Конспект индивидуального занятия по теме: "Постановка звука [С]".
план-конспект по логопедии по теме

В интересной, занимательной, игровой форме (сюжетная линия занятия - игры  с котиком Васькой) в течение занятия ведется работа по закреплению умений и навыкой подготовительного этапа коррекционной работы над звуком [С] и формированию нормированного произношения звука. Описываются приемы работы по развитию речеслухового внимания и фонетического восприятия, мелкой моторики, познавательных процессов, формированию ориентации во времени и пространстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное занятие  по теме: «Постановка звука [С]».

Цели  занятия:

  1. Продолжить работу над развитием речевого дыхания, силы и высоты  голоса;        
  2. Продолжить  работу над развитием   длительной, направленной по средней линии языка воздушной струи;
  3. Продолжить работу над развитием переключаемости  органов артикуляции и согласованностью работы губ и языка;
  4. Продолжить укреплять и развивать подвижность лицевой и губной  мускулатуры;
  5. Продолжить работу по нормализации мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры и созданию положительных кинестезий в мышцах;
  6. Продолжить формировать правильную артикуляцию  для звука [С];
  7. Формировать зрительный, кинестетический и слуховой образы звука [С];
  8. Учить нормированному произнесению звука [С] по подражанию;
  9. Развивать речеслуховое внимание и фонематическое восприятие;
  10. Развивать  кинестетическую и кинетическую  основы движений рук, познавательные процессы, воображение;
  11. Формировать ориентацию во времени и пространстве;
  12. Упражнять в правильном употреблении  имен  существительных ед. числа в  косвенных падежах.

Оборудование: 

Игрушки:  кроватка, горка, кот, мяч, пособие для дыхательной гимнастики «Дует ветерок», 2 стеклянных пузырька,  «письмо от кота Васьки», наглядное пособие  для формирования кинестетического образа звука, предметные, сюжетные  картинки.

Ход занятия:

Организационный момент:

 Релаксационное упражнение. Игра «Кот Васька».

Вот открылась тихо дверь

И вошел усатый зверь.

Потянулся сладко-сладко (напряжение)

И уселся на  кроватку (расслабление).

-К нам на занятие заглянул наш давний знакомый кот Васька.

Ориентирование в пространстве. Игра «Прятки».

- Он хочет поиграть с    тобой в прятки. Скажи, пожалуйста.

Где сидит  кот? - Кот сидит на кровати.

Откуда спрыгнул кот?  - Кот спрыгнул с кровати.

Куда забрался кот? - Кот забрался под кровать.

Где  спрятался Васька? – Васька спрятался   за кроватью.

Где оказался котик? – Котик  оказался перед кроватью.

  1. Развитие речевого дыхания и голоса.

Упражнение «Холодный ветер».

- Наш Васька в этот осенний день решил пойти прогуляться, а на улице дует холодный сильный  ветер. Покажи, как ветер кружит листик.

 Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы  на  подвешенный осенний листик.   Должна ощущаться резкая  холодная струя. (Логопед -1 раз, ребенок- 3)

Упражнение «Поднялась буря».

- Осенняя погода очень переменчива,  неожиданно поднялась буря. Послушай, как гудит буря.

Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если в пузырьке появился шум, значит, воздушная струя направлена правильно. Произнести звук [у] на выдохе с изменением силы и высоты голоса: у-у-у-у-у-у. (2 пузырька:   логопед - 1  раз, ребенок -3)

  1.  Упражнения на развитие силы и направления воздушной струи по средней линии языка.

Упражнение «Теплый ветерок».

- Буря стихла, и вновь легкий ветерок кружит осенний лист.

 Дуть на  подвешенный осенний листочек.  (Логопед -1, ребенок- 3)

  1. Мимические упражнения.

- Вдруг, откуда ни возьмись, набежала темная туча, чему  Васька очень удивился (поднять брови).   Туча становилась все темнее и темнее, и наш котик очень испугался (нахмуриться).  А когда закапали капли дождя, Васька сильно огорчился. (уголки губ опустить вниз).   Но дождь быстро закончился, вновь выглянуло солнце, и это событие очень обрадовало нашего друга (улыбнуться, уголки губ вверх).

  1. Самомассаж

Самомассаж «Кошечка умывается».

- Настя, кошки очень любят умываться. Ты видела когда-нибудь, как они это делают? (Да.)  Покажи, пожалуйста.

Укрепление лицевой мускулатуры:

-поглаживание лба от  середины к вискам (5 раз);

- поглаживание щек от носа  к   ушам (5 раз);

- поглаживание щек от  подбородка к   ушам (5 раз);

-разминание скуловой и   щечной мышц: спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам;

Укрепление губной мускулатуры:          

- поглаживание от середины верхней губы к углам (5 раз)      

- поглаживание от середины нижней губы к углам (5 раз);

Разминание носогубных складок: спиралевидные движения в области носогубных складок    

-Молодец!

Кошечка моет лобик,

щечки,

 ротик.

  1. Формирование правильной артикуляции.

- А сейчас, превратись в киску и  выполняй  упражнения, которые я назову.

Упражнение на развитие подвижности нижней челюсти.

Упражнение   «Киска зевает»:  широко открывать - закрывать рот   (под счет до 7).

Упражнение для губ.

Упражнение «Киска улыбается»:удерживать сомкнутые губы в улыбке (под счет до 7).

Упражнение «Киска злится»: удерживать разомкнутые губы в улыбке   (под счет до 7).

Упражнения для языка (распластывание и укрепление его боковых краев).

Упражнение «Киска дразнится»:  положить широкий язык на нижнюю губу и произносить слоги пя-пя-пя-пя-пя.

Упражнение «Киска отдыхает»:  положить широкий расслабленный  язык на нижнюю губу (держать под счет до 7).

Упражнение на опускание кончика языка за нижние зубы.

Упражнение «Киска лакает молоко»:    высовывать широкий язычок изо рта и прятать его в рот (под счет до 7).

Игра «Я — не я».

- Настя, у меня есть  письмо от кота Васьки. Посмотрим, что в нем?  В своем письме Васька  перечислил приметы осени. Но мне кажется, он допустил ошибки. Послушай, пожалуйста, и скажи, согласна  ты с Васькой или нет.  Если согласна, четко говори «И я», если возражаешь - «Не я». Васька думает, что…

Осенью прохладная погода. (И я.)

Осенью распускаются подснежники. (Не я.)

Осенью перелетные птицы улетают в теплые края. (И я.)

Осенью дети купаются и загорают на пляже. (Не я.)

Осенью медведь просыпается после долгой спячки. (Не я.)

Осенью листья опадают с деревьев. (И я.)  Умница! Заметила  все Васькины ошибки!

  1. Формирование зрительного образа звука [С].

— А теперь, смотри, пожалуйста,  на меня в зеркало.  Губы улыбаются, зубы сближены, язык прячется за нижние зубы  (показывает логопед). Выполни сама (выполняет ребенок). Молодец!

  1. Формирование кинестетического образа звука [С].

Показ  положения органов артикуляции с помощью пальцев рук.   Сжатые пальцы правой руки (имитация языка) опустить к основанию пальцев левой руки (как будто это  нижние зубы). (Сначала показывает логопед, а затем — ребенок.)

-  А сейчас, давай выполним это упражнение с помощью рук.  Представь, что  наши  руки  -  это рот. Пальцы  левой руки превратим в   нижние зубы (пальцы  сгибаются перпендикулярно ладони), а  правую  руку превратим в язык, кончик которого    упирается  в «зубки».  Сделай сама.

8. Закрепление слухового образа звука [С].

—У Васькиной машины спустило колесо. Помоги, пожалуйста,  котику  его  накачать с помощью насоса. И___ ребенок стоит прямо, руки подняты на уровне груди, ладони вниз ССС____ руки опускаются вниз. И____ССС_____ (5 раз). Я уверена, кот тебе   очень благодарен.

9. Самостоятельное произнесение звука [С].

- Покажи, пожалуйста, нашему гостю, как ты научилась  произносить звук С. (глядя в зеркало). (3-4 раза).

- Васька решил  покататься с горки. Он мчится вниз так быстро, что  ветер свистит в ушах. Игрушку «скатывает» с горки , произнося  С____,  сначала логопед, а затем 3-4  раза ребенок.

10. Развитие кинестетической  основы движения рук.

Настя, изобрази, пожалуйста, котика сначала правой, а затем левой рукой.

Руки в кулачок сожму, котика я покажу.  Указательный с мизинцем вытяну, слегка согну.

     Развитие кинетической основы движения рук.

— Давай покажем, какие острые коготки у кота.

У нашего  Васьки    на лапках царапки

(сначала пальчики обеих рук  «здороваются», начиная с  указательного пальца,  затем прижать подушечки пальцев  рук к верхней части ладони).

Ты их спрятать не спеши, пусть посмотрят малыши! (несколько раз сжимать и разжимать пальцы обеих рук одновременно).

 12. Развитие фонематического восприятия.

 Дифференциация звука  [С] от других звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам.

  1. Игра «Поймай звук [C]».

Cлушай звуки, которые я буду произносить и хлопни в ладоши, услышав звук [С].

С Ш С С Т С С С З С Ц С` С Ж  С C`С С З С  и т. д.        

  1. Игра с мячом. Поймай мяч и стукни им, если  услышишь слог со звуком [С].

Са, зо, со, шу, су, сы, се, це, са, сы, жи, за, зе, со, сэ, зи и т.д.

3. Игра «Встань, услышав верное слово».

-  Посмотри на картинку. Я буду произносить  слово правильно и неправильно. Встань, услышав верное слово.

СУП – туп, фуп, цуп, сюп, суп;

УСЫ – узы, уты, уцы, усы;

САНКИ – шанки, ванки, танки, цанки, санки.

Итог занятия:

 Релаксационное упражнение. Игра «Кот Васька»

Вот закрылась тихо дверь

Вышел наш усатый зверь

С котиком позанимались (напряжение)

И до завтра попрощались (ребенок расслабленно машет  двумя  руками жест «пока»).

Ориентирование во времени.

-Ты попрощалась с котом Васькой до завтра. Какой день недели будет завтра? Какой день недели сегодня? Какой день недели был вчера? Назови оставшиеся   дни недели.

Оценка работы ребенка.

-  Сегодня на занятии ты играла  с  Васькой в разные игры,  училась  слушать и правильно произносить звук [С] и показала Ваське, как хорошо это у тебя получается! Молодец!        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по теме:"Автоматизация звука [р] в слогах,словах,словосочетаниях и предложениях".

В данном конспекте использованы игры созданные мной самостоятельно,а также игры других авторов, которые я часто использую на своих занятиях....

Конспект индивидуального занятия по уточнению произношения звука "Н"

Занятиепредназначено для детей среднего  дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Ребенок  закрепляет  произношение звука «Н» изолированно, в слогах, словах и фразах...

Конспект индивидуального занятия на этапе автоматизации звука «Путешествие по стране звука «С»

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это прои...

Конспект логопедического индивидуального занятия на тему:"Постановка звука [Л]", с использованием развивающих игр В.Воскобовича.

Данный конспект будет полезен начинающим логопедам. Для постановки звука используются следующие приемы: по подражанию; от артикуляционной гимнастики. После постановки звука ребенку в игровой форме пре...

Конспект индивидуального занятия на тему: Постановка звука [C]

Задачи:1.Развитие моторики органов артикуляционного аппарата, отработка правильной воздушной струи.2. Постановка звука [С].3. Развитие фонематического слуха.4. Развитие мелкой моторики.Оборудование: с...

Конспект индивидуального занятия на тему: «Постановка звука [С] и автоматизация его изолированно.

Цель: Формирование правильного  произношения  звука [С].Задачи: Коррекционно-образовательные: формировать знания о механизме организации звука и его акустических особенностях;Коррекционно-ра...