Перспективный тематический план занятий по развитию лексико-грамматического строя речи детей с ОНР (старшая логопедическая группа)
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему
Перспективный тематический план занятий
по развитию лексико-грамматического строя речи детей с ОНР
(старшая логопедическая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lg_2014-2015_.docx | 38.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный тематический план занятий
по развитию лексико-грамматического строя речи детей с ОНР
(старшая логопедическая группа)
Недели | Темы | Цели и задачи | Материалы к занятию |
Сентябрь | |||
1 | Диагностика | ||
2 | Диагностика | ||
3 | Диагностика | ||
4 | Осень | 1. Уточнить знания детей о времени года осень: приметы и признаки осени. 2. Уточнять, активизировать и развивать словарный запас по теме. 3. Упражнять в образовании ед. и мн. числа имен существительных (лист - листья; птица - птицы; и т .д.). 4. Упражнять в согласовании существительных мужского и среднего рода с числительными. 5.Развивать умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением. 6. Учить отгадывать загадки по теме. | Картины с изображением времен года; предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра, овощей, фруктов. |
Октябрь | |||
1 | Дары осени. Огород. Овощи | 1. Уточнить, расширить и систематизировать знания об овощах. 2. Уточнять, активизировать и развивать словарный запас по теме 3. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными (овальный огурец, спелый помидор). 4. Упражнять в согласовании существительных с числительными (один огурец, два огурца, пять огурцов). 5. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (морковочка, капусточка). 6. Упражнять в образовании отыменных прилагательных (морковный сок). 7. Упражнять в подборе антонимов: кислый - сладкий, сырой - вареный, горький - сладкий, большой - маленький, твердый - мягкий, гладкий - шершавый. 8.Учить составлять описательный рассказ об овощах с использованием опорных схем. 9. Упражнять в отгадывании и загадывании загадок об овощах. | Картинки с изображением овощей, муляжи овощей, корзинка, схемы для описательного рассказа. |
2 | Дары осени. Сад. Фрукты | 1. Уточнить, расширить и систематизировать знания о фруктах. 2. Обогащать и активизировать словарь по теме. 3. Упражнять в образовании отыменных прилагательных (яблочный сок). 4. Учить детей подбирать существительные к прилагательным, согласовывая их в роде, числе, падеже. 5. Упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои. 6. Упражнять в подборе антонимов: кислый - сладкий, горький - сладкий, большой - маленький, твердый - мягкий, гладкий - шершавый. 7. Учить составлять описательный рассказ о фруктах с использованием опорных схем. 8.Упражнять в отгадывании и загадывании загадок о фруктах. | Картинки с изображением фруктов, муляжи фруктов, корзинка, схемы для описательного рассказа. |
3 | Дары осени. Грибы и ягоды | 1. Уточнить, расширить и систематизировать знания о грибах и ягодах. 2. Учить образовывать и употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа. 3. Закреплять употребление предлога в. 4. Упражнять в подборе обобщающих слов. 5. Упражнять в отгадывании и загадывании загадок о грибах и ягодах | Картинки с изображением грибов и ягод, корзинка, схемы для описательного рассказа. |
4 | Перелетные птицы | 1. Уточнить, расширить и систематизировать знания о перелетных птицах. 2.Учить образовывать и употреблять приставочные глаголы и различные предлоги. 3. Развивать умение составлять простые предложения. 4. Упражнять в образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением. 5. Закреплять умение согласовывать имена существительные с именами числительными. 5.Упражнять в отгадывании и загадывании загадок. | Макет березы и скворечника, предметные картинки с изображением перелетных птиц, вырезанные по контуру из картона скворец и ласточка. |
Ноябрь | |||
1 | Дикие животные наших лесов | 1. Уточнить, расширить и систематизировать знания о диких животных и их детенышах. 2. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 3. Упражнять в употреблении в речи притяжательных прилагательных («Это заячий хвост»). 4. Учить составлять описательный рассказ о диких животных с использованием опорных схем. 5.Упражнять в отгадывании и загадывании загадок о диких животных и их детенышах. | Картинки с изображением диких животных и их детенышей, картинки к игре «Что перепутал художник?», схемы для описательного рассказа. |
