Развитие коммуникативной сферы у детей с нарушением речи в сотрудничестве с родителями
статья по логопедии (старшая группа) по теме
Развитие коммуникативной сферы у детей с нарушением речи в сотрудничестве с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативной сферы у детей с нарушением речи в сотрудничестве с родителями
Процесс овладения речью у дошкольника тесно связан с установлением контактов со взрослыми и детьми, познанием окружающего мира, возможностью рассуждать, высказывать свои мысли, открыто выражать чувства.
Серьёзным препятствием для нормального речевого развития детей является максимальная занятость родителей, что сводит общение ребёнка к нулю.
Другой немаловажной причиной коммуникативных проблем ребёнка, является нарушение речи. В функции речи, как правило, "страдают" не просто звуки, а механизмы восприятия, понимания, продуцирования речи, общения. На первый взгляд у детей имеет лишь фонетико-фонематическое нарушение, а на самом деле у большинства отмечается неблагополучие общего речевого развития, ярко выражена проблема коммуникации.
В практике коррекционной логопедической деятельности решаются образовательные задачи по развитию коммуникативной сферы у детей с нарушениями речи средствами игры. Игра и общение могут найти способ оказания профессиональной поддержки детей в речевом развитии и оказать посильную помощь в коррекции проблем коммуникации.
Одной из приоритетных задач логопеда является взаимодействие со всеми участниками коррекционного процесса: педагогическим коллективом дошкольного учреждения, родителями и других членами семьи.
Такая практика является залогом успешного логопедического взаимодействия в триаде "ребёнок - логопед - родитель".
В тесном сотрудничестве с родителями, создаются условия для овладения ребёнком речевыми навыками, условия для обогащения предметно - развивающей среды, обеспечивающей речевое общение взрослых и детей в дошкольном учреждении и в семье.
Совместно с родителями выстраивается ряд встреч, где закрепляется речевой материал. Использование игровых тренингов лучше активизируют детей в процессе коррекционной деятельности.
Особенно важна роль игры в становлении ребёнка, как субъекта собственной деятельности и прежде всего таких её видов как коммуникативная и познавательная.
К числу наиболее целесообразных форм практической организации методической помощи родителям можно отнести следующие:
- Индивидуальные и групповые консультации,
- Семинары-практикумы,
- Логотренинги по игре и общению,
- Наблюдение занятий логопеда,
- Организация совместной работы детей и родителей по закреплению полученных речевых навыков.
Их содержание носит исключительно практическую направленность. Совместно с родителями обсуждаются способы достижения развивающих задач в интересах каждого ребёнка, это в свою очередь, помогает взрослым овладеть конкретными приёмами коррекции речи.
Большое значение в выборе формы работы имеет степень коррекционно-педагогической компетенции родителей и их заинтересованность в результатах логопедической деятельности. Продолжительным и результативным является поэтапное вовлечение родителей в подгрупповые встречи, проводимые по форме тренинга совместно с детьми. Доминантой в тактике активного усвоения речевых эталонов выделяется ситуация свободного общения.
Организация совместной деятельности взрослых и детей через игру и общение обеспечивает полноценную мотивацию речи. В таком взаимодействии не просто формально закрепляются заданные речевые конструкции-речь оказывается мотивированной теми действиями, которые ребёнок выполняет и тем самым воспринимается им не как упражнение, а как необходимость.
Эффективность работы с родителями определяется также психологическим настроем, проведением с ним, во-первых, дифферинцированной (с отдельной подгруппой родителей, выделяемыми в соответствии с различными нарушениями в речевом развитии детей и уровнем коррекционной - педагогической подготовки родителей), а во -вторых, индивидуализированной работы, обозначающей ориентацию на культурный и образовательный ценз каждой семьи, отношение её членов к речевым трудностям ребёнка и другое. Всё это в совокупности помогает установить между логопедом и родителями систему непрерывной и эффективной обратной связи, превращая семью в активного субъекта коррекционного процесса.
Разработанные конспекты детско-родительских встреч по активизации речи, общения и игры в межличностном взаимодействии широко применяются в деятельности учителя - логопеда.
Приложение 1. Детско-родительский логотренинг "В гостях у Зимушки - Зимы" для детей старшего дошкольного возраста.
Источники:
- Инновации - в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.Е. Громова. - М., 2008.
