Влияние песочной терапии в развитии эмоциональной сферы у детей с нарушениями речи.
статья по логопедии (старшая группа) по теме
Описание инновационного проекта
Тема: Влияние песочной терапии в развитии эмоциональной сферы у детей с нарушениями речи.
Автор проекта:Максимова Н.Г.
Участники проекта:дети старшего возраста.
Продолжительность проекта:один год.
Цель:Развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств, осознание нравственных понятий детей посредством песочной игротерапии.
Задачи:
1. Изучить взгляды и рекомендации исследователей по проблеме песочной игротерапии.
2.Разнообразить способы песочной игротерапии и разработать систему игр и занятии с детьми.
3.Создать оптимальные условия и средства развития эмоциональной сферы детей логопатов, атмосферу благополучия в детском саду.
Проблема:Изучение эмоциональной сферы детей с нарушения речи.
Гипотеза:Ребенок будет развиваться, если создать гибкую, универсальную систему работы, способствующую развитию эмоциональной сферы детей с нарушениями речи.
І этап Пропедевтический
Содержание:
Просмотрев возможные варианты наиболее приемлемых с учетом актуальности, результативности, новизны, методической разработки, я выбрала программу пескотерапии эмоционально личностных проблем у детей «Песочный мир чудес» автором которой является Епанчинцева О.Ю..Изучив возможные проблемы, и для результативности работы мною была проработана программа «Песочный мир чудес».
Проработав эту программу, я решила использовать ее в своей работе, переработав на индивидуальные возможности детей и адаптировать ее к условиям эмоционального развития старших дошкольников.
Прогнозируемый результат:
Дети усваивают адаптивные способы, необходимые для взаимодействия с окружающими. У них корректируется соответствующие черты характера, снижается напряжения, они становятся более раскрепощенными, поддерживают беседу, становятся активнее.
IIэтап Операционно – содержательный
Содержание:
В процессе индивидуального общения с детьми реализуем решения поставленных задач в различных формах работы: игры, занятия на песке. Дети с удовольствием посещают необычные занятия, с нетерпением ожидают продолжения, с восторгом делятся впечатлениями, что свидетельствует о высокой степени заинтересованности и мотивации к изменениям.
Занятия проводятся микро группами и индивидуальные, 10 занятий
с регулярностью 2 раза в неделю и продолжительностью 20 - 25 минут.
Прогнозируемый результат:
Дети научились свободно выражать свои мысли и чувства, освободились от конфликтов и сильных переживаний, обращаться с просьбами, выполнять определенные требования, решают немало образовательных задач.
Методика организации педагогического процесса.
Условия реализации:
1.Обеспечение психологического комфорта в проведении игр и занятии.
2.Обьединение усилий логопеда детей для достижения качественного результата труда.
IIIэтап Аналитический
Цель диагностики:
Выявить эмоциональной сферы и определения личностных особенностей.
Задачи:
1.Выявить наличие негативных переживаний у детей с помощью песочной терапии.
2.Определить личностные и эмоциональные особенности.
3.Изучение влияния эмоции на развитие познавательного и образовательного процесса.
Диагностика
В диагностике (на начало и конец года) приняли участие 12 детей старшего возраста. Способом обследования стали: графические методики, игры, творческие задания на песке. Были разработаны и проведены игры, занятия, упражнения на снятие напряжения, развития конструктивного общения.
Изучив особенности эмоциональной сферы дошкольников, помогли игры и упражнения ( см. приложение).
Методики «Кактус» помогла увидеть состояние эмоциональной сферы дошкольников, определить наличие агрессивности, ее направленность.
После анализа рисунков на песке были сделаны выводы:
По результатам диагностики проводились занятия и игры:
1. Были включены упражнения на коррекцию агрессии:
«Рыцарский турнир» и др.
2.Снятие тревожности и неуверенности помогли игры: «Что спрятано в песке», «Сундук с сюрпризом» и др.
3. на развитие тактильных ощущении: упражнение «Горячо – холодно» и др.
4.Общение корректировали ситуации: «Помощь другу», и др.
После повторной диагностики результаты изменились: снизилось проявление негативных эмоции, повысилась самооценка детей.
Узнать о личностных особенностях детей помогли творческие задания с использование песочной игротерапии. Детям было предложено отправится в «Мир песочных фантазии».
Перед началом работы включалась спокойная музыка, дети на минуту закрывали глаза и создавали эпизод сна, а после приступали к работе.
Сны с дружескими сказками были похожи на сказки, однако отмечались:
-агрессивное поведение – 3 ребенка (закапывание и толкание друзей -21,4%);
-тревожность – 4 ребенка (хаотичный выбор сюжета);
-подавленность – 1 ребенок (закапывание себя – 7,1%).
Комплексная диагностика позволила выделить показатели, оказывающие влияние на поведение, общение и эмоциональное самочувствие детей.
1.Тревожность, имеющая ситуативный характер, и неуверенность, связанная с заниженной самооценкой.
2.Агрессия, выражающая в конфликтных ситуациях при выполнении совместных задании, игр, в общении.
3.Страхи детей, оказывающие влияние на отношения со сверстниками и взрослыми.
4.Трудности в общении, часто возникающие из – за невладения способами выражения чувств и эмоции и избирательности в общении.
Разработанная система занятий направлена на устранение негативных эмоции, на повышение общительности у детей, сохранение и поддержание психического здоровья путем тесного взаимодействия с родителями и педагогами, на развитие личностных особенностей каждого ребенка с учетом его возможностей.
Проведенная работа привела к следующим выводам:
-глубокое изучение литературы по проблеме песочной игротерапии позволяет расширить кругозор, пополнить профессиональные знания;
-песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребенка;
-для результативности песочной игротерапии необходимы разнообразные условия, средства и методы, которые стимулируют желания и интересы ребенка;
-песочная игротерапия вызывает положительные эмоции ( радость, удивление), снижает негативные проявления (страх, агрессию, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоции (злость, гнев, обида);
-проведенная работа оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей с нарушениями речи;
-с помощью песочной игротерапии удается наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;
-песочная игротерапия совершенствует гуманные чувства детей, делает их добрее, учит их выражать свои эмоции в безобидной форме;
-достижения оптимальных результатов невозможно без глубокого изучения атмосферы семьи, без тесного, доверительного и партнерского взаимоотношения с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
В презентации освещен пример развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством песочной терапии...
Мастер-класс "Использование технологии "Песочная терапия" в развитии эмоциональной сферы воспитанников"
Цель мастер-класса: демонстрация способов песочной терапии в развитии эмоциональной сферы воспитанников....
«Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста»
Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку реально создавать картину мира, дает возможность строить свой личный мир, ощущая себя его творцом....
Методическая разработка "Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей".
Песочная терапия - одна из разновидностей игровой терапии....
Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы
Обыкновенный песок – это нечто волшебное. Уверена, что вы с этим согласитесь! Трудно найти человека, которому слово «песок» тотчас не навеяло бы живые воспоминания из детства....
Мастер-класс для родителей « Песочная терапия в развитии эмоциональной сферы ребенка »
Расширение знаний родителей в использовании элементах песочной терапии для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста....