Конспект НОД "Русская изба"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект совместного занятия по развитию речи учителя-логопеда с воспитателем в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_izba.docx | 26.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 16»
КОНСПЕКТ
интегрированного занятия
«Русская изба»
(подготовительная группа)
Учитель- логопед Тарасюк Н.В.
Ачинск 2018
Цель: Продолжать знакомить с жилищем и бытом наших предков.
Обобщить и систематизировать занятия с детьми о предметах народного быта: печь, чугун, горшки, ухват, ложки деревянные, лапти, самовар, колыбелька, сундук, прялка, веретено.
Развивать интерес поговоркам, пословицам, хороводам. Упражнять в связной речи, точном использовании слов, полном ответе.
Воспитывать в ребенке личность, знающую и любящую свою Родину, через освоение народной культуры.
Задачи:
1. Закрепить представления детей об обычаях, традициях русского народа.
2. Развивать коммуникативные, социальные навыки, творческие способности.
3. Приобщать к общечеловеческим нравственным ценностям.
Ход
Сидит Красна девица (К.Д.), прядёт.
Входит воспитатель с детьми.
Д: Здравствуйте, люди добрые,
Гости званные,
Гости желанные.
Логопед; Давайте поздороваемся.
Дети: Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам
Логопед; А что это у тебя, девица,такое в руках?
К.Д.: А ребята вы знаете, что это такое?
Ответы детей.
К.д: Я из прошлого. Хотите посмотреть, как люди жили в старину, когда вас ещё не было, как жили ваши предки?А вы знаете кто такие предки? (Люди, которые жили много лет назад, ваши прапрадедушки и прапрабабушки)
Благодаря моему волшебному веретену мы с вами отправимся в необычное путешествие:
Веретенце покружи
Да всю правду расскажи
Как жилось – былось всем людям
В прошлом веке покажи
(На экране слайд с изображением России)
Логопед; Как называется наша страна? (Россия)
А как она называлась раньше? (Русь)
(слайд с изображением славян)
А называли наших предков – славяне или русичи. Как вы думаете в чем жили наши предки?
Логопед; раньше все люди жили в избах. Это старинное название деревенского дома. Избы называли срубами.
- Как вы думаете, почему? (потому что их рубили топорами)
Делали избы из сосновых иногда дубовых, цельных брёвен. Складывали брёвна с большим умением так, что они плотно держались между собой, а для теплоты обивали мхом. Существовал обычай под углы дома класть деньги (для богатства, шерсть (для тепла) и ладан (для святости). Народные умельцы строили дома без пил, гвоздей, без сложных измерительных приборов и чертежей, только с помощью топора.
К.Д: Заходите, гости дорогие в нашу избу русскую.
(Слаид с изображением избы) Дети садятся на лавки
Ребенок: - Похлёбкой, кашей, пирогами
Красна ты, русская изба,
Да ткаными половиками
Гостей встречаешь ты всегда.
Пройдя крылечко расписное,
Мы входим в сени.. Здесь темно,
И пахнет медом и травою!
Светёлка слева - тут тепло.
Логопед; Ребята, а что подсказывает нам, что это старинная изба?
Дети: Есть печь, деревянный стол, лавки.
Славянские семьи были большие, все друг друга любили и уважали.Электричества не было, поэтому вечерами зажигали лучину. Вот мы сейчас будем передавать её как символ семьи и называть, как обращались друг к другу в семье? Как ласково, уважительно называли членов семьи?
Игра «скажи ласково»
Мама-матушка, батя-батюшка, сестра-сестрица, брат-братец. Внук- … внучка-.., дед-, баба-.. . тетя-…., дядя-…, папа-
Логопед; Основное пространствоизбы занимала печь. Есть пословица: «Печь всему голова» почему так говорят? ( Ответы детей)
Печь – душа русского дома. Она и поилица, и кормилица, и телосогревательница. Печь согревала избу, в ней готовили еду, на лежанке отдыхали.Русский народ так любил печь, что наделил ее волшебными свойствами в сказках и былинах.
К.Д: Ой ты, печка – сударыня,
Помоги нам, барыня:
Ты свари, напеки,
Обогрей, освети,
Помой и спаси,
В дом богатство принеси!
К.Д: В печи готовили пищу: пекли хлеб и пироги, варили кашу, щи, тушили мясо, рыбу, овощи. Еду готовили в чугунке. Он тяжелый, чугунный, зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь. А ложки раньше были деревянные.И все блюда получались удивительно вкусно. Давай те поиграем в игру, будем передавать ложку.
