Конспект подгруппового занятия по формированию фонетико-фонематических представлений "Подарки для феи"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Бутина Валерия Львовна

Данное занятие - контрольный этап проекта "Путешествие в Красный Замок", целью которого является формирование фонетико-фонематических представлений о гласных звуках у детей старшей группы. Данное занятие позволяет закрепить умение детей выделять гласные звуки в начале слова, чтобы в дальнейшем сформировать умение выделять гласные в положении после согласного в слове. Отличительная особенность данного занятия от других занятий проекта - участие педагога-психолога ДОУ, Харитоновой М. С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podarki_dlya_fei.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

(СТАРШАЯ ГРУППА)

Пояснительная записка

Данное занятие - контрольный этап проекта «Путешествие в Красный замок», целью которого является формирование фонетико – фонематических представлений о гласных звуках у детей старшей группы.

Методическая тема занятия: «Выделение гласных звуков А, О, У, И в начале слова».

Тема занятия, называемая детям «Подарки для феи».

Место занятия в образовательной программе логопедической работы и форма проведения: подгрупповое логопедическое занятие по формированию фонетико – фонематических представлений. Данное занятие позволяет закрепить умение детей выделять гласные звуки в начале слова, чтобы в дальнейшем сформировать умение выделять гласные в положении после согласного в слоге.

Отличительная особенность этого занятия от других занятий проекта — участие в подготовке и проведении психолога ДОУ — Харитоновой М. С.

Цель: выделение гласных звуков А, О, У, И в начале слова.

Задачи:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий и первичных представлений об объектах окружающего мира.

Образовательная область «Речевое развитие»:

уточнение правильного произношения гласных звуков А, О, У, И;

закрепление умения выделять гласный звук в начале слова;

деление слов на слоги, определение количества слогов в слове;

преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков;

повторение чистоговорок, насыщенных изучаемыми звуками.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

развитие детского художественного творчества; интереса к рисованию, аппликации.

Образовательная область «Физическое развитие»:

повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.

Оборудование:

Демонстрационный материал

Красный замок, фея в красном платье, Синий замок.

Раздаточный материал

Наборы картинок: окунь, ослики, аист, утка, индюк.

Символы звуков А, О, У, И.

Наборы для составления схем слов.

Рисунки облаков, полоски синего цвета, геометрические фигуры — символы гласных звуков  А, О, У, И - вырезанные из красной бумаги,  ножницы, клей.

Предварительная работа.

1. Выполнение упражнений для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти (I блок, II блок) по методике Ткаченко Т. А.

2. Выполнение упражнений по выделению на слух звуков А, О, У, И из ряда прочих звуков, слогов и слов.

3. Деление двусложных слов на слоги, составление схем слов.

4. Выполнение упражнений для тренировки дикции, речевого дыхания и силы голоса на материале правильно произносимых звуков речи (I блок, III блок, IV блок, VII блок) по методике Ткаченко Т. А

5. Рисование облаков на листах голубого цвета формата А4.

Предполагаемые (планируемые) результаты, достигнутые на логопедическом занятии.

Дети проявляют интерес к логопедическому занятию; способны к воспринимать ступенчатые словесные инструкции.

Дети имеют представление о гласных звуках А, О, У, И; способны произносить сложные по структуре слова, состоящие из правильно произносимых звуков.

Дети способны делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; читают наизусть чистоговорки, насыщенные изучаемыми звуками.

Дети проявляют интерес к продуктивной деятельности (рисованию, аппликации); сохраняют умственную и физическую работоспособность до конца занятия.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Дети стоят около столов.

Логопед. У нас в гостях сегодня Мария Сергеевна, наш психолог. У нее для вас особенное задание, о котором она расскажет сама.

Психолог. Добрый день, у нас сегодня действительно необычное занятие и начнем мы его с игры, которая называется «Всё кроме одного». (См. приложение)

Вы хорошо справились с правилами игры, предлагаю вам еще одну игру, называется она «Да и нет не говори». (См. приложение)

А я вам предлагаю последнее задание, кто справляется с заданием получаем фишку и садится на занятие. (упражнение «Точь в точь»). (См. приложение)

Дети выполняют словесные инструкции взрослого после однократного прослушивания и садятся на свои места.

