Рабочая программа "Цветные ступеньки"
рабочая программа (младшая группа)
Программа по нетрадиционной технике рисования "Цветные ступеньки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по кружку | 27.72 КБ |
Предварительный просмотр:
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1 Пояснительная записка
Мир ребенка эмоциональный и красочный. В ребенке уже заложено стремление узнавать и создавать. И не для кого не секрет, что дети любят рисовать. Рисование является одним из самых осязаемых видов художественной деятельности. Воспитать творческого человека без красоты невозможно. Прекрасное находится рядом с человеком. И чем разнообразней детская деятельность, тем успешней идет развитие ребенка.
Творческая личность – одна из важных задач педагогики на современном этапе. Развитие начинается в дошкольном возрасте. Сухомлин В.А. говорил: «Истоки способностей дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити ручейки, которые питается источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Все дети талантливы, поэтому нужно развивать талант и дать проявлять их на практике, в реальной жизни.
Эффективным средством ее решения в дошкольном возрасте является изобразительное творчество с помощью нетрадиционной техникой.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Оригинальное рисование без кисточки и карандашами распаковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, характер их настроение.
Рисование нетрадиционными способами увлекательная, завораживающая деятельность. И мы должны пробудить в ребенке веру в себя, в свои способности, в веру в то, что он пришел в этот мир приносить людям радость, творить добро.
1. 2 Особенности программы кружковой работы.
Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Исследования показали, что занятия рисованием формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют сенсорному развитию детей, дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.
При обучении рисованию нужно учитывать индивидуально-типологические особенности детей (для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, другие стараются выразить взаимоотношения персонажей, настроение) и оказывали детям разные виды помощи: словесную, направляющую, обучающую.
Для создания выразительного художественного образа использовали рисования, комбинирование различных способов изображения, материалов в одном изображаемом образе. Особое значение придавали материалу, которым дети могут рисовать: палочка с ватой, цветы, семена, листья растений, еловые ветки, опилки и т.д.
1.3 Цель кружка:
Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных методов рисования.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования.
- Способствовать развитию мелкой моторики рук (координацию движения руки и глаз)
Развивающие:
- Формировать творческое мышление, интерес к художественному творчеству.
- Развивать фантазию, воображение, художественный вкус.
- Развивать познавательные чувства: радость, удивление, сомнение.
Воспитательные:
- Воспитывать внимание , аккуратность.
- Воспитывать трудолюбие, начатое дело доводить до конца.
1.4 Участники программы:
● Воспитатель
● Дети, посещающие группу в возрасте 3-4 лет.
● Родители
1.5 Реализация программы
Программа реализуется в младшей группе (3-4 года).
Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Программа реализуется через организацию изобразительной деятельности с подгруппами детей в режимных моментах в течение дня.
Сроки реализации Программы: 1 год.
1. 6 Возрастные особенности мелкомоторных навыков детей 3-4 лет.
1. Ребенок хорошо оперирует маленькими и тонкими предметами: умеет держать карандаш, ручку, фломастер пятью или четырьмя пальцами
2. Стучит предметом о предмет.
3. Берёт бусинку или крошку хлеба (любую круглую мелкую деталь) двумя пальцами, причём это должны быть большой и указательный.
4. Рисует на листе бумаги, а потом перечёркивает рисунок.
5. Вытаскивает маленькие предметы из прозрачной банки.
6. По аналогии строит мостик из 3 кубиков.
7. Самостоятельно строит башню не менее, чем из 3 кубиков.
8. Старается нарисовать вертикальную линию: погрешность не должна превышать 30°.
9. Перерисовывает крестик, круг, квадрат.
10. Рисует человечка с не менее, чем 3 элементами.
1.7 Ожидаемый результат работы кружка:
- Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
- Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
2. Содержательный раздел
2.1 Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
«Развитие речи». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом в процессе рисования обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
«Ознакомление с окружающим». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
«Сенсорное воспитание». Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
«Музыкальное воспитание». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
«Физическая культура». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
2.2 Структура кружка
Структура кружка может быть гибкой и изменяться от целей, задач, но включает в себя 3 части:
-вводная часть – организационный момент, создание эмоционального настроения, объяснение нового материала, мотивация;
-основная часть – практическая – самостоятельная, творческая деятельность детей под руководством педагога, педагогом ведется индивидуальная работа по раскрытию замысла каждого ребенка
-заключительная часть – анализ детских рисунков (рассматривание рисунков, положительные высказывания детей и педагога о проделанной работе).
2.3 Методы и приемы:
Словесный метод: игровой момент, беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные.
Информационно-рецептивный: рассматривание, напоминание, частичный показ, образец, объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры, устные инструкции по выполнению работы.
Репродуктивный: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми.
Исследовательский: самостоятельная работа детей.
2.4 Нетрадиционные художественные техники
-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) .
- Рисование ватными палочками.
2.5 Направления работы:
1.Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера.
2.Чтение художественной литературы.
3.Знакомство с материалом для рисования.
4. Просмотр рисунков, выполненных в разных техниках рисования.
5.Пальчиковые игры, физкультминутки.
6. Организация выставки детских рисунков
2. 6 Сотрудничество с родителями
1.Родительское собрание на тему «Использование нетрадиционного рисования»
2.Консультации по применению различных техник нетрадиционного рисования.
3.Помощь в приобретении материалов для рисования.
4.Участие в конкурсах рисунков, поделок, праздничных поздравлениях.
5. Организация выставок, совместных творческих работ.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Формы организации Программы
Организованная работа с детьми ведется как занятия по интересам в рамках художественно -эстетического развития. Данная программа составлена на основе запроса педагога и родителей.
Группа разбивается на подгруппы из 5-6 детей в возрасте от 3-4 лет.
Мероприятияпроводятся в течение учебного года 1 раз в неделю с сентября по май включительно.
Длительность каждого мероприятия рассчитана на 15 минут, согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013.
Во время занятий предполагаются различные упражнения, физкульт минутки, игровые задания. Информационный материал небольшой по объёму, интересный по содержанию, даётся как перед практической частью, так и во время работы.
3.2 Диагностика
Диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений.
Ф.И. | Знание видов нетрадиционного рисования | Уровень творческих способностей | Овладение техническими навыками нетрадиционного рисования | |||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. |
3.3 Материально- техническое обеспечение
1. Организация предметно-развивающей среды (Центр ряжения, Центр изобразительной деятельности)
2. Материалы для занятий: альбомы для рисования, ватманы А4, гуашь, кисти широкие №5-10, цветной и белый картон, бумага цветная, , поролоновые губочки, пробки разной фактуры(прессованные из дерева, пластмассовые),картофельные штампы, мисочки для разведения гуаши, ватные палочки, бумажные и влажные салфетки, клеенка.
3. Информационно-коммуникационное оснащение: DVDпроигрыватель, USBпроигрыватель , диски
3.4 Список литературы:
1. Давыдова Г. И. Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Москва Издательство Скрипторий, 2008 .
2 . Комарова Т.С.Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет .-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 .
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду.Первая младшая группа.(Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие. - М.: Издательский дом «Цветной мир» , 2014
4. Лыкова И. А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7лет в изобразительной деятельности- М .: ИД «Цветной мир» , 2015
5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010 г.
6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
7. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009 г.
8.Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по ритмике дошкольного возраста "Ступенька в прекрасное"
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка. Именно в эти годы закладываются...
Рабочая программа "Театральные ступеньки"
Система работы ДОУ с одаренными детьми...
Рабочая программа "Театральные ступеньки"
Программа направлена на воспитание творческой индивидуальности ребенка, на развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности; освоение детьми вокально-хоро...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. год. МАДОУ « ...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год.
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год. МАДОУ « Детский сад « Гусельки» г.Югорск...
Парциальная рабочая программа «Ступеньки мастерства» по конструированию и моделированию старших дошкольников для развития предпосылок к формированию универсальных учебных действий в предметной области «Технология»
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка «Раз-ступенька, два-ступенька…» На основе автора программы Л.Петерсон
Программа "Раз ступенька, два ступенька..." предназначено для развития математических представлений детей при развивающих занятий. Она направлена на развития личности ребенка: разв...