Рабочая программа "Цветные ступеньки" средняя группа
рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа
по художественно-эстетическому развитию
детей средней группы
с 4 до 5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 48.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное Образовательное учреждение
«Детскийсад общеразвивающего вида № 29 «Солнышко» г. Сольвычегодск
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
___________Е.В.Абакумова
Приказ от _______2020г. № ____
М.П.
ПРИНЯТО
Протокол педагогического совета
№ __ от ___________2020г.
Сольвычегодск 2020г.
Рабочая программа
по художественно-эстетическому развитию
детей средней группы
с 4 до 5 лет
«Нетрадиционные техники рисования»
Воспитатель:
Шишкина
Екатерина Евгеньевна
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
1. 2 Особенности программы кружковой работы.
1.3. Цель программы.
1.4. Участники программы.
1.5. Реализация программы.
1.6. Возрастные особенности мелкомоторных навыков детей 4-5 лет.
1.7. Ожидаемый результат работы кружка.
2.Содержательный раздел
2.1. Реализации межпредметных связей.
2.2 Структура кружка.
2.3 Методы и приемы.
2.4 Нетрадиционные художественные техники.
2.5 Направления работы.
2.6 Форма подведения итогов.
2.7 Сотрудничество с родителями.
3.Организационный раздел
3.1 Формы организации программы.
3.2 Диагностика.
3.3 Материально- техническое обеспечение.
3.4 Список литературы.
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1 Пояснительная записка
Мир ребенка эмоциональный и красочный. В ребенке уже заложено стремление узнавать и создавать. И не для кого не секрет, что дети любят рисовать. Рисование является одним из самых осязаемых видов художественной деятельности. Воспитать творческого человека без красоты невозможно. Прекрасное находится рядом с человеком. И чем разнообразней детская деятельность, тем успешней идет развитие ребенка.
Творческая личность – одна из важных задач педагогики на современном этапе. Развитие начинается в дошкольном возрасте. Сухомлин В.А. говорил: «Истоки способностей дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити ручейки, которые питается источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Все дети талантливы, поэтому нужно развивать талант и дать проявлять их на практике, в реальной жизни.
Эффективным средством ее решения в дошкольном возрасте является изобразительное творчество с помощью нетрадиционной техникой.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Оригинальное рисование без кисточки и карандашами распаковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, характер их настроение.
Рисование нетрадиционными способами увлекательная, завораживающая деятельность. И мы должны пробудить в ребенке веру в себя, в свои способности, в веру в то, что он пришел в этот мир приносить людям радость, творить добро.
1. 2 Особенности программы кружковой работы.
Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Исследования показали, что занятия рисованием формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют сенсорному развитию детей, дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.
При обучении рисованию нужно учитывать индивидуально-типологические особенности детей (для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, другие стараются выразить взаимоотношения персонажей, настроение) и оказывали детям разные виды помощи: словесную, направляющую, обучающую.
Для создания выразительного художественного образа использовали рисования, комбинирование различных способов изображения, материалов в одном изображаемом образе. Особое значение придавали материалу, которым дети могут рисовать: палочка с ватой, цветы, семена, листья растений, еловые ветки, опилки и т.д.
1.3 Цель кружка:
Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных методов рисования.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с новыми способами и приемами нетрадиционных техник рисования.
- Способствовать развитию мелкой моторики рук (координацию движения руки и глаз)
Развивающие:
- Формировать творческое мышление, интерес к художественному творчеству.
- Развивать фантазию, воображение, художественный вкус.
- Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы,
Воспитательные:
- Воспитывать внимание , аккуратность.
- Воспитывать трудолюбие, начатое дело доводить до конца.
1.4 Участники программы:
● Воспитатель
● Дети, посещающие группу в возрасте 4-5 лет.
● Родители
1.5 Реализация программы
Программа реализуется в средней группе (4-5 лет).
Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Программа реализуется через организацию изобразительной деятельности с подгруппами детей в режимных моментах в течение дня.
Сроки реализации Программы: 1 год.
1. 6 Возрастные особенности мелкомоторных навыков детей 4-5 лет.
1. Ребенок хорошо оперирует маленькими и тонкими предметами: умеет держать карандаш, ручку, фломастер пятью или четырьмя пальцами
2. Стучит предметом о предмет.
3. Берёт бусинку или крошку хлеба (любую круглую мелкую деталь) двумя пальцами, причём это должны быть большой и указательный.
4. Рисует на листе бумаги, а потом перечёркивает рисунок.
5. Вытаскивает маленькие предметы из прозрачной банки.
6. По аналогии строит мостик из 3 кубиков.
7. Самостоятельно строит башню не менее, чем из 3 кубиков.
8. Старается нарисовать вертикальную линию: погрешность не должна превышать 30°.
9. Перерисовывает крестик, круг, квадрат.
10. Рисует человечка с не менее, чем 3 элементами.
1.7 Ожидаемый результат работы кружка:
- Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
- Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
- Организация выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в ДОУ.
- Участие в выставках и конкурсах в течение года
2. Содержательный раздел
2.1 Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
«Развитие речи». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом в процессе рисования обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
«Ознакомление с окружающим». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
«Сенсорное воспитание». Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
«Музыкальное воспитание». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
«Физическая культура». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
2.2 Структура кружка
Структура кружка может быть гибкой и изменяться от целей, задач, но включает в себя 3 части:
-вводная часть – организационный момент, создание эмоционального настроения, объяснение нового материала, мотивация;
-основная часть – практическая – самостоятельная, творческая деятельность детей под руководством педагога, педагогом ведется индивидуальная работа по раскрытию замысла каждого ребенка
-заключительная часть – анализ детских рисунков (рассматривание рисунков, положительные высказывания детей и педагога о проделанной работе).
2.3 Методы и приемы:
Словесный метод: игровой момент, беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные.
Информационно-рецептивный: рассматривание, напоминание, частичный показ, образец, объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры, устные инструкции по выполнению работы.
Репродуктивный: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми.
Исследовательский: самостоятельная работа детей.
2.4 Нетрадиционные художественные техники
-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Оттиск печатками : ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) .
- Рисование ватными палочками: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.
-Оттиск смятой бумагой: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
-Восковые мелки + акварель: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
-Отпечатки листьев: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка.
-Печать по трафарету: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета.
-Монотипия предметная: Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.
2.5 Направления работы:
1.Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера.
2.Чтение художественной литературы.
3.Знакомство с материалом для рисования.
4. Просмотр рисунков, выполненных в разных техниках рисования.
5.Пальчиковые игры, физкультминутки.
6. Организация выставки детских рисунков
2. 6 Форма подведения итогов:
- выставка детских работ;
- фотоальбом детских рисунков.
- презентация- отчёт по работе кружка
2. 7 Сотрудничество с родителями:
1.Родительское собрание на тему «Использование нетрадиционного рисования»
2.Консультации по применению различных техник нетрадиционного рисования.
3.Помощь в приобретении материалов для рисования.
4.Участие в конкурсах рисунков, поделок, праздничных поздравлениях.
5. Организация выставок, совместных творческих работ.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Формы организации Программы
Организованная работа с детьми ведется как занятия по интересам в рамках художественно -эстетического развития. Данная программа составлена на основе запроса педагога и родителей.
Группа разбивается на подгруппы из 5 детей в возрасте от 4-5 лет.
Мероприятияпроводятся в течение учебного года 1 раз в неделю с сентября по май включительно.
Длительность каждого мероприятия рассчитана на 20 минут, согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013.
Во время занятий предполагаются различные упражнения, физкульт минутки, игровые задания. Информационный материал небольшой по объёму, интересный по содержанию, даётся как перед практической частью, так и во время работы.
Расписание кружка:
Время кружка | День кружка |
20 мин. | Среда 15.20 |
Объём учебной нагрузки:
Организованная деятельность | Количество | В неделю по времени | В месяц по времени |
Кружок «цветные ступеньки» | 1 раз в неделю | 20 мин | 1 час 20 мин |
Спиок детей (приложение 1)
3.2 Диагностика
Диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений.
Ф.И. | Знание видов нетрадиционного рисования | Уровень творческих способностей | Овладение техническими навыками нетрадиционного рисования | |||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. |
- Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок не проявляет интерес и желание знакомиться со всеми направленности и особенностями нетрадиционного рисования.
- Частичное соответствие показателю (средний уровень) – ребенок проявляет интерес и потребность в общении с произведениями нетрадиционного рисования. Самостоятельно различает их особенности и виды.
- Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – ребенок проявляет постоянный интерес, знает особенности нетрадиционного рисования, их эстетическую направленность, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним.
3.3 Материально- техническое обеспечение
1. Организация предметно-развивающей среды (Центр ряжения, Центр изобразительной деятельности)
2. Материалы для занятий: альбомы для рисования, ватманы А4, гуашь (красная , синяя, жёлтая, белая, зелёная), кисти широкие №5-10, цветной и белый картон, бумага цветная, поролоновые губочки, пробки разной фактуры(прессованные из дерева, пластмассовые),картофельные штампы, мисочки для разведения гуаши, ватные палочки, бумажные и влажные салфетки, клеенка.
3. Информационно-коммуникационное оснащение: DVDпроигрыватель, USBпроигрыватель , диски
3.4 Список литературы:
1. Давыдова Г. И. Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Москва Издательство Скрипторий, 2008 .
2 . Комарова Т.С.Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет .-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 .
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду.Первая младшая группа.(Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие. - М.: Издательский дом «Цветной мир» , 2014
4. Лыкова И. А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7лет в изобразительной деятельности- М .: ИД «Цветной мир» , 2015
5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010 г.
6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
7. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009 г.
8.Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г
Приложение 1
Список детей: |
Артём Абакумов Максим Селянин Иванна Терехова Ктя Южакова Миша Заварин Матвей Дубровин Дарина Соболева Максим Кожевников Вова Кузнецов Костя Захаров |
Календарно-тематическое планирование
Время проведения | Тема занятия | Задачи | Техника нетрадиционного рисования |
Сентябрь | Диагностика | Проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. | |
«Яблочный компот» | Продолжать учить штамповать крышками | Штампование крышками | |
«Подсолнух». | Учить рисовать подсолнух методом тычка ватной палочкой. | Рисование ватными палочками | |
«Осеннее дерево» | Учить передавать образ осеннего дерева используя метод тычка жёсткой кистью. | Рисование тычком жёсткой кистью | |
октябрь | «Волшебные листья» | Учить детей новой технике печатание листьями, создавать рисунки путем прикладывания листьев | Печатание листьями |
«Яблоня» | Продолжать учить детей в технике мятой бумаги и пальчиком. | Рисование мятой бумагой, пальчиком | |
«Ветка рябины» | Развивать творческие способности через рисование пальчиками, печать по трафарету. | Рисование пальчиком, печать по трафарету | |
«Осенний листочек» | Продолжать знакомить с техникой рисования ватными палочками | Рисование ватными палочками | |
ноябрь | «Моя любимая рыбка» | Закрепить умение рисовать ладошкой плотно прижимая всю ладошку к листку; | Рисование ладошкой |
«Цветные картинки» | Познакомить детей с новой техникой рисования акварель + восковые мелки, учить выполнять рисунок в данной технике. | Акварель + восковые мелки | |
«Цветы для мамы» | Познакомить с новым способом рисования-вилкой. Учить дорисовывать детали пальчиком | Рисование вилкой, пальчиками | |
«Кактус» | Продолжать знакомить со способом рисования-вилкой. | Рисование вилкой | |
Декабрь | «Снежинки»
| Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования акварель + восковые мелки. | Акварель + восковые мелки |
«Ночное небо» | Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования акварель + восковые мелки. | Акварель + восковые мелки | |
«Снегири» | Продолжать учить детей рисовать с помощью ладошки птиц. | Рисование ладошкой | |
«Ёлочки» | Совершенствовать умения детей рисованию губкой | Рисование губкой в форме ёлочек. | |
Январь | «Снеговик» | Продолжать учить детей в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. | Рисование способом тычка. |
«Белый медведь» | Совершенствовать умения детей рисованию губкой по трафарету. | Трафаретное рисование губкой | |
«Зайчик» | Продолжать учиить рисовать ватными палочками, по контуру. | Рисование ватными палочками | |
февраль | «Сова» | Продолжать учить детей рисовать в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. | Рисование тычком жёсткой кистью |
«Зима» | Продолжать учить детей рисовать способом оттиск смятой бумагой | Рисование мятой бумагой | |
«Самолёт» | Развивать творческие способности через рисование ватными палочками и мятой бумагой. | Рисование ватными палочками и мятой бумагой. | |
«Плюшевый медвежонок» | Совершенствовать умения детей рисованию губкой | Трафаретное рисование губкой | |
Март | «Мимоза для мамы» | Прродолжать учить рисовать мятой бумагой. Развивать чувство композиции. | Рисование мятой бумагой |
«Солнышко» | Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования акварель + восковые мелки. | Акварель + восковые мелки | |
«Цветы в вазе» | Продолжать учиить рисовать ватными палочками. Развивать чувство композиции. | Рисование ватными палочками | |
«В зоопарке» | Продолжать учить детей в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. | Тычок жёсткой полусухой кистью | |
Апрель | «Слоник» | Совершенствовать умения детей рисованию губкой | Трафаретное рисование губкой |
«Ракета» | Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования акварель + восковые мелки. | Акварель + восковые мелки | |
«Ёжик в травке» | Продолжать знакомить со способом рисования-вилкой. | Рисование вилкой (ёжик) | |
«Ёжик в травке» (продолжение) | Продолжать знакомить со способом рисования-вилкой. | Рисование вилкой (травка, солнышко) | |
Май | Желтый одуванчик | Учить детей в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. | Рисование тычком жёсткой кистью |
«Бабочка-красавица» | Познакомить с техникой монотипии. Учить создавать образ бабочки. | Монотипия | |
Улитка | Продолжать учиить рисовать ватными палочками | Рисование ватными палочками | |
Цветочная полянка | Учить состовлять цветочную композицию пальчиком. | Рисование пальчиками |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА группы № 12. Средняя группа
РАБОЧАЯУЧЕБНАЯ ПРОГРАММА группы ОРН № 12...
Рабочая программа воспитателя группы по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2018-2019 учебный год для детей группы раннего возраста (1,5-3года)
Программа для детей группы раннего возраста обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: ф...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Воспитателя группы № 6 « Гномики» Вторая младшая группа
Рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА подготовительной группы «Ягодки» структурного подразделения -дошкольные группы МБОУ «Лицей №17» (от 6 до 7 лет)
В пособии представлена модель рабочей программы деятельности воспитателя,разработанная по премерной основной общеобразовательной программе"От рождения до школы" для подготовитель...
Рабочая программа разновозрастной группы (5-7 лет)группы "Родничок"
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:- Федерального закона от 29.12.2012. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА средней группы №10 «Брусничка» на 2019-2020 учебный год рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы №10 «Брусничка» на 2020-2021 учебный год рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...