Рабочая программа "Театральные ступеньки"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Программа направлена на воспитание творческой индивидуальности ребенка, на развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности; освоение детьми вокально-хоровых и музыкально-ритмических компонентов музыкально-сценической деятельности; включение детей в активную продуктивно-творческую деятельность; накопление определенного багажа образных действий, необходимого для первоначального выражения ребенком своего личностного отношения к музыке; пробуждение чувств сопереживания воплощаемому образу; воспитание культуры движений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_teatralizatsii.docx | 54.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
«Театральные ступеньки»
(срок реализации – 1 год, возраст детей - 5 – 7 лет)
Бийск
2015
Содержание
1. Целевой раздел ……………………………………………...……………………………………..3
1.1Пояснительная записка……………………………….…………………………………….… 3 - 6
1.2.Цель рабочей программы………………………………………………………………….…….6
1.3.Задачи рабочей программы………………………………………………………….…………6
1.4.Принципы и подходы в организации образовательного процесса…………………………...7
1.5. Планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров)………………………………………………………………………………..………...
2. Содержательный раздел
(описание образовательной деятельности)………………………………………………… 7 – 13
3. Организационный раздел (материально – техническое обеспечение программы в целостном образовательном процессе)……………………………………………………………………..…13
4. Список литературы……………………………………………………………………………....14
1. Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка.
Программа «Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» является программой дополнительного образования для детей 5 – 7 лет. Программа направлена на воспитание творческой индивидуальности ребенка, на развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности; освоение детьми вокально-хоровых и музыкально-ритмических компонентов музыкально-сценической деятельности; включение детей в активную продуктивно-творческую деятельность; накопление определенного багажа образных действий, необходимого для первоначального выражения ребенком своего личностного отношения к музыке; пробуждение чувств сопереживания воплощаемому образу; воспитание культуры движений.
Рабочая программа разработана с учетом требований нормативно – правовой и концептуальной базы системы дошкольного образования ФГОС и в соответствии с возможностями и особенностями детей старшего дошкольного возраста. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором прописывается, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности через интеграцию всех образовательных областей:
-социально-коммуникативное развитие: развитие игровой деятельности. Улучшение психологической культуры между сверстниками, выход на новый уровень взаимодействия взаимоотношений между детьми и взрослыми.
-познавательное развитие: ознакомление с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями. Ознакомление с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля. Дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности.
- речевое развитие: развитие четкой, ясной дикции, работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.
-художественно-эстетическое развитие: учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ. Приобщение к ценностям музыкальной культуры.
-физическое развитие: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Реализация программы предполагает использование игровых, здоровьесберегающих технологий.
1.2 Новизна
В основу программы положен опыт воспитания ребенка, как артиста, творца.
В программе систематизированы средства и методы театрально – игровой деятельности, обосновано распределены в соответствии с психолого – педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Научно обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в процессе театрального воплощения.
Совместная деятельность выстраивается по принципу от простого к сложному, используется варьирование работы над одним и тем же материалом, повторное использование игр на разных занятиях. Применяются различные формы организации деятельности:
- игры-разминки;
- упражнения;
- этюды;
- игры-импровизации;
- пальчиковая гимнастика;
- инсценировки;
- игры-хороводы;
- спектакли.
В основу рабочей программы по театрализованной деятельности вошли: программа художественно-творческого развития Губановой Н.В. «Театрализованная деятельность»; Программа Н.Ф. Сорокиной «Театр – творчество – дети», методика проведения занятий в театральной студии А.В. Щеткина «Театрализованная деятельность в детском саду». Данные пособия адаптированы к специфике нашего ДОУ.
1.3 Актуальность.
Вся наша жизнь – это большая сцена и то, какую роль выбирает в этой жизни, зависит от первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения. Это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), то есть умения держать себя в обществе. Развитию этих качеств, способствуют занятия театрально-игровой деятельности. Театральная деятельность – это своеобразный мостик, который помогает детям попасть в дальнейшую взрослую жизнь, сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.
В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства наиболее полно способствует творческому развитию личности. Театр – один из самых доступных видов искусства для детей и с его помощью можно решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, такие как:
- Художественное образование и воспитание детей;
- Формирование у них высокого эстетического вкуса;
- Нравственное воспитание;
- Развитие коммуникативных качеств личности;
- Воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
- Создание положительного эмоционального настроя, снятия напряжённости, решение конфликтных ситуаций через игру.
Общая отличительная специфика театрализованной деятельности заключается в сопереживании, познавательности, непосредственном воздействии художественного образа на личность. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что даёт им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная деятельность прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру, развивает память, мышление, воображение, внимание, позволяет обогащать и активизировать словарь детей, что является важным средством для подготовки детей к школе.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б.М.Теплов, - создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую и принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые.
Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся примером для подражания. Погружаясь в сказку, дети испытывают радость, жалость, сострадание, гнев, страх, разочарование, стыд, вину, удивление. Исполняя ту или иную роль, дети обогащают свою чувственную сферу и, благодаря этому, становятся более отзывчивыми к чувствам других. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необычная сказочная страна, в которой птицы, звери и люди могут говорить друг другу только хорошее, жить в дружбе, где добро побеждает зло. И эта волшебная страна существует, и называется она ТЕАТР!
Попадая в мир театра, ребёнок начинает активно развивать свою память. Он запоминает фразы во время репетиций и работы над выразительностью речи и движений в ходе подготовки инсценировок и спектаклей. Слова лучше запоминаются, если они произносятся с определённой мимикой и движениями, характерными для персонажа.
Во время занятий театрализации ребёнок невольно попадает в такие ситуации, выход из которых требует сообразительности, а иногда и фантазии. Поэтому твёрдо можно сказать, что такие занятия способствуют развитию сообразительности и находчивости.
Детский театр, благодаря огромному эмоциональному воздействию на детскую душу, способен взять на себя такую задачу, как развитие кругозора ребёнка. Под влиянием интереса и других положительных эмоций всё увиденное и услышанное будет усваиваться с лёгкостью и запоминаться надолго. Через театр можно говорить о природных явлениях: о таянии снега, о капели, о морозе, о временах года. Театр совершает вместе с детьми экскурсию в историю; этому помогают русские народные сказки, где дети знакомятся с бытом разных народов, их костюмами, обычаями.
Возможность театрализации неограниченна и может удовлетворять любые интересы и желания детей. В процессе театрализованных занятий дети буквально преображаются, становятся свободнее.
Театрализованная деятельность помогает решить многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического развития дошкольника. Любая сказка, театрализованная игра – это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий.
Содержание Программы театрализованной студии «Театральные ступеньки» распределено по основным структурным компонентам:
1-й раздел: Театральная игра – направлена на развитие у детей игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми в любых ситуациях.
2-й раздел: Ритмопластика – включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие психомоторных способностей детей, гармонии своего тела, развития свободы и выразительности движений. 3-й раздел: Психогимнастика – направлена на совершенствование у детей внимания, памяти, воображения, эмоций, нравственных представлений.
4-й раздел: Основы театральной культуры – обеспечивает условия для знакомства детей с различными театральными понятиями, жанрами, профессиями людей мира театра.
В раздел включены следующие темы:
∙ культура и техника речи;
∙ виды театрального искусства;
∙ рождения спектакля;
∙ драматизация.
Реализация программы осуществляется не только в процессе специально – организованной театральной деятельности, но и в процессе образовательной деятельности в режимных моментах, самостоятельной детской деятельности.
1.2 Цель программы:
формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности.
1.3 задачи:
- Знакомство с историей и развитием театрального искусства; развитие познавательных интересов дошкольников через расширение представлений о видах театрального искусства.
- Знакомство детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
- Воспитание культуры музыкального восприятия, исполнительства и творческого самовыражения, пластической культуры и выразительности детских движений через воплощение в образ и исполнительские умения.
- Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
- Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
- Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр–драматизаций, упражнений актерского тренинга.
- Улучшение психологической культуры между сверстниками, выход на новый уровень взаимодействия взаимоотношений между детьми и взрослыми.
- Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
- принцип интеграции – решение задач, способствующих формированию индивидуального своеобразия личности в системе всего учебно-воспитательного процесса;
- принцип полноты - содержание программы должно быть реализовано по всем разделам;
- принцип взаимодействия – с ребёнком, родителями, социальной средой. Основные разделы программы должны стать достоянием родителей;
- принцип эмоциональной заинтересованности - развивать эмоциональное отношение к тому или иному виду деятельности, весь процесс познания должен вызывать у ребёнка интерес к познанию;
- принцип индивидуального подхода и возрастной адресованности – при работе с детьми учитывается возраст и индивидуальные особенности.
Структура занятий может быть вариативной, в зависимости от поставленной цели и заявленной темы. Иногда основой может быть психогимнастика, в другом случае в основе положены игры-этюды.
Вариативность проведения занятий различна: сказочное путешествие, игровое, практико-ориентированное (изготовление сказочных персонажей, декораций, атрибутов…), информационное. Построение занятий основывается на тематическом принципе с учетом регионального и федерального компонента.
Основная структура построения занятия:
1. Разминка – здоровьесберегающие ритуалы, минутка вхождения, пластические игры и упражнения в зависимости от заявленной темы;
2. Основная часть – содержит разные элементы: решение сказочных задач, проблемно-практических ситуаций, психогимнастика, музыкально – пластические и театрализованные импровизации, драматизация, игры-этюды;
3. Заключительный – рефлексия (ритуал возвращения, рисунки- здоровья…).
1.5 Планируемые результаты.
- Ребенок знает, что такое театр, театральные профессии, различные виды театра(кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и т. д.)
- Обладает элементами художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
- Ребенок отлично дебютирует в театральных постановках. Владеет умениями и навыками актера в постановке кукольного, театра, драматизации, музыкальной постановки.
Театральная деятельность проходит во второй половине дня один раз в неделю в каждой возрастной группе.
Продолжительность деятельности: старшая группа - 25 мин; подготовительная к школе группа - 30 мин.
Общее количество занятий в год – 36 в каждой возрастной группе.
2. Содержательный раздел.
Тематический план.
Месяц | Тема занятия | Краткий ход занятия. |
Сентябрь 1 - 2 недели | Вводное «Что такое театр» | Рассматривание иллюстраций, фотографий и афиш театров. Вопросы поискового характера по теме «Театр». Игры «Сочини предложение», «Фраза по кругу», «Давай поговорим» Релаксация: «Кто я» |
3 – 4 недели | « Дорога в театр » | Театральная игра: «Живой телефон» Ритмопластика: Игра: «Скульптор» Этюды М. Чехова и М. Чистяковой на выразительность жеста и выражение основных эмоций Культура и техника речи: Игры со словом, «Вкусные слова» Основы театральной культуры: «Покупка театрального билета» Подготовка сценария: Выбор театральной постановки и обсуждение её с детьми Релаксация: « Все мы чем-то похожи» |
Октябрь 1 неделя 2 неделя | «Особенности театрального искусства» | Беседа с детьми. Театральная игра: «Кругосветное путешествие» Ритмопластика «Ритмический этюд» Культура и техника речи: Артикуляционные упражнения, «Придумай диалог» Основы театральной культуры: «Волшебная корзинка», театральный словарик Подготовка сценария: Сочини жизнь героев до начала пьесы. Релаксация: « Все мы чем-то похожи» |
«Спектакль и актёр» | Беседа с детьми. Театральная игра: «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я» Ритмопластика Имитационные этюды. Культура и техника речи: Диалогические скороговорки. Подготовка сценария: Распределение ролей Релаксация: «Я помогаю другим» | |
3 неделя | «Театральный грим» | Беседа с детьми. Театральная игра: «Запомни фотографию» Ритмопластика Имитационные этюды. Культура и техника речи: Диалогические скороговорки. Подготовка сценария: Создание эскизов грима героев. Релаксация: «Я помогаю другим» |
4 неделя | «Театральный костюм» | Беседа с детьми. Театральная игра: «Кто во что одет» Подготовка сценария: Создание эскизов декораций и костюмов. Релаксация: «Я помогаю другим» |