Словообразовательное задание: «Какая бывает каша?»
Каша из манки…
из гречки…
из риса…
из овса…
из перловки…
из кукурузы…
Пирог с капустой…
пирог с яблоками…
пирог с грибами…
пирог с мясом…
пирог с ягодами…
Логопед; Посмотрите внимательно, ребята, здесь вы видите предметы старины быта наших бабушек и дедушек (показывает ухват, кто знает как этот предмет называется?
А как вы думаете, почему он так называется? (Ухваты- это рогатые полукруглые приспособления для того, чтобы ставить горшки в печку)..
Давайте поставим нашу кашу в чугунке, используя ухват, в печку
Логопед; А еще холодными вечерами собиралась молодежь возле печки, вместе пели, танцевали, играли.
Игра «Золотые ворота»
Золотые ворота, проходите, господа!
В первый раз прощается, второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас.
Два ведущих делают ворота. Один «серебряное блюдечко», другой- «наливное яблочко». Все проходят в ворота, с последним словом ворота опускаются, задерживая одного из игроков.
Игрок: -«Золотые ворота, пропустите вы меня…»
Ответ:– «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем. Что выбираешь, наливное яблочко или серебряное блюдечко?
К.Д. А ну ка сядем рядком, да поговорим ладком.
Не только играла молодежь, но упражнялась в красноречии. Ну- ка кто из вас скороговорки говорить горазд?
Слушайте, запоминайте, да складно повторяйте:
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Логопед; Что значит эта пословица? (ответы детей)
А сейчас не зевайте, в добавлялки поиграйте.
1. Кашу маслом- (не испортишь).
2. Слышал звон - (да не знаешь где он).
3. Поспешишь - (людей насмешишь).
4. Попей чайку - (забудь тоску).
5. Делу время- (потехе час) .
- Пока детвора забавлялась, взрослые работали. Как вы думаете, чем они занимались?
Мужчины работали в поле: сеяли хлеб, косили траву, заготавливали сено для домашних животных на зиму. А еще мастерили игрушки, детские колыбельки, посуду.
Женщины пекли хлеб, пряли, ткали, вышивали, вязали, шили.Русские люди никогда не боялись труда и всегда работали с радостью. Посмотрите на эти старинные костюмы.Сколько труда вкладывали люди в то, чтобы создать такую красоту!
Швейных машинок не было, женщины шили все в ручную. Чтобы рубахи выходили прочными, нужно было умело владеть ниткой и иголкой. Поэтому с раннего детства девочек обучали рукоделию.
КАК ТЕТУШКА РАССКАЗЫВАЛА О ТОМ, КАК ОНА ВЫУЧИЛАСЬ ШИТЬ
Когда мне было шесть лет, я просила мать дать мне шить. Она сказала: «Ты ещё мала, ты только пальцы наколешь», а я всё приставала.
Мать достала из сундука красный лоскут и дала мне; потом вдела в иголку красную нитку и показала мне, как держать.
Я стала шить, но не могла делать ровных стежков; один стежок выходил большой, а другой попадал на самый край и прорывался насквозь. Потом я уколола палец и хотела не заплакать, да мать спросила меня: «Что ты?» — я не удержалась и заплакала. Тогда мать велела мне идти играть.
Когда я легла спать, мне всё мерещились стежки; я всё думала о том, как мне скорее выучиться шить, и мне казалось так трудно, что я никогда не выучусь.
А теперь я выросла большая и не помню, как выучилась шить; и когда я учу шить свою девочку, удивляюсь, как она не может держать иголку.
К.Д. Дорогие наши гости !
Наше путешествие заканчивать пора,
Желаем вам радости, мира, добра!
Рефлексия. А что вам запомнилось больше всего? А какие старинные слова вы узнали?
У нас есть волшебное веретено, которое вернет нас с вами из путешествия обратно в любимый детский сад.
«Веретенце покружи,
в детский садик нас верни…»
Логопед; Я уверена, что когда вы подрастете, то будете с глубоким уважением относиться к любой, даже самой маленькой частичке нашей культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".
Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...
«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи
Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...
конспект "Русская изба"
конспект...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Без печи изба - не изба"
Занятие представлено в рамках знакомства дошкольников с культурой и бытом Руси....
конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба
конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"...
Конспект "Русская изба" для старших дошкольников (нравственно-патриотическое воспитание)
Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее состояние человека, его жизненная позиция, которая позволя...
Конспект "Поморская изба"
Занятие для детей таршей группы (познаваелное развитиие)...
- Мне нравится (1)