Дополнительная рабочая программа "Солнечные ступеньки"
методическая разработка (средняя, старшая группа)
Дополнительная рабочая программа "Сонечные ступеньки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solnechnye_stupenki_dopolnitelnaya_rabochaya_programma_magomedselimova.docx | 104.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №135
Невского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО педагогическим советом ГБДОУ детским садом №135 Невского района Санкт-Петербурга протокол №1 от 31.08.2020 | УВЕРЖДАЮ Заведующий ГБДОУ детским садом №135 Невского района Санкт-Петербурга _____________ Ю.Н. Петрова приказ № 84 от 25.09.2021 | |
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста
Солнечные ступеньки
Программа ориентирована на детей дошкольного возраста от 4-х до 7 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Составил педагог дополнительного образования ГБДОУ детский сад №135 Невского района Санкт-Петербурга Магомедселимова Зухра.И |
Санкт-Петербург
2021 г.
Содержание:
- Пояснительная записка образовательной программы по предмету
«Солнечные ступеньки» ____________________________________________________3
- Адресат__________________________________________________________________ 4
- Цель и задачи программы___________________________________________________ 5
- Планируемые результаты развития___________________________________________ 6
- Учебный план_____________________________________________________________8
- Календарный учебный график_______________________________________________10
- Рабочая программа: группы с 4-5, 5-6, 6-7__________________________________ 10
- Оценочные и методические материалы_______________________________________ 21
- Материальное обеспечение программы_______________________________________ 22
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста разработана на основе программы «Солнечные ступеньки» сформулированы на основе требований ФГОС.
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и направлена на развитие интеллектуальных, творческих способностей детей дошкольного возраста, обеспечивающих их социальную успешность.
Направленность программы
Целевая направленность программы Образовательная программа «Развивай-ка» раскрывает основные цели, содержание и направления работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста 4-7 лет. Данная образовательная программа дошкольного образования носит парциальный характер. Педагоги дошкольных образовательных организаций могут использовать ее при разработке основных образовательных программ дошкольного образования в качестве дополнительной.
Значимой характеристикой программы «Солнечные ступеньки» является возможность ее использования при организации как групповых, так и индивидуальных занятий; для организации непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной деятельности ребенка и для организации режимных моментов. Нормативно-правовой базой программы «Солнечные ступеньки» является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (приложение №1) и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года)
Актуальность программы заключается в условиях реализации ФГОС дошкольного образования «содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира 5 (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) …»
Принципы формирования программы «Солнечные ступеньки» сформулированы на основе требований ФГОС. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
Данный принцип в программе реализуется через учет индивидуальных особенностей развития детей, игра является ключевым методом реализации программы. Непрямое обучение ребенка дошкольного возраста происходит в специфичных видах детской деятельности: игровой, познавательно-исследовательской и др. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей или законных представителей, педагогических и иных работников дошкольных образовательных организаций) и детей реализуется через позитивное отношение педагога к возможностям ребенка, учет в обучении зоны ближайшего и актуального развития. Используемая в программе педагогическая диагностика направлена на создание оптимальных условий для развития детей, а не на оценку как итогового, так и промежуточного развития детей. Уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Данный принцип вытекает из сущности гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но ее воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами всестороннего развития личности. Программа разработана с учетом дидактического принципа последовательности и преемственности в освоении материала, который предполагает системность обучения, т.е. логическую последовательность и связь между изучаемым ранее и новым материалом, что является базой для 6 усвоения нового материала. Освоение нового материала предполагает его изучение с новых позиций, связь с личным опытом дошкольника, с его личными наблюдениями. Это создает предпосылки для освоения последующих тем.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на один год обучения для детей от 3х до 7лет. В подходе к каждой конкретной группе детей проявляются определённые требования. При этом учитывается состав группы и возможности детей
Адресат программы
К пяти годам дети владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах. Восприятие становится все более осмысленным. Внимание становится достаточно устойчивым, у ребенка появляется действие по правилу. Но при этом взрослому необходимо помнить о несформированности волевых процессов, зависимости поведения ребенка от эмоционального состояния.
К шести годам у детей должны быть развиты сенсорные способы познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение. Также экспериментально- исследовательские способы познания (воссоздание, экспериментирование)
К семи годам дети хорошо владеют математическими способами познания действительности: счёт, измерение и вычисление. У детей развиваются логические познания (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация). У детей развивается точная аргументированная доказательная речь
Цель программы:
Развитие интеллектуальных, творческих способностей детей дошкольного возраста, обеспечивающих их социальную успешность; содействие познавательному развитию детей дошкольного возраста с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.