Актуализация имеющихся знаний у детей

На демонстрационной доске Красный замок.

Логопед. Скажите, кто живет в этом замке?

Дети. Фея Анна.

Логопед. Фея Анна и звуки, которые мы обозначаем красным цветом. Назовите их.

Дети называют гласные звуки, с которыми познакомились на предыдущих занятиях.

Постановка проблемы

Логопед. У феи Анны - праздник. В замке собираются гости. Они приготовили для феи подарки. Давайте вместе подумаем, что можно подарить Анне?

Обсуждение проблемы

Дети называют подарки, которые можно подарить фее Анне.

Логопед. Фее очень нравится все, что начинается на звуки А, О, У, И. Именно эти звуки живут в Красном замке. Название подарка должно начинаться на гласные звуки. Скажите, подойдут ли эти подарки для феи Анны?

«Назови картинку». Выделение начального гласного в словах.

У детей на столах предметные картинки.

Логопед. Один, два, три, картинку переверни!

Дети переворачивают картинки.

Логопед. Кто это?

Дети называют картинки. Логопед уточняет названия картинок.

Логопед. Название подарка должно начинаться на звук А (О, У, И). Миша, у тебя ослики. Этот подарок подходит для феи Анны или нет? Произнеси слово ослики так, чтобы мы услышали первый звук.

Миша. О-о-о-ослики.

Логопед. Какой звук ты слышишь в начале?

Миша. О.

Логопед. Покажи карточку, которая обозначает звук О.

Миша выбирает из четырех карточек, лежащих перед ним, символ звука О.

Логопед. Миша, звук О живет в Красном замке или нет? Подходят ослики для подарка или нет?

Миша. Подходят.

Дети называют картинки, голосом выделяя начальный звук, и определяют, подходит подарок для феи или нет.

Логопед. А у Марии Сергеевны для вас есть еще одно задание.

Физкультминутка

Психолог

Пальчиковая гимнастика «Облака»

Облака как паруса

Мчит их ветер, гонит,

Если много облаков-

Будет точно дождик.

Ну а если облака,

Как перо жар-птицы,

Будет солнышко с утора,

Защебечут птицы.

Динамическая пауза «Ветер»

Ветер дует нам в лицо,

закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Дерево все выше, выше.

Ветер веет над полями

И качается трава.

Облако плывет над нами,

Словно белая гора.

Мы взбираемся на холм,

Там немного отдохнем

И снова заниматься начнем.

Постановка проблемы

Логопед. Мы приготовили для феи подарки. Давайте вместе подумаем, как отправить подарки в Красный замок?

Обсуждение проблемы

Дети придумывают способы отправления подарков.

Игра «Запомни, повтори!»

Логопед. По небу вата едет куда-то, едет куда-то по небу вата.

Дети повторяют чистоговорку.

Игра «Подскажи словечко»

Логопед. А что это за вата едет по небу куда-то? Вы догадались?

Дети. Облако.

Логопед. Облака, которые мы рисовали в прошлый раз, могут помочь нам отправить подарки фее Анне. Если на облаке написать слово ослики, в саду около Красного замка появятся серые ослики. Если на облаке написать утка, в пруду около замка появится...

Дети. Утка.

Логопед. Если на облаке написать слово индюк, вокруг замка будет вышагивать важный...

Дети. Индюк.

Логопед. Если на облаке написать слово окунь, в пруду будет плавать полосатый...

Дети. Окунь.

Логопед. А если на облаке написать  аист?

Дети. В саду у феи Анны появится аист.

Логопед. В саду у феи Анны длинноногий аист будет ловить в пруду лягушек.

Логопед. Что будет делать аист? Что будут делать ослики? Что будет делать окунь? Что будет делать индюк? Что будет делать утка?

Самостоятельная практическая деятельность детей

Логопед. А вы умеете писать слова?

Дети. Нет.

Логопед. А составлять слова из частей?

Дети. Умеем.

Логопед. Разрежьте полоску бумаги на столько частей, сколько частей в слове-подарке.

