Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «С - Ш».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Синько Алла Анатольевна

Подрупповое логопедическое занятие, разработанное с использованием материалов Т.Б Филичевой и О.С. Гамзяк.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_s-sh.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР.

        Тема:         «ЗВУК «С - Ш».

Коррекционно-образовательные задачи. Учить детей анализировать звуки С и Ш в сравнительном плане. Упражнять детей в звуковом анализе слов.  (выделение согласного на фоне слова. Упражнять в делении слов на слоги, предложений на слова. 

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук), диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: картинки для звукоподражания, предметные картинки, в названиях которых присутствуют звуки С и Ш, цветные фишки для выкладывания звуковых схем, наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения, кулы.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Дети делятся на две команды. Первая команда называет слова со звуком С в начале слова, вторая со звуком Ш в начале слова. Побеждает команда, которая называет больше слов.

  1. Объявление темы занятия.

Дети рассматривают картинки для звукоподражания, выставленные на доске.

Логопед: Как шипит змея?  (Ш-ш-ш.)  А какой звук слышится, когда воздух выходит из насоса? (С-с-с.)  эти два звука мы  будим учится сравнивать сегодня на занятии.

  1. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Сравнительная характеристика.

Звук Ш. Губы - вытянуты бубликом, рупором. Кончик языка поднят за верхние зубы. Посередине языка идет теплая, широкая, плавная  воздушная струя.

Звук С. Губы – в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы. Посередине языка идет сильная холодная струя воздуха.

Звук Ш – согласный, твердый, глухой, шипящий. Звук С – согласный, твердый, глухой, свистящий.

  1. Развитие фонематического слуха. Игра «Подарим картинки Шуре и Соне».

Дети «дарят» картинки со звуком Ш кукле Шуре, а кукле Соне со звуком С, объясняя свой выбор: «Я подарю шар Шуре, потому что слове ШАР есть звук Ш».

  1. Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Смотри скорей, который час,         Налево раз! Направо раз!

Тик – так, тик –так, тик – так.        Мы можем тоже так.

Раз – подняться, потянуться.

 Два – согнуться, разогнуться.

 Три – в ладоши три хлопка.

 Головою три кивка.

 На четыре – руки шире.

 Пять – руками помахать.

 Шесть – за столик сесть опять.

  1. Закрепление звуков в слогах.

Звуковой анализ слогов ША и СА с выкладыванием графической схемы. После проведения анализа слогов педагог спрашивает у детей, а будут ли отличатся  цветные схемы этих слогов или они будут одинаковыми?

  1. Закрепление звуков в словах.

Звуковой анализ слов СОК, выкладывание графической схемы. Звуковой анализ слова ДУШ.

После анализа дети должны ответить на вопрос логопеда: «Подходит ли выложенная схема слова СОК к слову ДУШ?»  Дети показывают на схеме звуки слова СОК, а затем слова ДУШ.

Деление  на слоги слов, обозначающих название картинок, выставленных на доске: один из детей чертит на доске, остальные выкладывают ее на столах.

  1. Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений со словами  ландыш и весна. Анализ составленного предложения. Один из детей чертит схему предложения на доске, остальные выкладывают на столах.

  1. Закрепление звука в тексте.

Выделение из текста слов со звуком Ш.

Хороши штанишки

У нашей малышки –

Что за кармашки,

Ремешки да пряжки !

Выделение из текста слов со звуком С:

Есть посуда – самовар,

Есть машина – самоход,

Ест игрушка – самокат

И, конечно, самолет!

  1. Итог занятия.

Логопед: Какие звуки мы сегодня учились сравнивать? Чем они похожи? Чем отличаются?

Оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК О »

Конспект занятия по подготвки к обучению граммоте детей старшего возраста с ОНР ....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».

Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР на тему «Дифференциация звуков К – Т»

В конспекте занятия представлен материал, нацеленный на закрепление знаний  детей о согласных звуках, на различение звуков К и Т в слогах, словах и предложениях....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР по теме "Звук П".

В настоящее время в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ТНР растет число воспитанников с нарушениями сочетанного характера. Очень часто в картине дефекта сопутствующими...

Конспект открытого занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе с ЗПР«Знакомство с гласным звуком «У»

Знакомство с понятием «гласный звук». Звук «У».Цели: Учить четко произносить звук у, выделять звук у в потоке звуков, звукосочетаний, в обратных слогах, словах, закреплять поня...