Задачи программы:
Развивающие
- развивать познавательную активность, познавательную мотивацию ребенка дошкольного возраста.
- развивать мышление, речь, мелкая моторика рук.
- учить устанавливать контакты в общении и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, договариваться, отстаивать свою точку зрения.
Образовательные
- формировать элементарные знания об объектах, их свойствах окружающего мира.
- формировать элементарные математические понятия и представления.
Воспитательные
-воспитывать ценностное отношение к познавательной, коммуникативной деятельности.
-воспитывать интерес к совместной деятельности со взрослым в познавательной и коммуникативной деятельности.
Отличительным достоинством программы «Солнечные ступеньки» является ее реализация с помощью тетрадей на печатной основе.
Организация образовательной деятельности с использованием тетрадей "Солнечные ступеньки" позволяет развивать произвольность, самостоятельность. Воспитанники учатся планировать и последовательно осуществлять задуманное, добиваться нужного результата. Использование тетрадей в работе с дошкольниками развивает логическое мышление, творческие способности, мелкую моторику рук. Так, для детей младшего дошкольного возраста время, отведенное на работу с тетрадями, должно быть минимальным
Программа рассчитана на ее освоение детьми возрастной нормы, детьми с признаками одаренности и детьми, испытывающими трудности в обучении. При освоении основной образовательной программы дошкольного образования программа «Солнечные ступеньки» позволяет педагогу организовать индивидуальную и групповую работу с детьми по развитию признаков одаренности. Для этого в комплекте предусмотрены задания повышенного уровня сложности.
Материально–техническое обеспечение
- Тетради на печатной основе «Солнечные ступеньки. Математика малышам. Ч 1, Ч 2, 4-5 лет, 5-6 лет; 6-7 лет.
- Учебная часть;
- Наличие столов;
-Демонстрационный и раздаточный материал для обучения детей счету, развитию представлений о величине предметов и их форме;
- Материал и оборудование для формирования у детей представлений о числе и количестве;
- Наличие магнитной доски;
- Инструкции по охране труда и технике безопасности;
Используются различные предметы: цветные фломастеры, мел, маркеры для доски.
Кадровое обеспечение программы
Осуществляет воспитатель средней группы ГБДОУ №135 Магомедселимова Зухра Исаевна – педагог дополнительного образования
Планируемые результаты в развитии у дошкольников специальных компетентностей в познавательной деятельности:
Личностными результатами освоения программы являются:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- формирование способности к эмоциональному восприятию математических, решений, рассуждений;
- умение контролировать процесс и результат в познавательной деятельности;
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению воспитанников;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности.
Метапредметными результатами освоения программы являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации;
- планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами освоения программы являются:
- различать и использовать в деятельности различные плоскостные формы и объемные фигуры;
- различать и называть девять основных цветов;
- различать и называть параметры величины (длина, ширина, высота) и несколько градаций величин данных параметров;
- владеть навыками сравнения групп предметов, навыками счета от 1 до 10; обратный счёт от 10 до 1;
- хорошо владеет навыками ориентировки в пространстве;
- хорошо ориентируется в частях суток, днях недели, временах года.
4-5 лет
- различает и называет основные плоскостные формы, основные цвета, параметры величины;
- подбирает предметы по одному-двум качествам (цвет, форма, материал и т.п.).
- владеет элементарными навыками сравнения групп предметов, навыками счета в пределах 5;
- владеет элементарными навыками ориентировки в пространстве;
- ориентируется в частях суток, днях недели, временах года;
- имеет представления о предметах ближайшего окружения, их назначении, признаках;
- имеет представления о многообразии растений, животных, особенностях их внешнего вида, условий существования, поведения;
- выделяет структуру объекта и устанавливает ее взаимосвязь с практическим назначением объекта;
- считает (отсчитывает) в пределах 5, правильно пользуется количественными и порядковыми числительными;
- ориентируется в пространстве и на плоскости;
- имеет представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире, своем городе, стране;
- классифицирует предметы, объекты природы, обобщая их по определѐнным признакам;
- знает и стремится выполнять элементарные правила поведения в природе.
5-6 лет
- различает и называет основные плоскостные формы, основные цвета, параметры величины и.т.д;
- подбирает предметы по одному-нескольким качествам (цвет, форма, материал и т.п.).
- имеет представления о предметах ближайшего окружения, их назначении, признаках.
- имеет представления о многообразии растений, животных, особенностях их внешнего вида, условий существования, поведения;
- различает и использует в деятельности различные плоскостные формы и объемные фигуры;
- различает и называет девять основных цветов;
- различает и называет параметры величины (длина, ширина, высота) и несколько градаций величин данных параметров.
- выделяет структуру объекта и устанавливает ее взаимосвязь с практическим назначением объекта;
- считает (отсчитывает) в пределах 10, правильно пользуется количественными и порядковыми числительными;
- ориентируется в пространстве и на плоскости;
- имеет представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире, своем городе, стране;
- классифицирует предметы, объекты природы, обобщая их по определѐнным признакам;
- знает и стремится выполнять элементарные правила поведения в природе.
- Различает и называет плоскостные формы, все цвета и оттенки, параметры величины;
- подбирает предметы по нескольким качествам; (цвет, форма, материал, размер, количество)
6-7 лет
1.Развитие у детей логико -математических представлений (о числах, геометрических фигурах
2.Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений ( анализ, отрицание, сравнение, обобщение.
3.Развитие сенсорных (предметно-действенных ) способов познания математических свойств и отношений? Обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение:
4.Развитие интелектуально-творческих проявлений детей; находчивости, смекалки, сообразительности;
5.Овладение детьми математическими способами познания действительности: счёт, измерение, простейшие вычисления;
6.ориентируется в частях суток, днях недели, временах года;
7.имеет представление о предметах ближайшего окружения, их назначении и признаках;
8.имеет представление о многообразии растений, животных, особенностях их внешнего вида
условий существования, поведения;
9.Развитие точной аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребёнка;
10.Развитие самостоятельности, настойчивости в преодолении трудностей, умений самоконтроля и самооценки;
11.классицирует предметы, объекты природы, обобщая их по определённым признакам;
12.Развитие активности и инициативности у детей.
Формы подведения итогов реализации программы:
- открытые занятия для родителей в каждой группе,
- участие в районных и городских мероприятиях, конкурсах.
- уроки загадки.
Учебный план 2021-2022 года обучения
Группа детей 4-5 лет
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
Вводное занятие | 20 | 20 | вводный | ||
Величина | 160 | 48 | 112 | текущий | |
Ориентировка в пространстве | 120 | 30 | 90 | текущий | |
Ориентировка во времени | 80 | 20 | 60 | текущий | |
Геометрические фигуры | 240 | 60 | 180 | текущий | |
Количество и счет | 200 | 50 | 150 | текущий | |
Итоговое занятие | 20 | 20 | итоговый |
Группа детей 5-6 лет
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие | 25 | 25 | вводный | |
2. | Величина | 200 | 40 | 160 | текущий |
3. | Ориентировка в пространстве | 150 | 30 | 120 | текущий |
4. | Геометрические фигуры | 300 | 60 | 240 | текущий |
5. | Ориентировка во времени | 100 | 20 | 80 | текущий |
6. | Количество и счет | 450 | 90 | 360 | текущий |
7. | Итоговое занятие | 25 | 25 | итоговый |
Группа детей 6-7 лет
№п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||||
Всего | Теория | Практика | |||||
1. | Вводное занятие | 25 | вводный | ||||
2. | Величина | 40 | 160 | текущий | |||
3. | Ориентировка в пространстве | 30 | 120 | текущий | |||
4. | Геометрические фигуры | 60 | 240 | текущий | |||
5. | Ориентировка во времени | 20 | 80 | текущий | |||
6. | Количество и счёт | 90 | 360 | текущий | |||
7. | Итоговое занятие | 25 | итоговый |
Календарный учебный график.
Продолжительность занятий соответствует своей возрастной группе.
Год обучения | Дата начало обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов в год | Режим занятий |
1 год (с 4-5) | 1 октября 2021 | 31 мая 2022 | 32 | 21 час 20 мин. | 2 раза в неделю во второй половине дня по окончанию основных режимных моментов |
1 год (с 5-6) | 1 октября 2021 | 31 мая 2022 | 32 | 26 часов 40 мин. | 2 раза в неделю во второй половине дня по окончанию основных режимных моментов |
1 год (с 6-7) | 1октября 2021 | 31 мая 2022 | 32 | 32 часа | 2 раза в неделю во второй половине дня по окончанию основных режимных моментов |
Рабочая программа
группа детей 4-5 года
Март | 1неделя | Количество и счёт | Закреплять умения считать в пределах 10. Учить порядковому счёту. Соотносить цифры с предметами. Закреплять цифру 6. Игры « Что изменилось?», « Исправь ошибку». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. | Рабочая тетрадь, вторая часть - «Солнечные ступеньки» стр. 12,13. |
2 неделя | Количество и счёт | Закреплять умения считать в пределах 10. Учить порядковому счёту. Соотносить цифры с предметами. Закреплять цифру 7. Игра «Соседи» Пальчиковая гимнастика Работа в тетрадях | Рабочая тетрадь, вторая часть - «Солнечные ступеньки» стр. 14,15 | |
3 неделя | Количество и счёт. Закрепление. | Закреплять умения считать в пределах 10. Учить порядковому счёту. Соотносить цифры с предметами. Закреплять цифру 8. Игра «Сколько». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. | Рабочая тетрадь, вторая часть - «Солнечные ступеньки» стр. 16. 17. | |
4 неделя | Количество и счёт. Закрепление. | Закреплять умения считать в пределах 10. Учить порядковому счёту. Соотносить цифры с предметами. Закреплять цифру 9. Вот так циферка, взгляни, Игра «Считай - не ошибись!» Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях.
| Рабочая тетрадь, вторая часть - «Солнечные ступеньки» стр. 18,19 | |
Апрель | 1неделя | Количество и счёт | Количество и счёт. Закреплять умения считать в пределах 10. Учить порядковому счёту. Соотносить цифры с предметами. Игра «Кто первый назовет?». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. | Рабочая тетрадь, вторая часть - «Солнечные ступеньки» стр. 20,21.. |
2 неделя | Количество и счёт | Количество и счёт. Закреплять умения считать в пределах 10. Учить порядковому и обратному счёту. Соотносить цифры с предметами. Игра «Сколько» упражняет детей в счете. Пальчиковая игра. Работа в тетрадях. | Рабочая тетрадь, вторая часть - «Солнечные ступеньки» стр. 22,23. | |
3 неделя | Количество и счёт. Закрепление. | Закреплять умения считать в пределах 10. Учить порядковому счёту. Соотносить цифры с предметами. Закреплять цифру 8. Игра «Сколько». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. | Рабочая тетрадь, вторая часть - «Солнечные ступеньки» стр. 24,25. | |
4 неделя | Количество и счёт. Закрепление. | Количество и счёт. Закрепление понятий столько, сколько, геометрических фигур. Учить порядковому и обратному счёту от 1 до 10. Игра «Какой цифры не стало?» Пальчиковая игра. Работа в тетрадях. | Рабочая тетрадь, вторая часть - «Солнечные ступеньки» стр. 26,27. | |
1неделя | Количество и счёт | Ориентировка во времени. Познакомить детей с названиями, последовательностью дней недели. Повторение прямого и обратного счёта в пределах 10. Пальчиковая гимнастика. Дни недели Работа в рабочих тетрадях. | Рабочая тетрадь, вторая часть - «Солнечные ступени» стр. 26,27 | |
2 неделя | Количество и счёт | Ориентировка во времени. Закрепить в активной речи названия, последовательность дней недели. Закрепление счёта до 10. Загадки про дни недели. Игра «Убираем цифры». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. | Рабочая тетрадь, вторая часть - «Солнечные ступени» стр. 28, 29 | |
Май | 3 неделя | Количество и счёт. Закрепление. | Закрепление. Закрепление геометрических фигур – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Закреплять умения составлять символическое изображение из геометрических фигур. Закрепление частей суток. Загадки. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. | Рабочая тетрадь, вторая часть - «Солнечные ступени» стр. 30, 31 |
4 неделя | Количество и счёт. Закрепление. | Закрепление. Закреплять в прямом и обратном счете до10. Учить писать цифры по точкам. Вспомнить загадки про цифры. Соотносить цифры с предметами. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. Итоговое занятие | Рабочая тетрадь, вторая часть - «Солнечные ступени» стр. 32. |
группа детей 5-6 лет
Месяц | Неделя | Тема | ЦельПрограммные задачи | Литература | |
Октябрь | 1 неделя | Размер | Учить различать предметы по величине: большой – маленький. Учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, употреблять слова: большой, маленький в собственной речи. Формировать умение выделять и группировать предметы по величине. Умение работать по образцу. Игра «Что в мешочке?» Игра «Найди пару». Пальчиковая гимнастика: Работа в рабочей тетради. | Рабочая тетрадь, первая часть «Солнечные ступеньки» стр. 1. | |
2 неделя | Размер | Продолжать учить детей сравнивать предметы по величине. Учить считать в пределах 3, соотносить предметы с цифрой. Игра «Собери игрушки». Игра « Поставь правильно» (цифры). Пальчиковая игра. Работа в рабочей тетради. | Рабочая тетрадь, первая часть «Солнечные ступеньки» стр. 2, 3. | ||
3 неделя | Размер | Учить сравнивать предметы и объекты путём наложения и приложения, учить ориентироваться в пространстве. Игра «Кто быстрее доберётся?» Пальчиковая игра. Работа в рабочей тетради. | Рабочая тетрадь, первая часть «Солнечные ступеньки» стр. 4, 5. | ||
4 неделя | Ориентировка в пространстве | Учить ориентироваться в пространстве «под», «над», «за», «наверху»; закрепить понятия «высокий», «низкий». Продолжать учить считать в пределах 3. Различать цифры. Игра «Кто соседи?» Игра «Где предмет?». Пальчиковая гимнастика Работа в тетрадях. | Рабочая тетрадь, первая часть «Солнечные ступеньки» стр. 6, 7. | ||
Ноябрь | 1 неделя | Размер | Продолжать знакомить с понятием «широкий», «узкий», с цифрой 3.Работа со счетными палочками. Игра « Что на что похоже?» Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. | Рабочая тетрадь, первая часть «Солнечные ступеньки» стр. 8, 9. | |
2 неделя | Ориентировка в пространстве | Продолжать учить пространственные отношения такие как – «на», «под» «около», «перед», «за». Повторение счёта, Соотносить цифры с количеством предметов. Игра «Отгадай где?» «Кто соседи? Работа в рабочей тетради. | Рабочая тетрадь, первая часть «Солнечные ступеньки» стр. 10, 11. | ||
3 неделя | Ориентировка в пространстве | Учить различать левую и правую руку. Продолжать упражнять в порядковом счёте. Считать и раскладывать предметы правой рукой слева на право. Игра «Что где расположено?» Игра «Назови соседей» Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. | Рабочая тетрадь, первая часть «Солнечные ступеньки» стр. 12, 13. | ||
4 неделя | Геометрические фигуры | Закреплять знания о геометрических телах круг. Закреплять порядковый счёт в пределах 5. Игра «На что похоже?» «Продолжи цепочку». «Соседи». Пальчиковая гимнастика. Работа в рабочей тетради. | Рабочая тетрадь, первая часть «Солнечные ступеньки» стр. 14, 15 | ||
Декабрь | 1 неделя | Геометрические фигуры | Закреплять знания о геометрических фигурах - квадрат. Учить составлять квадрат из счётных палочек, называть предметы квадратной формы. Продолжать закреплять порядковый счёт. Игра «На что похоже?» Работа со счётными палочками. Игра «Скажи сколько»? Пальчиковая гимнастика: Работа в тетрадях. | Рабочая тетрадь, первая часть «Солнечные ступеньки» стр. 16, 17. | |
2 неделя | Геометрические фигуры | Закреплять знания о геометрических фигурах – треугольник. Закреплять порядковый счёт до 5, понятия «справа», слева». Игра «Назови цифру». «Соседи» Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях | Рабочая тетрадь, первая часть «Солнечные ступеньки» стр. 18, 19. | ||
3 неделя | Геометрические фигуры | Закреплять знания о геометрических фигурах – прямоугольник. Учить различать предметы прямоугольной формы. Игра «На что похоже?» «Закончи цепочку». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. | Рабочая тетрадь, первая часть «Солнечные ступеньки» стр. 20, 21 | ||
4 неделя | Геометрические фигуры | Закреплять знания о геометрических фигурах – овал. Учить видеть геометрические фигуры в формах предметов, в символических изображениях предметов. Игра «Закончи цепочку». Игра «Собери фигуру». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. | Рабочая тетрадь, первая часть «Солнечные ступеньки» стр. 22, 23 | ||
Январь | 1неделя | Геометрические фигуры | Знакомить с геометрическими телами шар, куб, цилиндр. Учить искать фигуры в окружающих предметах. Игра «На что похоже?» Пальчиковая гимнастика Работа в тетрадях. | Рабочая тетрадь, первая часть «Солнечные ступеньки» стр. 24, 25 | |
2 неделя | Ориентировка во времени | Закреплять умения называть части суток – утро, день, вечер, ночь. Игра «Когда это бывает?» Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. | Рабочая тетрадь, первая часть «Солнечные ступеньки» стр. 26, 27. | ||
3неделя | Ориентировка во времени | Закреплять умения называть времена года. Отгадывать загадки о временах года. Игра «Когда это бывает?» Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. | Рабочая тетрадь, первая часть «Солнечные ступеньки» стр. 28, 29. | ||
4 неделя | Количество и счёт | Учит считать в пределах 10. Учить порядковому счёту. Соотносить цифры с предметами. Закреплять цифру 1, писать её по точкам. Загадка о цифре один.
Игра «На что похоже?» Пальчиковая гимнастика: Кошка учится считать. Работа в тетрадях. | Рабочая тетрадь, вторая часть - «Солнечные ступеньки» стр. 2, 3. | ||
Февраль | 1 неделя | Количество и счёт | Закреплять умения считать в пределах 10. Учить порядковому счёту. Соотносить цифры с предметами. Закреплять цифру 2. Учить писать цифру по точкам. Игра «Кто первый назовёт?» Пальчиковая игра. Работа в тетрадях. | Рабочая тетрадь, вторая часть - «Солнечные ступеньки» стр. стр. 4, 5. | |
2 неделя | Количество и счёт | Закреплять умения считать в пределах 10. Учить порядковому счёту. Соотносить цифры с предметами. Закреплять цифру 3. Игра «Назови соседей». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. | Рабочая тетрадь, вторая часть - «Солнечные ступеньки» стр. 6, 7. | ||
3неделя | Количество и счёт | Закреплять умения считать в пределах 10. Учить порядковому счёту. Соотносить цифры с предметами. Закреплять цифру 4. Игра «Путаница» Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. | Рабочая тетрадь, вторая часть - «Солнечные ступеньки» стр. 8. 9. | ||
4неделя | Количество и счёт | Закреплять умения считать в пределах 10. Учить порядковому счёту. Соотносить цифры с предметами. Закреплять цифру 5. Учить писать цифру четыре по точкам Игра «Какой цифры не стало?» Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. | Рабочая тетрадь, вторая часть - «Солнечные ступеньки» стр. 10, 11. |
Март | 1неделя | Количество и счёт | Закреплять умения считать в пределах 10. Учить порядковому счёту. Соотносить цифры с предметами. Закреплять цифру 6. Игры « Что изменилось?», « Исправь ошибку». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. | Рабочая тетрадь, вторая часть - «Солнечные ступеньки» стр. 12, 13. |
2 неделя | Количество и счёт | Закреплять умения считать в пределах 10. Учить порядковому счёту. Соотносить цифры с предметами. Закреплять цифру 7. Игра «На птицефабрике» Пальчиковая гимнастика Работа в тетрадях | Рабочая тетрадь, вторая часть - «Солнечные ступеньки» стр. 14, 15 | |
3 неделя | Количество и счёт | Закреплять умения считать в пределах 10. Учить порядковому счёту. Соотносить цифры с предметами. Игра «Встань на место» Пальчиковая гимнастика Работа в тетрадях | Рабочая тетрадь, вторая часть - «Солнечные ступеньки» стр. 16, 17 | |
4 неделя | Количество и счёт | Закреплять умения считать в пределах 10. Учить порядковому счёту. Соотносить цифры с предметами. Игра «Собери фигуру» Пальчиковая гимнастика Работа в тетрадях | Рабочая тетрадь, вторая часть - «Солнечные ступеньки» стр. 18, 19 |
Апрель | 1 неделя | Количество и счёт | Закреплять умения считать в пределах 10. Учить порядковому счёту. Соотносить цифры с предметами. Игра «Хватит ли» Пальчиковая игра. Работа в тетрадях. | Рабочая тетрадь, вторая часть - «Солнечные ступеньки» стр. 20, 21 |
2 неделя | Количество и счёт | Закреплять умения считать в пределах 10. Учить порядковому счёту. Соотносить цифры с предметами. Игра «Назови свой автобус». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. | Рабочая тетрадь, вторая часть - «Солнечные ступеньки» стр. 22, 23 | |
3неделя | Количество и счёт | Закреплять умения считать в пределах 10. Учить порядковому счёту. Соотносить цифры с предметами. Игра «Подбери игрушку» Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. | Рабочая тетрадь, вторая часть - «Солнечные ступеньки» стр. 24, 25 | |
4неделя | Количество и счёт | Закреплять умения считать в пределах 10. Учить порядковому счёту. Соотносить цифры с предметами. Игра «Какое число рядом» Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. | Рабочая тетрадь, вторая часть - «Солнечные ступеньки» стр. 26, 27 | |
Май | 1 неделя | Количество и счёт | Закреплять умения считать в пределах 10. Учить порядковому счёту. Соотносить цифры с предметами. Игра «Сделай столько же движений» Пальчиковая игра. Работа в тетрадях. | Рабочая тетрадь, вторая часть - «Солнечные ступеньки» стр. 28, 29 |
2 неделя | Количество и счёт | Закреплять умения считать в пределах 10. Учить порядковому счёту. Соотносить цифры с предметами. Закреплять цифру 3. Игра «Назови и считай». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. | Рабочая тетрадь, вторая часть - «Солнечные ступеньки» стр. 30, 31 | |
3неделя | Количество и счёт | Закреплять умения считать в пределах 10. Учить порядковому счёту. Соотносить цифры с предметами. Игра «Живые числа» Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. | Рабочая тетрадь, вторая часть - «Солнечные ступеньки» стр. 32 | |
4неделя | Количество и счёт | Закреплять умения считать в пределах 10. Учить порядковому счёту. Соотносить цифры с предметами. Игра «Прогулка в сад» Пальчиковая гимнастика. Работа в тетрадях. Итоговое занятие | Рабочая тетрадь, вторая часть - «Солнечные ступеньки» |
Оценочные и методические материалы
Педагогические методики и технологии
Занятия проводятся на основе общепедагогических технологий (информационно-коммуникативные технологии, личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии)
Система контроля результативности обучения
Система контроля предполагает по результатам 1 раз в квартал проведение итоговых занятий, выступлений на праздниках, организуемых в ГБДОУ, участие в конкурсах за пределами ГБДОУ, проведение мониторинга освоения Программы детьми 2 раза в год: на начало обучения и на завершение освоения Программы (Приложение 2).
Формы контроля
- открытые занятия для родителей в каждой возрастной группе,
- участие в районных и городских мероприятиях, конкурсах.
Мониторинг
Для эффективного развития ребенка в познавательной деятельности необходимо отслеживать влияние занятий в кружке «Солнечные ступеньки» на ребенка. Результаты исследования позволяют педагогу грамотно развивать ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, видеть результат своей деятельности и вносить коррективы в перспективное планирование.
Это исследование проводится в три этапа:
- в начале учебного года с использованием таких методов как беседа, анкетирование родителей, диагностические игровые упражнения
Контроль.
Сроки | Вид контроля | Форма контроля | Объект контроля |
декабрь | начальный | посещение занятия | ЗУН на начало обучения |
май | текущий | открытое занятие | ЗУН полученные за истекший период обучения |
Таблица мониторинга
Группа №
ФИО | Ориентируется в пространстве | Сравнивает количество предметов в группах по 5 на основе счета, приложением, наложением. | Различает геометрические предметы. | Понимает смысл слов «утро», «Вечер», «ночь», определяет часть суток, называет время года, их признаки, последовательность. | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |
Заключение.
Подводя итоги всему вышесказанному, можно заключить, что занятие по предмету «Солнечные ступеньки» оказывают большое влияние на детей дошкольного возраста, способствуя разностороннему развитию ребенка в период 4 -7 лет.
Данная программа написана с учетом воспитательно – образовательных задач, предусмотренных программой воспитания детей в дошкольных учреждениях, находится в связи с ней и является эффективным средством в воспитании гармоничной личности на базе дошкольных заведений.
Занятия построены таким образом, чтобы дети получали радость во всех видах деятельности, предполагаемых программой, в работе друг с другом и в общении с самим педагогом.
Предоставленная программа является опытом создания специального предмета, предполагающего широкое внедрение в воспитательно – образовательный процесс системы дошкольных заведений.
Материальное обеспечение программы:
Рабочая тетрадь, канцелярские принадлежности, меловая / маркерная доска.
Методические материалы.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года).
3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.: ил.
4. Коллективное творчество дошкольников Комарова Т. С., Савенков А. И. М., 2005.
5. Методические рекомендации по организации внутренней системы оценки качества дошкольного образования в дошкольной образовательной организации / авт.-сост. Е.В. Арасланова и др. – Киров: ИРО Кировской области, 2015. – 40 с.
6. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Стребелева Е.А.– М., 2005.
7. Как определить интеллект ребенка? Шалаева Г.П., Изд-во «АСТ», 2009
8. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. Каше Г.А. – М. Просвещение, 1985 г. 207 с
9. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов. Башаева Т.В.
10. Исключение предметов (Четвертый лишний). Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию. Белопольская Н. Изд. 3-е, стереотип. – М. 2009.31
11. Математика для дошкольников. Ерофеева Т.И. и др. Изд-во Просвещение. 1997. 175 с.