Логопед раздает детям предметные картинки и облака, которые дети нарисовали на прошлом занятии.

Логопед. Ваня, что ты подаришь фее?

Утку.

Логопед. Как узнать, сколько частей в слове утка?

Дети. Слово надо прохлопать.

Дети хлопают в ладоши.

Логопед. На сколько частей ты разрежешь полоску?

Ваня. На две. В слове утка две части.

Ваня выкладывает схему слова на облаке.

Дети прохлопывают слова-подарки и выкладывают схемы на облаках.

Логопед. Чтобы ваши слова-подарки держались на облаках, полоски надо приклеить.

Дети работают с клеем.

Логопед. Наши подарки готовы к отправлению. Посмотрите внимательно на облака. Что вы заметили?

Схемы на трех облаках одинаковые.

Логопед. Как узнать, какой подарок мы отправляем на облаке? У-у-утка. О-о-окунь. А-а-аист. О-о-ослики. И-и-индюк.

Логопед показывает детям геометрические фигуры — символы гласных звуков А, О, У, И - вырезанные из красной бумаги.

Дети. Нужно наклеить на облака фигуры, которые обозначают гласные звуки.

Дети наклеивают символы звуков.

Презентация подарков

Логопед. Ксюша, «прочитай» название своего подарка и расскажи, кто появится в Красном замке и что он там будет делать.

Ксюша. О — сли — ки. Около замка появятся ослики. Они будут щипать в саду траву.

Дети «читают» названия подарков и рассказывают о том, кто появится в замке.

Логопед. Как вы думаете, понравятся фее Анне ваши подарки? Почему?

Логопед слушает и обобщает ответы детей.

Постановка новой проблемы

Логопед показывает детям Синий замок и предлагает подумать в группе и дома о том, кто там живет и с кем они познакомятся на следующем занятии.


Приложение

1. Малоподвижная игра «Всё кроме одного».        

Цель: умение усваивать инструкцию взрослого и действовать в соответствии с ней. Совершенствовать концентрацию внимая и быстроту реакции.

Ход игры: Ведущий предлагает участникам повторять все движения, которое он показывает, но одно движение (заранее обговаривается какое) делать наоборот. Например: «Подними руки вверх»  (участники опускают вниз).

2.«Да и нет не говори»

Цель: совершенствовать умения давать развернутые ответы, развивать мышление.

Ход игры: Я вам буду задавать вопросы, а вы должны ответить на них, но не говорить ДА или НЕТ. Педагог проговаривает несколько примеров.

- Ты любишь конфеты?

- Хотел бы ты прокатиться на карусели?

- У тебя есть друзья? И т.п.

3. Упражнение «Точь в точь»

Цель: продолжать совершенствовать краткосрочную память.

Инструкция: Педагог говорит предложение и предлагает ребенку повторить это предложение дословно. Дети выполняют словесные инструкции взрослого после однократного прослушивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по формированию фонетико-фонематических представлений "Приключения Ветерка"

Данное занятие является этапом формирования фонетико-фонематических представлений у детей подготовительной к школе группы. Оно позволяет первоначально закрепить звук Ш с целью автоматизации его в даль...

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе. Тема: Звуки [М] – [М’]. Буква М

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе....

Конспект подгруппового занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста (5 - 6 лет) Тема: «В гости к нам пришёл мишка»

Конспект  подгруппового занятия   по коррекции  фонетико-фонематического  недоразвития  речи  у детей  дошкольного  возраста (5 - 6 лет)...

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико - фонематической стороны речи .Тема: « В стране шумов и звуков».

Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей на материале неречевых звуков и слов, близких по звуковому составу....

Подгрупповое занятие по формированию фонетико-фонематических представлений в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Цель: закрепление формирования артикуляционного уклада звука Р в самостоятельном произношении в словах, фразах, предложениях....

Подгруппового занятия по формированию Фонетико-фонематических процессов

Технологическая картаПодгруппового занятия по формированию Фонетико-фонематических процессовпо развитию речис детьми старшего дошкольного возрастаТема: «Дифференциация звуков [с] - [ш]»...