РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
консультация

Кузнецова Светлана Павловна

Потребность в общении является одной из ведущих потребностей человека. Общение является необходимым условием адаптации человека к социальной среде. Особенно значимы условия для общения в детском возрасте, в связи с чем, создание благоприятных условий для общения ребенка с окружающими людьми является одной из приоритетных задач и в психологии, и педагогике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx15.89 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Потребность в общении является одной из ведущих потребностей человека. Общение является необходимым условием адаптации человека к социальной среде. Особенно значимы условия для общения в детском возрасте, в связи с чем, создание благоприятных условий для общения ребенка с окружающими людьми является одной из приоритетных задач и в психологии, и педагогике.

Формирование и развитие навыков общения помогает сформировать у ребенка чувство собственной уникальности, полноценности.

Потребность в общении формируется у детей изначально благодаря взрослым, окружающим ребенка, в первую очередь, родителям, а также сверстникам.

Существуют определенные критерии (проявления детей), указывающие на наличие потребности в общении [2]:

– интерес ребенка к другому человеку, предполагающий эмоциональную реакцию на его действия,

– стремление привлечь внимание к себе,

– выяснить оценку другими людьми своих действий.

Педагогическими условиями формирования потребности общения детей являются:

– объединение нескольких видов деятельности: творческой,

включая, музыкальную, театрализованную, художественную, речевой, игровой и т.д.;

– комплекс различных приемов, методов и способов, используемых педагогом к детям, например, поощрение высказываний

детей, разыгрывание положительных и отрицательных образцов

поведения с помощью кукол и пр.

Свою специфику имеет процесс общения у детей с нарушениями речи. Проблемная речевая деятельность оказывает негативное

влияние на все сферы личности, причем чем сильнее выражен дефект, тем сильнее его влияние на сенсорную, интеллектуальную,

эмоциональную, волевую сферы личности ребенка [1].

Неполноценная речь способствует появлению многочисленных коммуникативных барьеров – абсолютных или относительных

препятствий эффективному общению. Коммуникативные барьеры у детей с нарушениями речи вызваны психологическими особенностями (замкнутостью, нерешительностью), невротическими проявлениями. Дети с нарушениями речи имеют ограниченную коммуникативную контактность, инертность в ситуациях общения, сложности при слушании, неумение поддерживать беседу. Развитие речи у таких детей, овладение словарным запасом замедленно, что ограничивает вербальную коммуникацию ребенка

и со взрослыми, и со сверстниками, препятствуя осуществлению полноценной деятельности общения. Отсутствие полноценных коммуникативных связей создает серьезные проблемы в общем процессе развития и обучения таких детей. Нарушения речи затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка. Коррекционная педагогическая деятельности в отношении детей с нарушениями речи связана с созданием определенных условий, одним из которых является благоприятная речевая среда, в которую включается речь родителей и людей, образующих ближайшее окружение ребенка. Важными компонентами такой среды являются фольклор, художественная литература, телевидение, театр. Отметим, что создание благоприятной речевой среды должно постоянно поддерживаться и совершенствоваться посредством усвоения литературного языка и расширением словарного запаса. Важную роль играет чтение определенных литературных произведений: стихотворений, рассказов, сказок. На улучшение коммуникативных способностей детей направлены такие приемы обучения, как комментирование действий, показ и рассматривание предмета; выполнение действий с предметами; конкретные просьбы, поручения. Эффективны также повторение за ребенком слов, словосочетаний, предложений; опосредованное общение через куклу (игрушку); многократное проговаривание речевого материала [5].

В целом отметим, что необходимо создавать соответствующие условия для взаимодействия детей с нарушениями речи, что способствует как закреплению навыков пользования речью, так и ее совершенствованию, обогащению словарного запаса. Вовлечение детей с нарушениями речи в совместную деятельность с другими детьми способствует как развитию коммуникативных способностей, так и развитию всех мышления, внимания, памяти, восприятия, речи. Для развития коммуникативных способностей детей можно использовать разнообразные игровые задания, ориентированные на объединение детей посредством нацеленности на общий результат деятельности, формирование потребности в доброжелательном общении и взаимной ответственности друг перед другом. Общение дошкольников не является полностью самостоятельным процессом, а сопутствует другим видам деятельности. В данной связи эффективны задания художественного типа: «Каким цветом ты бы раскрасил радость, злость, болезнь и здоровье. Таким образом, коммуникативное развитие детей с нарушениями речи имеют комплексный характер, а деятельность, направленная формирование коммуникативных способностей таких детей должна осуществляться и дома, и в дошкольном учреждении.

Список литературы

1. Кахнович С. В. Формирование потребности общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью: автореф. дис. канд. пед. наук М., 1998. –

23 с.

2. Лосев П.Н. Коррекция речевого и психического развития.

М. 2005.

3. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007.

4. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос,

2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развивающих занятий «Развитие коммуникативных способностей у детей с нарушением речи»

Программа    «Развитие коммуникативных способностей  у детей с нарушением речи»...

«Развитие коммуникативных способностей у детей с нарушением зрения через театрализованную деятельность в дошкольном учреждении»

  В связи с введением новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Согласно новым тр...

Презентация "Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи посредством театрализованной деятельности"

quot;Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи посредством театрализованной деятельности"...

«Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи через организацию режиссерской игры»

Что  нужно делать взрослым, чтобы помочь ребёнку преодолеть  различные трудности в общении....

Развитие коммуникативной сферы у детей с нарушением речи в сотрудничестве с родителями

Развитие коммуникативной сферы у детей с нарушением речи в сотрудничестве с родителями...

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников с нарушениями речи

Презентация проекта по развитию коммуникативных способностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в театрализованной деятельности....

Статья "Развитие коммуникативных способностей у детей с нарушением речи посредством театрализации".

Увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальн...