Влияние песочной терапии в развитии эмоциональной сферы у детей с нарушениями речи.
статья по логопедии (старшая группа) по теме

 

              Описание инновационного проекта

Тема:  Влияние песочной терапии в развитии эмоциональной сферы у  детей с нарушениями речи.

Автор проекта:Максимова Н.Г.

Участники проекта:дети старшего возраста.

Продолжительность проекта:один год.

Цель:Развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств, осознание нравственных понятий детей посредством песочной игротерапии.

Задачи:

1. Изучить взгляды и рекомендации исследователей по проблеме песочной игротерапии.

2.Разнообразить способы песочной игротерапии и разработать систему игр и занятии с детьми.

3.Создать оптимальные условия и средства развития эмоциональной сферы детей логопатов, атмосферу благополучия в детском саду.

Проблема:Изучение эмоциональной сферы детей с нарушения речи.

Гипотеза:Ребенок будет развиваться, если создать гибкую, универсальную систему работы, способствующую развитию эмоциональной сферы детей с нарушениями речи.

                           І этап Пропедевтический

Содержание:

Просмотрев возможные варианты наиболее приемлемых с учетом актуальности, результативности, новизны, методической разработки, я выбрала программу пескотерапии эмоционально личностных проблем у детей «Песочный мир чудес» автором которой является Епанчинцева О.Ю..Изучив возможные проблемы, и для результативности работы мною была проработана программа «Песочный мир чудес».

Проработав эту программу, я решила использовать ее в своей работе, переработав на индивидуальные возможности детей и адаптировать ее к условиям эмоционального развития  старших дошкольников.

Прогнозируемый результат:

Дети усваивают адаптивные способы, необходимые для взаимодействия с окружающими. У них корректируется соответствующие черты характера, снижается напряжения, они становятся более раскрепощенными, поддерживают беседу, становятся активнее.

 

                   IIэтап Операционно – содержательный

Содержание:

В процессе индивидуального общения с детьми реализуем решения поставленных задач в различных формах работы: игры, занятия на песке. Дети с удовольствием посещают необычные занятия, с нетерпением ожидают продолжения, с восторгом делятся впечатлениями, что свидетельствует о высокой степени заинтересованности и мотивации к изменениям.

Занятия проводятся микро группами и индивидуальные, 10 занятий

с регулярностью 2 раза в неделю и продолжительностью 20 - 25 минут.

Прогнозируемый результат:

Дети научились свободно выражать свои мысли и чувства, освободились от конфликтов и сильных переживаний, обращаться с просьбами, выполнять определенные требования, решают немало образовательных задач.

         Методика организации педагогического процесса.

Условия реализации:

1.Обеспечение психологического комфорта в проведении игр и занятии.

2.Обьединение усилий логопеда  детей для достижения качественного результата труда.

 

                              IIIэтап Аналитический

 

Цель диагностики:

Выявить эмоциональной сферы и определения личностных особенностей.

Задачи:

1.Выявить наличие негативных переживаний у детей с помощью песочной терапии.

2.Определить личностные и эмоциональные особенности.

3.Изучение влияния эмоции на развитие познавательного и образовательного процесса.

 

 

                                Диагностика

В диагностике (на начало и конец года) приняли участие 12 детей старшего возраста. Способом обследования стали: графические методики, игры, творческие задания на песке. Были разработаны и проведены игры, занятия, упражнения на снятие напряжения, развития конструктивного общения.

Изучив особенности  эмоциональной сферы дошкольников, помогли игры и упражнения ( см. приложение).

Методики «Кактус» помогла увидеть состояние эмоциональной сферы дошкольников, определить наличие агрессивности, ее направленность.

После анализа рисунков на песке были сделаны выводы:

 

 

image

 

По результатам диагностики проводились занятия и игры:

1. Были включены упражнения на коррекцию агрессии:

«Рыцарский турнир» и др.

2.Снятие тревожности и неуверенности помогли игры: «Что спрятано в песке», «Сундук с сюрпризом» и др.

3. на развитие тактильных ощущении: упражнение «Горячо – холодно» и др.

4.Общение  корректировали ситуации: «Помощь другу», и др.

После повторной диагностики результаты изменились: снизилось проявление негативных эмоции, повысилась самооценка детей.

Узнать о личностных особенностях детей помогли творческие задания с использование песочной игротерапии. Детям было предложено отправится в «Мир песочных фантазии».

Перед началом работы включалась спокойная музыка, дети на минуту закрывали глаза и создавали эпизод сна, а после приступали к работе.

Сны с дружескими сказками были похожи на сказки, однако отмечались:

-агрессивное поведение – 3 ребенка (закапывание и толкание друзей -21,4%);

-тревожность – 4 ребенка (хаотичный выбор сюжета);

-подавленность – 1 ребенок (закапывание себя – 7,1%).

Комплексная диагностика позволила выделить показатели, оказывающие влияние на поведение, общение и эмоциональное самочувствие детей.

1.Тревожность, имеющая ситуативный характер, и неуверенность, связанная с заниженной самооценкой.

2.Агрессия, выражающая в конфликтных ситуациях при выполнении совместных задании, игр, в общении.

3.Страхи детей, оказывающие влияние на отношения со сверстниками и взрослыми.

4.Трудности в общении, часто возникающие из – за невладения способами  выражения чувств и эмоции и избирательности в общении.

Разработанная система занятий направлена на устранение негативных эмоции, на повышение общительности у детей, сохранение и поддержание психического здоровья путем тесного взаимодействия с родителями и педагогами, на развитие личностных особенностей каждого ребенка с учетом его возможностей.

Проведенная работа привела к следующим выводам:

-глубокое изучение литературы по проблеме песочной игротерапии позволяет расширить кругозор, пополнить профессиональные знания;

-песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребенка;

-для результативности песочной игротерапии необходимы разнообразные условия, средства и методы, которые стимулируют желания и интересы ребенка;

-песочная игротерапия вызывает положительные эмоции ( радость, удивление), снижает негативные проявления (страх, агрессию, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоции (злость, гнев, обида);

-проведенная работа оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей с нарушениями речи;

-с помощью песочной игротерапии удается наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;

-песочная  игротерапия совершенствует гуманные чувства детей, делает их добрее, учит их выражать свои эмоции в безобидной форме;

-достижения оптимальных результатов невозможно без глубокого изучения атмосферы семьи, без тесного, доверительного и партнерского взаимоотношения с родителями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

В презентации освещен пример развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством песочной терапии...

Мастер-класс "Использование технологии "Песочная терапия" в развитии эмоциональной сферы воспитанников"

Цель мастер-класса: демонстрация способов песочной терапии в развитии эмоциональной сферы воспитанников....

«Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста»

Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку реально создавать картину мира, дает возможность строить свой личный мир, ощущая себя его творцом....

Методическая разработка "Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей".

Песочная терапия - одна из разновидностей игровой терапии....

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы

Обыкновенный песок – это нечто волшебное. Уверена, что вы с этим согласитесь! Трудно найти человека, которому слово «песок» тотчас не навеяло бы живые воспоминания из детства....

Мастер-класс для родителей « Песочная терапия в развитии эмоциональной сферы ребенка »

Расширение знаний родителей в использовании элементах песочной терапии для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста....