Конспект по теме"Постановки звука [Ш"].
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема: Постановка звука [Ш]. «Весёлая Нюша»
Цель: Уточнение артикуляции звука [Ш], постановка звука.
Задачи:
- Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.
- Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.
- Учить правильно произносить звук [ш].
- Продолжать учить выделять звук [ш] из ряда звуков, слогов и слов.
- Продолжать учить образовывать относительные прилагательные.
- Упражнять в правильном употреблении предлогов: на, в, за, под, из-за;
- Развивать внимание, память, мелкую моторику.
Оборудование: зеркало; игрушка «Нюша»; картинки «артикуляционной гимнастики»; ватный шарик на нитке, «Копатыч» с воротами; «звуковые дорожки» для произнесения звука [Ш], «поезд с картинками: «собака», «шуба», «мышь», «жираф», «шкаф», «ромашка», «кукушка», «малыш»; картинки к игре «Вкусные пирожки»; картинки к игре «Куда спряталась Нюша?»
Ход НОД
1. Организационный момент | -Сегодня к тебе в гости пришла «Нюша» - герой из мультфильма «Смешарики». Она узнала, что ты будешь учиться шипеть, и пришла вместе с тобой поучиться |
2. Артикуляционная гимнастика | Покажем «Нюше» какие нужно выполнять упражнения с язычком, чтобы научиться шипеть. Нужно сделать гимнастику. Упражнения «Заборчик» «Колечко» (повторить 3—4 раза) (зубки сомкнуты, а губки округлены) «Блинчик». Подуй на язычок. «Вкусное варенье», оближем губу сверху вниз широким язычком. Попьем чай из «Чашечки». Спрячь язычок за верхние зубки и удержи его в этом положении под счёт до 5 (повторить 3—4 раза). |
3. Воспитание сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи | - Покажем фокусы Нюше. ( ватный шарик диаметром 2-2, 5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см). Держи шарик перед губами. - Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ. Держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка, шарик отлетел вверх. «Нюша» любит играть со своими друзьями. Сегодня она пригласила своего друга поиграть с тобой в футбол. «Копатыч» уже стоит на воротах. Нужно забить мяч в ворота. Также подними язычок в форме чашечки к верхней губе, дуй на кончик языка и забивай мяч в ворота. |
4. Развитие фонематического слуха Игра «Поймай звук» | - Чтобы Нюше научиться «правильно» шипеть, нужно сначала научиться «ловить» звук «[Ш]». - Сейчас мы поиграем в игру «Поймай звук» и покажем Нюше как «ловить» звук [Ш]. Как только услышишь звук [Ш], сразу лови его - хлопай в ладошки: М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш (ловим хлопками) ХА – ША – ЛА – ПА – ША; ШАПКА – ОСЕНЬ – ШУБА – КОШКА – ОСЁЛ - СУМКА – КАША |
5. Пальчиковая гимнастика. Упражнение Гусь. | Послушай внимательно загадку, про кого эта загадка? Ходит к речке смело Он в наряде белом, У него на ножках Красные сапожки (гусь) - Покажем Нюше какой бывает гусь. Ладонь согнуть под прямым углом. Пальцы вытянуть вперед и прижать друг к другу. Указательный палец согнуть и упереть на большой палец. Гусь гогочет и гогочет, Ущипнуть тебя он хочет. (выполнить правой и левой рукой) |
5. Постановка звука | Поучимся шипеть как гусь. - Покажем Нюше как «свистит» водичка в кране: с-с-с. приподними язычок и послушай, слышится «шипенье гуся». (постановка звука [ш] . - Посмотри, какое положение принимают язык и губы при произнесении звука [Ш] Губы в форме «окошечка», язычок поднят за верхние зубы, в форме «чашечки». |
6 . Анализ артикуляции звука [Ш ](по схеме) | В каком положении находятся губы? зубы? язык? Где находятся края языка? Губы “ окошечком”, зубы “заборчиком с окошечком”, язык поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, теплый воздух выходит по «середине» языка. |
7.Изолированное произношение звука | Веди пальчиком по дорожке и отчетливо произноси звук [Ш]. (ш-ш-ш |
Физминутка. | Наша Нюша потянулась Раз нагнулась, два нагнулась. Руками замахала, По дороге зашагала. |
8. Определение наличие звука [Ш] в словах. | - Веселая Нюша хочет покататься на паровозе, покатать вагончики. Но в вагонах поедут только предметы, в названиях которых есть звук «Ш». Помоги Нюше выбрать картинки со звуком «Ш». Картинки: «собака», «шуба», «мышь», «жираф», «шкаф», «ромашка», «кукушка», «малыш». |
9. Образование относительных прилагательных. Игра «Вкусные пирожки» | - Нюша очень любит вкусные пирожки. Угостим её пирожками. Посмотри, сколько здесь пирожков. Этот пирожок с малиной, он малиновый. С яблоками – яблочный. С вишней.. (Вишневый.) С грушей,.. (грушевый.) С клубникой.. (Клубничный.) С ягодами.. (Ягодный.) С фруктами.. (Фруктовый). |
10. Формирование грамматического строя Дидактическая игра «Куда спряталась Нюша?» | - Нюша любит играть в разные игры. Особенно она любит играть в прятки. Посмотри на картину и скажи, куда спряталась Нюша? - «Где спряталась Нюша?» ....... (под грибом). - «Куда залезла Нюша?» …….(в дупло). - «На что села Нюша?» …… (на пенёк). - «Где спряталась Нюша?» ……(спряталась за дерево). - «Откуда выглядывает Нюша?» ……(из-за дерева). - «Около чего присела Нюша?» …… (около цветка) |
11. Рефлексия | Покажи ещё раз Нюше, как нужно правильно шипеть -Ш. - Какой звук мы сегодня учились произносить? - Кто к нам в гости приходил? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по теме: "Постановка звука [С]".
В интересной, занимательной, игровой форме (сюжетная линия занятия - игры с котиком Васькой) в течение занятия ведется работа по закреплению умений и навыкой подготовительного этапа коррекционной раб...
Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе ОНР. Тема: "Постановка звука [р]"
В занятии показаны методы и приемы постановки звука [р], а также проводится работа по развитию мелкой моторики....
Конспект логопедического индивидуального занятия на тему:"Постановка звука [Л]", с использованием развивающих игр В.Воскобовича.
Данный конспект будет полезен начинающим логопедам. Для постановки звука используются следующие приемы: по подражанию; от артикуляционной гимнастики. После постановки звука ребенку в игровой форме пре...
Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ц]»
ЦЕЛИ1.Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.2.Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.3.Учить правильно произносить звук [ц] с механической помощью и по...
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ. ТЕМА: ПОСТАНОВКА Звука [Л]
Конспект индивидуального занятия...
КОНСПЕКТ индивидуального логопедического занятия Тема: «Постановка звука [с]». (с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий, ИКТ).
Постановка звука [с]...
Тема: «Постановка звука [с]»Конспект индивидуального логопедического занятия.
ЦЕЛИ:- Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения для звука [с] в полном объеме.- Формировать длительную направленную воздушную струю.- Упражнять в различении слов, близких по звучанию.- Уч...