Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «С - Ш».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Подрупповое логопедическое занятие, разработанное с использованием материалов Т.Б Филичевой и О.С. Гамзяк.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_s-sh.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР.
Тема: «ЗВУК «С - Ш».
Коррекционно-образовательные задачи. Учить детей анализировать звуки С и Ш в сравнительном плане. Упражнять детей в звуковом анализе слов. (выделение согласного на фоне слова. Упражнять в делении слов на слоги, предложений на слова.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук), диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: картинки для звукоподражания, предметные картинки, в названиях которых присутствуют звуки С и Ш, цветные фишки для выкладывания звуковых схем, наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения, кулы.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Дети делятся на две команды. Первая команда называет слова со звуком С в начале слова, вторая со звуком Ш в начале слова. Побеждает команда, которая называет больше слов.
- Объявление темы занятия.
Дети рассматривают картинки для звукоподражания, выставленные на доске.
Логопед: Как шипит змея? (Ш-ш-ш.) А какой звук слышится, когда воздух выходит из насоса? (С-с-с.) эти два звука мы будим учится сравнивать сегодня на занятии.
- Акустико-артикуляционный образ звуков.
Сравнительная характеристика.
Звук Ш. Губы - вытянуты бубликом, рупором. Кончик языка поднят за верхние зубы. Посередине языка идет теплая, широкая, плавная воздушная струя.
Звук С. Губы – в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы. Посередине языка идет сильная холодная струя воздуха.
Звук Ш – согласный, твердый, глухой, шипящий. Звук С – согласный, твердый, глухой, свистящий.
- Развитие фонематического слуха. Игра «Подарим картинки Шуре и Соне».
Дети «дарят» картинки со звуком Ш кукле Шуре, а кукле Соне со звуком С, объясняя свой выбор: «Я подарю шар Шуре, потому что слове ШАР есть звук Ш».
- Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.
Смотри скорей, который час, Налево раз! Направо раз!
Тик – так, тик –так, тик – так. Мы можем тоже так.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за столик сесть опять.
- Закрепление звуков в слогах.
Звуковой анализ слогов ША и СА с выкладыванием графической схемы. После проведения анализа слогов педагог спрашивает у детей, а будут ли отличатся цветные схемы этих слогов или они будут одинаковыми?
- Закрепление звуков в словах.
Звуковой анализ слов СОК, выкладывание графической схемы. Звуковой анализ слова ДУШ.
После анализа дети должны ответить на вопрос логопеда: «Подходит ли выложенная схема слова СОК к слову ДУШ?» Дети показывают на схеме звуки слова СОК, а затем слова ДУШ.
Деление на слоги слов, обозначающих название картинок, выставленных на доске: один из детей чертит на доске, остальные выкладывают ее на столах.
- Закрепление звука в предложениях.
Составление предложений со словами ландыш и весна. Анализ составленного предложения. Один из детей чертит схему предложения на доске, остальные выкладывают на столах.
- Закрепление звука в тексте.
Выделение из текста слов со звуком Ш.
Хороши штанишки
У нашей малышки –
Что за кармашки,
Ремешки да пряжки !
Выделение из текста слов со звуком С:
Есть посуда – самовар,
Есть машина – самоход,
Ест игрушка – самокат
И, конечно, самолет!
- Итог занятия.
Логопед: Какие звуки мы сегодня учились сравнивать? Чем они похожи? Чем отличаются?
Оценка деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в средней группе для детей с ОНР на тему: «Путешествие в сказку «Теремок» (закрепление гласных звуков)».
Конспект логопедического занятия....
Конспект занятия по формированию звукопроизносительной стороны речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: Звуки "П - ПЬ"
Дифференциация звуков "П - ПЬ"...
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК О »
Конспект занятия по подготвки к обучению граммоте детей старшего возраста с ОНР ....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».
Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....
Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР на тему «Дифференциация звуков К – Т»
В конспекте занятия представлен материал, нацеленный на закрепление знаний детей о согласных звуках, на различение звуков К и Т в слогах, словах и предложениях....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР по теме "Звук П".
В настоящее время в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ТНР растет число воспитанников с нарушениями сочетанного характера. Очень часто в картине дефекта сопутствующими...
Конспект открытого занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе с ЗПР«Знакомство с гласным звуком «У»
Знакомство с понятием «гласный звук». Звук «У».Цели: Учить четко произносить звук у, выделять звук у в потоке звуков, звукосочетаний, в обратных слогах, словах, закреплять поня...