Ноябрь 1 неделя | «Попробуем измениться» | Театральная игра: «Угадай, что я делаю?» Ритмопластика Импровизация «В стране цветов» Культура и техника речи: Работа со скороговорками и стихами Основы театральной культуры: «О чём рассказала театральная программка» беседа с детьми. Подготовка сценария: Деление пьесы на эпизоды. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом Релаксация «Мне в тебе нравится, мне в себе нравится» |
2 неделя | «Наши эмоции» | Театральная игра: «Одно и тоже по-разному», «Этюды на различные эмоции» Ритмопластика Импровизация «В замке спящей красавицы» Культура и техника речи: Работа со скороговорками и стихами Основы театральной культуры: видео обозрение «За кулисами театра» Подготовка сценария: Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом Релаксация «Спасибо за прекрасный день» |
З неделя | «Распознаём эмоции по мимике» | Театральная игра: «Этюды на различные эмоции» Ритмопластика Импровизация «Скульптор». Культура и техника речи: «Фраза по кругу» Основы театральной культуры: «Волшебная корзинка» Подготовка сценария: Импровизация поступков и диалогов героев Релаксация «Передай маску» |
4 неделя | «В мире жестов» | Театральная игра: «Что мы делаем, не скажем, а что делаем, покажем». Ритмопластика Этюды «Встреча», «Покупка театрального билета». Культура и техника речи: «Весёлые стихи» Основы театральной культуры: театральный словарик. Подготовка сценария: Импровизация движений под музыку, которая будет звучать в спектакле Релаксация «Самого себя любить» |
Декабрь 1 неделя | «В мире жестов» | Театральная игра: «Король» Ритмопластика Этюды «Ссора», «Просьба», «Разговор по телефону». Культура и техника речи: «Сочини сказку» Основы театральной культуры: «Волшебная корзинка», театральный словарик Подготовка сценария: Работа над эпизодами. Релаксация «Что я люблю — чего я не люблю» |
2 неделя | «Учусь понимать других» | Театральная игра: «Что я делаю?», «Одно и тоже по-разному» Ритмопластика «Испуганный Ежик», «Чудо-юдо из яйца» Культура и техника речи: «Аплодисменты», «Придумай диалог» Основы театральной культуры: «Волшебная корзинка», театральный словарик Подготовка сценария: Работа над эпизодами. Релаксация «Только вместе!» |
3 неделя | «Импровизация в работе актера» | Театральная игра: сочинение этюдов по сказкам Ритмопластика Пластические импровизации «Первая потеря», «Бабочки» Культура и техника речи: Артикуляционные упражнения, «Расскажи сказку от имени героя», «Фантазии о….» Основы театральной культуры: Просмотр видеозаписей Подготовка сценария: Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей Релаксация «Что было бы, если…» |
4 неделя | «Импровизация в работе актера» | Театральная игра: сочинение этюдов по сказкам Ритмопластика Пластические импровизации «Первая потеря», «Бабочки» Культура и техника речи: Артикуляционные упражнения, «Расскажи сказку от имени героя», «Фантазии о….» Основы театральной культуры: Просмотр видеозаписей Подготовка сценария: Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей Релаксация «Что было бы, если…» |
Январь 3-4 неделя | Постановка музыкальной сказки. | |
Февраль 1 неделя | Играем в кукольный театр. | Театральная игра: «Передай позу», «Карнавал животных». Ритмопластика Пластические импровизации «Жадный медведь» Культура и техника речи: Чистоговорки. Основы театральной культуры: «Волшебная корзинка» - куклы бибабо. Подготовка сценария: Выбор театральной постановки и обсуждение её с детьми Релаксация «Таинственный незнакомец» |
2 неделя | Играем в кукольный театр. | Театральная игра: «Веселые превращения» Культура и техника речи: Упражнение на развитие интонационной выразительности. Этюды с настольными куклами на основе хорошо знакомых русских народных сказках “Колобок”, “Теремок” Основы театральной культуры: «Театральный словарик» Подготовка сценария: Чтение сказки Обсуждение и дополнение: беседа, показ, оценка и анализ выбранных ролей Релаксация «Волшебная палочка» |
3 – 4 неделя | Играем в кукольный театр. | Театральная игра: «Веселые превращения» Культура и техника речи: Упражнение на развитие интонационной выразительности. Помоги закончить поговорки: “Хитрый как…” Основы театральной культуры: «Театральный словарик» Подготовка сценария: Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Релаксация «Волшебная палочка» |
Апрель 1 неделя | Играем в кукольный театр. | Театральная игра: «Кто как ходит» Культура и техника речи: Отработка диалогов : волк – колобок, лиса — колобок, медведь — колобок, заяц — колобок. Основы театральной культуры: «Театральный словарик» Подготовка сценария: Работа над эпизодами Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей Релаксация «Я уникальный!» |
2 неделя | Театральная игра: «Колокольчики» Ритмопластика Танцы - фантазии: “Вальс цветов” муз. П. Чайковского Культура и техника речи: Игровые упражнения со свечой, «Испорченный телефон». Развитие певческого дыхания (“Дышите правильно”) и артикуляционного аппарата (“От звука к слову”) Подготовка сценария: Изготовление атрибутов к сказке, афиши. Релаксация «Я уникальный!» | |
Май 1-2 неделя | Постановка кукольного театра «Колобок» | |
3 неделя | «Веселые сочинялки» | Театральная игра: «В «Детском мире»», сочинение этюдов по сказкам Ритмопластика «Кто на картинке?», «Цыплята» Культура и техника речи: «Забавные стихи», «Похожий хвостик», «Фраза по кругу». Основы театральной культуры: «Путешествие с театральным билетом» Подготовка сценария: Работа над выразительностью речи Релаксация «Сходства и различия» |
4 неделя | «Творческие сюрпризы» | Театральная игра: «Мыльные пузыри», творческие задания Ритмопластика Пластические импровизации «Город роботов» «Танцующий огонь» Культура и техника речи: «Импровизация диалогов», «Ручной мяч», «Змейка с воротиками» Основы театральной культуры: Этюд «Сегодня мы идём в театр» Подготовка сценария: Работа над выразительностью речи. Закрепление отдельных мизансцен Релаксация «Я справился!» |
4. Организационный раздел
Методическое обеспечение. | Наименование. |
Технические средства | Проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, пианино. |
Учебно – наглядные пособия | Плакаты, сказки для детей. |
Оборудование | Костюмы, ширма, настольный театр, куклы бибабо. |
Список литературы
- Буренина А.И. Театр всевозможного в.1 «От игры до спектакля», 2-е изд., СПб.: ЛОИРО, 2002.
- Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. Пособие.-НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Вели-кий Новгород, 2006.
- Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие»: Пер. с нем. в 4-х т.— М., Генезис, 1998. – 160с.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.-М.: Владос, 2001.
- «Волшебный мир театра» под. редакцией С.И. Мезляковой, Москва: «Владос» 2003 .г
- «Играем в театр» В.И. Мирясова, Москва: «Издательство Гном и Д», 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по ритмике дошкольного возраста "Ступенька в прекрасное"
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка. Именно в эти годы закладываются...
Рабочая программа "Театральные ступеньки"
Система работы ДОУ с одаренными детьми...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. год. МАДОУ « ...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год.
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год. МАДОУ « Детский сад « Гусельки» г.Югорск...
Парциальная рабочая программа «Ступеньки мастерства» по конструированию и моделированию старших дошкольников для развития предпосылок к формированию универсальных учебных действий в предметной области «Технология»
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка «Раз-ступенька, два-ступенька…» На основе автора программы Л.Петерсон
Программа "Раз ступенька, два ступенька..." предназначено для развития математических представлений детей при развивающих занятий. Она направлена на развития личности ребенка: разв...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 6-7 лет Срок реализации: 1год Направленность: социально - гуманитарная МБ ДОУ «Детский сад № 12» на 2022-2023 учебный год
Дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социально- гуманитарную направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений ...