Рабочая программа кружка "Театральные ступеньки"
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старших, подготовительных групп с речевыми нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_teatralnye_stupenki.docx | 29.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ненецкого автономного округа «Детский сад «Семицветик»
Рабочая программа кружка
«Театральные ступеньки»
Авторы:
Учитель-логопед: Копылова М.А.
Учитель-дефектолог: Кислякова С.В.
Пояснительная записка
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию ребенка.
Дети с речевыми нарушениями - многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Дети с нарушениями речи являются одной из наиболее многочисленных групп.
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего и подготовительного возраста с речевыми нарушениями. В последние годы значительно возросло число детей, у которых уже на ранних этапах онтогенеза выявляются недостатки психомоторного и речевого развития, что чаще всего обусловлено ранним органическим поражением центральной нервной системы или её функциональной незрелостью.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление.
Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Планирование данной рабочей программы является компонентом части формируемой участниками образовательных отношений основной общеобразовательной программы государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения НАО «Детский сад «Семицветик» и разработана на основе программ: примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи» под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой, А.В. Лагутиной.
Цель: Развитие творческих способности детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности, воспитание думающего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Задачи:
- развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, самостоятельности в организации театрализованных игр, творческой самостоятельности в передаче образа, умения самостоятельно выбирать сказку, стихотворение для постановки;
- познакомить с историей и развитием театрального искусства; развивать познавательные интересы дошкольников через расширение представлений о театральных профессиях, о театральном здании и о видах театрального искусства;
- последовательно знакомить детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет и др.);
- способствовать развитию у детей диалогической и монологической речи, пополнять словарь детей лексикой связанной с искусством театра;
- разнообразить интонационную выразительность, обращать особое внимание на дикцию детей;
- способствовать освоению основ исполнительской, зрительской и общей культуры;
- совершенствовать умения детей передавать знакомые эмоциональные состояния, используя этюды, театрализованные игры и упражнения;
- совершенствовать умения дошкольников разыгрывать несложные постановки по знакомым литературным произведениям, распределять между собой обязанности и роли, умения вести себя на сцене и в жизни непринужденно, умения использовать в театральной деятельности все виды театров (кукольный, теневой, пальчиковый);
- способствовать развитию творческих способностей дошкольников;
- создавать условия для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
Ожидаемый результат: Воспитанник умеющий передавать текст от лица персонажа, изображающий его действия мимикой, жестами, движениями, звукоподражаниями, вступать в диалог.
Программа «Театральные ступеньки» представлена в виде отдельных разделов:
I раздел – «Знакомство с театром»,
II раздел – «Культура и техника речи»,
III раздел – «Творческая мастерская»,
IV раздел – «Работа над спектаклем».
Для работы по развитию творческих способностей дошкольников была разработана система планирования. Был составлен перспективный план мероприятий по данному направлению работы с учётом возрастных особенностей детей старших и подготовительных групп.
Применялись следующие методы педагогических исследований:
- беседа с детьми;
- наблюдение и анализ театрализованной деятельности;
- экспериментальные занятия;
- устный опрос;
Содержание программы рассчитано на два учебных года:
I год – старшие группы (возраст детей 5-6 лет);
II год – подготовительные группы (возраст детей 6-7 лет).
В процессе реализации программы используются следующие формы работы с детьми:
- рассматривание иллюстраций по теме;
- чтение и совместный анализ произведений художественной литературы;
- беседы;
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковые игры со словами;
- пантомимические этюды и упражнения;
- театрализованные игры, игры драматизации;
- разучивание скороговорок;
- проигрывание отрывка из произведений художественной литературы;
- посещение детьми театров совместно с родителями.
Наряду с формами организации процесса использовали следующие методы:
- наглядные (использование иллюстраций, репродукций, плакатов);
- словесные (объяснения, беседы, рассказ воспитателя, вопросы, чтение художественной литературы, заучивание);
- игровые (игры драматизации, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные упражнения и пантомимические этюды).
Условия реализации программы.
Театральные занятия в кружке проводятся с детьми старшей и подготовительной групп, имеющих нарушение речи.
Для выполнения творческих заданий и упражнений для снятия психомышечного напряжения необходимо наличие коврового покрытия или мягких объемных модулей различной конфигурации. Необходимо также наличие музыкального инструмента или аудиотехники.
Форма одежды детей облегченная, предпочтительно спортивная; обязательна мягкая обувь или чешки.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по средам в вечернее время продолжительностью от 30 до 35 минут.
Программа рассчитана в основном на использование в дошкольных образовательных учреждениях. Театральные занятия строятся в игровой форме, т.к. основной вид деятельности детей дошкольного возраста - это игра.
Сценарии спектаклей руководитель подбирает с учетом численности детей в группе.