- Ребенок как партнер в диалоге: Труды постоянно действующего семинара по онтолингвистике. Выпуск второй. // Елисеева М.Б., Казаковская В.В., Краузе М., Лемяскина Н.А., Ли Н.М., Люблинская В.В., Охарева Н.Г., Петрова Т.И., Протасова Е.Ю., Седов К.Ф., Стернин И.А., Столярова Э.И., Цейтлин С.Н., Чернова Е.И., Юрьева Н.М. - СПб., 2001.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М.: 1987.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М., 2000.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Организация логопедической работы в специальном детском саду. - М., 1989.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи - М., 2009.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: 1989.
ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛОГОТРЕНИНГ
« В гостях у Зимушки – Зимы»
для детей старшего дошкольного возраста
Бодюл Татьяна Александровна, учитель-логопед
Цель: Создание образовательных условий, способствующих повышению качества и результатов коррекционной логопедической работы с подгруппой детей и их родителей.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщить представление детей о зиме (о признаках, явлениях природы). Совершенствовать коммуникативные навыки и формы межличностного взаимодействия.
Коррекционно – развивающие:
- Автоматизировать словарный запас существительными
(зима, снег, снежинка, снеговик, метель, вьюга, снегопад, сугроб, позёмка, узор), прилагательными( холодный, белый, пушистый, морозный), глаголами ( замерзать, покрывать, вьюжить, кружить, заметать, сыпать).
- Совершенствовать навыки составления рассказа по картине.
- Закреплять умение употреблять в речи предлоги ( в, на , из, под, из – под).
- Продолжать работу над интонационной выразительностью речи.
- Развивать зрительное и слуховое внимание.
Воспитательная: Воспитывать эстетическое отношение к процессу деятельности.
Оборудование: Клубок белых ниток, цветные коробки, картинки (снежинка, сугроб, санки, снеговик), большие иллюстрации с изображением зимних пейзажей, ленты прикреплённые к деревянной палочке, снежки разной фактуры (твёрдый, мягкий, шершавый), макеты(город, деревня, лес), снег(мелко нарезанный дождик), экран, проектор, ноутбук.
Аудио и видео сопровождение: фонограммы - шум ветра ( вьюга, метель), муз.
В. Шаиского «Вальс снежинок», фрагмент мультфильма «Снежная королева» 1957г. режиссер: Лев Атаманов, «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ».
Схема размещения развивающей среды: рисунок1
Содержание логотренинга:
Организационный момент:
Родителям вместе с детьми предлагается сесть в круг на ковёр (развивающая среда1)
Логопед в костюме зимы: «Сегодня я Зимушка – Зима. Я рада видеть вас в своей мастерской, где происходят самые настоящие зимние чудеса. Здесь я плету узор для снежинок, чтобы они были нарядными»
Коммуникативная игра «Снежинка»
Логопед: Плести узор мы будем с помощью волшебного клубочка. Меня зовут Зимушка – Зима. Я бросаю клубок Роме.
Дети закрепляют ниточку, обматывая указательный палец, называют своё имя и имя того к кому обращаются.
Логопед: У нас получился красивый узор, белоснежная нить объединила нас. Давайте осторожно снимем с пальца ниточку и оставим снежинку здесь.
Упражнение – имитация «Позёмка»
Звучит фонограмма «Шум ветра»
Логопед: У меня в мастерской много интересного. Прислушайтесь, что вы слышите?
(ответы детей)
Подул ветер, закружил снежинки и превратил в позёмку. И с вами превращаемся в позёмку. Позёмка стелется по земле и показывает куда нам отправиться дальше. Я вас приглашаю в гостиную сюрпризов.
Дети берутся за руки и движутся «змейкой» к гостиной сюрпризов (развивающая среда 2)
Гостиная сюрпризов
Стулья расставлены по кругу, на стульях круглые декоративные коробки разного цвета. В коробках находятся дидактические картинки (снеговик, санки, сугроб, снегирь, снежинка). На коробке наклеены картинки - символы звуков (с – воздух выходит из насоса, 3 – комарик).
Логопед: Возьмите коробочку. Открыть её можно только если правильно назвать, то что нарисовано на крышке коробки.
Словесная игра с предметными картинками «Прятки»
Логопед: Достаньте то, что у вас в коробке.
Саша, что у тебя нарисовано на картинке?
