Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Особенности и основные этапы формирования предложно-падежных конструкций у дошкольниковс ОНР.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сложно переоценить роль игры в развитии интеллектуальных и личностных свойств дошкольников. В процессе игровых действий ребенок познает мир, происходит становление его как личности и социализация.
В моей работе я хочу затронуть немаловажную роль игры в развитии речи дошкольников, а именно формирование предложно-падежных конструкций. Контингент детей, с которыми я работаю, имеют логопедическое заключение: тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи. За несколько лет нашей работы была разработана система игр для формирования пространственных представлений как база для развития предложно-падежных конструкций с учетом психических и речевых особенностей данной категории детей.
В основе правильного формирования предложно-падежных конструкций лежит развитие пространственной ориентировки и пространственных представлений.
Пространственные функции являются составной частью и предпосылкой многих психических процессов. Это базис, над которым надстраивается вся совокупность высших психических процессов – мышление, речь, письмо, чтение.
Развитие и совершенствование пространственной ориентировки, и формирование пространственных представлений у детей происходит на протяжении всего дошкольного детства (Б.Г. Ананьев, М.В. Вовчик- Блакитная, А.А. Люблинская, Е.Ф. Рыбалко и др.). Даже у детей с нормальным развитием без специального обучения пространственные представления и ориентировка развиваются медленно. Вместе с тем именно уровень развития пространственной ориентировки во многом определяет успешность обучения в школе, успешное овладение учебной деятельностью.
Целью работы, направленной на формирование пространственных представлений и предложно-падежных конструкций, является развитие у детей пространственной ориентировки как особой целостной сенсорно — перцептивной способности, находящейся в непосредственной связи с мышлением, речью и деятельностью ребенка.
Необходимым условием успешности коррекционного процесса является опора на онтогенетический принцип. Кратко рассмотрим становление пространственного гнозиса в норме.
Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и последующего словесного обозначения пространственных категорий. К двум с половиной — трем годам у ребенка на основе взаимодействия двух сигнальных систем начинает складываться единство чувственного и логического в познании пространства. Появляется высшая форма ориентировки и отражения пространства — логико-понятийная, или теоретическая. В словаре появляются специальные слова, обозначающие форму, величину, пространственные отношения, что способствует обобщению, дифференцировке и уточнению пространственных представлений, помогает ребенку удерживать в памяти и использовать в мыслительной деятельности.
Исходным моментом в развитии ориентировки в окружающем пространстве является познание схемы собственного тела, различение правой и левой его стороны, т. е. ориентировка в окружающем у детей базируется на ориентировке «на себе». Выделяются три группы направлений, которые соответствуют осям человеческого тела: фронтальной, вертикальной и сагиттальной.
Наиболее легким для детей является выделение верхнего направления, которое дифференцируется первым, что объясняется вертикальным положением человеческого тела. Особую трудность представляет различение левого и правого направлений, в основе которого лежит процесс дифференцировки правой и левой руки.
Дети с нормальным развитием в возрасте трех – трех с половиной лет практически легко выделяют ведущую руку, но не владеют речевой дифференцировкой. «Правое « и «левое» среди всех речевых дифференцировок являются наименее чувственно подкрепленными, абстрактными.
Показателем развития пространственной ориентации в дошкольном возрасте может служить постепенный переход от использования системы с фиксированной точкой отсчета – «на себе» — к гибкой системе со свободно перемещаемой точкой отсчета — «на других объектах».
В пятилетнем возрасте дети абсолютизируют зоны пространства: переднюю, заднюю, правую, левую. В каждой из зон выделяют два участка: впереди слева, впереди справа и т.п. двигательные реакции переходят в разряд умственных действий, а речевые акты переносятся во внутреннюю речь.
Усвоение детьми пространственных предлогов и наречий позволяет более точно осмысливать и оценивать расположение объектов и отношения между ними. В возрасте 6-7 лет дети в норме владеют 20-22 предлогами.
Коррекционную работу по преодолению различных нарушений у детей с отклонениями в развитии целесообразно начинать, прежде всего, с развития у детей элементарных ощущений отдельных свойств предметов и целостного восприятия этих предметов пространстве. После следует переходить к формированию представлений о пространстве, начиная работу с развития понимания, а затем отражения в устной речи пространственных отношений.
ПОЦЕССЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСРИЯТИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
1.Совокупность ощущений (совокупность анализаторов).