Структура занятия:
1. Приветствие
2. Творческая мастерская
3. Знакомство с театром
4. Культура и техника речи
5. Работа над спектаклем
С момента решения о начале постановки спектакля (не раньше, чем через 2 месяца занятий) добавляются еще 30 минут на репетиции (1 раз в неделю - групповые и 1 раз в неделю — индивидуальные).
Перспективное планирование по театрализованной деятельности.
Тема | Материал и оборудование | Методические приемы |
Раздел I «Знакомство с театром» | Иллюстрации, виды театров, игрушки (киндеры, маленькие животные и т.д.), аудиозаписи, профессии. | 1. Сюжетно-ролевая игра «Театр»; 2. Сюжетно-ролевая игра «Кто работает в театре» 3. «Театр бывает разный, а я люблю играть в…» 4. Изготовление настольного театра, с использованием игрушек из киндер-сюрприза 5. Викторина «Мой любимый сказочный герой» 6. Мы веселые ребятки, мы веселые котятки (беседа с использованием пиктограмм настроения) 7. Сюжетно-ролевая игра «В зрительном зале» 8. Посещение театра оперы и балета (совместно с родителями) 9. Развлечение по сказкам «» |
Раздел II «Культура и техника речи» | Атрибуты для дыхательной гимнастики, аудиозаписи. | 1. Игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой: «Колокольчики», «Колыбельная» 2. Игры и упражнения на опору дыхания: «Дрессированные собачки», «Птичий двор», «Эхо» 3. Игры на расширение диапазона голоса: «Чудо-лесенка», «Самолет» 4. Творческие игры со словом: «Вопрос-ответ», «Придумай диалог», «Расскажи сказку от имени героя», «Похожий хвостик», «Фантазии о…», «Ручной мяч» 5. Игры со скороговорками: «Ручной мяч», «Фраза по кругу», «Главное слово» 6. Дыхательная гимнастика: «Маятник»; «Задуть свечу»; «Лесоруб»; «На лугу» «Песня»; «Считалочка»; «Погреем ручки»; «Комарик»; «Насосик» |
Раздел III «Творческая мастерская» | Картотека эмоций, этюды, игра «Чудесный мешочек», «Волшебный песочек», «Стройка», «Магазин» и др. | 1. Игры: «Назови свое имя ласково» «Назови имя соседа ласково» «Я бросаю тебе мяч» «Загаданное действие» «Телефон» «Знакомство» «Магазин» «Объясни незнайки» «Стройка» «Чудесный мешочек» «Замри» «Поводырь» «Лепим из песка» «Почта» 2. Этюды: «Каждый спит» «Качели» «Пылесос и пылинки» «Розовое словцо «привет» «Просто старушка» «Мышка – хвастунья» «Так будет справедливо» «Добрый мальчик» «Конкурс лентяев» «Что это за сказка?» «Дружная семья» «Факиры» 3. Упражнения: «Изобрази эмоцию» («Страх»; «Удивление») «Здравствуй (те)» «До свидания» «Выражение благодарности» «Что случилось» «Собери чемодан» «Слушай и повторяй» «Плохое настроение» «Художник слова» «Снежная королева» «Группа в обручах» «Холодно – горячо» |
Раздел IV «Работа над спектаклем» |
5. Показ спектакля совместно с родителями |
Литература:
- Александрова О. Разыгрываем сказки // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №1.
- Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры - занятия. - СПб.: Союз, 2001.
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры. - М.: Просвещение, 1991.
- Доронова Т. Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет.Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение» 2004.
- Иванова Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
- Макаренко Л. Здравствуй, театр! // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №4.
- Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». М., 2003 г.
- Поляк Л. Я. Театр сказок. Спб: " Детство-Пресс", 2001г.
- Театр - творчество - дети. Этюды // - Дошкольное воспитание. - 1994. - №8.
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми5-6 лет / Под редакцией О.Ф.Горбуновой. М.: Мозаика - Синтез, 2008.
11. Родина М.И. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности «Кукляндия»/ М.И. Родина, А.И. Буренина / «Музыкальная палитра».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Театральные ступеньки"
Система работы ДОУ с одаренными детьми...
Рабочая программа "Театральные ступеньки"
Программа направлена на воспитание творческой индивидуальности ребенка, на развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности; освоение детьми вокально-хоро...
Рабочая программа "Цветные ступеньки"
Программа по нетрадиционной технике рисования "Цветные ступеньки"...
Рабочая программа "Цветные ступеньки" средняя группа
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию ...
Рабочая программа "Солнечные ступеньки"
Рабочая программа "Солнечные ступеньки" 4-5 лет...
Рабочая программа "Солнечные ступеньки"5-6 лет
Рабочая программа "Солнечные ступеньки" 5-6 лет...
Дополнительная рабочая программа "Солнечные ступеньки"
Дополнительная рабочая программа "Сонечные ступеньки"...