Конспект индивидуального занятия по теме: "Постановка звука [С]".
план-конспект по логопедии по теме
В интересной, занимательной, игровой форме (сюжетная линия занятия - игры с котиком Васькой) в течение занятия ведется работа по закреплению умений и навыкой подготовительного этапа коррекционной работы над звуком [С] и формированию нормированного произношения звука. Описываются приемы работы по развитию речеслухового внимания и фонетического восприятия, мелкой моторики, познавательных процессов, формированию ориентации во времени и пространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения по теме: "Постановка звука [С]". | 28.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальное занятие по теме: «Постановка звука [С]».
Цели занятия:
- Продолжить работу над развитием речевого дыхания, силы и высоты голоса;
- Продолжить работу над развитием длительной, направленной по средней линии языка воздушной струи;
- Продолжить работу над развитием переключаемости органов артикуляции и согласованностью работы губ и языка;
- Продолжить укреплять и развивать подвижность лицевой и губной мускулатуры;
- Продолжить работу по нормализации мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры и созданию положительных кинестезий в мышцах;
- Продолжить формировать правильную артикуляцию для звука [С];
- Формировать зрительный, кинестетический и слуховой образы звука [С];
- Учить нормированному произнесению звука [С] по подражанию;
- Развивать речеслуховое внимание и фонематическое восприятие;
- Развивать кинестетическую и кинетическую основы движений рук, познавательные процессы, воображение;
- Формировать ориентацию во времени и пространстве;
- Упражнять в правильном употреблении имен существительных ед. числа в косвенных падежах.
Оборудование:
Игрушки: кроватка, горка, кот, мяч, пособие для дыхательной гимнастики «Дует ветерок», 2 стеклянных пузырька, «письмо от кота Васьки», наглядное пособие для формирования кинестетического образа звука, предметные, сюжетные картинки.
Ход занятия:
Организационный момент:
Релаксационное упражнение. Игра «Кот Васька».
Вот открылась тихо дверь
И вошел усатый зверь.
Потянулся сладко-сладко (напряжение)
И уселся на кроватку (расслабление).
-К нам на занятие заглянул наш давний знакомый кот Васька.
Ориентирование в пространстве. Игра «Прятки».
- Он хочет поиграть с тобой в прятки. Скажи, пожалуйста.
Где сидит кот? - Кот сидит на кровати.
Откуда спрыгнул кот? - Кот спрыгнул с кровати.
Куда забрался кот? - Кот забрался под кровать.
Где спрятался Васька? – Васька спрятался за кроватью.
Где оказался котик? – Котик оказался перед кроватью.
- Развитие речевого дыхания и голоса.
Упражнение «Холодный ветер».
- Наш Васька в этот осенний день решил пойти прогуляться, а на улице дует холодный сильный ветер. Покажи, как ветер кружит листик.
Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы на подвешенный осенний листик. Должна ощущаться резкая холодная струя. (Логопед -1 раз, ребенок- 3)
Упражнение «Поднялась буря».
- Осенняя погода очень переменчива, неожиданно поднялась буря. Послушай, как гудит буря.
Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если в пузырьке появился шум, значит, воздушная струя направлена правильно. Произнести звук [у] на выдохе с изменением силы и высоты голоса: у-у-у-у-у-у. (2 пузырька: логопед - 1 раз, ребенок -3)
- Упражнения на развитие силы и направления воздушной струи по средней линии языка.
Упражнение «Теплый ветерок».
- Буря стихла, и вновь легкий ветерок кружит осенний лист.
Дуть на подвешенный осенний листочек. (Логопед -1, ребенок- 3)
- Мимические упражнения.
- Вдруг, откуда ни возьмись, набежала темная туча, чему Васька очень удивился (поднять брови). Туча становилась все темнее и темнее, и наш котик очень испугался (нахмуриться). А когда закапали капли дождя, Васька сильно огорчился. (уголки губ опустить вниз). Но дождь быстро закончился, вновь выглянуло солнце, и это событие очень обрадовало нашего друга (улыбнуться, уголки губ вверх).
- Самомассаж
Самомассаж «Кошечка умывается».
- Настя, кошки очень любят умываться. Ты видела когда-нибудь, как они это делают? (Да.) Покажи, пожалуйста.
Укрепление лицевой мускулатуры: -поглаживание лба от середины к вискам (5 раз); - поглаживание щек от носа к ушам (5 раз); - поглаживание щек от подбородка к ушам (5 раз); -разминание скуловой и щечной мышц: спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам; Укрепление губной мускулатуры: - поглаживание от середины верхней губы к углам (5 раз) - поглаживание от середины нижней губы к углам (5 раз); Разминание носогубных складок: спиралевидные движения в области носогубных складок -Молодец! | Кошечка моет лобик, щечки, ротик. |
- Формирование правильной артикуляции.
- А сейчас, превратись в киску и выполняй упражнения, которые я назову.
Упражнение на развитие подвижности нижней челюсти.
Упражнение «Киска зевает»: широко открывать - закрывать рот (под счет до 7).
Упражнение для губ.
Упражнение «Киска улыбается»:удерживать сомкнутые губы в улыбке (под счет до 7).
Упражнение «Киска злится»: удерживать разомкнутые губы в улыбке (под счет до 7).
Упражнения для языка (распластывание и укрепление его боковых краев).
Упражнение «Киска дразнится»: положить широкий язык на нижнюю губу и произносить слоги пя-пя-пя-пя-пя.
Упражнение «Киска отдыхает»: положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу (держать под счет до 7).
Упражнение на опускание кончика языка за нижние зубы.
Упражнение «Киска лакает молоко»: высовывать широкий язычок изо рта и прятать его в рот (под счет до 7).
Игра «Я — не я».
- Настя, у меня есть письмо от кота Васьки. Посмотрим, что в нем? В своем письме Васька перечислил приметы осени. Но мне кажется, он допустил ошибки. Послушай, пожалуйста, и скажи, согласна ты с Васькой или нет. Если согласна, четко говори «И я», если возражаешь - «Не я». Васька думает, что…
Осенью прохладная погода. (И я.)
Осенью распускаются подснежники. (Не я.)
Осенью перелетные птицы улетают в теплые края. (И я.)
Осенью дети купаются и загорают на пляже. (Не я.)
Осенью медведь просыпается после долгой спячки. (Не я.)
Осенью листья опадают с деревьев. (И я.) Умница! Заметила все Васькины ошибки!
- Формирование зрительного образа звука [С].
— А теперь, смотри, пожалуйста, на меня в зеркало. Губы улыбаются, зубы сближены, язык прячется за нижние зубы (показывает логопед). Выполни сама (выполняет ребенок). Молодец!
- Формирование кинестетического образа звука [С].
Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Сжатые пальцы правой руки (имитация языка) опустить к основанию пальцев левой руки (как будто это нижние зубы). (Сначала показывает логопед, а затем — ребенок.)
- А сейчас, давай выполним это упражнение с помощью рук. Представь, что наши руки - это рот. Пальцы левой руки превратим в нижние зубы (пальцы сгибаются перпендикулярно ладони), а правую руку превратим в язык, кончик которого упирается в «зубки». Сделай сама.
8. Закрепление слухового образа звука [С].
—У Васькиной машины спустило колесо. Помоги, пожалуйста, котику его накачать с помощью насоса. И___ ребенок стоит прямо, руки подняты на уровне груди, ладони вниз ССС____ руки опускаются вниз. И____ССС_____ (5 раз). Я уверена, кот тебе очень благодарен.
9. Самостоятельное произнесение звука [С].
- Покажи, пожалуйста, нашему гостю, как ты научилась произносить звук С. (глядя в зеркало). (3-4 раза).
- Васька решил покататься с горки. Он мчится вниз так быстро, что ветер свистит в ушах. Игрушку «скатывает» с горки , произнося С____, сначала логопед, а затем 3-4 раза ребенок.
10. Развитие кинестетической основы движения рук.
Настя, изобрази, пожалуйста, котика сначала правой, а затем левой рукой.
Руки в кулачок сожму, котика я покажу. Указательный с мизинцем вытяну, слегка согну.
Развитие кинетической основы движения рук.
— Давай покажем, какие острые коготки у кота.
У нашего Васьки на лапках царапки
(сначала пальчики обеих рук «здороваются», начиная с указательного пальца, затем прижать подушечки пальцев рук к верхней части ладони).
Ты их спрятать не спеши, пусть посмотрят малыши! (несколько раз сжимать и разжимать пальцы обеих рук одновременно).
12. Развитие фонематического восприятия.
Дифференциация звука [С] от других звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам.
- Игра «Поймай звук [C]».
Cлушай звуки, которые я буду произносить и хлопни в ладоши, услышав звук [С].
С Ш С С Т С С С З С Ц С` С Ж С C`С С З С и т. д.
- Игра с мячом. Поймай мяч и стукни им, если услышишь слог со звуком [С].
Са, зо, со, шу, су, сы, се, це, са, сы, жи, за, зе, со, сэ, зи и т.д.
3. Игра «Встань, услышав верное слово».
- Посмотри на картинку. Я буду произносить слово правильно и неправильно. Встань, услышав верное слово.
СУП – туп, фуп, цуп, сюп, суп;
УСЫ – узы, уты, уцы, усы;
САНКИ – шанки, ванки, танки, цанки, санки.
Итог занятия:
Релаксационное упражнение. Игра «Кот Васька»
Вот закрылась тихо дверь
Вышел наш усатый зверь
С котиком позанимались (напряжение)
И до завтра попрощались (ребенок расслабленно машет двумя руками жест «пока»).
Ориентирование во времени.
-Ты попрощалась с котом Васькой до завтра. Какой день недели будет завтра? Какой день недели сегодня? Какой день недели был вчера? Назови оставшиеся дни недели.
Оценка работы ребенка.
- Сегодня на занятии ты играла с Васькой в разные игры, училась слушать и правильно произносить звук [С] и показала Ваське, как хорошо это у тебя получается! Молодец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по теме:"Автоматизация звука [р] в слогах,словах,словосочетаниях и предложениях".
В данном конспекте использованы игры созданные мной самостоятельно,а также игры других авторов, которые я часто использую на своих занятиях....
Конспект индивидуального занятия по уточнению произношения звука "Н"
Занятиепредназначено для детей среднего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Ребенок закрепляет произношение звука «Н» изолированно, в слогах, словах и фразах...
Конспект индивидуального занятия на этапе автоматизации звука «Путешествие по стране звука «С»
На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это прои...
Конспект логопедического индивидуального занятия на тему:"Постановка звука [Л]", с использованием развивающих игр В.Воскобовича.
Данный конспект будет полезен начинающим логопедам. Для постановки звука используются следующие приемы: по подражанию; от артикуляционной гимнастики. После постановки звука ребенку в игровой форме пре...
Конспект индивидуального занятия на тему: Постановка звука [C]
Задачи:1.Развитие моторики органов артикуляционного аппарата, отработка правильной воздушной струи.2. Постановка звука [С].3. Развитие фонематического слуха.4. Развитие мелкой моторики.Оборудование: с...
Конспект индивидуального занятия на тему: «Постановка звука [С] и автоматизация его изолированно.
Цель: Формирование правильного произношения звука [С].Задачи: Коррекционно-образовательные: формировать знания о механизме организации звука и его акустических особенностях;Коррекционно-ра...
Конспект Индивидуального занятия на тему: « Постановка звука [Ш]».
Конспект занятия....