Статья "Развитие коммуникативных способностей у детей с нарушением речи посредством театрализации".
статья по логопедии
Увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.Именно театральная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования личности ребенка, интеллектуального и художественно - эстетического воспитания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативных способностей у детей с нарушением речи посредством театрализации
Увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Именно театральная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования личности ребенка, интеллектуального и художественно - эстетического воспитания.
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромное и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу.
Театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии - условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.
Процесс формирования театрализовано-игровой деятельности дошкольников с различными нарушениями речи имеет свои особенности. Он предполагает этапность, что является организационным стержнем данного вида художественной деятельности. При этом на каждом этапе ставятся задачи, решение которых обеспечивается в художественном общении ребенка с проблемами с взрослыми и сверстниками.
Первоначальный этап работы по развитию коммуникативных способностей у детей с нарушением речи посредством театрализации был направлен, на формирование положительного мотивационно - потребностного компонента и интереса к театрализовано-игровой деятельности. В этот период важно обеспечивать условия, способствующие проявлению интереса и желания детей, участвовать в различных театрализовано-игровых формах; первоначальная ориентировка в новой для него деятельности, связанной с перевоплощением в другой образ; расширение круга представлений о театре, обогащение его новыми впечатлениями, накопление опыта.
В процессе театрализованной деятельности важно было обратить внимание на обогащение эмоционально-чувственного, художественного опыта, совершенствование восприятия, представлений, развитие образного видения ребенком с нарушением речи. На данном этапе важно было выявить у детей доминирующие склонности к различным видам театрализованной деятельности, расширять кругозор детей за счет увеличения объёма информации, обеспечить усвоение содержания сюжетов сказок, действий персонажей, понимание характерных особенностей их образов, сформировать целостное видение сюжета и образа, представление детей о композиционном построении театрализованного действия. Реализации этих задач способствует использование, как знакомых народных сказок, так и авторских, а также разнообразных игровых заданий.
Следующим этапом деятельности стало, апробация и внедрение в практическую деятельность с детьми новых изобразительных технологий; повышение уровня родительской компетентности в области художественно - эстетического воспитания, а это так же формирование театрализовано-игровой деятельности, овладение в доступной детям форме элементами техники и средствами интонационно-пластической выразительности образов и сюжета. На данном этапе дети в доступной для них форме приобщаются к «сценическому» воплощению образа в театрализованных, образно-ролевых играх, а также родители знакомятся с традиционными способами организации сюжета и структурой построения сказок, закономерностями появления и движения персонажей в театрализованном действии и сценическом образе костюма ребенка.
Заключительным этапом работы по развитию коммуникативных способностей посредством театрализации стало воспроизведение образов персонажей в театрализованных играх, демонстрация сказки для родителей и показ младшим группам. Этот этап характеризуется постепенностью, сначала у детей формируется умение интонационно передавать образ, затем дети овладевают пластической выразительностью и только после этого могут создавать целостный образ персонажа. На этом этапе работе мы использовали различные виды театрализованных игр.
Таким образом, у детей сформировался устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в спектакле по сюжету знакомой сказки. Дети научились пользоваться настольным и пальчиковым театром.
Сформировалось умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами.
Прослеживается умение строить ролевые диалоги и согласовывать свои действия с другими детьми в ходе спектакля. Дети уже свободно держаться на сцене; стали дружнее, зародилось чувство партнерства.
Предметно - пространственную среду пополнили новыми масками для театрального уголка. Повысился интерес родителей к жизни детей в ДОУ.
Эти констатирующие данные позволили лучше узнать своих воспитанников и получать удовольствие в ходе выполнения творческих постановок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация " Формирование творческих способностей детей с нарушением речи посредством музыкально-ритмического движения" (из опыта работы)
В презентация обобщен опыт работы на тему "Формирование творческих способностей детей с нарушением речи посредством музыкально-ритмического движения". Актуальность темы обусловлена тем, что дети-дизар...
Успешное формирование математических способностей у детей с нарушением речи посредством дидактических игр
"Обучение состоит не в том, чтобы поместить нечто в другого человека, а в том чтобы извлечь уже имеющееся.."СократПонятие "развитие математических способностей" является довольно сложным, комплексным ...
Программа развивающих занятий «Развитие коммуникативных способностей у детей с нарушением речи»
Программа «Развитие коммуникативных способностей у детей с нарушением речи»...
Презентация "Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи посредством театрализованной деятельности"
quot;Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи посредством театрализованной деятельности"...
Развитие художественно-творческих способностей детей с нарушением речи посредством нетрадиционных техник рисования и аппликации в группе «Почемучки» МАДОУ № 209
Презентация для РМО о проделанной работе воспитателей...
Опыт работы на тему «Формирование творческих способностей детей с нарушениями речи посредством музыкально-ритмического движений»
Создание условий обеспечивающие развитие творческих способностей детей с нарушениями речи посредством музыкального движения....
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Потребность в общении является одной из ведущих потребностей человека. Общение является необходимым условием адаптации человека к социальной среде. Особенно значимы условия для общения в детском возра...