2 | Бытовая техника | 1. Уточнить, расширить и систематизировать знания о бытовой технике, правилах безопасного использования бытовых приборов. 2. Упражнять в образовании ед. и мн. числа имен существительных. 4. Учить составлять описательный рассказ о бытовой технике с использованием опорных схем. 5.Упражнять в отгадывании и загадывании загадок о бытовой технике. | Предметные картинки с изображением бытовой техники. Схемы для описательного рассказа. |
3 - 4 | Транспорт | 1. Уточнить, расширить и систематизировать знания о видах транспорта и ПДД. 2. Учить образовывать приставочные глаголы. Закреплять навык использования в речи предложных конструкций (машина подъехала к гаражу). 3. Упражнять в образовании ед. и мн. числа имен существительных. 4. Учить составлять описательный рассказ о транспорте с использованием опорных схем. 5. Упражнять в отгадывании и загадывании загадок. | Предметные картинки с изображением различного вида транспорта, частей разных видов транспорта. Схемы для описательного рассказа. |
Декабрь | |||
1 | Зимушка-зима | 1. Уточнить знания детей о времени года зима: приметы и признаки. 2. Уточнять, активизировать и развивать словарный запас по теме. 3. Учить детей составлять простые распространенные предложения. 4.Учить использовать в речи предлоги (в, на, за, из). 5.Учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже (ледяная горка). 6. Упражнять в отгадывании и загадывании загадок. | Картины с изображением времен года; предметные картинки с изображением снеговика, снежинки, снегопада. |
2 | Животные и птицы зимой | 1. Познакомить с зимующими птицами. 2. Уточнить представления о диких животных зимой. 3. Учить детей образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц. 4. Учить образовывать прилагательные и существительные с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением. 5. Упражнять в употреблении в речи притяжательных прилагательных. 6. Упражнять в узнавании птиц и животных по их описанию. 7. Упражнять в отгадывании загадок. | Предметные картинки с изображением животных и птиц. |
3 - 4 | Новогодняя карусель | 1. Заучивание стихотворений к новому году. 2.Загадывание загадок. 3. Чтение произведений по теме. | |
Январь | |||
2 - 3 | Зимние забавы | 1. Расширять и активизировать словарь по теме. 2. Развивать умение подбирать имена существительные к глаголам. 3. Закреплять правильное употребление предлогов. 4. Учить составлять рассказ по сюжетной картине «Зимние забавы». 5. Упражнять в отгадывании и загадывании загадок | Картины с изображением зимнего времени года; предметные картинки с изображением снеговика, санок, лыж и т.д. Сюжетная картина «Зимние забавы». |
4 | Квартира. Мебель. | 1. Дать представления о различных видах мебели, познакомить с названиями частей мебели. 2. Упражнять в составлении предложных конструкций с помощью предлогов. 3. Формировать навык образования отыменных прилагательных. 4. Упражнять в употреблении существительных мн.ч. (стул - стулья). 5. Учить подбирать антонимы. 6. Упражнять в употреблении простого распространенного предложения с дополнением. 7. Учить составлять описательный рассказ с помощью опорных схем. 8. Упражнять в отгадывании загадок. | Предметные картинки с изображением мебели. Сюжетная картина с изображением комнат в доме, различной мебели (кухонной, для спальни, для прихожей, для гостиной, для детской). Схемы для описательного рассказа. |
Февраль | |||
1 | Профессии | 1. Познакомить с основными профессиями. 2. Познакомить детей с атрибутами, орудиями труда различных профессий. 3. Практическое накопление глагольного словаря по теме (глаголы настоящего времени, 3-го лица, ед.ч.). 4. Формировать у детей навык образования сложных слов (рыболов, лесоруб, землекоп и т.д.). 5. Формировать навык правильного употребления имен существительных множественного числа родительного падежа. 6. Образование слов с помощью суффиксов -чик, -щик. 7. Учить составлять описательный рассказ о профессиях с помощью опорных схем. 8. Упражнять в отгадывании загадок. | Предметные или сюжетные картинки с изображением людей различных профессий и инструментов, схемы для описательного рассказа. |