12. Математика в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. Метлина Л.С. 2-е изд. 1984. 255 с.
13. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию. Пособие для воспитателей детского сада. Венгер Л.А. – М.: Просвещение, 1978. – 95
Приложение №1.
Нормативно- правовые основы проектирования дополнительных общеобразовательных программ
Нормативные акты | |
Основные характеристики программ | Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273) (ст. 2, ст. 12, ст. 75) |
Порядок проектирования | Федеральный закон N 273-ФЗ (ст. 12, ст. 47, ст. 75). |
Условия реализации | Федеральный закон N 273-ФЗ (п. 1,2,3,9 ст. 13; п. 1, 5, 6 ст. 14; ст. 15; ст. 16; ст. 33, ст. 34, ст. 75), СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41); |
Содержание программ | Федеральный закон N 273-ФЗ (п. 9, 22, 25 ст. 2; п. 5 ст. 12; п. 1, п. 4 ст. 75), Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 "Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; Концепция развития дополнительного образования детей /распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р |
Организация образовательного процесса | Федеральный закон N 273-ФЗ (ст. 15, ст. 16, ст. 17; ст. 75) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 "Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41); |
Приложение №2.
Формы, не традиционные методы проведения занятий.
В процессе занятий используются различные формы:
- Традиционные
- Комбинированные
- Практические
- Игры, конкурсы
Методы:
- Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
- Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти)
- Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
- Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
- Показ мультимедийных материалов,
- объяснительно – иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию),
- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности);
- частично – поисковый (решение поставленных задач совместно с педагогом),
- исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:
- фронтальный (одновременно со всей подгруппой);
- индивидуально – фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы);
- групповой (работа в парах);
- индивидуальный (выполнение заданий и решение проблем).
В зависимости от содержания материала задания математического характера подразделяются на:
- Упражнения на выделение признаков объекта (предмета):
а) цвет, его оттенки;
б) величина: большой – маленький, длинный – короткий, тяжелый – легкий, низкий – высокий;
в) форма: одинаковая – разная.
2. Упражнения на выделение количественных характеристик множеств объектов или величин:
а) один – много (визуальное распознавание);
б) столько же (взаимно- однозначное соответствие);
в) больше – меньше (лишнее – не хватает);
г) уравнивание количеств (добавить – убрать).
- Упражнения на развитие восприятия пространственного расположения предметов и их частей:
а) расположение на линии (за, перед, следом, между);
б) расположение относительно замкнутой линии (внутри и вне);
в) расположение в пространстве (на, под, перед и т.д.);
г) расположение на плоскости ( выше, ниже, в центре, рядом и т.д.).
- Упражнения на формирование приемов умственных действий:
а) классификации;
б) сравнения;
в) обобщения;
г) анализа;
д) синтеза.
- Упражнения на развитие психических процессов:
а) мышления;
б) памяти;
в) внимания;
г) восприятия;
д) воображения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Ступеньки детства" предшкола
Программа по предшкольной подготовке «Ступеньки детства» модифицированная, разработана на основе программы-концепции для педагогов и родителей по организации развивающего и воспитывающего обучения дош...
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружка«Ступеньки творчества» ( с использованием палочек Кюизенера, игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет)
Пояснительная запискаРабочая программа по дополнительному образованию кружка «Ступеньки творчества» ОО «Познание» (для детей 5-7лет).Одна из важнейших задач воспита...
Программа дополнительного образования "Математические ступеньки"
Программа дополнительного образования "Математические ступеньКи"...
Программа дополнительного образования «Раз – ступенька, два ступенька…» для детей старшего дошкольного возраста
Содержание программы Паспорт программы Пояснительная запискаЭтапы непосредственно – образовательной деятельности в соответствии с ФГОСХарактеристика особенностей развития детейКомплекс...
Дополнительная программа "Театральные ступеньки"
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связан...
Дополнительная общеобразовательная программа «Ступеньки к знаниям» для детей 4-7лет
Дополнительная общеобразовательная программа для дошкольников «Ступеньки к знаниям» (Далее Программа) представляет собой учебно-методическую документацию, на основании которой педаго...
Перспективное планирование по реализации дополнительной программы «Раз, ступенька-два ступенька» с детьми 6-7 лет, на учебный год.
Перспективное планирование по реализации дополнительной программы «Раз, ступенька-два ступенька» с детьми 6-7 лет, на учебный год....