Ребёнок обращается к маме. Мама, что у тебя нарисовано на картинке? Взрослый обращается к ребёнку, сидящему рядом. Все участники по кругу обращаются друг к другу.
Логопед: Картинки очень любят играть в прятки. Спрячьте картинку в коробку. Куда мы спрятали картинку? Откуда будем доставать картинку? Теперь закройте коробку, положите картинку на коробку.
Родители обращаются к детям: « Куда ты положил(а) коробку?» (дети отвечают)
Логопед: А теперь спрячьте под коробку.
Дети спрашивают у родителей: «Куда спрятал(а) картинку?( Родители отвечают)
Логопед: Достаньте все свои картинки из – под коробки. Картинкам очень понравилось играть с вами в прятки. А сейчас я хочу пригласить вас на выставку зимних картин.
Дидактическое упражнение « Аналогии»
Возьмите свою маленькую картинку, нужно на больших картинах найти то, что у вас нарисовано на маленьких.
Галерея зимних картин (развивающая среда №3 - картины с изображением зимних пейзажей, развешены на леске по кругу)
Дети рассматривают картины, на больших картинах прикреплена скрепка, для того, чтобы дети могли прикрепить с помощью взрослого свою маленькую картину.
Беседа по картине.
Логопед: Все нашли свою картину. У зимушки – Зимы в мастерской, картины не простые. Они умеют двигаться, давайте вместе с картинами встанем в круг (в пары, в два круга)
Примерные вопросы.
Что изображено на картине? Почему ты выбрал эту картину? Какое время года на твоей картине? По каким признакам ты догадался, что это зима?
Логопед обращает внимание детей и родителей, что на одной из картин прикреплён конверт в котором лежит приглашение в театр вьюги и метели. Обращает внимание детей на экран Сегодня в театре снежной королевы показывают как танцуют метель и вьюга.
Просмотр фрагмента из мультфильма «Снежная королева»
Логопед: Теперь вы знаете, что такое вьюга? И я приглашаю вас в свой зимний театр, в котором каждый может быть актёром. Мы проходим через волшебную снежную дверь и попадаем на сцену, здесь танцует метель и вьюга (экран поднимается развивающая среда №4 )
Давайте потанцуем вместе с ними. Устраивать снежные вихри им помогают ленты. (Детям раздаются ленты, прикрепленные к палочкам).
Упражнение «Вьюга»
Вьюга воет, завывает (в-в-в).
Метель метёт заметает (показ способов действия)
Кручу, верчу всё засыпать хочу!
Повтор упражнения – игра « Громко – тихо»
Логопед: Вьюга сердится, громко воет в-в-в.
Кручу, верчу всё засыпать хочу!!
Ветер стихает, вьюга успокаивается, становится тише и тише.
Дети произносят фразу, приседают и оставляют графический узор из лент на ковре.
Логопед: Какой красивый узор остался на снегу. Мне понравилось ваше выступление в зимнем театре. Вы вместе с родителями сумели устроить настоящую метель. Посмотрите, вдали показался большой снежный сугроб. По скользкой ледяной дорожке идём к сугробу медленно и осторожно. Ребята, почему нужно идти осторожно?
Игра – упражнение «Передай снежок по кругу».
Дети и родители располагаются вокруг сугроба (мягкий модуль, накрытый белой тканью, возле него лежат белые шарики-снежки) (развивающая среда 5)
Логопед: Давайте слепим снежок.
Раз, два, три, четыре – загибают пальцы
Мы с тобой снежок лепили,
Круглый, крепкий, очень гладкий.
Он холодный и не сладкий! (лепят, меняя положение ладоней).
На мотив русской народной песни «Зимушка – зима» дети предают одновременно несколько снежков по кругу (медленно – быстро)
Ой, ты зимушка – зима,
Зима снежная была,
Зима снежная была
Все тропинки замела.
Все тропинки, все пути
Не проехать не пройти.
Логопед: Много мы снежков слепили. Какой у тебя получился снежок? Какой он на ощупь? Какой снежок по форме?
(Мой снежок круглый, белый гладкий..)
Упражнение « Спонтанный рисунок»
Логопед: Я приглашаю вас в свою мастерскую Снегопада.( развивающая среда 6 - макет зимнего города, деревни, леса)
Здесь я сыплю снег на землю .Помогите мне устроить настоящий снегопад. Снег падает, серебрится, искрится и тихо на землю ложится. Под музыку дети и родители «рисуют» картину, рассыпая снег.
Итог встречи.
Вы помогли мне всю землю снегом засыпать! Мне понравилось, с каким старанием вы плели снежинку. Вы помогли мне разобраться с сюжетами зимних картин, налепить много снежков. А что вам запомнилось?
Резюме
учителя-логопеда муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад присмотра и оздоровления №13
«Солнышко» города Губкина Белгородской области
Бодюл Татьяны Александровны
Татьяна Александровна Бодюл- 1965 г. рождения
Образование – в 1990 г. Окончила БГПИ им. М.С. Ольминского по специальности: педагогика и психология (дошкольная)
присвоена квалификация: преподаватель педагогики и психологии (дошкольной), методист по дошкольному воспитанию.
Стаж работы
общий – 34 года
по специальности – 21 год
квалификационная категория – первая (Приказ от 15.12.2015г. №5072)
Я Бодюл Татьяна Александровна работаю учителем – логопедом в МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №13 «Солнышко» с 1999 года. Организую логопедическую коррекцию обеспечиващую полноценное речевое развитие каждого ребёнка. У детей наблюдается положительная динамика усвоения программного материала. Результаты коррекционно-развивающей деятельности за период 2014-2016 гг. составили 85%. (Протоколы заседания Губкинского территориальной ПМПК, №9 от 10.04.2015г., №14 от 14.04.2016г.) Активно учавствую в работе методических обьединений учителей-логопедов, профессиональных конкурсах, региональных фестивалях, имею печатные статьи на Всероссийских интернет-порталах.
2013-2014г- конкурс профессионального мастерства «Моя профессия учитель-логопед, дефектолог» - Диплом III место в номинации «Логопедический кабинет 2013-2014» (Приказ №174 от 29.01.2014).
2013-2014 г- Всероссийский Фестиваль Педагогических идей . Диплом за представление педагогического опыта на Всероссийском Фестивале «Открытый урок». Сертификат к диплому удостоверяющий факт публикации (№271-066-92511).
2014г- Белгородский институт развития образования. Практико-ориентированный семинар учителей-логопедов «Педагогическое мастерство» Мастер-класс по теме: «Игровые приёмы развития фонетико-фонематической стороны речи» Дата: 08.12.2014г. Руководитель ДПП повышения квалификации Бок О.В.
2015 г – Семинар-практикум в рамках заседания методического обьединения учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений Губкинского городского округа. Презентация практического материала по теме: «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи (Приказ№ 621.Приложение к приказу от 25.03.2015г)
2016 г – Всероссийский интернет-портал «Социальная сеть работников образования». Статья «Коррекционные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда» (Свидетельство о публикации node/2486811)
2017 г – Всероссийская акция «Спорт-альтернатива пагубным привычкам. III место в номинации «Здоровьесберегающие технологии» тема: «Дифференцированные технологии для детей с ограниченными возможностями здоровья» (Приказ № 1066 от 5.05.2017г).
2015г. – Награждена почетной грамотой УО Губкинского городского округа за творческий, плодотворный труд в создании оптимальных условий пребывания детей в детском саду, большой вклад в дело воспитания и обучения дошкольников и в связи с 50-летним юбилеем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние песочной терапии в развитии эмоциональной сферы у детей с нарушениями речи.
Описание инновационного проектаТема: Влияние песочной терапии в развитии эмоциональной сферы у детей с нарушениями речи.Автор пр...
Программа развивающих занятий «Развитие коммуникативных способностей у детей с нарушением речи»
Программа «Развитие коммуникативных способностей у детей с нарушением речи»...
Презентация "Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи посредством театрализованной деятельности"
quot;Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи посредством театрализованной деятельности"...
«Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи через организацию режиссерской игры»
Что нужно делать взрослым, чтобы помочь ребёнку преодолеть различные трудности в общении....
Статья "Развитие коммуникативных способностей у детей с нарушением речи посредством театрализации".
Увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальн...
Методы и приемы развития коммуникативных навыков у детей с нарушением речи в условиях реализации ФГОС ДО. Использование "Игровизора" в работе учителя-логопеда ДО."
Данная презентация направлена на повышение интереса педагогов к изучаемой теме....
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Потребность в общении является одной из ведущих потребностей человека. Общение является необходимым условием адаптации человека к социальной среде. Особенно значимы условия для общения в детском возра...