2 | Животные жарких стран | 1. Уточнить, расширить и систематизировать знания о животных жарких стран и их детенышах. 2. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 3. Упражнять в употреблении в речи притяжательных прилагательных. 4. Учить составлять описательный рассказ о животных жарких стран с использованием опорных схем. 5.Упражнять в отгадывании и загадывании загадок о животных жарких стран и их детенышах. | Картинки с изображением животных жарких стран и их детенышей, картинки к игре «Что перепутал художник?», схемы для описательного рассказа. |
3 | «Папа может, все, что угодно…» | 1. Дать понятие о родственных отношениях. 2. Закреплять умение употреблять в речи имена, отчества папы, дедушки, их место работы, специальность. 3. Упражнять в назывании военных профессий. 4. Учить образовывать прилагательные от существительных. 5. Развивать умение согласовывать имена числительные с именами существительными. 6. Вырабатывать навык самостоятельного рассказа («Кем работает мой папа»). | Картинки с изображением людей военных профессий и военной техники. |
4 | Одежда, обувь, головные уборы | 1. Расширять знания по теме. Познакомить с видами одежды и обуви, названиями частей одежды и обуви. 2. Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе (зимняя шапка, зимний свитер, зимнее пальто). 3. Развивать умение образовывать прилагательные от существительных. 4. Учить составлять предложения по картинкам. 5. Учить составлять описательный рассказ по теме используя схемы. 6. Упражнять в отгадывании и загадывании загадок. | Предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов, схемы для описательного рассказа. |
Март | |||
1 | «Мама-первое слово» | 1. Дать понятие о родственных отношениях. 2. Закреплять умение употреблять в речи имена, отчества мамы, бабушки, их место работы, специальность. 2. Упражнять в подбое родственных слов. 3. Вырабатывать навык самостоятельного рассказа («Кем работает моя мама»). | Предметные картинки с изображением девочки, женщины, предметов одежды, обуви. |
2 | «Домашние животные и их детеныши» | 1. Уточнить, расширить и систематизировать знания о домашних животных и их детенышах. 2. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 3. Упражнять в употреблении в речи притяжательных прилагательных («Это лошадиный хвост»). 4. Учить составлять описательный рассказ о домашних животных с использованием опорных схем. 5.Упражнять в отгадывании и загадывании загадок о домашних животных и их детенышах. | Картинки с изображением домашних животных и их детенышей, картинки к игре «Что перепутал художник?», схемы для описательного рассказа. |
3 | Посуда | 1. Познакомить детей с различными видами посуды (столовая, чайная, кухонная). 2. Уточнить знания детей о частях посуды. 3.Упражнять в образовании относительных прилагательных (деревянный, металлический). 4. Упражнять в составлении предложений с глаголами по сюжетной картине. 5. Развивать навыки словообразования. 6. Учить детей составлению описательного рассказа по схеме. 7. Упражнять в отгадывании и загадывании загадок. | Предметные картинки с изображением посуды, схемы для описательного рассказа. |
4 | «Игрушки» | 1. Углублять знания по теме. 2. Учить преобразовывать имена существительные ед. числа в имена сущ. множ. числа. 3. Закреплять употребление предлога с. 4. Учить составлению описательного рассказа по схеме. | Игрушки, предметные картинки с изображением игрушек. Схемы для описательного рассказа. |
Апрель | |||
1 | «Домашние птицы». | 1. Уточнить знания о домашних птицах, их значении для человека. 2.Упражнять в образовании сложных форм прилагательных: черные глаза - черноглазый, острый клюв - остроклювый, красные лапы - краснолапый, желтый клюв - желторотый. 3.Формировать практическое умение использовать в речи предлоги (в, на, из). 4. Образование существительных ед. и мн. числа (курица - 5. Учить детей составлению описательного рассказа по схеме. 6. Упражнять в отгадывании и загадывании загадок. | Картинки с изображением домашних птиц и их птенцов, схемы для описательного рассказа. |
2 | «Продукты питания». | 1. Уточнить знания детей о продуктах питания, из чего их делают. 2. Развивать навыки словообразования. 3. Учить детей составлению описательного рассказа по схеме. 4. Упражнять в отгадывании и загадывании загадок. | Предметные картинки с изображением продуктов питания, схемы для описательного рассказа. |
3 | «Весна» | 1. Расширять, закреплять знания детей о признаках весны. Дать представления о труде людей весной. 2.Формировать навыки словообразования с помощью приставок (таял, растаял; лепил, слепил; гребут, сгребают; метут, подметают; носят, уносят; зеленеть, позеленеть, зазеленеть). 3.Учить образовывать относительные имена прилагательные и подбирать имена существительные к ним. 4. Упражнять в составлении простого распространенного предложения. 5. Развивать связную речь. | Картинки с изображением проталин, подснежников, ручейков, капели, цветущих деревьев. Сюжетные картины по теме «Весна», «Труд людей весной» |
4 | «Тело человека». | 1. Расширять и закреплять кругозор по теме. 2. Упражнять в образовании ед. и множ. числа имен существительных: рот - рты, нос - носы, ухо - уши, палец - пальцы. 3. Упражнять в согласовании имен существительных с числительными (один рот - много ртов). 4. Закреплять умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. 5. Развивать словарь антонимов. 6. Упражнять в отгадывании и загадывании загадок. | Предметные картинки с изображением человека, частей тела. |
Май | |||
1 | «День Победы» | 1. Расширять кругозор по теме. 2. Упражнять в подборе родственных слов. 3. Развивать связную речь. 4. Воспитывать чувство патриотизма. | Сюжетные картины с изображением военных действий. Презентация «Дети герои». |
2 | «Семья» | 1. Закрепить знания о родственных отношениях. 2. Закреплять умение употреблять в речи имена и отчества родителей, их место работы, специальность. 3. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 4. Развивать связную речь. | Сюжетная картина «Семья». |
3 | «Насекомые» | 1. Расширять, уточнять знания о насекомых, среде обитания, пользе. 2.Учить детей образовывать прилагательные от существительных: польза - полезный, вред - вредный, пчела - пчелиный, оса - осиное. 3. Упражнять в образовании мн.ч. имен существительных. 4.Закреплять употребление предлогов при составлении предложений. 5. Учить детей составлению описательного рассказа по схеме. 6. Упражнять в отгадывании и загадывании загадок. | Предметные картинки с изображением насекомых, схемы для описательного рассказа. |
4 | «Школа. Школьные принадлежности» | 1. Дать представления о школе, о профессии учителя. 2. Учить согласовывать имена существительные с числительными. 2. 3акреплять умение образовывать мн.ч. глагола: пишет - пишут, читает - читают. 3. Развивать связную речь. 4. Упражнять в отгадывании и загадывании загадок. | Предметные картинки с изображением школьных принадлежностей. Сюжетная картина. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Перспективный тематический план занятий по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР".
Эффективность коррекционной работы с детьми с ОНР по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи определяется четким планированием занятий, которое предполагает актуально...
Перспективный тематический план занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте у детей подготовительной группы
Планирование на год. В планировании представлены варианты работы по: развитию фонематического-восприятия, звуко-слоговому анализу, грамматическому строю, активной ...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме «Дикие животные» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Коррекционно - образовательные задачи: Расширить и активизировать словарь по теме.Формировать согласование числительных от 1 до 5 и слова «много» с существительными. Продолжать учить испол...
Перспективно-тематический план игр на развитие памяти и внимания у детей дошкольного возраста 5-6 лет
Перспективно-тематический план игр на развитие памяти и внимания у детей дошкольного возраста 5-6 лет...
Перспективный тематический план работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год
Перспективный тематический план работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год...
Перспективный тематический план работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год
Календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)...
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического строя речи в подготовительной к школе логопедической группе на тему «Путешествие в страну Звуков и Букв»
Цель: формирование устной речи для выражения своих мыслей и желаний, совершенствовать умение детей строить речевые высказывания в ситуации общения. Задачи:образовательные: формировать фонетико-фо...