Кроме слуха, большое значение в пространственной ориентировке, трудовой, познавательной деятельности имеют осязание, обоняние и, несколько в меньшей мере, вкусовые восприятия.
2.Пространственное восприятие (пространственно - чувственное восприятие)
3.Пространственные представления
Пространственное Восприятие – это образное отражение пространственных характеристик внешнего мира - восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения. Восприятия пространства служит основой восприятия движения, тоже выполняемого за счет врожденных механизмов, обеспечивающих детекцию (обнаружение, выявление) движения.
В восприятии пространства участвуют кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный и двигательный анализаторы. У детей наиболее задействованы - кинестетический, зрительный и двигательный анализаторы.
Пространственные представления – это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. Пространственные представления имеют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Пространственные представления относятся к концептуальному пространству и являются образами, представлениями, созданными мышлением ребенка, закрепленными и отображаемыми вовне с помощью речи и действий.
Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, то есть по сторонам собственного тела. Он практически соотносит объекты с частями тела: вверху-где голова, внизу-где ноги. Другими словами, дошкольник, особенно младший, осваивает «схему» собственного тела, являющуюся по сути для него системой отсчета. В этот период важную роль играет приобретаемый жизненный опыт. В старшем дошкольном возрасте к этому опыту прибавляется словесная система отсчета. Объем программного содержания раздела «Ориентировка в пространстве» расширяется с каждым годом от одной возрастной группы к другой.
Пространственное представление у детей развивают так же в различных видах деятельности
-на занятиях по математике
-на музыкальных занятиях
-на физкультурных занятиях
-на занятиях по изодеятельности
-на индивидуальных занятиях
-во время режимных процессов (в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх)
- в повседневной жизни.
То есть пронизывают все образовательные области:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности – продуктивно-творческой, трудовой, совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности. К тому же, элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе
Для старших дошкольников с ОНР III уровня характерны:
- нарушения пространственных представлений (соматогностические, топологические, координатные, проекционные, вербализация пространственных свойств и отношений), обусловленные не только недостаточностью речевого и когнитивного развития, но и «незрелостью» самих пространственных представлений.
-Нарушения пространственных представлений у детей с ОНР имеют вариативную выраженность, а уровень их сформированности отстает от уровня сформированности пространственных представлений детей с нормальным онтогенезом речи.
-Формирование пространственных представлений у детей с ОНР в достаточном объеме «пространственной» компетенции возможно в условиях специально спроектированного коррекционно-образовательного пространства. При этом коррекционно-развивающая работа по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР, предполагающая выделение сквозных задач в отдельных предметно-содержательных областях, включающих формирование соматотопических, топологических, метрических представлений, представлений о системе координат, «пространственной» лексики и грамматических конструкций, способствует практическому освоению пространства и отражению его в речи детей.
-Научно и экспериментально доказано, что у детей с ОНР наблюдается определенное своеобразие мыслительной деятельности, проявляющиеся в трудностях овладения анализом, синтезом, в том числе и пространственным, сравнением, классификацией, снижением уровня обобщений, недостаточными умениями в построении умозаключений по аналогии
-Установлено, что дети с ОНР испытывают трудности при установлении причинно-следственных связей, в частности на уровне пространственно-временных ориентировок. Причина этого, по мнению исследователей, в том, что у детей с ОНР затруднено понимание сложной словесной инструкции. Причем наибольшие затруднения дети испытывают в понимании и употреблении сложноподчиненных предложений, так как данные предложения являются сложными и по смысловому содержанию, и по грамматическому оформлению. Это обусловлено комплексным воздействием ряда факторов: расстройствами перцептивного уровня восприятия, недоразвитием аналитико-синтетической деятельности, трудностью понимания сложных логико-грамматических конструкций .
- Исследователи указывают, что развитие пространственных представлений ребенка с ОНР, в известной мере лимитируется состоянием речи .Экспериментально подтверждено, что активное овладение словами-терминами является более сложным процессом у данной категории детей, нежели развитие их понимания, отмечается общая несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в трудностях употребления или пропусках предлогов, наречий, выражающих пространственные отношения. У детей с ОНР выражены затруднения понимания предложений, содержащих системы, последовательных подчинений, или соподчинений, двойственных отношений, обратимых конструкций.
Ожидаемый результат работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с ОНР и ТНР:
1. формирование ориентации в схеме собственного тела и вербализации пространственных отношений;
2. формирование сенсорных эталонов;
3. формирование умения ориентироваться на листе бумаги, плоскости, окружающем пространстве;
4. обогащение и активизация словарного запаса;
5. формирование определенных грамматических категорий языка, развитие связной речи;
6. преодолевание стойких аграмматизмов в речи;
7. развитие общей и мелкой моторики;
8. оптимизация развития артикуляционной моторики и артикуляционного праксиса;
9. совершенствование темпо-ритмической, ритмико-мелодической стороны речи;
10. создание основы для успешного овладения учебной деятельностью: счетом, чтением, письмом, уменьшение вероятности нарушений чтения и письма;
11. создание оптимальных внешнесредовых условий в детском саду и дома;
12. преодоление нарушения развития оптико- пространственного гнозиса;
13. повышение уровня актуального интеллектуального развития ребенка;
14. повышение уровня социальной адаптации ребенка;
15. формирование познавательной активности, кругозора;
16. повышение культуры родителей, привлечение к активному сотрудничеству.
Комплексный подход реализуется в процессе учебно-воспитательной работы и логопедического воздействия, которое направлено на коррекцию как непосредственно нарушенной речевой функции, так и неречевых функций, тесно связанных с ней.
Сформированная нами система работы по формированию пространственных представлений и предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи исходит из того, что в дошкольном детстве преобладают наглядно-действенные и наглядно-образные формы мышления, а также тот факт, что игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Данная система работы дает возможность:
1. обеспечить разносторонний максимально возможный уровень речевого, умственного, физического, нравственного развития детей за счет создания адекватных для них педагогических условий и комплексного подхода к процессу образования;
2. преодолеть речевые нарушения у дошкольников;
3. сформировать отдельные структурные компоненты развития речи;
4. повысить речевую мотивацию;
5. подготовить детей с общим недоразвитием речи и ЗПР к обучению в школе;
6. обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы;
7. дать ребенку представления об окружающем мире; анализ и синтез которых организуют впечатления в систему знаний;
8. повысить уровень актуального интеллектуального развития ребенка.
В работе используются: методы, вызывающие эмоциональную активность (игровые воображаемые ситуации, игры-драматизации, сюрпризные моменты, элементы новизны, юмор и шутка) ;дидактические игры (настольно-печатные игры, игры, направленные на развитие сенсорного развития, сюжетно-ролевые игры; лексико-грамматические игры и упражнения) ;подвижные игры, хороводные, народные (по словесной инструкции, с использованием стихотворных текстов, с использованием наглядности - стрелки, схемы, планы, упражнения, физкультминутки) .
Этапы формирования пространственных представлений:
1.Развитие соматогностических, тактильных и кинестетических процессов.
2. Ориентировка в схеме собственного тела.
3. Ориентировка в окружающем пространстве:
• определение направлений относительно себя;
• ориентация себя относительно других объектов.
4. Пространственные схемы и диктанты.
5. Конструирование и копирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.
В данной статье представлены проявления несформированности грамматического строя у детей с ОНР . А так же игры и игровые приемы , способствующие формированию предложно-падежных конструкций в речевой п...
Особенности формирования предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР
Данный материал представляет собой проектную работу по теме: "Особенности формирования предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР"...
Использование метода моделирования в системе коррекционно-педагогической работы по формированию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В данном материале раскрывается понятие моделирования, актуальность его использования. Условия, обеспечивающие эффективность метода моделирования, а также даны практические рекомендации использования ...
Консультация для воспитателей Формирование предложно-падежных конструкций у старших дошкольников.
Практика работы образовательных учреждений показывает, что у большинства детей старшего дошкольного возраста отмечается недоразвитие или несформированность пространственных представлений. Степень выра...
Формирование предложно-падежных конструкций, выражающих пространственные отношения, в речи старших дошкольников с церебральным параличом
В задачу логопеда, работающего с детьми дошкольного возраста, входит формирование не только правильного звукопроизношения, но и грамматически правильной речи.Способность ориентироваться в простр...
«Формирование предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с нарушениями речи»
Формирование у детей правильного представления о лексическом и синтаксическом значении предлога как средства выражения связи между словами в словосочетании....
Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР в логопедической практике
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее...