в словах согласного звука. Анализ и синтез слова: ОН. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану.

18-я неделя

Лексическая тема: «Зимующие птицы».

Творительный падеж существительных в единственном числе. Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы.

Звук [Н']. Закрепление понятия мягкий согласный звук. Определение наличия в словах мягкого согласного звука. Дифференциация звуков [Н]- [Н']. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану.

19-я неделя

Лексическая тема: «Одежда.»

Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с

предлогом У.

Составление описательного рассказа об одежде с использованием схемы.

Дифференциация звуков [Н] - [М]. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану.

Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану.

20-я неделя

Лексическая тема: «Обувь. Головные уборы».

Согласование существительного и глагола в единственном и множественном числе. Составление описательного рассказа «Как солнышко ботинок нашло».

Звуки [В]- [В']. Определение наличия-отсутствия согласных звуков в словах, подбор слов с заданным согласным звуком. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану.

21-я неделя

Лексическая тема: «Человек». Образование прилагательных путём словообразования (голубоглазый, длинноволосый). Дифференциация НА, ПОД. Пересказ басни Л. Толстого «Старый дед и внучек». Звуки [Ф]- [Ф'] Определение наличия –отсутствия согласных звуков в словах, подбор слов с заданным согласным звуком. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану.

22-я неделя

Лексическая тема: «Моя семья». Формирование навыка употребления сравнительной степени прилагательных (старший (старше), младший (младше), большой (больше), маленький (меньше)). Предлог ПОД. Составление рассказа «Семейный ужин» по серии картин с элементами творчества». Дифференциация звуков [В] - [Ф]. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану.

23-я неделя

Лексическая тема: «Мой город. Дом, в котором я живу». Признаки предметов, выраженные прилагательными. Составление рассказа «Одни дома», с придумыванием начала рассказа. Звуки [Б]; [Б`]. Знакомство с понятием мягкий согласный звук. Определение гласного звука в середине односложных слов (БАК, БЫК, БОК, БИНТ, БИМ, БУК).

Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану.

24-я неделя

Лексическая тема: «23 февраля – День защитника Отечества. Военные профессии». Изменение существительных в единственном числе по падежам.

Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра». Звуки [П]; [П`]. Анализ и синтез слогов АП, ОП, УП, ИП, ПИ. Определение конечного звука в словах (ГНОМ, ТЮЛЬПАН, БАТОН, ФИЛИПП).

Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану.

25-я неделя

Лексическая тема: «Мебель». Относительные прилагательные. Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану. Дифференциация звуков [П-Б]. Полный анализ и синтез слов БАК, БИНТ, БОК.

26-я неделя

Лексическая тема: «День 8 Марта. Женские профессии».

Понятие «признак».

Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку. Звуки [Д]; [Д`]. Определение позиции согласного звука в слове: начало, середина. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану.

27-я неделя

Лексическая тема: «Посуда». Предложный падеж существительных с предлогом. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой». Звуки [Т]; [Т`]. Определение позиции согласного звука в слове: начало, середина, конец. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану.

28-я неделя

Лексическая тема: «Продукты».

Предлог В. Практическое употребление существительных в винительном, дательном и творительном падежах. Составление рассказа по картинно-графическому плану. Звуки [Т-Д]. Полный анализ и синтез слов: ДОМ, ТОМ. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану.

29-я неделя

Лексическая тема: «Весна-красна. Изменения в природе и в жизни человека».

Предлоги [В; НА ; ПОД]. Составление описательного рассказа «Весна идёт» по простым 1-фигурным сюжетным картинкам и опорным словам. Звуки [Г]; [Г`]. Закрепление полученных навыков.

Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану.

30-я неделя

Лексическая тема: «Перелётные птицы». Распространение предложений путём введения однородных определений.

Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин. Звуки [К]; [К`]. Определение позиции начало, середина, конец, согласного звука в слове: полный анализ и синтез слов КОМ, КИТ.

31-я неделя

Лексическая тема: «Космос». Предлог К. Согласование существительных единственного и множественного числа с числительными. Составление рассказа по сюжетной картине «Космонавты». Звуки [К-Г]. Закрепление полученных навыков. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану.

32-я неделя

Лексическая тема: «Транспорт». Приставочные глаголы. Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок. Звуки [Х]; [Х`]. Определение позиции начало, середина, конец, согласного звука в слове: полный анализ и синтез слов МОХ, МУХИ. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану.

33-я неделя

Лексическая тема: «Профессии». Предлоги К, ОТ. Составление описательного рассказа о профессиях с использование схемы. Звуки [С-С́]. Определение позиции начало, середина, конец, согласного звука в слове: полный анализ и синтез слов СУП, СИМА, определение первого согласного и последующего гласного звуков в словах САМОКАТ, СЫНОК, СУББОТА, СЭМ, СОБОЛЬ, СИМА. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану.

34-я неделя

Лексическая тема: «День Победы».

Притяжательные прилагательные с суффиксом –й- (на –ий-, -ья-, -ье-,ьи-).

Составление рассказа «Граница Родины – на замке» по серии сюжетных картин.

Звуки [З]; [З`]. Полный анализ и синтез слов ЗУБЫ, ЗИМА.

Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану.

35-я неделя

Лексическая тема: «Насекомые». Составление простого предложения с предлогами на, над, под, в. Составление описательного расссказа по картинно-графическому плану. Практическое употребление существительного родительного падежа в составе предложения. Согласование существительных с глаголом в числе. Звуки [С-З]. Закрепление полученных навыков. Работа над звукопроизношением по индивидуальному плану. Обучение сравнению двух насекомых. Закрепление умения детей отвечать самостоятельным полным ответом на вопросы по сюжетной картинке.

36-я неделя

Лексическая тема: «Лето». Образование и употребление прилагательных в сравнительной степени. Составление рассказа «Лето красное пришло» по сюжетной картине. Закрепление пройденного материала.

37-я неделя

Мониторинг речевого развития

38-я неделя

Мониторинг речевого развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей с тяжёлыми нарушениями речи в подготовительной группе по теме: "Согласование местоимений наш, наша, наши с существительными"

План-конспект по теме: "Согласование местоимений наш, наша, наши с существительными". Различение детьми окончаний местоимений и подбор существительных в соответствии с родом и числом местоим...

КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР (общее недоразвитие речи)

Задачи коррекционной работы по формированию лексико-грамматических представлений и связной речи. Этапы логопедической работы по развитию связной речи и лексико-грамматического строя речи. Ст...

Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категории, фонетической стороны речи, развитию связнои речи, обучению грамоте в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на 2022 — 20

Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категории, фонетической стороны речи, развитию связнои речи, обучению грамоте в подготовительной г...

Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Тема: В лес по грибы.

Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с о...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и связной речи в подготовительной к школе группе с использованием игровых технологий «Магазин фруктов и овощей»

Программное содержание:Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи.Задачи:Коррекционные: совершенствовать лексические, грамматические категории языка и связную речь на матер...